29 декабря 2016 года на сайте Президента РФ появилось сообщение о том, что глава государства отклонил одобренный советом Федерации о создании информационной системы «Контингент».
Комментирует событие эксперт Валерий Филимонов
- В соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции глава государства отклонил Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 15 и 16 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”, принятый Государственной Думой 21 декабря 2016 года, одобренный Советом Федерации 23 декабря 2016 года и направленный Президенту для подписания и обнародования.
Соответствующие письма Владимир Путин направил Председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко и Председателю Государственной Думы Вячеславу Володину. Президент, в частности, указал: «Федеральный закон предусматривает создание государственных информационных систем “Контингент обучающихся” субъектов Российской Федерации и федеральной информационной системы “Контингент обучающихся”.
Полагаю, что Федеральным законом должен быть установлен перечень конкретных сведений, содержащихся в государственных информационных системах “Контингент обучающихся” субъектов Российской Федерации и федеральной информационной системе “Контингент обучающихся”, а также определены лица, которые имеют доступ к таким сведениям, и их ответственность». http://kremlin.ru/events/president/news/53633
Впервые с 2012 года президент отклонил закон, принятый 21 декабря 2016 года Государственной Думой и одобренный 23 декабря Советом Федерации.
До этого Владимир Путин отклонял закон, одобренный обеими палатами парламента, четыре года назад. Это был Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об инновационном центре Сколково”». В том случае главу государства точно также не устроило отсутствие ряда конкретных положений: в законе не были определены «критерии и показатели, необходимые для оценки эффективности результатов деятельности инновационного центра “Сколково” в экономической, социальной и научной сферах».
Тогда в правительстве призвали не драматизировать ситуацию: «Это рабочий момент. Такое случается в законотворчестве», – заявили корреспондентам. Замечания были устранены и закон был принят в обновленной редакции.
Против законопроекта о системе «Контингент» выступила заместитель председателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Мизулина.
Она назвала законопроект антиконституционным и антисемейным, справедливо отметив, что обширные сведения о детях, содержащиеся в системе «Контингент», могут быть использованы злоумышленниками: «Речь идет о формировании некой межведомственной системы, куда, подчеркну, без ведома родителей могут заноситься любые данные о ребенке с момента его рождения, которые в конечном итоге будут доступны неопределенному кругу людей», – предостерегала сенатор. Она также отмечала, что принятие подобного законопроекта «в очередной раз поднимает тему существования ювенальной юстиции в России».
Установление перечня конкретных сведений, содержащихся в региональных системах и федеральной информационной системе «Контингент», а также определение списка конкретных лиц, которые будут иметь доступ к этим сведениям, практически не изменит ситуацию.
Если говорить о мировой практике, то единых банков данных не должно быть даже в региональном масштабе. В США, Англии и других странах в учебных заведениях ведут только локальные базы. Тем не менее, злоумышленники постоянно крадут персональные данные, используя их затем в корыстных целях.
Можно привести конкретные примеры, которые демонстрируют отказ от введения единых идентификаторов личности и создания единых банков данных в развитых странах.
В мае 2010 года парламент Великобритании законодательно отменил внедрение в государстве «электронных документов». Упразднили и прозванный «оруэлловским» Национальный регистр идентификации, куда должны были стекаться сведения о всех гражданах с новыми «электронными удостоверениями», уничтожив всю его базу данных.
Правительство Германии сознательно отвергает сбор информации о гражданах в едином банке данных. Федеральный Конституционный суд – высший суд ФРГ, следящий за соблюдением Основного закона, еще 30 лет назад постановил: единого средства сохранения всех данных о личности и единой базы не должно быть. Ведь каждый гражданин по Конституции имеет право на информационную тайну, а государству, в свою очередь, неправомерно следить за гражданами, собирать и в централизованном порядке сохранять данные о них.
В случае с системой «Контингент», в первую очередь, речь идет о колоссальных угрозах для национальной безопасности страны.
Сейчас Господь дает нам время, чтобы мы могли проявить свою свободную волю. Поэтому, как отмечалось в упомянутой выше статье, необходимо еще раз обратиться по этому поводу к президенту через Совет безопасности Российской Федерации.
Тем более, что «Остается высоким уровень зависимости отечественной промышленности от зарубежных информационных технологий в части, касающейся электронной компонентной базы, программного обеспечения, вычислительной техники и средств связи, что обусловливает зависимость социально-экономического развития Российской Федерации от геополитических интересов зарубежных стран», – как говорится в Доктрине информационной безопасности РФ.
Только один пример: 26 декабря 2016 года «Ростелеком» объявил о масштабной закупке иностранного программного обеспечения (Microsoft), несмотря на сторгую рекомендацию властей переходить на отечественные разработки. Хорошо известно, что корпорация Microsoft вместе с Oracle, Google, IBM и другими гигантами интернет-индустрии является давним партнером Пентагона, ЦРУ и главной шпионской службы США – АНБ.
По сей день Россия находится в полной зависимости от западных поставщиков компьютерной техники и программного обеспечения. В условиях, когда боевые действия в киберпространстве приняли характер мировой войны, необходимы повышенные меры предосторожности.
По мнению авторитетных экспертов, на пике гонки ядерных вооружений мировой баланс обеспечивала «гарантия взаимного уничтожения». Сегодня ту же роль выполняет кибероружие. Однако его сравнительно небольшая стоимость и доступность значительно расширили перечень стран, обладающих современными средствами мощных кибератак, и это в любой момент может привести не только к ударам по конкретной стране, но и к глобальной дестабилизации.
Неслучайно в упомянутой Доктрине отмечается: «Одним из основных негативных факторов, влияющих на состояние информационной безопасности, является наращивание рядом зарубежных стран возможностей информационно-технического воздействия на информационную инфраструктуру в военных целях».
Поэтому не грех вспомнить, что России нет друзей и никогда не будет...