«ВЕРА БЕЗ ДЕЛ МЕРТВА»: О противостоянии кощунствам
«Надо возрождать истинную русскую идею, которая должна стать фундаментом нашей государственности. А для сего нам, конечно, необходима твердая и верная позиция – правда русской жизни, в которую Ленин никак не вписывается. Христос есть Путь и Истина, и Жизнь»
В современной жизни, к сожалению, мы сталкиваемся со множеством аморальных явлений. Вседозволенность в действиях антихристианских сил безпокоит представителей здравомыслящей интеллигенции, неравнодушных православных пастырей и мирян. Так, в настоящее время всех всколыхнули новые случаи глумления над верой Христовой под вывеской современного искусства и частной коммерческой деятельности: подготовка к выходу в прокат кощунственного антиисторического фильма «Матильда», постановки в городах России богохульной рок-оперы Эндрю Уэббера, строительство завода по производству контрацептивов в поселке Боголюбово, рядом с древней монашеской обителью... В то же время люди недоумевают по поводу неопределенной или даже лояльной позиции в отношении всех этих безобразий некоторых официальных представителей Церкви. В редакцию поступают звонки и письма с вопросами: «Как же быть верующим?», «Что мы можем и должны предпринять в этой ситуации?», «Не станет ли борьба с упомянутыми и подобными им кощунствами проявлением непослушания иерархии?»
Прокомментировать происходящее мы попросили, известного общественного деятеля, православного публициста Игоря Михайловича Друзя.
– У нас сейчас очень часто звучат демагогические речи о том, что православный человек якобы должен только молчать и молиться. Однако надежда на чудо там, где верующий имеет возможность решить вопрос без сверхъестественных явлений, – грех. Так не поступали даже чудотворцы.
Был, например, такой действительно великий молитвенник, который вовсе не чета нам и вообще несоизмеримо духовно выше современных людей, – преподобный Иов Почаевский. Но значительная часть его жития связана с участием в судебных процессах по защите интересов Православия от нападок польской шляхты, в то время господствовавшей на территории проживания православных и отбиравшей у них храмы, церковные земли и другую собственность. Преподобный Иов подал нам пример, что не только молитвой, не только обличительным словом, но даже и судебными исками надо бороться за истину. И уж если на то пошло, то и апостолы вели активную общественную деятельность. К примеру, апостол Павел, как мы знаем из Книги Деяний, отстаивая свою невиновность, потребовал суда кесарева.
Не грех подняться на защиту веры и Отечества и с оружием в руках. Неслучайно ведь на Куликовскую битву, например, наше войско благословил сам преподобный Сергий Радонежский. Наши святцы полны имен прославленных Церковью воинов. А в мирное время правду можно защищать, повторюсь, и в судах, и в публикациях, и какими-то массовыми акциями в рамках закона.
Слова же священноначалия для нас, конечно, важны, но мы с ними будем считаться только в том случае, если они соответствуют заповедям Божиим и канонам Церкви. А если какие-то заявления официальных церковных представителей противоречат православному вероучению, то мы вправе им не подчиняться. Те же из священноначалия, кто говорит нечто антиканоничное, по предупреждению апостола Павла, собирают себе на голову горящие угли кары Божией. И, разумеется, церковный народ их слушать не станет.
– А как можно безошибочно определить эту грань – где надо согласиться, а где – противостать? Например, ситуация с известной рок-оперой. Глава Синодального информационного отдела В.Р. Легойда заявил, что это – нормальное явление, и что надо «отделять кощунство от творческого подхода». Но ведь богохульство тут, вроде бы, очевидно, и, кроме того, православные знают отношение к театру Святых Отцов – в частности, много писал против лицедейства святитель Иоанн Златоуст…
– На самом деле это все отговорки со стороны официального представителя Церкви. Потому что, действительно, кощунство есть кощунство. И если оно будет названо «искусством» или «философией», или еще как-либо, – суть от того не меняется. Кощунство – всегда мерзость, и надо твердо его пресекать, в какой бы сфере оно ни происходило. Что же касается оправданий, что творцы т. н. рок-оперы якобы черпали вдохновение в Библии, – то если бы это было так, они не создали бы нечто столь антицерковное и пошлое даже с точки зрения светского искусства.
– А как Вы смотрите на конфликт в Боголюбове? Извинением кощунства выставляется тот факт, что готовящийся к открытию завод контрацептивов предоставит населению поселка рабочие места. При этом местная епархия дистанцировалась, пояснив, что «Церковь – отдельно, а бизнес – отдельно»…
– В таком случае можно предложить открыть еще, например, заводы и фабрики по производству наркотиков – это ведь тоже решит проблему безработицы и обезпечит поступления в бюджет. Да и бордели тогда не помешает легализовать – ради налоговых платежей и «трудоустройства» женщин и сутенеров. Т. е. этот путь может увести далеко – нет предела аморальности.
Верующие знают, что контрацепция – грех, не говоря уже о том, что размещать такое производство в святом месте, рядом с монашеской обителью – просто безумие. Я однозначно против кощунства в Боголюбове и считаю его недопустимым.
– Есть ли шанс успешного противодействия поруганию святыни? Как быть людям, которым религиозные чувства не позволяют сидеть сложа руки?
– Нам надо усердствовать по возможности, а Бог восполнит недостающее и укрепит наши слабые силы. Мы не должны думать о том, сможем ли мы отстоять истину, но – просто отстаивать ее. С нас за это спросит Господь. А результат – в Его руках.
– На встрече с протестующими жителями поселка инвестор строящегося завода Павел Спичаков заявил, что он якобы тоже православный, и РПЦ, насколько ему известно, нейтрально относится к современным методам контрацепции. Как Вы это прокомментируете?
– Главные ориентиры для христианина – это Священное Писание, Священное Предание и труды Святых Отцов. А насчет современных документов РПЦ и высказываний отдельных священнослужителей – полагаю, что они не безспорны. Ответы в стиле «нет, нет, но да» весьма настораживают. Ибо у Церкви всегда была четкая позиция по любым вопросам: Да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5, 37). В Писании и у Святых Отцов оправданий контрацепции мы, конечно, не найдем. Там, напротив, рассказывается о мерзком грехе Онана (см.: Быт. 38) и вообще по данной проблеме выражена строгая нравственная позиция.
– Игорь Михайлович, у Вас нет впечатления, что определенным силам очень уж хочется пресечь любого рода инициативы православных верующих? Ведь, с одной стороны, звучат речи о возрождении церковной жизни и соборности, а на деле нас приучают к толерантности и человекоугодию...
– Сейчас трудные времена. Некоторые духовные лица стали просто церковными чиновниками, политиками, которые стремятся к дипломатическому, политическоиу и финансовому благополучию. Поэтому для таких людей каноны и чистота Православной веры не имеют особого значения. Они готовы этим пожертвовать в угоду церковной реформации.
Ситуация такая сложилась не вчера. «Политики от Церкви» появились в советское время, когда под страхом смерти дозволялось власти только хвалить, а ни в коем случае не обсуждать и не критиковать. Впрочем, отдельные экземпляры встречались и в Царскую эпоху. Таковы реалии, но это не означает, что надо считаться с их словами, идущими вразрез с церковным учением. Опыт показывает, что «дипломаты» никогда не были и не станут авторитетными для простых православных верующих.
Почему они не поддерживают народные инициативы, а действуют скорее в узких интересах противников Православия? Видимо, эти политики в рясах считают, что у церковного народа недостаточно денег, чтобы удовлетворить их амбиции. Кстати сказать, можно провести аналогию с Горбачевым. Он надеялся войти в мировую элиту и искренне полагал, что, если пожертвует интересами Родины, то приобретет некую огромную выгоду. Его примут в мировое правительство, а то, может быть, он его даже возглавит. Однако в конце концов бывший президент получил лишь незавидную роль рекламщика пиццы и какой-то жалкий фонд, несоизмеримый по влиянию с теми ресурсами, которыми он обладал до измены. Честно говоря, склоняюсь к мысли, что сторонников церковной реформации ожидает подобная участь.
– А какова основная цель модернистов? Зачем они приучают верующих к бездействию? Для чего в простом народе поощряется и насаждается принцип «моя хата с краю»?
– Как я понимаю, они хотят встроиться в западные структуры, в ту единую всемирную религию, которая сейчас формируется, и занять там видное положение, может быть, даже и лидирующее. В силу наивности иных зарвавшихся церковных господ вполне возможно, что у кого-то из них могут быть и такие иллюзии.
Но нельзя сказать, что все наше священноначалие – модернистское. Нет! В нашем епископате есть здоровые силы, которые себя проявляют. Если бы не они, то, вероятно, Русская Православная Церковь приняла бы полноценное участие в экуменическом проекте «Всеправославный собор». Но, как видим, представители РПЦ на Крит, к счастью, не поехали.
Православие резко отличается от других религий, в частности, от католицизма, даже от того католицизма, который существовал прежде и был еще относительно морально здоровым, если можно так сказать о ереси. (Ранее католичество имело еще некие нравственные принципы, а теперь оно превратилось вообще непонятно во что). У нас, в Православии, не принято смотреть на кого-то из епископов или на Святейшего Патриарха как на римского папу. Хотя, к сожалению, в последнее время многое меняется, и даже на приходах порой возникает «попизм» (от слова «поп» по аналогии с папизмом, – примеч. ред.) – мнение настоятеля преподносится как единственно верное и непогрешимое. Это, разумеется, ненормально. Повторюсь: да, мы уважаем священноначалие, но будем руководствоваться его указаниями только в том случае, если оно само почитает церковные каноны.
– Выше Вы сослались на примеры деятельного противления злу в житиях святых апостолов и преподобного Иова Почаевского. А можете припомнить какой-нибудь известный исторический случай, когда народный протест вопреки позиции церковного руководства увенчался успехом и был однозначно полезен?
– Если брать, допустим, Украину, откуда я родом и где прожил почти всю жизнь, то именно народное восстание и сломило Брестскую унию. Точнее, уния все-таки воплотилась в жизнь, но только на весьма ограниченной части Украины – в Галиции. А в целом народ ее не поддержал. Когда большинство епископов не устояли в истине и пошли на компромисс с католиками, простые верующие воспротивились и опровергли все их заявления своими действиями.
И в наше время отступнические экуменические соглашения, которые совместно со светскими властями готовил фактически правивший в УПЦ МП от имени недуговавшего митрополита Владимира митрополит Драбинко, были сорваны церковным народом совместно с верными архипастырями. А сам Драбинко в конце концов лишился властных полномочий.
Поэтому мы можем сказать, что носитель правды Божией – это церковный народ, а не какой-то отдельный епископ или митрополит, или Патриарх. Т. е. вся Церковь – и архиереи, и духовенство, и монашествующие, и миряне.
– Приближается трагическая дата – 100-летие революции. Многие жители России, Украины и Белоруссии убеждены в необходимости убрать из топографических названий имена палачей большевистского террора и избавиться от их изваяний. Но опять же, они столкнулись с «официальным» мнением: «Как бы там ни было, это наше прошлое», «Давайте не будем трогать эту страницу истории» и т. д...
– Ага, Чингисхан тоже был нашей историей, и Батый был нашей историей. Они также, как и Ленин, убили немало русских. Но это же не повод, чтобы, например, поставить памятник Батыю в сожженном им Киеве. Или в ДНР – Чингисхану, чьи войска погубили уйму наших ратников в битве на Калке. Поэтому, конечно, скульптуры Ленина и прочих революционеров необходимо убрать – не варварски, а в законном порядке, после предварительной разъяснительной работы с населением.
К сожалению, тут нам еще сильно насолили бандеровцы, которые разрушили памятники коммунистическим вождям на Украине и этим дискредитировали по сути правильную инициативу. Но на самом деле коммунисты никогда не были их противниками. Именно Компартия Украины существенно помогла в легализации киевской хунты: голоса депутатов-коммунистов в пользу Турчинова утвердили госпереворот. А вот все мои товарищи, воевавшие в Новороссии, придерживаясь православно-монархических взглядов, напротив, относились к Ленину с отвращением и одобряли идею сноса его памятников.
Сейчас говорят о том, что в России якобы создалось уникальное положение: здесь, в отличие от Украины, терпимо приемлются любые взгляды. Но в чем же уникальность? В России ныне происходит то же самое, что на Украине до войны, когда там стояли фигуры и Ленина, и Бандеры. И вот у нас тоже наряду со скульптурами кровавого вождя возвышаются монументы русских Царей. Но разве это нормально? Такая эклектика свидетельствует не о силе государства, а, наоборот, о его слабости. Потому что если в основе страны нет четко определенного мировоззрения, она обязательно пошатнется – с большим скрипом и возможными катаклизмами.
И чтобы не доводить до этого, надо возрождать истинную русскую идею, которая должна стать фундаментом нашей государственности. А для сего нам, конечно, необходима твердая и верная позиция – правда русской жизни, в которую Ленин никак не вписывается. Христос есть Путь и Истина, и Жизнь. А Ленин всегда презирал русских; занимался антигосударственной деятельностью, организацией террора – в периоды и русско-японской войны, и Первой мировой. Во многих его трудах можно найти слова о том, как он не уважает русский народ; о том, что надо проводить теракты; и как будет хорошо, если Россия проиграет в войне. О Первой мировой он писал, что надо перевести ее в гражданскую – т. е. стремился развязать самую ужасную, самую кровавую братоубийственную бойню на территории нашей Родины.
Конечно, я отношусь к этому диктатору крайне негативно; он был антихристианином и русофобом. Воспитывать детей на таком примере недопустимо. Нельзя одновременно почитать и новомучеников, и Ленина, виновника всех тех убийств, – это равносильно чествованию Нерона или Иуды. Даже В.В. Путин, что бы там о нем ни говорили и каким бы осторожным ни считали, справедливо признал, что Ленин заложил бомбу под нашу страну, когда создал национальные республики – его политика в итоге привела к разрушению единого государства и формированию русофобских режимов.
Поэтому инициативу сноса памятников богоборцам необходимо продвигать и поддерживать, распространяя соответствующую информацию. И, слава Богу, шаги в этом направлении уже есть. Если посмотреть, допустим, на Красную Площадь, то она постепенно, пусть «без шума и пыли», но декоммунизируется. Например, там был восстановлен обелиск в память царствования Династии Романовых, – слава Богу, убрали уродливые коммунистические символы, Карла Маркса и всю эту родословную коммунизма, которая гнездилась на месте памятника нашим Царям. Подобных позитивных примеров на самом деле немало. Хотя и негативные, увы, пока еще не оскудели.
– Сейчас идут нападки на бывшего прокурора Крыма, а ныне депутата Госдумы Наталью Владимировну Поклонскую, которая не побоялась высказать точку зрения подавляющего большинства граждан России в отношении личности Ленина. Как Вы можете это прокомментировать? Какими должны быть здесь наши действия?
– Она поступила правильно и очень достойно – хотя, наверняка, предполагала, чтоза этим последует, что ее ожидает.
Кстати, интересно посмотреть, кто именно нападал больше всего на Поклонскую. На нее набросились либералы: сразу завыли «Эхо Москвы», радио «Свобода»… И тут же, в унисон либеральным СМИ, завопили… коммунисты, партия КПРФ, этакая марионеточная организация в руках власти. С другой стороны поднялась секта Кургиняна, глава которой спустил с цепи своих многочисленных ботов-блогеров. Подали голос также гомосексуалисты и прочие извращенцы, не обошлось без участия и украинских спецслужб...
Поклонская проявила и смелую гражданскую позицию, и свой высокий духовный уровень. Поэтому я глубоко уважаю Наталью Владимировну. И согласен, что большинство людей в России разделяют ее позицию.
Что же касается наших действий, то, прежде всего, необходимо стоять в истине, молиться и работать, работать и молиться – и все придет, правда обязательно восторжествует. Мы в это свято верим!
Беседовала Анастасия Державина
Источник: газета «Православный Крест», № 24 (168) (от 15 декабря с. г.)