Зачем подражать еретикам? Еще раз о концертах в храмах
Концерты в православных храмах уже, к сожалению, не редкость. Приглашают певиц (называющих себя православными), зовут детей, предоставляют «сцену» приходской самодеятельности. Кто-то уверяет, что все это — проповедь Православия в современном мире. Многие, напротив, считают, что с проповедью тут нет ничего общего, но это — самое настоящее обновленчество, либерализм, секуляризация.
Интересно, что проповедью веры концерты в своих костелах считают и католики. Хотя даже и среди них есть те, кто подобными вещами смущается. В ответ на эти рассуждения мы нашли опубликованную в 1987 году Конгрегацией богослужений послание под названием «Концерты в храмах». В частности, в нем говорится о причинах «увеличения числа концертов, для которых в разных странах используются церкви»: это и акустика, и эстетические мотивы, и «уместность» такого выбора в случае, например, произведений духовной музыки, и просто практические причины, такие как наличие органа.
В послании отмечается, что верующие неодинаково реагируют на это явление. Конгрегация призывает к «умеренности»: с одной стороны, не следует допускать такую практику неограниченно и повсеместно, с другой стороны – не следует ее запрещать. Ватикан же призывает своих служителей принимать в этой области пастырские решения, соответствующие культурной чувствительности собственной паствы.
В качестве руководящего принципа Конгрегация богослужений цитирует предписание канонического права: «В священном месте допускается только то, что служит отправлению и развитию культа Бога, благочестия и религии, и запрещается всё, что не согласуется со святостью места. Но в отдельных случаях ординарий может разрешить пользоваться им для других целей, которые однако не должны противоречить святости места» (канон католической «церкви» 1210). В послании Конгрегации отмечается, что для проведения концерта церковь должна быть специально подготовлена. Если это возможно, «дары» должны быть перенесены в другое место.
Исходя из этого документа, можно подумать, что наши православные священнослужители, одобряющие различные развлекательно-увеселительные мероприятия в храмах, придерживаются в своих суждениях именно этого послания латинян-еретиков. Но на это хочется заметить, что, придерживаясь норм католиков, стоит обратить внимание на итоги такого рода мировоззрения: все большее отдаление от истин христианской веры, полнейшая секуляризация, продажа костелов, признание разного рода извращений нормой и т.д.
А вот что говорили о театральных действах и прочих зрелищах Святые Отцы Православной Церкви (конечно, об увеселениях в храмах в их трудах не сказано — додуматься до подобного кощунства могли лишь современные нам либералы в церковных одеждах, «благодаря» которым театр и пришел во святая святых — храм Божий).
Правила Пято-Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго
Правило 24
Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак: то при появлении игр, служащих к обольщению, да востанет, и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отец наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен.
(Трул. 51, 62, 65; Лаод. 54; Карф. 15, 45, 63).
Правило 62
Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических: при давлении винограда в точилах, не возглашати гнуснаго имени Диониса, и при вливании вина в бочки не производити смеха, и по невежеству, или в виде суеты не делати того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делати что либо из вышесказаннаго, аще суть клирики, повелеваем извергати из священнаго чина, аще же миряне, отлучати от общения церковнаго.
(Трул. 24, 51, 65; Лаод. 54; Гангр. 13; Карф. 15, 45, 63).
Арелатский собор: «Актёры, коль скоро они продолжают свои занятия, отлучаются от Причастия».
Св.прав. Иоанн Кронштадский:
«Театр также погашает веру и христианскую жизнь, научая рассеянности, лукавству (или умению жить в мире), смехотворству; он воспитывает ловких сынов века сего, но не сынов света. Театр — противник христианской жизни; он порождение духа мира сего, а не Духа Божия. Истинные чада Церкви не посещают его.
Театр и Церковь — противоположности. То — храм мира, а это храм Божий; то — капище диавола, а это — храм Господа.
Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой. Воздремашася вся и спаху [Мф. 25, 5], между прочим этот гибельный сон производит в людях и театр. А потом что? Науки, в духе языческом преподаваемые, заботы житейские, усиленные донельзя, любостяжание, честолюбие, сластолюбие. Театр — школа мира сего и князя мира сего — диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла [2 Кор. 11, 14], чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет, по-видимому, и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь и стоит посещать его не меньше церкви, а то пожалуй и больше: потому-де, что в церкви одно и то же, а в театре разнообразие и пьес, и декораций, и костюмов, и действующих лиц.
О, как тщательно диавол и мир засевают своими плевелами ниву Христову, которая есть Церковь Божия. Вместо слова Божия усердно сеется слово мирское, слово суеты. Вместо храмов мир изобрел свои храмы — храмы суеты мира: театры, цирки, собрания; вместо св. икон, которых миролюбцы не принимают, в мире существуют живописные и фотографические портреты, иллюстрации и разные другие виды; вместо Бога и святых в мире почитают до обожания своих знаменитостей — литераторов, актеров, певцов, живописцев, владеющих общественным доверием и уважением до благоговения. Бедные христиане! Совсем отпали от Христа! Вместо одеяния духовного обращают в мире все внимание на одежду тленную, на модные платья и различные изысканные украшения, отзывающиеся блеском и дороговизною.
Требуется верность и преданность Господу всякой разумной твари; но чтобы быть верными Господу, нужно бросить пристрастие к плоти своей страстной и к миру прелюбодейному и грешному, прельщающим нас минутными сластями. Нужно перестать быть рабом чрева, театра, карт, цирка, рабом различного кутежа, табачного зелья, рабом серебра и затейливых мод. Вот ты, поклонник театра, оправдаешься ли на суде Божьем в пристрастии к нему? Нет, потому что ты из-за него забыл Бога, Храм Божий, слово Божие, молитву, своё высокое назначение по душе своей, созданной по образу и подобию Божию, забыл о вечной жизни, и о приготовлении к ней…
Нет, как хотите, а театр богомерзкое учреждение. Только вникните в дух его, и вы согласитесь: это училище безверия, глумления, дерзкой насмешки над всем и — разврат. Горе тому обществу, в котором много театров и которое любит посещать театры. Иногда, правда, театр бывает меньшим злом для любящих злое. Прислушайтесь к мнению народному, к мнению тех, которые посещали театр много раз: они не стесняясь говорят, что театр ведет к разврату. Только слепые, в них же бог века сего ослепи разумы неверных [2 Кор. 4, 4], говорят, что театр нравоучителен. Нет, христиане должны неотменно поучаться в Законе Божием, читать чаще Евангелие, вникать в Богослужение, исполнять заповеди и уставы церковные, читать писания св. отцов, духовные журналы, чтобы проникаться духом христианским и жить по-христиански. Вот ваши зрелища!
Преподобный Варсонофий Оптинский:
«Когда я был в миру, то любил оперу. Хорошая, серьезная музыка доставляла мне удовольствие, и я всегда имел абонемент — кресло в партере. Впоследствии, когда я узнал другие, духовные, утешения, опера перестала меня интересовать. Когда в сердце закроется клапан для мирских наслаждений, тогда открывается другой клапан — для восприятия духовных. <…> Один человек видел во сне танцующих кадриль, и Ангел Господень вразумил его: ‘Посмотри, что они делают’. Господи, да ведь это поругание Креста Христова! Действительно, французская кадриль была выдумана в эпоху революции для попрания креста, ведь и танцуют ее четыре или восемь человек, чтобы как раз вышел крест. Подобный сон видела одна схимница; ей представилось, что танцующие были объяты пламенем и окружены канатом, а бесы прыгали и злорадствовали о погибели людей.Вот теперь праздники, но какая разница между тем, как празднуют эти святые дни в миру и в монастыре! Там служат врагу, здесь, в монастыре, — Богу».
Свт. Феофан Затворник:
«Очевидно, что театры, балаганы и тому подобное негодны для христиан.
Закон такой: оставить должно все, что опасно для новой жизни, что возгревает страсть, наносит суету и погашает дух, а во всем этом сколько разнообразия!.. Мерою тому пусть будет собственное сердце каждого, искренно ищущего спасения без лукавства, не напоказ только. В настоящее время театры, балы, танцы, музыка, пение, разъезды, прогулки, знакомства, шутки, остроты, смехи, праздное провождение времени и даже время вставания, сна, вкушения пищи и прочее — все надо отменить и изменить. В другие времена и в других местах может быть и другое. Но мера всегда одна: оставь, что вредно и опасно для жизни, что погашает дух».
Преп. Амвросий Оптинский:
«Оттого теперь и появляются люди, подобные вашему N, — спорливые, упорные, раздражительные, — что они учатся нравственности в театрах. Приходилось слышать, что некоторые называют театр порогом церкви. Пожалуй, с этим можно согласиться, что театр есть порог церкви, только с заднего крыльца. Спросим еще: все, делающееся в театрах, какое должно иметь влияние на неиспорченную натуру молодого человека? Без сомнения, оно должно породить и укрепить в нем звериные чувства с неизменными скотскими потребностями. О преимуществе же храмов Божиих пред театром я считаю и говорить излишним».
Свт. Иоанн Златоуст:
«Худо … и то еще, что нечестие прикрываете благозвучными именами, называя постоянное пребывание на конских ристалищах и в театрах светскости…»
Эта малая часть из святоотеческих писаний, надеемся, укажет верный путь ищущим истину. http://www.odigitria.by