Тема «в секту через йогу» сегодня весьма актуальна.
Не так давно в Смольнинском районном суде Петербурга прошло заседание по делу Дмитрия Угая, инструктора по йоге, которого обвинили в незаконной миссионерской деятельности. На суд в качестве свидетеля также был приглашен Наиль Насибулин, житель Петербурга, написавший заявление в полицию о возможных правонарушениях на фестивале «Ведалайф» в Лофт-проекте «Этажи» 22 октября 2016 года.
Он узнал, что организатором мероприятия выступает Культурный центр «Шри Чайтанья Сарасвати», не зарегистрированный на территории Петербурга в качестве религиозной организации, но фактически осуществляющий религиозную деятельность, связанную с распространением религии Сознания Кришны среди неограниченного круга лиц, говорит Наиль Насибулин.
Почему судят за йогу
«Я писал обращение по поводу всего комплекса мероприятий, с Дмитрием Угаем я лично не знаком, но знаю из открытых источников, что он является действующим проповедником “Шри Чайтанья Сарасвати” и неоднократно выступал с религиозными лекциями и духовными наставлениями», - объяснил Наиль Насибулин.
И хотя Угай утверждает, что Насибулина не было на той самой лекции в «Этажах», которую ему пришлось прервать по требованию полиции, заявитель говорит об обратном.
«Я прослушал лекцию от начала до конца, сидя на ковре во втором ряду в непосредственной близости от лектора. После того как лекцию прервали, Дмитрий еще какое то время мог свободно общаться со слушателями и, отвечая на их вопросы, рассказывал о занятиях в храме в Лахте и приглашал туда новых молодых людей, которые не были там ни разу», - говорит Насибулин.
Он отрицает свою причастность к каким-либо антисектантским движениям, говорит, что не против йоги как таковой, а против нарушений закона, когда под видом оздоровительных телесных практик людей вербуют в сомнительные религиозные организации. В одном из интервью Наиль Насибулин объяснил, что написал заявление в полицию по личной инициативе, по велению сердца.
«Моя совесть не позволяет мне проходить мимо, когда я вижу, что неокрепшие молодые умы обманным путем и хитростью вовлекаются в новые нетрадиционные религиозные движения. У каждого человека и гражданина есть свобода выбора, и я твердо убежден в том, что эта свобода должна быть обезпечена прозрачной деятельностью любой религиозной организации», - написал Насибулин на своей странице ВКонтакте, отметив при этом, что стараниями либеральных СМИ и различных «правозащитных» организаций простое административное дело в отношении проповедника одной из кришнаитских организаций превратили в громкий политический процесс.
Да, действительно, простое административное дело Дмитрия Угая в прессе и соцсетях преподнесено как «суд за йогу», что справедливо вызывает опасения относительно того, не оштрафуют ли по «закону Яровой» других инструкторов йоги. Но судебный эксперт-религиовед Игорь Иванишко в интервью «Национальной службе новостей» пояснил, что «если мероприятие проводит представитель или уполномоченное лицо какого-либо религиозного объединения и во время мероприятия прослеживаются прямые или косвенные элементы вовлечения в религиозное объединение, то тогда это мероприятие носит не научный, светский, просветительский или ознакомительный характер, а именно религиозно-миссионерский».
«Если бы в рекламе мероприятия была достоверная информация о том, что вместо специалиста в области физической культуры и спорта, хорошо разбирающего в полезности физических упражнений йогических практик, или академического профессора (преподавателя) в области философии или религиоведения лекцию будет проводить религиозный проповедник, имеющий прямое отношение к религиозному движению, именуемому во многих справочниках, как деструктивное псевдоиндуистское религиозное движение, то многие отказались бы от посещения такого сомнительного мероприятия», - считает Игорь Иванишко.
Неоиндуистская секта, начавшаяся с йоги
«Если бы на занятиях йоги в один прекрасный день инструктор не сказал, что настоящего успеха в практике не достичь без работы с сознанием, я бы никогда не узнал на личном опыте, что такое секта», - рассказал «Общественному контролю» житель Петербурга, который через йогические практики чуть было не попал в псевдо-индуистскую секту.
Он рассказал, что первые два семинара по «углублению осознанности» стоили символических денег и не требовали сверхусилий. К третьему семинару учащиеся уже оказывались плотно втянутыми в новую философию, безропотно платили большие суммы, по требованию наставника соблюдали строгую диету и часами читали специальные мантры.
«Я не сразу понял, для чего это нужно нашему гуру. Из-за чтения мантр на сон оставалось всего 3-4 часа, а из-за особой диеты, содержащей продукты с низким гликемическим индексом, снижался уровень сахара в крови. Все это повышало нашу внушаемость и позволяло контролировать наше сознание. Деньги за этот семинар требовались огромные. И большинство их принесли, оставив свои семьи без средств к существованию», - говорит мужчина.
Несмотря на то, что он прошел только три семинара, а потом сумел выйти из организации, обладающей признаками деструктивно-тоталитарной секты, назвать своего имени читатель «Общественного контроля» не захотел. Говорит, по ту сторону остались близкие ему люди, и он не хочет их подставлять.
«Мы стали одной большой семьей. Иерархия не была жесткой - организаторы и их приближенные были нам скорее старшими друзьями. Нам внушали, что мы избранные, уникальные, а попытки доказать обратное, которые будут поступать извне, - не более чем зависть, шаблонность мышления», - рассказал наш собеседник.
По его словам, в секте, где все начиналось с, казалось бы, безобидной йоги, всю исходящую и входящую информацию строго контролировали. Людям говорили, что, прокачав осознанность, они существенно расширят границы своих возможностей. Старые друзья и родственники вскоре становились неинтересными, ведь они не обладали теми «сакральными знаниями», а к разговорам на эту тему относились скептически. С новыми друзьями можно было часами делиться впечатлениями, обсуждать новый опыт, новую философию и свой уникальный путь.
«Адепты этой секты - в основном те, кто не нашли свое место в обществе, но считают себя уникальными личностями. Тебя вводят в секту постепенно, а в какой-то момент ты уже не можешь соскочить. Знаю одного человека, который покончил с собой, порвав с сектой. Поэтому я бы не стал говорить, что йога - это так уж безобидно. Как телесная практика - может быть, но без углубления в духовную сферу», - рассказал наш читатель.
Что говорят по этому поводу специалисты, эксперты по сектам? Как отличить секту от занятий йогой или курсов личностного роста? Сегодня это сделать достаточно трудно, поскольку на начальном этапе они не вызывают никаких подозрений, и зачастую человек не успевает понять, что уже завербован. Достаточно напомнить, что запрещенная в России секта «Аум Синрике», известная сейчас как «Алеф», продолжает вербовать людей через соцсети, приглашая их на занятия йогой. Йога - это модный бренд и тема «в секту через йогу» сегодня весьма актуальна.
«Сегодня в России существует целый ряд сомнительных сообществ и организаций, сект, которые паразитируют на интересе людей к восточной мистике и эзотерике, на любви к восточной экзотике. “Ашрам Шамбалы”, “Аум Синрике”, кришнаиты, “Каула-дхарма”, различные центры Ошо - это примеры такого рода сообществ и организаций. Конечно, в самом по себе интересе к другим культурам нет ничего плохого - плохо то, что, поймав человека на этот интересе, его подводят к совершению социально неприемлемых, а то и просто криминальных действий. Вспомним теракт, устроенный в токийском метро членами “Аум Синрике”, или массовое отравление жителей города Даллес (штат Орегон), организованное последователями Бхагавана Шри Радниша (Ошо)», - рассказал «Общественному контролю» кандидат психологических наук, эксперт по культам Александр Невеев.
По его словам, адептов у таких сект сравнительно немного, если сравнивать с количеством приверженцев традиционных религий, однако эти организации достаточно многочисленны, а их члены достаточно активны, чтобы оказывать влияние на жизнь как общества в целом, так и отдельных людей.
«Особенно заметными секты становятся, когда начинают травлю бывших адептов или людей, посмевших покритиковать их лидера и их учение. Настораживает и то, что паразитирующие на восточной экзотике секты активно вербуют новых членов на различных массовых мероприятиях, таких, как фестивали индийской культуры. Наиболее ярким и известным мероприятием такого рода можно считать праздник Холи - люди беззаботно веселятся, раскрашивая свои лица в разные цвета, а сектантские вербовщики внимательно наблюдают и выбирают жертву», - говорит Александр Невеев.
Он считает, что йога - это, фактически, одна из форм шарлатанства в сфере оздоровления организма. Учителя йоги безосновательно заявляют, что йога улучшает здоровье и излечивает те или иные заболевания, составляют списки асан, рекомендованных, например, при остеохондрозе или гастрите. Но правда состоит в том, что польза йоги не доказана. А вот случаи вреда от йоги документально зафиксированы. Например, йога может приводить к инсульту, а в США даже есть специальный термин - «йогический отказ ног», применяемый при специфических для йогов проблемах с нижними конечностями. Опасна йога и тем, что убежденный ее адепт может отказываться ходить к врачам, думая, что асаны и пранаяма излечат его от всех болезней
«Если помимо показа асан и способов дыхания вам начинают рассказывать различные связанные с йогой религиозные доктрины, если утверждают, что в Ведах есть ответы на все вопросы, если ненавязчиво заставляют петь мантры, если заявляют, что есть йога для профанов, а настоящие секреты йоги можно познать только на особых закрытых занятиях, если возвеличивают Учителя, Гуру, говорят о его гениальности и паранормальных способностях, вам, безусловно, стоит насторожиться», - отмечает эксперт по культам.
«Если пострадавшие, как они сейчас это делают, будут идти в СМИ, а не в правоохранительные органы, мы добьемся только того, что организации будут в дальнейшем более аккуратны, более конспиративны, что затруднит работу полиции», - считает Виктор Бирюков, координатор группы помощи пострадавшим от деструктивных культов.
По его словам, традиционное представление о том, что Свидетели Иеговы или же околопротестантские культы на сегодня - самые крупные нетрадиционные религиозные движения, справедливо лишь отчасти, поскольку ни те, ни другие не скрывают своей численности. Но на практике, если смотреть на количество тех, кто обращается за помощью, и количество сторонников, то не менее многочисленную совокупную аудиторию имеют организации оккультного и околоязыческого характера.
Выходят из деструктивных культов люди по-разному - рано или поздно многие сами начинают чувствовать обман, кто-то устает бесплатно работать на организацию, у кого-то кончаются деньги, и он вдруг становится не нужен. Есть и те, которых удается вытащить близким людям.
«Выход из культа - психологически болезненный, травматичный процесс. Многим проще продолжать верить, даже если это противоречит здравому смыслу. Потеря жизненных ориентиров, их пересмотр могут быть смягчены близкими людьми, любимым делом. Но если всего этого нет, то человек становится легкой добычей для другого культа, маргинальных политических движений, может стать жертвой алкогольной или наркотической зависимости», - отмечает эксперт.
При этом новые культы, по его словам, возникают с завидной регулярностью. Подобно вирусу, они приспосабливаются под принимаемые государством контрмеры, находят новые и новые пробелы в законе.
Виктор Бирюков говорит, что обычно большое количество тех, кто готов выступить и назвать себя, бывает, если культ удается разоблачить в судебном порядке.
«Надежда Антоненко, к примеру, действовала 20 лет, но в качестве заявителей с журналистами общались только два человека до того момента, как было возбуждено уголовное дело. Как только это произошло, нашлись десятки людей из разных регионов, которые поняли, что можно не бояться и рассказывать об организации открыто», - говорит эксперт по сектам.
А что Дмитрий Угай?
В ночь перед судом он написал на своей странице ВКонтакте:
«Всем понятно, что процесс приобрел знаковое, символическое измерение. Исход этого процесса, этого маленького, пустякового административного дела, станет для всех показательным. Когда докапываются уже до самых безобидных, до самых невинных, самых спокойных, до тех, кто просто сидит в позе лотоса, ест халву, читает санскрит и поет мантры, каждый гражданин поневоле думает: «А что же будет со мной? Когда придут ко мне? Что мне припишут?». Итак, люди смотрят на это дело, желая знать, осталась ли у них еще надежда. И очень хочется, чтобы надежда светила им сквозь сумерки тяжелого, мало радостного быта».
Угай считает, что «если поддержат не Наиля - несчастную жертву антисектантской истерии, не ушлого журналоида Полиграфа Полиграфовича Чаусова, не самостийного религие еда Игоря-Иванишку, не всех этих смешных и несчастных бармалеев и синьоров помидоров, а поддержат интеллигентных, умных, порядочных, здравомыслящих и компетентных людей, то всем станет легче, и все вдохнут свежего воздуха и ощутят радость от того, что не все еще так уж безнадежно». http://www.raskolu.net/