05.03.2017
Сегодня много ведется споров о том, кто и как должен соблюдать Великий пост. Какая мера у новоначальных, какая у работающих, какой батюшка благословляет вкушать какую пищу, что пишут по этому поводу интернете и т.д. Однако спорящие, вероятно, весьма удивятся, если узнают, что мера у всех одна - это Типикон, или Устав Церкви. Подробнее об этом - в ответах иеромонаха Илии.
<-назад в раздел
Мера поста – это Типикон, или Устав Церкви. Разъяснения православного священника о посте
Сегодня много ведется споров о том, кто и как должен соблюдать Великий пост. Какая мера у новоначальных, какая у работающих, какой батюшка благословляет вкушать какую пищу, что пишут по этому поводу интернете и т.д. Однако спорящие, вероятно, весьма удивятся, если узнают, что мера у всех одна - это Типикон, или Устав Церкви. Подробнее об этом - в ответах иеромонаха Илии.
Вопрос: Батюшка, некоторые говорят, что Типикон был составлен монахами для монахов, и что монахи должны поститься строго, а мирянам можно поститься по силам. Так ли это?
Иеромонах Илия: Определить свои силы очень сложно. Потому что здесь примешивается лень, саможаление и боязливые помыслы подорвать свое драгоценное здоровье.
Конечно, во всем нужна мера. И эту меру установили Святые Отцы наши, которые учли каждую мелочь. И если Вы действительно верите – значит, доверяете Матери-Церкви, которая определила уставы (Типикон) к исполнению для всех. Другое дело – если вы не исполняете эти уставы, то необходимо в этом каяться. Но никак не искать оправдание своего чреволюбия.
То, что Типикон составлен монахами, в этом нет ничего удивительного. В Церкви всегда все постановления принимались соборами епископов, которые, понятно, были монахи. Да и вспомните слова преподобного Иоанна Лествичника о том, что свет монахам – Ангелы, а свет мирянам – монахи.
Монахи всегда постились и постятся гораздо строже, чем этого требует Типикон. Они подвизаются особо. Это их подвиги во Христе. Есть и благочестивые миряне, которые соблюдают пост строже, чем написано в Типиконе. Но Типикон – это нижняя граница дозволенного. Это то, что мы обязаны исполнять все.
Вопрос: Батюшка, некоторые, даже священники, говорят, что монахам легко соблюдать пост, потому что они практически не двигаются, берегут силы. Прошел из кельи два метра до храма и назад. А мирянам надо ехать на общественном транспорте, чтобы попасть в храм. Надо работать, чтобы прокормиться. А на это требуются немалые силы…
Иеромонах Илия: Думаю как-то неприлично поддерживать спор между монахами и мирянами. Если считаете, что монахам легче – то идите в монастырь. Есть такая древняя народная пословица: «Рыба ищет где глубже, а человек – где лучше». Если считаете, что в монастыре легче – то с Богом. Что мешает?
У монахов также есть послушания (работа), а у священноиноков множество духовных чад. Поверьте, физических сил требуется не меньше, чем строителю на стройке. Когда Типикон составлялся, то монахи вообще тогда жили в египетской пустыни и собирались в храм из своих келий, которые не в двух шагах были расположены от монастыря. Надо было пройти до храма несколько километров по горной ухабистой местности, а не ехать, сидя на мягком кресле троллейбуса или метро.
Вообще об этом можно говорить много. Но суть строгости Великого Поста проста. Если Вы истинная христианка, а не просто надели маску верующей – то Вы всегда должны быть готовы умереть за Христа. Не так ли? Ну, и что же тогда мелочиться с Постом? Если Вы не в силах понудить себя к соблюдению Поста, то как тогда сможете побудить себя на смерть ради Христа?
Пост по сути своей – это испытание для новоначальных. А для воцерковленного человека это – великая радость. «Постимся постом приятным», – поется в богослужебных песнопениях.
Вопрос: Батюшка, а как быть с тем, что разные священники по-разному говорят о Посте? Некоторые говорят, что надо определить для себя меру, например, не есть шоколад или тортики в Пост, и этого уже достаточно.
Иеромонах Илия: Говорить можно все, что угодно. Но нам, православным, надо не выбирать то, что нам как бы ближе и доступнее, а брать за основу Типикон. Тогда можем надеяться на спасение.
Апостол Павел говорил о наших временах так: Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням (2 Тим. 4, 3-4).
Христианин всегда выбирает путь узкий и тернистый, а не легкий и широкий. Помоги нам всем Господь!
Источник:
Блог «Беседы и проповеди иеромонаха Илии (Копылова)»
Блог «Беседы и проповеди иеромонаха Илии (Копылова)»
vk.com/besedy_ieromonaha_ilii