17.02.2017
<-назад в раздел
На пути возвращения к русскости: Интервью с главным редактором «Сегодня.ру» Г.П. Котенком
Предлагаем вниманию читателей беседу с военным экспертом, журналистом, главным редактором патриотического информационно-аналитического сетевого издания «Сегодня.ру» Георгием Петровичем Котенком.
– Георгий Петрович, расскажите, пожалуйста, о себе. Как Вы пришли к Православию?
– Я учился в военном училище на Украине. У меня родители оттуда, из Харьковской области, Слобожанщины, отец там похоронен. К сожалению, сейчас я не могу туда поехать по известным причинам… Военное училище – тяготы, невзгоды, испытания… Я понял, что без Бога жить невозможно. Это не пустые слова. Изначально армия для меня была связана с романтическими образами и понятиями – Суворов, бастионы, штурмы, победы, флаги… Но реальность оказалась иной – прозаичной и скорбной. И тогда мне помогло именно то, что я сам пошел и приобрел Евангелие и молитву «Отче наш»… У меня было стойкое чувство, что все вокруг рушится, я рос под таким крайне тягостным впечатлением… Украина отказалась предоставлять нам то, что требовалось будущим офицерам. И экзамены мы сдавали уже в Москве, в Военной академии. Той страны, которой мы присягали, не стало…
Потом я участвовал в первой и второй чеченской кампаниях, объездил весь Кавказ, Дагестан, Ингушетию… Теперь вот Донбасс... В Сирии был еще до ввода наших войск как военный корреспондент. А воцерковился после Беслана – на многое начал смотреть другими глазами… И Господь так устроил – у меня появился духовник-монах. Слава Богу!
– Интересно в этой связи узнать Ваше мнение об Украине как самостоятельном государстве.
– Понимаете, какая штука: ведь в советское время в республику Украину много вкладывались. Развивали не только оборонный комплекс, но и всю военную инфраструктуру, включая военные училища и полигоны. Напомню, что тогда на территории Украины располагались передовые в боевом отношении округа: Одесский, Прикарпатский, Киевский, куда постоянно поступали новейшие техника и вооружение. И с распадом Союза все это перешло Украине, досталось ей задарма. Поэтому тот неожиданный для многих всплеск украинского национализма нашел материальное подкрепление: «Мы что-то можем», «Мы сильные». Безумие это утверждалось и при помощи исторических мифов – например, что «испытатели подводных лодок» украинцы – самобытный этнос, и от них якобы произошли шведы… Это сейчас вызывает смех, а тогда подобные «открытия» активно тиражировалось в массы. Поэтому, например, тамошние родственники в разговорах на бытовом уровне меня убеждали, что Россия грабит Украину – эшелонами вывозит все продовольствие, отчего истощается украинский чернозем… Но когда Союз распался, а жить лучше не стало, я задал им вопрос: «Что, эшелоны идут до сих пор?!» – «Да, – представьте себе, последовал ответ, – только по ночам, чтобы никто не заметил».
Так вот, эта шизофрения продолжается до сих пор. Но она совершенно точно имеет советские корни. Сейчас «красные» товарищи выходят с лозунгами и кричат: «Сталина на вас нет! Сталин бандеровцев уничтожал!» Но на самом деле все проблемы у нас как раз именно из-за этого человека – Сталина. Потому что по-другому и быть не могло.
Посмотрите, например, на истоки чеченского конфликта: депортировать целый народ, переместить на огромное расстояние – это означало воткнуть нож в спину России, заложить мину замедленного действия! Но разве нельзя было решить проблему иначе – навести порядок на местах, а не выселять народ толпами, не гнать невиновных?! Почему я привожу этот пример? Да потому, что с бандеровщиной случилось то же самое. Мы боролись с ними, боролись, эта борьба затянулась чуть ли не до конца 60-х годов… Последняя банда, последние схроны… И, оказывается, не доборолись! Страшный вирус бандеровского украинского национализма не был истреблен, и когда наступило благоприятное время, он мгновенно оживился. И тут же потекли гранты западных неправительственных организаций, тут же все эти канадские и американские «украинцы» развернули свою деструктивную, подрывную деятельность. И прежняя политика, что Львов является нашим военным центром, русским культурным центром, – потерпела крах. Потому что отсутствовал стержень, русских бросили на произвол судьбы, советскость оказалась ненастоящей и неизбежно рухнула. И только некоторое время спустя, благодаря молитвам наших предков, отошедших ко Господу, благодаря скорбям, размышлениям, поискам, многие люди начали возвращаться к своей основе – к своей вере. Появилось осознание, что «ни шагу от России, ни шагу от Православия», что только в этом наше спасение…
– Вы упомянули про «„красных" товарищей». Действительно, в Новороссии сейчас активизировались эти силы и насаждается некое подобие социалистической идеологии. Что в такой ситуации, на Ваш взгляд, необходимо осознать простым людям и руководителям, чтобы, образно говоря, не наступить на те же грабли?
– Надо Господу верить, надо воцерковляться и понимать, что своя самость, своя якость – ничто. Добродетели наши смердят перед Господом, – пишут Святые Отцы. Мы воздыхаем: «Ах, Новороссия, как им тяжело…» Но о какой победе может идти речь, если они со звездами на лбах ходят?!..
– Однако декларируется дружественность по отношению к Церкви – мол, мы уже сделали выводы из прошлого...
– Это все пустословие. Посмотрите вот, Луганская Народная Республика (ЛНР) – что они делают, какие гербы и символы утверждают, и людям паспорта выдают с этими сатанинскими пентаграммами! А граждане поставлены в безвыходное положение – вынуждены принимать такие документы. И никто не может направить народ на путь истинный, поднять вопрос: «Куда идем-то?!» Хотя какой был порыв, какой был посыл, когда стрелковцы подняли Спаса над Славянском! Но, к сожалению, там тоже произошла заминка…
– А можно поподробнее об ошибках ополчения, потому что наверняка еще будут подобные ситуации и хотелось бы понять...
– Те люди, которые подняли этот стяг, его не удержали. Знаете, как в известной телеигре: он играл, но не сумел раскрутить барабан. Например, громко звучали слова Стрелкова о намерении оставаться с народом Донбасса до конца. И сотни тысяч, если не миллионы людей ему верили. Действительно, его рейтинг в тот период был сопоставим с президентским. Однако поднятый флаг он сам не удержал. Более того, Стрелков не смог его сберечь не только в фигуральном, но в буквальном смысле. Этот стяг со Спасом, поднятый над Славянском, после оставления ополченцами города был сорван и попран украинскими военными. Но Господь поругаем не бывает – просто произошедшее показало, что люди, возглавлявшие ополчение, проявили малодушие. И исправить ситуацию теперь могут только покаяние, молитва и реальные дела во благо Родины.
Сегодня Новороссия, если можно так сказать, зависла между небом и землей, находится в подвешенном состоянии. Положение – ужасное, катастрофичное. Я был на Донбассе раз пятнадцать – и с журналистской миссией, и с гуманитарной, волонтерской. На своей машине объездил практически всю территорию, попадал в самые разные места, в том числе и на передовую… Могу сказать лишь одно: все очень сложно, нужно сугубо молиться.
– А дух в воинстве и народе еще не угас окончательно?
– Если быть откровенным, настроения крайне тревожные и печальные в большинстве своем. Дух-то не угас, нельзя так говорить, ведь война не проходит безследно. Многие люди потеряли близких на Донбассе и так просто сдаваться, опускать руки они не намерены…
– Вы говорили о документах со звездами в ЛНР, а вот в Крыму, например, другая проблема – там начали выдавать электронные паспорта с цифровыми идентификаторами… Как Вы на это смотрите?
– С тревогой. Считаю, что надо максимально обсуждать эту тему и выносить такие дискуссии в СМИ и соцсети. Но есть крайность, которую необходимо избегать – маргинальщина. Потому что данная тема привлекает и кликуш, несущих околесицу, людей с пограничным сознанием, не вполне адекватных. К сожалению, с такими часто приходится сталкиваться на различных конференциях. Они поднимают истерию и дискредитируют здравые понятия.
Конечно, это один из важнейших вопросов в современном мире, без уяснения которого, наверное, невозможно спастись. Главное – не быть теплохладными. Православным нужна альтернатива цифровым способам учета. Об этом, кстати, постоянно говорит и Патриарх. И даже «Социальная концепция», насколько уж она двусмысленна, но и там есть слова о необходимости сохранения бумажных документов. Жаль, что иерархи первыми не бьют в колокол, слышны только отдельные редкие выступления.
Поэтому, думаю, надо искать таких пастырей, которые не молчат. Мы знаем, что Церковь в плане дисциплины – фактически военная структура, а то и похлеще: иерархия, благословение и т.д. Но есть отцы, поднимающие эти проблемы и в своих проповедях призывающие людей не терять бдительность. Надо их знать и к их мнению прислушиваться. Зачастую это простые батюшки, иереи и иеромонахи. И вот как раз благодаря таким изданиям как Ваше, люди узнают правду, получают нужную информацию. Позицию Церкви, безусловно, необходимо донести «наверх», до депутатов и властей предержащих. Я и сам много раз писал обращения против глобалистских проектов, в том числе в администрацию президента, насчет этих УЭК. Слава Богу, процесс их внедрения каким-то образом остановился, ситуация зависла, но расслабляться, конечно, не следует.
– Еще хочется поговорить о монархии. Знаю, что Вы глубоко чтите Царя-Мученика Николая II и его Семью. Как, на основе чего возникло такое благоговение к их подвигу?
– Осознание пришло постепенно. В конце 80-х уже стали доступны не «красные», а объективные материалы, например, журнал «Наш современник» и другая литература. Возникло желание изучить ее и вообще узнать правду о прошлом и настоящем. Я понял, что все те идеологические установки, которые нам прививались со школы, – неистинные, что это ложь, некая сублимация, попытка создать какую-то в лучшем случае приглаженную картину…
Вспоминаю себя в школе. Мне всегда нравилась история, успевал по ней, участвовал в олимпиадах… И вот однажды я вышел к доске отвечать про Пугачевское восстание, прочитав до этого у Пушкина историю Пугачевского бунта, где все было названо своими именами. Но учитель, сделав круглые глаза, меня оборвал. Это оказалось для него неприемлемым – тогда запрещалось говорить о «бунте», надо было рассказать о «восстании», «народном», «достойном». Мы знаем, что нечистая сила – это «обезьяна Бога». И тут то же самое – Пугачев выдавал себя за Императора, за доброго Царя, обезьянничал.
Вообще это суть любой революции, и 1917 года в том числе. Подменяли одну власть другой, отказывались от базовых ценностей и пытались выстроить новую систему, которая по большей части пародировала старую, законную. У временного правительства ничего не получилось потому, что его члены состояли в масонских организациях и изначально имели множество разногласий – в этих людях, Керенском и иже с ним, уже присутствовало семя антихристова, сатанинского раздора. А у коммунистов точно было обезьянничание – попытка устроить Царствие Божие на земле…
Как я приходил к почитанию монархии?.. Знаете, раньше я искренне полагал, что нужно все патриотические силы, несмотря на любые разногласия, объединять в борьбе против либерализма и глобализма. А потом я внимательно всмотрелся и понял, что такие речи и попытки совместить несовместимое – это тоже игра, подмена. Потому что, например, люди получают деньги, финансируются из тех источников, которым якобы противостоят. Как человек военный я не люблю игроков и всегда склонялся к тем, у кого слова не расходятся с делом. Здесь не нужно мудрствовать – в понимании монархии и того, что происходило, происходит и будет происходить в России. Надо сохранять православное видение – Господь через отцов открывает и подсказывает. Прежде, например, считалось, что отношение к Сталину – это своего рода лакмусовая бумажка. А сейчас стало совершенно ясно, что «православный» сталинизм был очередным богоборческим проектом, а реальный лакмус для патриота и верующего человека – это отношение к Царю Николаю II. Многие люди считают себя православными, даже некими военными экспертами, но стоит лишь завести речь о Государе, как их начинает трясти в прямом смысле слова!
– Да, я читал на Вашем сайте замечательнейшую статью на эту тему – «Маркер русскости»…
– Сейчас часто указывают на некоторые ошибки в правлении, которые мог допустить Государь, как и любой человек. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает. Есть еще иные уклонения, к примеру, появился не так давно термин «царебожие». Кто его придумал, не знаю. Но разве можно так говорить? Царь святой, мы молимся ему. Почему нельзя верить, что он пострадал из-за наших грехов, что он искупитель их, как и все святые, молящиеся о нас и содействующие нашему спасению?! Человек, который жертвовал самым дорогим, родным и близким, принесший такую жертву добровольно…
Вспомните, много ли было подобных примеров за всю историю? Можно указать на Авраама, который собирался убить своего сына. И посмотрите на Государя: его подвиг – это фактически подвиг Авраама! Это великая вера в Господа и преданность Создателю! Таких людей единицы, это избранники Божии, идущие на Небо. И как мы, пигмеи, черви, носящиеся со своей туалетной бумагой с криками «за Сталина!», дерзаем что-то мямлить?! Сталинисты, говорящие о слабоволии Царя, как бы вы себя проявили в ситуации, когда «вокруг измена, трусость и обман»?!.. Николай II – это святой, который имел мужество восстать против махинаторов чудовищной системы, настроенной на уничтожение людей…
Убежден, что Царственные Мученики – усердные ходатаи за нас пред Богом. Нужно почитать их, обращаться к ним с молитвой. Неслучайно же все связанное с ними уничтожалось. Что произошло, например, с Ипатьевским домом? – Стерт был с лица земли. А кто это сделал? – Ельцин! И что он потом вытворял с Россией, этот большой страшный шут, которому выстроили сейчас огромные центры…
– Т.е. без осознания величины и смысла царской жертвы возрождение нашего Отечества невозможно?
– Совершенно верно! А ведь, заметьте, показательно, что у людей воцерковленных, совестливых, руководствующихся Христовыми заповедями, нет никаких вопросов и сомнений относительно Государя! Они не смущаются нелепыми баснями о расстрелянных кошках, потому что прекрасно видно, кто занимается такими инсинуациями. Это все шавки, которые стремятся побольнее укусить наших святых. Они то иконы рубят топорами, то такие пасквили пишут. Здесь самое важное – наше личное покаяние в том страшном грехе, который был совершен в отношении Царской Семьи и России. Вот это понимание, к сожалению, отсутствует вообще, в том числе и среди большинства верующих! И это самое скорбное. И вопрос тогда: какие мы православные?!
При этом некоторые кричат о «примирении». Я читал статью одного представителя эмигрантских русских семейств о новой идее примирения «красных» и «белых». А примирение – в чем? Получается, если называть вещи своими именами, над Россией надругались и убили ее. И теперь эти убийцы кричат: «Я примиряюсь с ней!» А мы отвечаем: «Да-да, конечно». С кем примирение-то? Глава нашей Церкви – Христос, и мы должны поступать по Христовым принципам. Примиряться с нечистым – значит попасть к нему в служение, значит пасть. Какое примирение убийцы с жертвой?!
– Но в чем же тогда выход?
– Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. Нужно каждому идти в храм и быть лично причастным к происходящему. Надо в Господе находить свою причастность к делу кровных людей – дедов, прадедов, чтобы правильно понять случившееся и простить их за многое. Это возможно только через личное покаяние. Хотя сама эта тема опять же чрезвычайно маргинализирована и православных часто выставляют дураками. Но не надо нам показывать только бабушек с хоругвями…
«Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5)
– А как Вы относитесь к сносу памятников богоборцам и т.н. десоветизации? Вот на Украине эта идея, опять же, дискредитирована…
– На самом деле украинцы-то вообще не должны уничтожать советские памятники! Им следует, как верно отмечает Леонид Петрович Решетников, один из ведущих аналитиков России, целовать истуканов Ленина! Потому что это их, украинцев, создатель. А они, получается, своего отца бьют. И это говорит о том, что их искусственной стране остается существовать недолго.
А у нас совершенно точно нужно сносить всех идолов и не воздвигать новых – ельциных и проч. У нас святых много, героев, выдающихся государственных деятелей, благоверных правителей. А то помните, какая была дискуссия острая по поводу установки памятника равноапостольному князю Владимиру? И особенно когда поступило предложение заменить им памятник Дзержинскому на Лубянке. Какая последовала реакция «красных» «патриотов»?! – Сразу завопили о якобы насильственном, «кровавом» Крещении Руси и т.д.
Т.е. все эти богоборческие силы никуда пока не делись. Они сопротивляются возрождению, возвращению России того естества, без которого она просто немыслима. Посмотрите, постоянно вбрасываются какие-то симулякры (символы ненастоящих объектов, подделки, – примеч. ред.): Сталин, примирение, еще что-то. А все просто – нам нужно возвращаться к своим корням и быть самими собой, быть русскими. А быть русскими – значит жить по совести, значит своих не бросать; и начинать надо каждому с себя. Донбассу нужно помочь, упырей этих отогнать, разбить это лживое украинское образование. Я во Львов если вернусь – только на бронетранспортере! И никогда в Турцию не поеду отдыхать – только если Святую Софию освобождать!
Наш враг очень древний, и он намного сильнее нас. Без Господа мы не сможем ему противостоять. Задача наша – защищаться. Другое дело, что в той же Новоросии порыв задавили, затушевали, перенаправили. Основная причина этого все-таки в том, что Украина потеряла русскость. И, к сожалению, сейчас там правят нерусские элементы – неправославные, нехристианские, как раз те самые, которые когда-то взяли на себя Кровь Христа. Кто такой Порошенко-Вальцман, все эти пинчуки, коломойские и иже с ними, имя которым легион? Но такая ситуация сложилась не впервые. Сегодняшняя Руина – это очередной виток исторической спирали на украинских землях. Вспомним, как ее отдавали поляки шинкарям, всю эту землю благоухающую… А потом они все кричат: «Мы козацького роду!..» Украина – это вообще большой симулякр, обман. Потому что тот же «козацький род» выполнил приказ Императрицы, снялся и завоевал для Империи новые пространства, охранял от набегов на Тамани, на Кубани и т.д. Та маленькая часть, которая отказалась подчиняться, ушла к врагам-туркам, и даже из них потом некоторые одумались и вернулись. А сейчас там нерусский элемент правит по принципу «купи-продай»…
Еще хочу сказать, что у нас в России очень много собственных проблем. Одно дело – рассуждения на тему возрождения Империи и построения государства, другое – практика. Не покидает некое ощущение раздвоенности. Потому что нельзя быть Империей на внешней арене и при этом всю внутреннюю экономическую политику отдавать банкирам на откуп. Вот эта непоследовательность нынешней власти, либерализм, монетаризм, гайдаровские форумы, часами зомбирующие публику, – ни к чему хорошему не приведут. Это проделки игроков, для которых самое главное – распределение денежных потоков… Да, у нас великое множество проблем – Россия еще только на пути возвращения к русскости.
– Сама Россия еще на пути возвращения к русскости?!
– Да! Украина эту русскость потеряла, а мы уже встали на путь возвращения к ней, очень медленного, но возвращения. Складывающаяся ситуация указывает на то, что уже очень скоро нам придется столкнуться с новыми вызовами. Не оставят Россию в покое, будет война. Но, как человек с военным образованием, смею заверить, что наша страна должна выстоять. И эти прогнозируемые грядущие конфликты позволят ей сохранить себя. Потому что русский дух пробуждается именно в испытаниях. Мне очень нравятся слова генерала Отечественной войны 1812 года Кульнева: «Матушка-Россия тем и хороша, что в каком-нибудь ее конце обязательно да дерутся». Да, в отличие, например, от хваленых англосаксов, у нас огромный боевой опыт – в Афганистане, в той же Чечне… Кавказ более-менее замирили – началась Украина. Враги постоянно нас провоцируют. И мы должны быть готовыми к тому, что эти силы не дадут нам жить мирно. Но еще многое предстоит сделать и внутри государства, чтобы почтальоны не получали пять тысяч в месяц, чтобы у наших отцов и матерей были достойные пенсии… Не надо полумер! Шаг вправо – шаг влево, шаг вперед – два назад – это танцы иных этнических групп. А русские ведут себя по-другому…
Источник: Газета «Православный Крест» № 4 (172) (от 15 февраля 2017 г.)
Георгий Котенок
– Георгий Петрович, расскажите, пожалуйста, о себе. Как Вы пришли к Православию?
– Я учился в военном училище на Украине. У меня родители оттуда, из Харьковской области, Слобожанщины, отец там похоронен. К сожалению, сейчас я не могу туда поехать по известным причинам… Военное училище – тяготы, невзгоды, испытания… Я понял, что без Бога жить невозможно. Это не пустые слова. Изначально армия для меня была связана с романтическими образами и понятиями – Суворов, бастионы, штурмы, победы, флаги… Но реальность оказалась иной – прозаичной и скорбной. И тогда мне помогло именно то, что я сам пошел и приобрел Евангелие и молитву «Отче наш»… У меня было стойкое чувство, что все вокруг рушится, я рос под таким крайне тягостным впечатлением… Украина отказалась предоставлять нам то, что требовалось будущим офицерам. И экзамены мы сдавали уже в Москве, в Военной академии. Той страны, которой мы присягали, не стало…
Потом я участвовал в первой и второй чеченской кампаниях, объездил весь Кавказ, Дагестан, Ингушетию… Теперь вот Донбасс... В Сирии был еще до ввода наших войск как военный корреспондент. А воцерковился после Беслана – на многое начал смотреть другими глазами… И Господь так устроил – у меня появился духовник-монах. Слава Богу!
– Интересно в этой связи узнать Ваше мнение об Украине как самостоятельном государстве.
– Понимаете, какая штука: ведь в советское время в республику Украину много вкладывались. Развивали не только оборонный комплекс, но и всю военную инфраструктуру, включая военные училища и полигоны. Напомню, что тогда на территории Украины располагались передовые в боевом отношении округа: Одесский, Прикарпатский, Киевский, куда постоянно поступали новейшие техника и вооружение. И с распадом Союза все это перешло Украине, досталось ей задарма. Поэтому тот неожиданный для многих всплеск украинского национализма нашел материальное подкрепление: «Мы что-то можем», «Мы сильные». Безумие это утверждалось и при помощи исторических мифов – например, что «испытатели подводных лодок» украинцы – самобытный этнос, и от них якобы произошли шведы… Это сейчас вызывает смех, а тогда подобные «открытия» активно тиражировалось в массы. Поэтому, например, тамошние родственники в разговорах на бытовом уровне меня убеждали, что Россия грабит Украину – эшелонами вывозит все продовольствие, отчего истощается украинский чернозем… Но когда Союз распался, а жить лучше не стало, я задал им вопрос: «Что, эшелоны идут до сих пор?!» – «Да, – представьте себе, последовал ответ, – только по ночам, чтобы никто не заметил».
Так вот, эта шизофрения продолжается до сих пор. Но она совершенно точно имеет советские корни. Сейчас «красные» товарищи выходят с лозунгами и кричат: «Сталина на вас нет! Сталин бандеровцев уничтожал!» Но на самом деле все проблемы у нас как раз именно из-за этого человека – Сталина. Потому что по-другому и быть не могло.
Посмотрите, например, на истоки чеченского конфликта: депортировать целый народ, переместить на огромное расстояние – это означало воткнуть нож в спину России, заложить мину замедленного действия! Но разве нельзя было решить проблему иначе – навести порядок на местах, а не выселять народ толпами, не гнать невиновных?! Почему я привожу этот пример? Да потому, что с бандеровщиной случилось то же самое. Мы боролись с ними, боролись, эта борьба затянулась чуть ли не до конца 60-х годов… Последняя банда, последние схроны… И, оказывается, не доборолись! Страшный вирус бандеровского украинского национализма не был истреблен, и когда наступило благоприятное время, он мгновенно оживился. И тут же потекли гранты западных неправительственных организаций, тут же все эти канадские и американские «украинцы» развернули свою деструктивную, подрывную деятельность. И прежняя политика, что Львов является нашим военным центром, русским культурным центром, – потерпела крах. Потому что отсутствовал стержень, русских бросили на произвол судьбы, советскость оказалась ненастоящей и неизбежно рухнула. И только некоторое время спустя, благодаря молитвам наших предков, отошедших ко Господу, благодаря скорбям, размышлениям, поискам, многие люди начали возвращаться к своей основе – к своей вере. Появилось осознание, что «ни шагу от России, ни шагу от Православия», что только в этом наше спасение…
– Вы упомянули про «„красных" товарищей». Действительно, в Новороссии сейчас активизировались эти силы и насаждается некое подобие социалистической идеологии. Что в такой ситуации, на Ваш взгляд, необходимо осознать простым людям и руководителям, чтобы, образно говоря, не наступить на те же грабли?
– Надо Господу верить, надо воцерковляться и понимать, что своя самость, своя якость – ничто. Добродетели наши смердят перед Господом, – пишут Святые Отцы. Мы воздыхаем: «Ах, Новороссия, как им тяжело…» Но о какой победе может идти речь, если они со звездами на лбах ходят?!..
Паспорта ЛНР
– Однако декларируется дружественность по отношению к Церкви – мол, мы уже сделали выводы из прошлого...
– Это все пустословие. Посмотрите вот, Луганская Народная Республика (ЛНР) – что они делают, какие гербы и символы утверждают, и людям паспорта выдают с этими сатанинскими пентаграммами! А граждане поставлены в безвыходное положение – вынуждены принимать такие документы. И никто не может направить народ на путь истинный, поднять вопрос: «Куда идем-то?!» Хотя какой был порыв, какой был посыл, когда стрелковцы подняли Спаса над Славянском! Но, к сожалению, там тоже произошла заминка…
– А можно поподробнее об ошибках ополчения, потому что наверняка еще будут подобные ситуации и хотелось бы понять...
– Те люди, которые подняли этот стяг, его не удержали. Знаете, как в известной телеигре: он играл, но не сумел раскрутить барабан. Например, громко звучали слова Стрелкова о намерении оставаться с народом Донбасса до конца. И сотни тысяч, если не миллионы людей ему верили. Действительно, его рейтинг в тот период был сопоставим с президентским. Однако поднятый флаг он сам не удержал. Более того, Стрелков не смог его сберечь не только в фигуральном, но в буквальном смысле. Этот стяг со Спасом, поднятый над Славянском, после оставления ополченцами города был сорван и попран украинскими военными. Но Господь поругаем не бывает – просто произошедшее показало, что люди, возглавлявшие ополчение, проявили малодушие. И исправить ситуацию теперь могут только покаяние, молитва и реальные дела во благо Родины.
Сегодня Новороссия, если можно так сказать, зависла между небом и землей, находится в подвешенном состоянии. Положение – ужасное, катастрофичное. Я был на Донбассе раз пятнадцать – и с журналистской миссией, и с гуманитарной, волонтерской. На своей машине объездил практически всю территорию, попадал в самые разные места, в том числе и на передовую… Могу сказать лишь одно: все очень сложно, нужно сугубо молиться.
– А дух в воинстве и народе еще не угас окончательно?
– Если быть откровенным, настроения крайне тревожные и печальные в большинстве своем. Дух-то не угас, нельзя так говорить, ведь война не проходит безследно. Многие люди потеряли близких на Донбассе и так просто сдаваться, опускать руки они не намерены…
Парадокс Донецка
– Вы говорили о документах со звездами в ЛНР, а вот в Крыму, например, другая проблема – там начали выдавать электронные паспорта с цифровыми идентификаторами… Как Вы на это смотрите?
– С тревогой. Считаю, что надо максимально обсуждать эту тему и выносить такие дискуссии в СМИ и соцсети. Но есть крайность, которую необходимо избегать – маргинальщина. Потому что данная тема привлекает и кликуш, несущих околесицу, людей с пограничным сознанием, не вполне адекватных. К сожалению, с такими часто приходится сталкиваться на различных конференциях. Они поднимают истерию и дискредитируют здравые понятия.
Конечно, это один из важнейших вопросов в современном мире, без уяснения которого, наверное, невозможно спастись. Главное – не быть теплохладными. Православным нужна альтернатива цифровым способам учета. Об этом, кстати, постоянно говорит и Патриарх. И даже «Социальная концепция», насколько уж она двусмысленна, но и там есть слова о необходимости сохранения бумажных документов. Жаль, что иерархи первыми не бьют в колокол, слышны только отдельные редкие выступления.
Поэтому, думаю, надо искать таких пастырей, которые не молчат. Мы знаем, что Церковь в плане дисциплины – фактически военная структура, а то и похлеще: иерархия, благословение и т.д. Но есть отцы, поднимающие эти проблемы и в своих проповедях призывающие людей не терять бдительность. Надо их знать и к их мнению прислушиваться. Зачастую это простые батюшки, иереи и иеромонахи. И вот как раз благодаря таким изданиям как Ваше, люди узнают правду, получают нужную информацию. Позицию Церкви, безусловно, необходимо донести «наверх», до депутатов и властей предержащих. Я и сам много раз писал обращения против глобалистских проектов, в том числе в администрацию президента, насчет этих УЭК. Слава Богу, процесс их внедрения каким-то образом остановился, ситуация зависла, но расслабляться, конечно, не следует.
– Еще хочется поговорить о монархии. Знаю, что Вы глубоко чтите Царя-Мученика Николая II и его Семью. Как, на основе чего возникло такое благоговение к их подвигу?
– Осознание пришло постепенно. В конце 80-х уже стали доступны не «красные», а объективные материалы, например, журнал «Наш современник» и другая литература. Возникло желание изучить ее и вообще узнать правду о прошлом и настоящем. Я понял, что все те идеологические установки, которые нам прививались со школы, – неистинные, что это ложь, некая сублимация, попытка создать какую-то в лучшем случае приглаженную картину…
Вспоминаю себя в школе. Мне всегда нравилась история, успевал по ней, участвовал в олимпиадах… И вот однажды я вышел к доске отвечать про Пугачевское восстание, прочитав до этого у Пушкина историю Пугачевского бунта, где все было названо своими именами. Но учитель, сделав круглые глаза, меня оборвал. Это оказалось для него неприемлемым – тогда запрещалось говорить о «бунте», надо было рассказать о «восстании», «народном», «достойном». Мы знаем, что нечистая сила – это «обезьяна Бога». И тут то же самое – Пугачев выдавал себя за Императора, за доброго Царя, обезьянничал.
Вообще это суть любой революции, и 1917 года в том числе. Подменяли одну власть другой, отказывались от базовых ценностей и пытались выстроить новую систему, которая по большей части пародировала старую, законную. У временного правительства ничего не получилось потому, что его члены состояли в масонских организациях и изначально имели множество разногласий – в этих людях, Керенском и иже с ним, уже присутствовало семя антихристова, сатанинского раздора. А у коммунистов точно было обезьянничание – попытка устроить Царствие Божие на земле…
Как я приходил к почитанию монархии?.. Знаете, раньше я искренне полагал, что нужно все патриотические силы, несмотря на любые разногласия, объединять в борьбе против либерализма и глобализма. А потом я внимательно всмотрелся и понял, что такие речи и попытки совместить несовместимое – это тоже игра, подмена. Потому что, например, люди получают деньги, финансируются из тех источников, которым якобы противостоят. Как человек военный я не люблю игроков и всегда склонялся к тем, у кого слова не расходятся с делом. Здесь не нужно мудрствовать – в понимании монархии и того, что происходило, происходит и будет происходить в России. Надо сохранять православное видение – Господь через отцов открывает и подсказывает. Прежде, например, считалось, что отношение к Сталину – это своего рода лакмусовая бумажка. А сейчас стало совершенно ясно, что «православный» сталинизм был очередным богоборческим проектом, а реальный лакмус для патриота и верующего человека – это отношение к Царю Николаю II. Многие люди считают себя православными, даже некими военными экспертами, но стоит лишь завести речь о Государе, как их начинает трясти в прямом смысле слова!
– Да, я читал на Вашем сайте замечательнейшую статью на эту тему – «Маркер русскости»…
– Сейчас часто указывают на некоторые ошибки в правлении, которые мог допустить Государь, как и любой человек. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает. Есть еще иные уклонения, к примеру, появился не так давно термин «царебожие». Кто его придумал, не знаю. Но разве можно так говорить? Царь святой, мы молимся ему. Почему нельзя верить, что он пострадал из-за наших грехов, что он искупитель их, как и все святые, молящиеся о нас и содействующие нашему спасению?! Человек, который жертвовал самым дорогим, родным и близким, принесший такую жертву добровольно…
Вспомните, много ли было подобных примеров за всю историю? Можно указать на Авраама, который собирался убить своего сына. И посмотрите на Государя: его подвиг – это фактически подвиг Авраама! Это великая вера в Господа и преданность Создателю! Таких людей единицы, это избранники Божии, идущие на Небо. И как мы, пигмеи, черви, носящиеся со своей туалетной бумагой с криками «за Сталина!», дерзаем что-то мямлить?! Сталинисты, говорящие о слабоволии Царя, как бы вы себя проявили в ситуации, когда «вокруг измена, трусость и обман»?!.. Николай II – это святой, который имел мужество восстать против махинаторов чудовищной системы, настроенной на уничтожение людей…
Убежден, что Царственные Мученики – усердные ходатаи за нас пред Богом. Нужно почитать их, обращаться к ним с молитвой. Неслучайно же все связанное с ними уничтожалось. Что произошло, например, с Ипатьевским домом? – Стерт был с лица земли. А кто это сделал? – Ельцин! И что он потом вытворял с Россией, этот большой страшный шут, которому выстроили сейчас огромные центры…
– Т.е. без осознания величины и смысла царской жертвы возрождение нашего Отечества невозможно?
– Совершенно верно! А ведь, заметьте, показательно, что у людей воцерковленных, совестливых, руководствующихся Христовыми заповедями, нет никаких вопросов и сомнений относительно Государя! Они не смущаются нелепыми баснями о расстрелянных кошках, потому что прекрасно видно, кто занимается такими инсинуациями. Это все шавки, которые стремятся побольнее укусить наших святых. Они то иконы рубят топорами, то такие пасквили пишут. Здесь самое важное – наше личное покаяние в том страшном грехе, который был совершен в отношении Царской Семьи и России. Вот это понимание, к сожалению, отсутствует вообще, в том числе и среди большинства верующих! И это самое скорбное. И вопрос тогда: какие мы православные?!
При этом некоторые кричат о «примирении». Я читал статью одного представителя эмигрантских русских семейств о новой идее примирения «красных» и «белых». А примирение – в чем? Получается, если называть вещи своими именами, над Россией надругались и убили ее. И теперь эти убийцы кричат: «Я примиряюсь с ней!» А мы отвечаем: «Да-да, конечно». С кем примирение-то? Глава нашей Церкви – Христос, и мы должны поступать по Христовым принципам. Примиряться с нечистым – значит попасть к нему в служение, значит пасть. Какое примирение убийцы с жертвой?!
– Но в чем же тогда выход?
– Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи. Нужно каждому идти в храм и быть лично причастным к происходящему. Надо в Господе находить свою причастность к делу кровных людей – дедов, прадедов, чтобы правильно понять случившееся и простить их за многое. Это возможно только через личное покаяние. Хотя сама эта тема опять же чрезвычайно маргинализирована и православных часто выставляют дураками. Но не надо нам показывать только бабушек с хоругвями…
«Без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5)
– На самом деле украинцы-то вообще не должны уничтожать советские памятники! Им следует, как верно отмечает Леонид Петрович Решетников, один из ведущих аналитиков России, целовать истуканов Ленина! Потому что это их, украинцев, создатель. А они, получается, своего отца бьют. И это говорит о том, что их искусственной стране остается существовать недолго.
А у нас совершенно точно нужно сносить всех идолов и не воздвигать новых – ельциных и проч. У нас святых много, героев, выдающихся государственных деятелей, благоверных правителей. А то помните, какая была дискуссия острая по поводу установки памятника равноапостольному князю Владимиру? И особенно когда поступило предложение заменить им памятник Дзержинскому на Лубянке. Какая последовала реакция «красных» «патриотов»?! – Сразу завопили о якобы насильственном, «кровавом» Крещении Руси и т.д.
Т.е. все эти богоборческие силы никуда пока не делись. Они сопротивляются возрождению, возвращению России того естества, без которого она просто немыслима. Посмотрите, постоянно вбрасываются какие-то симулякры (символы ненастоящих объектов, подделки, – примеч. ред.): Сталин, примирение, еще что-то. А все просто – нам нужно возвращаться к своим корням и быть самими собой, быть русскими. А быть русскими – значит жить по совести, значит своих не бросать; и начинать надо каждому с себя. Донбассу нужно помочь, упырей этих отогнать, разбить это лживое украинское образование. Я во Львов если вернусь – только на бронетранспортере! И никогда в Турцию не поеду отдыхать – только если Святую Софию освобождать!
Наш враг очень древний, и он намного сильнее нас. Без Господа мы не сможем ему противостоять. Задача наша – защищаться. Другое дело, что в той же Новоросии порыв задавили, затушевали, перенаправили. Основная причина этого все-таки в том, что Украина потеряла русскость. И, к сожалению, сейчас там правят нерусские элементы – неправославные, нехристианские, как раз те самые, которые когда-то взяли на себя Кровь Христа. Кто такой Порошенко-Вальцман, все эти пинчуки, коломойские и иже с ними, имя которым легион? Но такая ситуация сложилась не впервые. Сегодняшняя Руина – это очередной виток исторической спирали на украинских землях. Вспомним, как ее отдавали поляки шинкарям, всю эту землю благоухающую… А потом они все кричат: «Мы козацького роду!..» Украина – это вообще большой симулякр, обман. Потому что тот же «козацький род» выполнил приказ Императрицы, снялся и завоевал для Империи новые пространства, охранял от набегов на Тамани, на Кубани и т.д. Та маленькая часть, которая отказалась подчиняться, ушла к врагам-туркам, и даже из них потом некоторые одумались и вернулись. А сейчас там нерусский элемент правит по принципу «купи-продай»…
Еще хочу сказать, что у нас в России очень много собственных проблем. Одно дело – рассуждения на тему возрождения Империи и построения государства, другое – практика. Не покидает некое ощущение раздвоенности. Потому что нельзя быть Империей на внешней арене и при этом всю внутреннюю экономическую политику отдавать банкирам на откуп. Вот эта непоследовательность нынешней власти, либерализм, монетаризм, гайдаровские форумы, часами зомбирующие публику, – ни к чему хорошему не приведут. Это проделки игроков, для которых самое главное – распределение денежных потоков… Да, у нас великое множество проблем – Россия еще только на пути возвращения к русскости.
– Сама Россия еще на пути возвращения к русскости?!
– Да! Украина эту русскость потеряла, а мы уже встали на путь возвращения к ней, очень медленного, но возвращения. Складывающаяся ситуация указывает на то, что уже очень скоро нам придется столкнуться с новыми вызовами. Не оставят Россию в покое, будет война. Но, как человек с военным образованием, смею заверить, что наша страна должна выстоять. И эти прогнозируемые грядущие конфликты позволят ей сохранить себя. Потому что русский дух пробуждается именно в испытаниях. Мне очень нравятся слова генерала Отечественной войны 1812 года Кульнева: «Матушка-Россия тем и хороша, что в каком-нибудь ее конце обязательно да дерутся». Да, в отличие, например, от хваленых англосаксов, у нас огромный боевой опыт – в Афганистане, в той же Чечне… Кавказ более-менее замирили – началась Украина. Враги постоянно нас провоцируют. И мы должны быть готовыми к тому, что эти силы не дадут нам жить мирно. Но еще многое предстоит сделать и внутри государства, чтобы почтальоны не получали пять тысяч в месяц, чтобы у наших отцов и матерей были достойные пенсии… Не надо полумер! Шаг вправо – шаг влево, шаг вперед – два назад – это танцы иных этнических групп. А русские ведут себя по-другому…
Беседовал Роман Чудов
Источник: Газета «Православный Крест» № 4 (172) (от 15 февраля 2017 г.)