Борьба с кощунством как исповедничество
Преподобный Паисий Святогорец
К числу прочих кощунств относится и известная рок-опера современных английских авторов Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, постановки которой, к сожалению, уже более 20 лет демонстрируются в городах России. Тема была затронута в связи с вызвавшим смущение наших читателей выступлением председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойды, который раскритиковал верующих, противодействующих показам богохульного спектакля. Увы, иных комментариев официальных церковных лиц по этому поводу пока не последовало и, как передают СМИ, «санкт-петербургский театр „Рок-опера“ продолжит гастроли по другим городам с рок-оперой <…>, ранее отмененной в Омске». «Мы сейчас в Петербурге, у нас 23 декабря будет этот спектакль. Затем у нас гастроли, это будут Сочи, Краснодар, Ростов, Калуга в январе, потом у нас репетиции, а потом опять гастроли. <…> Надо сказать, что этот спектакль в свое время благословленный. У нас исполнитель Иисуса в каждом городе идет в храм обязательно, перед каждой поездкой он просит благословения у своего духовника», – заявила директор театра Тамара Малышева.
Так как же относиться к подобного рода произведениям? Могут ли действительно они стать для кого-то ступенькой к обретению веры? И имеют ли православные нравственный долг и право добиваться запрета кощунств под видом творческой деятельности?
Мы живем во времена лукавых подмен и размывания Православия. Отличительной чертой сегодняшних дней является потеря страха Божия и благоговения, а это ведет к утрате большинством людей гласа Божия в душе, иначе говоря – к утрате совести.
Точно так же незаметно уходит из народного сознания понятие греха. В сегодняшнем обществе грех стал чем-то обыденным и не подлежащим осуждению. К этому усиленно приучают людей печатные средства массовой информации и дезинформации, театр, кино и интернет. Все это давно превратилось в оружие массового поражения человеческих душ. <…>
Дух мира сего, тождественный духу антихриста, поработил подавляющее большинство людей, в том числе именующих себя христианами. Грозное предупреждение апостола Иакова: Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 4) – помнят только единицы. Еще меньшее число применяет эти слова в собственной жизни.
Святитель Игнатий (Брянчанинов
«Христианство как дух – неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе – удаляется из среды человеческой, предоставляя его (мир) падению его», – писал святитель Игнатий (Брянчанинов) более 150 лет назад. О чем же тогда можно говорить в нынешние времена?
В среде православных практически утеряны понятия о духовной жизни – тончайшей науке внутреннего делания на пути к христианскому совершенству. «Духовная жизнь требует непрерывного наблюдения за собою и за окружающим миром. Каждый шаг в земном странствовании необходимо совершать с духовным рассуждением. Враг спасения в любой момент может использовать неверный шаг человека. Самый, казалось бы, самый малый. При этом нужно помнить, что в первую очередь все совершается в духе. Любой компромисс с духом мира сего – духом антихриста – это измена Христу, это – поклонение антихристу», – так учат нас Святые Отцы (свт. Игнатий, – здесь и далее примеч. В.П.Ф.). <…>
Неудивительно, когда мы видим разнообразные попытки оправдания богохульных и кощунственных опусов, представляющих собой подделки евангельских текстов.
Так, несоответствие рок-оперы Уэббера Священному Писанию признают даже светские комментаторы, отмечающие, что по содержанию она «является вольным пересказом Библии».
Что значит в данном случае «вольный пересказ»? Это трактовка евангельских текстов и событий с точки зрения плотского человеческого мудрования.
«Тим Райс, написавший либретто к опере, по-своему трактует многие ключевые моменты библейской истории, – сообщается в предисловии к содержанию оперы. – Если совсем коротко, то основная мысль заключается в том, что Иуда Искариот – единственный умный, все остальные – узколобые фанатики, а Сам Иисус – просто добрый человек, мечтатель и тотальный идеалист».
Допустимо ли такое понимание Нового Завета? Вспомним, с каким благоговением и особым вниманием читают и слушают в храмах Божиих святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа, когда священнослужитель возглашает: «Бог, молитвами святаго, славнаго, всехвальнаго апостола и евангелиста (имярек), да даст тебе глагол благовествующему силою многою, во исполнение Евангелия возлюбленнаго Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа». В этот момент даже немощные старушки, сидящие во время службы, встают со своих мест. А что мы видим в театрализованном представлении, которое зрители смотрят сидя?!
«Люди перестали жить духовно. Они истолковывают все посредством мирской логики и изгоняют Божественную благодать», – пишет преподобный отец наш Паисий Святогорец. А преподобный Исаак Сирин обличает любителей и друзей мира сего: «Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии».
Хорошо известно и то, что Святые Отцы крайне отрицательно относились к театру. «Театр – школа мира сего и князя мира сего – диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла [см.: 2 Кор. 11, 14], чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет по-видимому и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь и стоит посещать его не меньше церкви, а то, пожалуй, и больше: потому-де, что в церкви одно и то же, а в театре – разнообразие и пьес, и декораций, и костюмов, и действующих лиц»; «Театр также погашает веру и христианскую жизнь, научая рассеянности, лукавству (или умению жить в мире), смехотворству; он воспитывает ловких сынов века сего, но не сынов света. Театр – противник христианской жизни; он порождение духа мира сего, а не Духа Божия. Истинные чада Церкви не посещают его»; «Театр и Церковь – противоположности. То – храм мира, а это – храм Божий; то – капище диавола, а это – храм Господа», – пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. Точно так же многие другие святые указывали на лицедейство как на проявление самого неизменного в человеке, прямо называя театр изобретением диавола.
Чтобы понять, кто такие Эндрю Уэббер и Тим Райс, достаточно почитать их биографии. Это – еретики-англикане по вероисповеданию, не имеющие благоговения и страха Божия, глядящие на все глазами плоти. Вместе с безстрашными актерами ведут они к этому же и зрителей, сродных им по духу.
Как может тварь играть Бога, Творца всего видимого и невидимого, Одно из Лиц Пресвятой Троицы, Единосущной и Нераздельной?! Это – кощунство, верх гордыни и безрассудства!
Отец все творил через Сына в Духе Святом. А людям показывают обычного человека. Увидевшие такой спектакль никогда не поймут величия Божия. Им являют лжехриста, такого, каким его хотят видеть постановщики, каким его преподносит актер-лицедей. Человек не может изображать Бога (страшно сказать – «сыграть»!). Он может показать только такого же страстного человека, каким является сам. Начинание вполне сатанинское: тварь «играет» своего Создателя. Вот так антихрист будет выдавать себя за Христа! Где же благоговение?!
Мы поклоняемся святым образам Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых, а здесь Их пытаются изобразить порочные люди. По слову святителя Игнатия, вступивший в общение с ложными образами вступает в общение с падшими духами (бесами). К этому же ведет и рок-музыка, берущая свое начало в глубинах преисподней. Об этом уже немало написано обоснованных с научной точки зрения работ.
Само название этой кощунственной подделки – унизительное для Всемогущего Бога! Творца, Держащего в Своей длани всю Вселенную, приравнивают к эстрадному кумиру. Как мы обращаемся ко Христу? – Господи Вседержителю, Слове Пребезначального Отца, Самосовершенный Боже Иисусе Христе; Всесвятый Царю; Владыко Христе Боже, Царю веков и Содетелю всех; Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мя; Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго... «О таинственном – говорить таинственно, и о святом – свято», – учит великий вселенский учитель святитель Григорий Богослов.
Непристойные пляски полуобнаженных женщин на подмостках, безумные вопли и сатанинская рок-музыка – это насмешка над святыней, сущее антихристианство, которым насыщен кощунственный спектакль.
Оперу называют мировым хитом. Уже одно это показывает истинную цену этого опуса. «„Мир любит свое“, – сказал Спаситель. Мир – в прелести и сочувствует одним тем, которые находятся в прелести. Служителей истины он отвергает и ненавидит», – пишет святитель Игнатий. Мир – это сообщество находящихся в рабстве у страстей людей – неверующих, ненавидящих Христа, враждебных Ему и Его учению. Кто входит в круг единомышленников и соработников Уэббера? – Элтон Джон, Мадонна и прочие искалеченные падшими духами потерянные люди, в свою очередь духовно калечащие многие миллионы людей.
Иногда утверждают, что опера Уэббера может кого-то привести ко Христу или утвердить в вере. Весьма сомнительно. Вот что пишет обозреватель об одной из новых постановок: «Последняя версия „Суперзвезды“, трогательная в своей ультрасовременной циничности, подтверждает версию о неувядающей актуальности хорошей музыки. И хотя общая эстетика постановки апеллирует не столько к ностальгии по року, сколько пропагандирует рэп-культуру и борьбу с международным терроризмом, тем не менее завораживает своей мощью по-прежнему. Режиссером стала Гейл Эдвардс, с которой Уэббер сотрудничал в мюзикле „Whistle Down the Wind“ («Свистни по ветру»). Роль Иисуса исполнил великолепный Глен Картер. Люди с автоматами в руках, подростки на фоне трагичных граффити, Синедрион в униформе гестапо, обнаженные стриптизерши в храме – и все это под музыку Эндрю Ллойда Уэббера».
А это – заявление Тима Райса, сделанное еще в 70-годы XX века: «Наше отношение к религии нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. В жизни этого человека (Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!) произошли события, которые превратили его в легенду; то, что он был лишь человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды. С другой стороны, время течет, приближается XXI век, и, думаю, все больше людей воспринимают его не как Бога, но как символ добра, в самом общем смысле этого слова. Лично я не считаю Иисуса Богом. В опере его божественность не опровергается категорически, и этот вопрос, полагаю, оставляется открытым». Аналогичные взгляды высказывал в своих интервью Эндрю Уэббер. Каково?!
«Какая же это страшная дерзость – человеку, который есть червь пред Богом, произносить хулы на Всевышнее Существо!» – говорится в книге «Нравственное богословие для мирян» (СПб., 1901). Отвержение Божества Сына Божия – это ересь. «Ересь – грех ума. Ересь – более грех диавольский, нежели человеческий; она – дщерь диавола, его изобретение, – нечестие, близкое к идолопоклонству. Отцы обыкновенно называют идолопоклонство нечестием, а ересь – злочестием. В идолопоклонстве диавол принимает себе божескую честь от ослепленных человеков, ересью он делает слепотствующих человеков участниками своего главного греха – богохульства <...>. Сущность всякой ереси – богохульство!», – констатирует святитель Игнатий.
К сожалению, в ряде печатных и электронных изданий появились сообщения о том, что «РПЦ относится к этому [спектаклю] положительно-нейтрально», «РПЦ встала на защиту оперы» и подобные. В то же время в официальном ответе Патриаршего Совета по культуре четко сказано: «Не подлежит сомнению кощунственность рок-оперы <...> с точки зрения православного христианина». Тем не менее журналисты называют православных, которые по зову своей совести выступают против кощунства и богохульства, «отсталыми» и «фанатиками».
В этом нет ничего удивительного. Мир сей, лежащий во зле (см.: 1 Ин. 5, 19), непрестанно подвергает тайным и явным гонениям любящих Господа нашего Иисуса Христа: «Кого мир признал святым? Кого он ублажил и превознес похвалами? Лжепророков, лжеучителей, лицемеров. Как он поступил с истинными святыми Божиими? Он отверг их, осыпал поношениями, клеветами, преследовал их, как врагов человеческого общества, подверг тягчайшим гонениям и скорбям», – свидетельствует святитель Игнатий, опираясь на слова святого апостола Павла: Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2 Тим. 3, 12–13).
Пока же в Конституции РФ зафиксировано: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28).
Таким образом, основной закон нашего государства, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, гарантирует каждому члену общества полную свободу религиозных убеждений. Поэтому с правовой точки зрения религиозные убеждения индивидуальны. Следовательно, любые ссылки на какие-либо высказывания лиц из руководства земной церковной организации, а тем более – светских лиц, не могут считаться отражением позиции всех верующих. Убеждения – личное, внутреннее дело христианина, дело его совести, плод его молитвенной жизни. Это – проявление его богоданной свободы, которую не нарушает и Сам Господь (не говоря уже о том, что каждому православному человеку истина открывается по действию благодати Божией и вере его). <…>
Преподобный Паисий Святогорец († 1994), житие которого – пример для современных православных христиан, призывает нас: «Мы должны с дерзновением исповедывать свою веру, потому что если мы промолчим, то понесем ответственность. В эти трудные годы каждый из нас должен делать то, что возможно по-человечески, а то, что по-человечески невозможно, – оставлять на волю Божию и просить Бога о помощи <…>. Если не противостанем, то поднимутся из могил наши предки. Они столько выстрадали за Отечество, а что делаем для него мы? Если христиане не станут исповедниками, не противостанут злу, то разорители обнаглеют еще больше. Если же христиане противостанут, то те еще подумают <…>. Если Церковь молчит, чтобы не вступать в конфликт с государством; если митрополиты молчат, чтобы быть со всеми в хороших отношениях, потому что им помогают с гуманитарными учреждениями, – тогда кто же будет говорить?! Преподаватели богословия тоже сидят тише воды <…>. Сейчас Бог терпит то, что происходит. Терпит для того, чтобы злой человек не мог оправдаться. В некоторых случаях Бог вмешивается Сам и немедленно, в других же случаях Он ждет и не указывает выхода сразу. Он ждет от людей терпения, молитвы и борьбы».
Замечательно и интервью преподобного Паисия, приведенное в книге «Духовное пробуждение»:
« – Геронда, есть ли прок от различных движений протеста со стороны христиан?
– Само присутствие христианина – это уже исповедание веры. Возможно, что кто-то больше помог бы молитвой, но его молчанием воспользуются и скажут: „Такой-то и такой-то не выразили протеста – следовательно, они на нашей стороне, они согласны с нами“. Если кто-то не начнет воевать против зла – т. е. не начнет обличать тех, кто соблазняет верующих, – то зло станет еще больше. А так маленько ободрятся верные. И тем, кто воюет с Церковью, будет потруднее. Церковь – это не их прогулочный катер, она – корабль Христов. Эти люди заслуживают осуждения. Их единственный интерес – иметь большую зарплату, роскошную машину, бегать по развлечениям <…>. Конечно, Бог не попустит торжествовать злу, но речь сейчас идет не об этом.
И эти богохульные фильмы они показывают, чтобы осмеять Христа. Они делают это для того, чтобы сказать: „Посмотрите, вот каким был Христос! Мессия придет сейчас!“ – и потом явить своего „мессию“. Они ведут дело к тому.
– А люди, Геронда, этому верят и портятся!
– Портится испорченный. А верит он в это потому, что хочет оправдать то, чему оправдания нет, и успокоить свой помысл. Всеми этими богохульствами стремятся оправдать нравственные безчинства. Они перешли уже все границы. Верующие подали иск, потому что фильм „Последнее искушение Христа“ оскорбляет веру, а прокуроры говорят: „Ничего страшного!“ О таких богохульствах и слуху-то никогда не было! Для нас протест против этой богохульной картины был исповеданием веры. Но, конечно, и что-то хорошее от всех этих богохульств происходит – плевелы отделяются от пшеницы, мир просеивается как сквозь решето».
Известно, что снятый Мартином Скорцезе богохульный фильм «Последнее искушение Христа» в 1988 году непродолжительное время демонстрировался в афинских кинотеатрах и вызвал бурю негодований со стороны верных чад Элладской Церкви, которые требовали запретить его показ. Преподобный Паисий, несмотря на боль от грыжи, которую он тогда терпел, приехал вместе с другими святогорцами в Салоники, где принял участие в митинге протеста, воодушевляя верующих своим присутствием.
Валерий Павлович ФИЛИМОНОВ,
писатель-агиограф, академик
Православного отделения
Петровской академии
наук и искусств