14.01.2017
<-назад в раздел
Президент подписал закон, упраздняющий УЭК
Президент России Владимир Путин подписал закон, реализующий отмену универсальной электронной карты (УЭК) как обязательного инструмента предоставления государственных и муниципальных услуг.
Закон признаёт утратившей силу главу 6 («Организация деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт») федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Упоминания об УЭК удаляются также из отдельных положений, связанных с картой, из законов «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Напомним, АО «УЭК» было создано в мае 2010 года. С 2014 года планировалась обязательная выдача универсальных карт всем гражданам России, но потом этот срок несколько раз переносился. В декабре 2014 года был подписан Федеральный закон от 31.12.2014 № 514-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 5 которого переносила на 1 января 2017 года начало обязательной выдачи универсальных электронных карт (УЭК) гражданам, не подавшим заявлений о получении УЭК и не отказавшихся от них.
См. также «Национальная п. система» >>
По оценке Экспертного центра электронного государства, только в 2017 году затраты субъектов Российской Федерации на выпуск и обслуживание УЭК составили бы от 40 до 90 миллиардов рублей.
УЭК, выданная до 31 декабря 2016 года, может применяться до истечения срока ее действия. Приложения карты (банковское и идентификационное, содержащее СНИЛС и полис ОМС) также могут быть использованы для получения услуг до конца действия карты — при условии обеспечения технической возможности их приема. То же самое относится и к региональным приложениям, размещенным на карте.
Всего было выдано 539 тысяч карт, по данным УЭК на август этого года. Согласно результатам исследования Экспертного центра электронного государства, наиболее часто УЭК используется владельцами как носитель номера полиса обязательного медицинского страхования – 53% от всех выданных карт. В качестве носителя сертификата электронной подписи используется лишь 10% карт, на 9% карт размещено дисконтное приложение, 4% карт содержит транспортное региональное приложение, такая же доля выданных УЭК используется владельцами как банковская карта.
Исследование Экспертного центра электронного государства
Выпуск универсальных электронных карт и поддержание инфраструктуры для обслуживания УЭК требует значительных затрат бюджетов субъектов российской Федерации при отсутствии востребованности карт населением.
Экспертный центр электронного государства в конце 2015 года провел исследование об использовании универсальных электронных карт в регионах, расходах на их выпуск и сопутствующие мероприятия и сделал выводы о целесообразности дальнейшего продолжения проекта УЭК.
За все время реализации проекта (с 2012 года по ноябрь 2015 года) уполномоченными организациями субъектов Российской Федерации (УОС) получено около 200 тысяч заявлений (по данным АО «УЭК» по состоянию на 9 ноября 2015) от граждан об отказе от выпуска УЭК, 713 106 заявлений на выдачу УЭК и выдано 468 886 (расчетная величина, полученная путем экстраполяции данных, полученных в результате опроса регионов) УЭК, что составляет 0,33% всего населения.
Для сравнения, количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями за аналогичный период (с 01.01.2013 по 1.07.2015), составляет 42,6 миллиона единиц.
Основные результаты исследования таковы:
УЭК предоставляет своему владельцу минимальный функционал (в том числе по сравнению с банковскими, региональными социальными картами).
УЭК пользуется чрезвычайно низкой востребованностью у граждан.
Выпуск и поддержание инфраструктуры УЭК влечет затраты, несопоставимые с социальным и экономическим эффектами ее использования.
Обязательность изготовления в 2017 году для всех граждан Российской Федерации повлечет значительные затраты для региональных бюджетов (40-90 миллиардов рублей), при этом велик риск неэффективного использования бюджетных средств вследствие массового отказа граждан от уже выпущенных УЭК или неиспользования их по различным причинам.
Таким образом, Экспертным центром электронного государства было предложено принять решение о прекращении проекта «Универсальная электронная карта» и исключить главу 6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 января 2017 года.
Закон признаёт утратившей силу главу 6 («Организация деятельности по выпуску, выдаче и обслуживанию универсальных электронных карт») федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Упоминания об УЭК удаляются также из отдельных положений, связанных с картой, из законов «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
Напомним, АО «УЭК» было создано в мае 2010 года. С 2014 года планировалась обязательная выдача универсальных карт всем гражданам России, но потом этот срок несколько раз переносился. В декабре 2014 года был подписан Федеральный закон от 31.12.2014 № 514-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 5 которого переносила на 1 января 2017 года начало обязательной выдачи универсальных электронных карт (УЭК) гражданам, не подавшим заявлений о получении УЭК и не отказавшихся от них.
См. также «Национальная п. система» >>
По оценке Экспертного центра электронного государства, только в 2017 году затраты субъектов Российской Федерации на выпуск и обслуживание УЭК составили бы от 40 до 90 миллиардов рублей.
УЭК, выданная до 31 декабря 2016 года, может применяться до истечения срока ее действия. Приложения карты (банковское и идентификационное, содержащее СНИЛС и полис ОМС) также могут быть использованы для получения услуг до конца действия карты — при условии обеспечения технической возможности их приема. То же самое относится и к региональным приложениям, размещенным на карте.
Всего было выдано 539 тысяч карт, по данным УЭК на август этого года. Согласно результатам исследования Экспертного центра электронного государства, наиболее часто УЭК используется владельцами как носитель номера полиса обязательного медицинского страхования – 53% от всех выданных карт. В качестве носителя сертификата электронной подписи используется лишь 10% карт, на 9% карт размещено дисконтное приложение, 4% карт содержит транспортное региональное приложение, такая же доля выданных УЭК используется владельцами как банковская карта.
Исследование Экспертного центра электронного государства
Выпуск универсальных электронных карт и поддержание инфраструктуры для обслуживания УЭК требует значительных затрат бюджетов субъектов российской Федерации при отсутствии востребованности карт населением.
Экспертный центр электронного государства в конце 2015 года провел исследование об использовании универсальных электронных карт в регионах, расходах на их выпуск и сопутствующие мероприятия и сделал выводы о целесообразности дальнейшего продолжения проекта УЭК.
За все время реализации проекта (с 2012 года по ноябрь 2015 года) уполномоченными организациями субъектов Российской Федерации (УОС) получено около 200 тысяч заявлений (по данным АО «УЭК» по состоянию на 9 ноября 2015) от граждан об отказе от выпуска УЭК, 713 106 заявлений на выдачу УЭК и выдано 468 886 (расчетная величина, полученная путем экстраполяции данных, полученных в результате опроса регионов) УЭК, что составляет 0,33% всего населения.
Для сравнения, количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями за аналогичный период (с 01.01.2013 по 1.07.2015), составляет 42,6 миллиона единиц.
Основные результаты исследования таковы:
УЭК предоставляет своему владельцу минимальный функционал (в том числе по сравнению с банковскими, региональными социальными картами).
УЭК пользуется чрезвычайно низкой востребованностью у граждан.
Выпуск и поддержание инфраструктуры УЭК влечет затраты, несопоставимые с социальным и экономическим эффектами ее использования.
Обязательность изготовления в 2017 году для всех граждан Российской Федерации повлечет значительные затраты для региональных бюджетов (40-90 миллиардов рублей), при этом велик риск неэффективного использования бюджетных средств вследствие массового отказа граждан от уже выпущенных УЭК или неиспользования их по различным причинам.
Таким образом, Экспертным центром электронного государства было предложено принять решение о прекращении проекта «Универсальная электронная карта» и исключить главу 6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с 1 января 2017 года.
По материалам интернет-ресурсов