«Не Великий, не Святой, не Всеправославный»
Собор св. Александра Невского в Софии –
кафедральный храм Болгарской Церкви
После т. н. «Всеправославного собора», прошедшего в июне с. г. на Крите, участвовавшие и не участвовавшие в нем Поместные Православные Церкви вырабатывают свое официальное отношение к этому форуму и принятым на нем документам. В частности, недавно в русскоязычных интернет-СМИ появились сообщения о рассмотрении данного вопроса на заседаниях Синодов Элладской, Александрийской, Болгарской, Румынской и Кипрской Церквей.
Судя по обнародованной информации, наиболее радикально настроен Александрийский Патриархат, во исполнение решений критского собора постановивший учредить модернистский институт диаконисс и усилить участие в экуменическом движении ради преодоления «самозамкнутости Православия». «Александрийская Церковь будет продолжать активно участвовать в межхристианском и межрелигиозном диалоге, несмотря на любые трудности и проблемы, которые иногда возникают. Кроме нашего участия во Всемирном совете церквей, мы намерены повысить свою активность и в Ближневосточном совете церквей», – говорится в определении Синода АПЦ.
Благосклонность к «восьмому вселенскому» и его резолюциям выразили также иерархи Кипрской и Румынской Церквей. В частности, в Послании киприотов содержится увещание к четырем проигнорировавшим «историческое» собрание «Церквам-сестрам принять решение подписать тексты и решения Святого и Великого Собора во славу Бога Троичного и ради единения Православной Церкви во Христе». Румынами же более сдержанно «было принято к сведению содержание документов в виде, утвержденном в рамках заседаний Святого и Великого Критского Собора», и допущено их дальнейшее «прояснение, уточнение и развитие».
Греческие архиереи в оценке разделились. Предстоятель Элладской Церкви назвал собор на Крите «событием огромного духовного значения», по отношение к которому Синоды Поместных Церквей не должны нести функцию «подтверждения или суда». В то же время ряд Владык (митрополиты Пирейский Серафим, Калавритский Амвросий и др.) выступили с резкой критикой нашумевшего мероприятия, отметив, что на нем «было совершено предательство Православной веры».
Но наиболее четкое и обоснованное заключение сделала Болгарская Патриархия, констатировавшая: «Проведенный на острове Крит собор не является ни Великим, ни Святым, ни Всеправославным».
Предлагаем к прочтению основные положения опубликованного на официальном сайте БПЦ «Определения Священного Синода Болгарской Православной Церкви по Собору на Крите (2016 г.) и тексту „Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром“».
<…> Первый важный вывод заключается в том, что, в сравнении с их предсоборным вариантом, утвержденные голосованием и принятые собором на оcтрове Крит документы претерпели определенные, но несущественные и недостаточные для их всеправославного одобрения изменения.
I. О ДОКУМЕНТЕ «ОТНОШЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ
ЦЕРКВИ С ОСТАЛЬНЫМ ХРИСТИАНСКИМ МИРОМ»
1. В отношении текста пункта 4 можно сказать, что Православная Церковь под «единением всех» всегда понимала соединение или возвращение в ее лоно через святое Крещение, святое Миропомазание и Покаяние всех заблудших в стихиях мира сего и отпавших от нее в ересь и раскол, в соответствии с каноническими правилами Церкви. Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь никогда не утрачивала единения в вере и общения в Святом Духе и не может принять утверждения о «восстановлении единства» с «другими христианами», поскольку данное единство существует неизменно в Теле Христовом и само единство и единственность являются сущностными признаками Церкви. <…>
6. Общее впечатление от данного документа таково: в нем содержится много двусмысленных выражений и терминологических экклезиологических несоответствий. Немаловажно и то, что в нем отсутствует обоснованное и исчерпывающее указание на основную цель проводимых богословских диалогов с инославными, состоящую в возвращении инославных по каноническому чину в лоно Православной Церкви, а также, сообразно с данной целью, недостаточно ясно сформулированы основные положения и принципы данных диалогов. Вместо этого в п. 16 и последующих легитимируется неправительственная организация «Всемирный совет церквей», в которой БПЦ-БП (Болгарская Православная Церковь – Болгарская Патриархия, – примеч. ред.), слава Богу, давно не участвует. <…>
II. ГЛАВНЫЙ ВЫВОД
Проведенный на оcтрове Крит собор не является ни Великим, ни Святым, ни Всеправославным:
1. Как по причине неучастия в нем ряда Поместных Автокефальных Церквей, так и из-за допущенных организационных и богословских ошибок. <…>
2. Внимательное исследование документов, принятых собором на оcтрове Крит, приводит нас к выводу, что некоторые из них содержат несоответствия православному церковному учению, догматическому и каноническому преданию Церкви, духу и букве Вселенских и Поместных Соборов.
3. Принятые на острове Крит документы подлежат дальнейшему богословскому обсуждению с целью исправления, редактирования, корректирования или замены на другие (новые документы) в духе и предании Церкви. <…>
Подготовил Виктор ЗАРЕЧНЫЙ
Источник: Газета "Православный крест" № 168