Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
09.12.2016

Берегись, чадо, кривоверов и всех бесед их…

выствка1.jpg

После «исторической» встречи патриарха Кирилла и папы римского Франциска значительно интенсифицировался т.н. православно-католический диалог. Одним из приоритетных в нем избрано культурное направление – сотрудничество Русской Церкви с Ватиканом в области культуры. Ноябрь и декабрь сего года ознаменованы крупными культурными акциями Ватикана в России и синодальных структур РПЦ в Италии.

Так в декабре в римском храме Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири состоится концерт хора Сретенского монастыря, Синодального хора РПЦ и хора Сикстинской капеллы, сообщил патриарх Московский и всея Руси Кирилл на встрече с председателем Папского совета по содействию христианскому единству (ПССХЕ) кардиналом Куртом Кохом. «Прошло второе заседание совместной рабочей группы по культурному сотрудничеству между нашими Церквами. Надеемся, что состоится совместный концерт хора Сретенского монастыря, Синодального хора РПЦ и хора Сикстинской капеллы в базилике святой Марии ангелов 11 декабря сего года», – сказал патриарх. Он также отметил, что в рамках культурного сотрудничества Русской Церкви и Ватикана в Третьяковской галерее откроется выставка ватиканских шедевров.

«Это очень важное культурное событие, никогда такое количество шедевров из Ватикана не выставлялось за границей», — подчеркнул предстоятель Русской Церкви.
Итак, культурное сотрудничество между Православной Церковью и католической еретической конфессией набирает обороты. А какова его цель? Ответ на этот вопрос находим в названии должности кардинала Коха – содействие «христианскому» т.е. в нашем случае православно-католическому единству под главенством «непогрешимого» папы римского (другого единства еретики паписты даже не обсуждают). Но такое «единство» называется подчинением или унией. Т.о. культура избрана одним из главных инструментов для достижения унии между Ватиканом и Русской Православной Церкви, подчинения Русской Церкви папе римскому по подобию подчинения Константинопольской Церкви, которое состоялось в 1965 г. подписанием акта о взаимном «снятия анафем».

Конечно, смещение акцента с области богословия и благотворительного служения на совместные культурные акции – новая веха в экуменическом диалоге сторонников сближения с папизмом в РПЦ с их коллегами из Ватикана. Однако, как гласит известная пословица, все новое – хорошо забытое старое. Кстати, и не такое уж старое.

Верный стратегический партнер Ватикана Вашингтон, младший, но более могущественный, уже более половины века успешно использует культуру в борьбе против России. Сразу же после окончания Великой Отечественной войны ЦРУ открыл культурный фронт борьбы против Советского Союза. В это противостояние были вовлечены художники, писатели, поэты, музыканты, режиссеры и актеры. Несмотря на бедность и примитивность американской культуры янки виртуозно сыграли на низменных страстях некоторых деятелей культуры и культурного сообщества Советского Союза и до сих пор успешно провоцируют конфликты в российском социуме при помощи кощунственных выставок и театральных постановок, осуществляемых силами местной агентуры.

Ватикан же делает только первые шаги в данном направлении. При этом, безусловно, за ним стоит более мощная культурная традиция, нежели за Соединенными Штатами, существование которых не превышает трех веков. Эпоха Возрождения языческого искусства и философии в XIV-XVII вв. напрямую связана с Италией. Ее музеи хранят сокровища и многочисленные шедевры как античных мастеров, так и мастеров художников эпохи Ренессанса. Поэтому выставка в Третьяковке – это не конец, а только начало. Впереди нас ожидает безконечная вереница выставок и встреч с католическими «братьями», курирующими в римской курии культурные проекты, а также ответственными за «христианское единство».
А в постренессансный период махровым цветом расцвело такое выдающееся явление в области мирового театрального искусства, как иезуитская драма. Поэтому российским любителям театра также предстоят в недалеком будущем многие часы эстетического наслаждения, связанные с актерской игрой отцов-иезуитов. Так, благодаря культуре крепнут связи филокатоликов РПЦ с их братьям в Ватикане, вовлекая в орбиту этой дружбы души людей, далеких от веры, но неравнодушных к культуре.

Впрочем, мы далеки от той крайности, чтобы отрицать абсолютно художественную ценность картин мастеров эпохи Возрождения, которые на средневековом Западе зачастую бывали еретиками папистами и протестантами. Среди них действительно имеются довольно гармоничные и красивые произведения. И если среди наших соотечественников имеются ценители классической живописи, которые считали бы потерей для себя отказ от посещения ватиканских выставок, то никто им не запрещает их посетить. Однако при этом не следует увлекаться папизмом, питать симпатии к его доктрине. Ибо грех не в созерцании классических произведений искусства (кончено, мы имеем в виду произведения, не отображающие каких-либо нецеломудренных, греховных или кощунственных видов), а в увлечении ересью.

«Берегись, чадо, кривоверов и всех бесед их, ибо вся земля наша наполнилась ими, – отечески предупреждает нас родоначальник русского общежительного монашества преп. Феодосий Киево-Печерский. – Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной Вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая Вера Православная. Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и без конца будешь радоваться со Святыми. А живущие в иной вере: в католической, или мусульманской, или армянской – не увидят жизни вечной. Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру, все равно, что свою хулит. Если кто начнет хвалить и свою и чужую веру, то он двоевер, близок к ереси. Ты же, чадо, блюдись таковых, и свою веру непрестанно хвали. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами».

Эти слова великого русского святого необходимо помнить и не забывать не только российским ценителям искусств, но также и всем православным христианам от иерарха до рядового мирянина, если они желают избежать вечных мучений и наследовать жизнь вечную.

Николай Светлов


<-назад в раздел

Русский календарь