Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
16.12.2016

Спасителен ли проект «образы святых неразделенной церкви»?

выставка.jpg

В наше время на церковном поле возникает множество различных заманчивых благовидных проектов. Они экономически привлекательны и никакого уголовного криминала в себе не содержат, что делает их вдвойне привлекательными. Об одном из таковых проектов, о его сути, смысле и последствиях для спасения души христианина от греха, смерти и диавола мы хотели бы поразмышлять и поделиться с нашими читателями плодами этих размышлений.

Сергей Чапнин, главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары» объявил о старте курируемого им проекта «Образы святых неразделенной Церкви». Впервые об этом проекте было объявлено в июле 2016 г. на ЛабОРАтории современного христианского искусства и архитектуры, которая проходила в Сергиевом Посаде с участием российских, украинских и итальянских художников и искусствоведов. Председатель попечительского совета проекта «Образы святых неразделенной Церкви» – епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий (архитектор и художник по светскому образованию); председатель экспертного совета – ученица прот. Александра Меня искусствовед, проректор Библейско-богословского института св. апостола Андрея, преподаватель Коломенской духовной семинарии Ирина Языкова.

По словам инициатора проекта, импульс для воплощения этой давно вынашиваемой идеи был дан встречей папы Франциска и Патриарха Кирилла на Кубе в феврале 2016 года. Эта историческая встреча, считает Чапнин, «может открыть новую страницу в истории диалога западного и восточного христианства, который никогда не прерывался, но порой, в том числе и еще совсем недавно, переживал трудные времена».

Цели проекта определяются так: привлечение внимания христианских общин Востока и Запада к образам святости и святых первого тысячелетия; совместное свидетельство православных и католиков о христианских корнях современной Европы; развитие современной христианской культуры и культурного обмена между христианскими общинами европейских стран и России.

Речь идет не просто о написании икон святых неразделенной Церкви, задача проекта более объемна: создать и представить в выставочном проекте новую иконографию святых Бельгии, Великобритании, Германии, Ирландии, Италии, Испании, Франции и других стран Европы, осмысляя их образы в рамках иконографического канона и в то же время стараясь увидеть их подвиг не из представлений «абстрактного христианства», а из реальности XXI века. «Что нам, живущим сегодня, говорят святые? Поиск ответа на этот вопрос – главная задача нашего проекта», – говорит Чапнин.

Выставки – центральное культурное событие проекта. На первом этапе они будут проводиться в России – в Санкт-Петербурге и Москве. На втором – выставка пройдет в ряде европейских стран. По словам Чапнина, переговоры об этом ведутся с выставочными залами в Италии, Польше, Германии и Испании.

«Мне трудно представить себе развитие отношений между Церквами Востока и Запада без обращения к Преданию неразделенной Церкви, к тому, что нас объединяет в истории христианского мира. Важная часть этого Предания – образы святых, просиявших в разных странах, но почитаемых и на Западе, и на Востоке – и в католической "церкви", и в поместных Православных Церквах. На протяжении веков особое место в диалоге Востока и Запада занимало искусство – храмовое зодчество, скульптура, прикладное искусство и, конечно, иконопись. ХХ век вновь «открыл» восточную икону и шире – проблематику богословия образа – как для Православной Церкви, так и для католической. Наш проект призван продолжить это братское общение и вовлечь в него художников, иконописцев, христианские общины, культурные центры и выставочные залы Европы и России», – сказал автор проекта о его значении.
Однако ключевым остается вопрос – от Бога этот проект или от человеков? От ответа на него и зависит отношение к проекту православных христиан – художников, иконописцев, общин, – ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его (Деян. 5, 38–39).

Но для того, чтобы найти ответ на поставленный вопрос, следует решить, от Бога ли была встреча папы Римского Франциска с Патриархом Кириллом или от человеков. Для этого обратимся к учению Слова Божия и святоотеческому преданию.

Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, – говорит св. Ап. Павел (Тит. 3, 10). Свт. Златоуст объясняет это так: «Когда кто-нибудь развратился до такой степени, что ни за что не решается переменить своего мнения, то для чего тебе трудиться напрасно, рассыпая семя на камне, тогда как можно употребить этот прекрасный труд для своих?.. Далее, почему (апостол) в другом месте говорит: не даст ли им Бог покаяния (2 Тим. 2, 25), а здесь: Еретика после первого и второго вразумления отвращайся? Там он говорит о людях, подающих надежду на исправление… а когда кто-нибудь (держится ереси) явно и открыто перед всеми, то для чего напрасно состязаться с ним, для чего бить воздух?» (Беседы на послание к Титу. 6, 1).

«Соборная Православная церковь не двукратное, а многократное делала вразумление частной Римской церкви; – пишет преп. Амвросий Оптинский, – но последняя, несмотря на все справедливые убеждения первой, пребыла упорной в своем ошибочном образе мыслей и действий».

Встреча Патриарха с папой состоялась, несмотря на упорство римского понтифика в ереси, и отнюдь не носила характера обличительной беседы для обращения грешника, подающего надежду на исправление, а была направлена на достижение мирских политических целей, которые, к слову сказать, так и остались недостижимыми. Т.о. выявляется небогоугодный характер данной встречи. Соответственно, не от Бога и проект «Образы святых неразделенной Церкви».

К тому же икона это не картина. Икона пишется не для выставок, а для того чтобы перед ней молиться в храме или в келье. «Одно дело – картина религиозного содержания, и другое – литургическая икона, – говорит арх. Василий, игумен Афонского Иверона. – Первое представляет собой произведение художественного мастерства, а второе есть росток и отражение литургической жизни. Картина художника – от мира сего; она говорит об этом мире и оставляет тебя в этом мире. Икона же доставляет тебе простую, тихую, живоносную весть, сходящую с неба. Она говорит тебе о том, что превзошло твое вчера и сегодня, твое здесь и там, все мое и все твое. Она обращается к общей человеческой природе и взывает к ее жажде чего-то высшего, запредельного. Она безгласно говорит о вечной жизни и ее неизменяемой действительности; из глубины своего прозрачного и чистого молчания она незаметно извлекает нечто реальное и живое, приводящее в единство все человеческое существо». (Арх. Василий Игумен Иверской Обители на Афоне. Входное, Богородице-Сергиева Пустынь, 2007, С. 133-134). Т.о. авторами проекта движет глубокое духовное неведение различий между иконописью и живописью.

Теперь, когда мы выяснили, что это дело не от Бога, а от человеков и что оно, по слову Божию, разрушится, можно заняться вопросом о последствиях участия в нем православных иконописцев, художников и общин.
Во-первых, участие в этом проекте для них явилось бы отречением от своей православной идентичности. Ибо проект явно направлен на достижение унии между Православной Церковью и Ватиканом.

Во-вторых, это заведомо провальный проект, поскольку в его основе лежит противление Богу. Т.е. даже если рассуждать с чисто прагматической точки зрения, то рано или поздно он потерпит фиаско. И тогда обнулится вся экономическая выгода от участия в нем.
В-третьих, участие в этом проекте – предательство не только Православия, но и России, ибо наряду с Вашингтоном, Ватикан является вековым и одним из злейших врагов Святой Руси, неизменно из века в век, из десятилетия в десятилетие, из года в год, доказывая свою враждебность нам.
В- четвертых, этот проект – проявление неуважения к православным иконописцам, подкупа, склонения к духовному блуду – предательству Веры, России и своего спасения за материальное вознаграждение.

Николай Светлов


<-назад в раздел

Русский календарь