Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
12.01.2017

Диакон Владимир Василик об истерии депутатов Вишневского и Резника по поводу передачи Исаакиевского собора Русской Православной Церкви …

Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский заявил, что обжалует в судебном порядке решение губернатора города Георгия Полтавченко передать Исаакиевский собор Русской Православной Церкви, сообщает ТАСС.

«Как только будет какое-то решение городских властей, мы будем его опротестовывать. Пока я его не вижу, и более того, пока мне неизвестно, что епархия подавала новую заявку (о передаче имущества - прим. ТАСС), прошлая была отклонена в 2015 году», - сказал Б.Вишневский. По словам депутата, 327-й федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» предоставляет гражданам право обжаловать решения властей. «Там есть прямая норма, что физические и юридические лица имеют право оспаривать в суде передачу имущества религиозной организации, если они полагают, что такое решение нарушает их права и законные интересы», - отметил Вишневский.

Тем временем, когда возникла эта инициатива, более 2 тысяч человек выступили против передачи Исаакиевского собора Русской Церкви, подписав соответствующую петицию, созданную год назад, следует из материалов портала change.org. «Передача музеев-памятников, визитных карточек Санкт-Петербурга, в ведение РПЦ приведет к ограничению посещения их обычными туристами. Существуют небезосновательные опасения, что усилий РПЦ будет недостаточно для проведения масштабных реставраций уникальных объектов культурного наследия, просто поддержания их в надлежащем состоянии», - говорится в петиции, которую с момента ее создания подписали более 95 тысяч человек.

Антицерковный протест либерально-атеистического сообщества прокомментировал в интервью «Русской народной линии» кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, член Синодальной богослужебной комиссии диакон Владимир Василик:

Нынешние попытки господ Вишневского и Резника проповедовать против передачи Исаакиевского собора Церкви, устраивать всенародные референдумы и собирать подписи, мягко говоря, смешны и странны. Эти господа ратуют за правовое государство и гражданское общество, но совершенно плюют на существующие законы: Федеральный закон Российской Федерации № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного значения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Закон определяет порядок безвозмездной передачи в собственность или в безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Он принят Государственной Думой 19 ноября 2010 года. Подписан Президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым 30 ноября 2010 года. Буква закона, как и его дух, недвусмысленна: следует передавать недвижимое имущество, построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение Богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество).

Исаакиевский собор полностью подпадает под вышеназванное определение. В законе не существует списка объектов, не подлежащих передаче Русской Православной Церкви в силу их особенного духовного значения. Поэтому согласно букве закона Исаакиевский собор должен быть передан Санкт-Петербургской митрополии Русской Православной Церкви.

Странно, что с этим законом борются «правдолюбивые законники» - депутаты Вишневский и Резник. Этакие блюстители законности и борцы за правовое государство! Видно, что они очень избирательно сражаются за законность. А в случае с передачей Исаакиевского собора Церкви подают дурной пример правового нигилизма, апеллируя не к законам, а к предрассудкам и инстинктам толпы, не к основанной на праве демократии, а к произволу и охлократии. Как говорили римляне: Dura lex, sed lex! (закон суров, но это закон). Pacta servanda sunt - закон или соглашение надлежит исполнять. Почему их надо исполнять только по отношению к неверующим? А по отношению к верующим придерживаться большевистского беззакония, как в памятные коммунистические времена? Вишневский и Резник предлагали провести референдум по поводу передачи Исаакиевского собора. Существуют определенные правила гражданского общества, может быть, мы пойдем дальше и устроим плебисцит на тему: ходить ли на работу или можно ли переходить улицу на красный сигнал светофора? Это мы уже проходили. В истории России ровно сто лет тому назад был один год, когда страна жила не законами, а референдумами. Например, солдаты на фронте решали, идти ли в наступление или оставаться ли в окопах. Мы помним, к чему это привело:

И Ленин - такой молодой, 

И юный Октябрь впереди!

Не хочется думать, что Вишневский и Резник добиваются такого исхода, прежде всего, на свою же голову. Как известно, после революции остро встает вопрос о революционерах.

К сожалению, встречаются спекуляции по поводу того, что до 1917 года Исаакиевский собор был государственным и не принадлежал религиозной организации под названием Русская Православная Церковь.

Во-первых, для закона, подписанного Президентом России 30 ноября 2010 года, безразлично, ибо он подразумевает не характер собственности, а изначальное назначение. Для Исаакиевского собора изначальное предназначение очевидно - ни Император Николай I, ни Огюст Монферран не мыслили о нем как о музее. Они перевернулись бы в гробу от музейного предназначения.

Во-вторых, до Революции в России была Греко-Российская Церковь православного исповедования, которая вся была государственной от и до. Император был главным верховным защитником Церкви. Если исходить из подобной кривой логики, то захваченные после революции церкви и превращенные в склады и овощехранилища, вообще ничего нельзя передавать - государственная собственность как-никак. Любители таких демагогических рассуждений не желают принимать во внимание, что Российское государство было православным, а строители Исаакиевского собора были верующими православными христианами.

Как гласят принципы Римского права - воля завещателей должна уважаться. Исаакиевский собор завещан нам верующими предками. Мы должны уважать их волю, признавая восстанавливаемое изначальное религиозное предназначение собора. Но противники передачи собора Церкви апеллируют к аргументу доступности культурных ценностей, утверждая, что Исаакиевский собор будет доступен только православным верующим, в него уже не будут впускать иноверцев и атеистов. Приведу пример, уже 25 лет как Казанский собор принадлежит Церкви, в него может зайти любой желающий, не заплатив ни копейки! В Казанский собор приходят католики, протестанты, мусульмане и любопытствующие неверующие. Насколько мне известно, ни одного посетителя не то, что не экзаменовали на знание «Символа Веры», но и о вере никто не спрашивал: пожалуйста, приходите - смотрите и просвещайтесь! Эти слова справедливы по отношению и к другим православным храмам Санкт-Петербурга. Мне неизвестен ни один случай, когда человека не впустили бы в церковь за его веру.

Но взглянем на проблему доступности к культурным ценностям с другой стороны. Как известно, в православный храм вход бесплатный. Ни в одном из них не стоит свечница и не продает входные билеты. Ознакомимся с прейскурантом прежнего музея четырех соборов: цена билета в Исаакиевский собор для граждан России - 250 рублей, для иностранных граждан цена существенно выше. В храме Спаса-на-Крови такие же расценки. Стоимость входа в Смольный собор до его передачи Церкви составляла 150 рублей. Но там смотреть было нечего, разве что на сцену и на какие-то временные выставки. Внутреннее убранство, включая уникальную хрустальную балюстраду, было разграблено и уничтожено в 1922 году. А теперь представим средний уровень зарплат музейных работников по России и Санкт-Петербургу. Вопрос: кто обеспечит доступ к культурным ценностям, государство или Церковь? И тут вспоминается Толгская икона Божией Матери, которую посетители Русского музея почти не видели, ибо святой образ хранился в запасниках и был не доступен для народа. А после передачи иконы Церкви в 2011 году ей поклонилось более сорока тысяч человек.

Другая проблема - сохранность культурных ценностей. Противники передачи собора Церкви пугают общественность тем, что, дескать, епархия не сохранит переданные культурные ценности в силу отсутствия специалистов, невежества и небрежения. Но вспомним Ивана Андреевича Крылова:

Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

У одного из горячих противников закона о передачи церковной собственности Михаила Борисовича Пиотровского, помнится, пропало в Эрмитаже 225 драгоценных предметов из коллекции русского искусства. Правда, пропажа никак не отразилась на его служебном положении и репутации. Свободолюбивые СМИ поспешили защитить своего героя. Михаил Борисович как бы рожден в шапке-невидимке. Общая ревизия по стране выявила пропажу 83 тысяч музейных экспонатов, тем паче, что уважаемый директор музея «Исаакиевский Собор» Николай Буров не является по образованию музейным работником, он актер. Поэтому защитникам музейных ценностей лучше начать с себя. Тем более, что целый ряд храмов Санкт-Петербурга и Ленинградской области самостоятельно восстанавливает храмы. Доступный пример, храм святителя Николая Чудотворца 18 века в селе Русско-Высоцком, построенный графом Орловым, который закрыли и разграбили. Таких храмов в Ленинградской области - десятки. А другие храмы не несут следов заботы, например, церковь Спаса-на-Сенной, взорванная в 1962 году. Храм Спаса-на-Водах, взорванный в 1938 году. Знаменскую церковь на площади Восстания уничтожили в 1940 году; Греческую церковь на Лиговском проспекте уничтожили в 1962 году. Можно перечислить десятки и сотни храмов.

Уцелевшие храмы были разграблены, как Казанский собор, который лишился своего уникального серебряного иконостаса - памятника Войны 1812 года. Исаакиевский собор не является исключением - значительная часть внутреннего убранства была расхищена в 1922 году во время кампании по изъятию церковных ценностей. Тамара Васильевна Баканова в 1928 году проходила мимо Исаакиевского собора и увидела страшную картину - выкидывали иконы, книги и другие священные предметы. Она потянулась к иконе, чтобы спасти ее от уничтожения, но получила прикладом по рукам. Затем все подожгли.

Представляете, как возмутилась бы свободолюбивая пресса и общественность, если бы священники вломились в Академию наук или Законодательное собрание и повыбрасывали книги и папки с делами и столы, а вместо них поставили аналои и иконы. Но почему можно поступать наоборот, приходить и выкидывать иконы, ставить маятник Фуко и строить музей? Почему некоторых блюстителей свободы и права вовсе не коробит подобное ненормальное беззаконное положение вещей? Более того, они стремятся увековечить этот абсурд. Слава Богу, что государственная власть вспоминает о сакральных функциях. Исаакиевский собор является не только архитектурной, но и духовной доминантой города, определяющее духовное измерение Российского государства и судьбы мира. Храм - это место молитвы. На фронтоне Исаакиевского собора написано: Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов. Храм - это место собирания народа Божия, народов России и всего человечества. Душа храма - это молитва.

На наших глазах погибало немало храмов даже не от злобы, а от равнодушия, от того, что в них не молились и за ними не присматривали. Если мы хотим, чтобы Исаакиевский собор зажил полноценной жизнью, его надлежит передать Церкви и все, подчеркиваю, все граждане Санкт-Петербурга только от этого выиграют. А проиграют злопыхатели, живущие ненавистью к Церкви. Но таких геростратов можно только пожалеть, потому что за их душами ничего нет, кроме борьбы, пафоса и дискредитации. Например, Губельман-Ярославский умер от горя после роспуска Союза воинствующих безбожников, ибо жизнь потеряла для него всякий смысл. От души желаю Вишневскому и Резнику долгой жизни, покаяния, вразумления и обретения подлинного смысла жизни, а не тех пустышек, которыми они живут.


<-назад в раздел

Русский календарь