06.12.2016
<-назад в раздел
О кощунственной рок-опере Уэббера
СМИ не прекращают обсуждать протесты верующих против показа рок-театром Санкт-Петербурга рок-оперы «Иисус-Христос – суперзвезда». Комментирует содержание спектакля русский писатель-агиограф. академик Православного отделения Петровской академии наук и искусств Валерий Павлович Филимонов:
- Святые отцы крайне отрицательно относились к театру. Вот что пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Театр – школа мира сего и князя мира сего – диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла [2 Кор. 11, 14], чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет, по-видимому, и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь и стоит посещать его не меньше церкви, а то пожалуй и больше: потому-де, что в церкви одно и то же, а в театре разнообразие и пьес, и декораций, и костюмов, и действующих лиц...
Театр также погашает веру и христианскую жизнь, научая рассеянности, лукавству (или умению жить в мире), смехотворству; он воспитывает ловких сынов века сего, но не сынов света. Театр — противник христианской жизни; он порождение духа мира сего, а не Духа Божия. Истинные чада Церкви не посещают его...
Театр и Церковь – противоположности. То – храм мира, а это храм Божий; то – капище диавола, а это – храм Господа».
Из книги «Нравственное богословие для мирян». СПб. 1901:
«Составляют и разыгрывают в театрах целые драмы из Священных книг... И сколько же известно разных родов кощунства!» То есть учение Церкви конкретно называет спектакли по мотивам Священных книг – кощунством.
Мое личное суждение о кощунственной опере Уэббера
Как может тварь играть Бога, Творца всего видимого и невидимого, одного из Лиц Пресвятой Троицы, Единосущной и Нераздельной?! Это – кощунство, верх гордыни и безрассудства!
Отец все творил через Сына в Духе Святом... А людям показывают обычного человека. Увидевшие такой спектакль никогда не поймут величия Божия.
Им показывают лжехриста, такого, каким его хотят показать постановщики, каким его преподнесет актер. Человек не может изображать Бога (страшно сказать «сыграть»). Он может показать только такого же страстного человека, каким является сам. Начинание вполне сатанинское: тварь «играет» своего Создателя. Вот так антихрист будет выдавать себя за Христа!
Где благоговение!? Мы поклоняемся освященным святым образам Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых, а здесь Их пытаются изобразить порочные люди.
По слову святителя Игнатия Брянчанинова, вступивший в общение с ложными образами, вступает в общение с падшими духами (бесами)! К этому же ведет и рок-музыка.
Само название этой кощунственной подделки – унизительное! Как мы обращаемся ко Христу: Господи Вседержителю, Слове Пребезначального Отца, Самосовершенный Боже Иисусе Христе, Всесвятый Царю... Владыко Христе Боже, Царю веков и Содетелю всех... Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мя, Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго...
«О таинственном говорить таинственно, и о святом – свято», – учит великий вселенский учитель Григорий Богослов.
Правовая и духовная оценка права на протест против кощунства
Статья 28 Конституции РФ констатирует: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Таким образом, Конституция РФ гарантирует каждому члену общества полную свободу религиозных убеждений. Поэтому с юридической точки зрения религиозные убеждения индивидуальны. Следовательно, любые ссылки на какие-либо высказывания лиц из числа руководства земной церковной организации, а тем более на светских лиц, не имеют под собой никакой почвы. Это личное, внутреннее дело христианина, дело его совести, плод его молитвенной жизни. Это его богоданная свобода, которую не нарушает Сам Господь (не говоря уже о том, что каждому православному человеку истина открывается по действию благодати Божией и вере его).
Вот что пишет по этому поводу святой мученик, почетный профессор Московской Духовной академии Михаил Александрович Новоселов, опираясь на учение Самого Господа нашего Иисуса Христа, Его апостолов и святых отцов: «В Церкви Христовой нет того кощунственного, богохульного, противохристианского и безнравственного начала, что называется авторитетом в вопросах совести и веры. Вся она, Христова Церковь, является непогрешимой. Она сама берет только то, что согласуется со Христом по союзу взаимной любви всех христиан между собою... И ею руководит Сам Дух Святый, защищающий ее от всякой заразы, против которой никто из нас в отдельности не гарантируется, против которой не гарантирует даже Собор (!) Потому что непогрешимость вовсе не принадлежит даже Собору, а всей Церкви Христовой...
Одно лишь помышление о приписании себе авторитета кем бы то ни было над совестью и верою других является радикальным отказом от Церкви Христовой, пропастью отрицания и себялюбия…Вот этот-то именно авторитет в вопросах совести и веры, он радикально противоречит самому христианству!».
– Геронда, есть ли прок от различных движений протеста со стороны христиан?
– Само присутствие христианина — это уже исповедание веры. Возможно, что кто-то больше помог бы молитвой, но его молчанием воспользуются и скажут: «Такой-то и такой-то не выразили протеста, следовательно, они на нашей стороне, они согласны с нами». Если кто-то не начнет воевать против зла — то есть не начнет обличать тех, кто соблазняет верующих, — то зло станет еще больше. А так маленько ободрятся верные. И тем, кто воюет с Церковью, будет потруднее. Церковь — это не их прогулочный катер, она — Корабль Христов. Эти люди заслуживают осуждения. Их единственный интерес — иметь большую зарплату, роскошную машину, бегать по развлечениям... А потом они принимают законы о гражданском браке, узаконивают аборты. Конечно, Бог не попустит торжествовать злу, но речь сейчас идет не об этом.
И эти богохульные фильмы они показывают, чтобы осмеять Христа. Они делают это для того, чтобы сказать: «Посмотрите, вот каким был Христос! Мессия придет сейчас!» — и потом явить своего «мессию». Они ведут дело к тому.
– А люди, Геронда, этому верят и портятся!
– Портится испорченный. А верит он в это потому, что хочет оправдать то, чему оправдания нет, и успокоить свой помысл. Всеми этими богохульствами стремятся оправдать нравственные бесчинства. Они перешли уже все границы. Верующие подали иск, потому что фильм «Последнее искушение Христа» оскорбляет веру, а прокуроры говорят «Ничего страшного!» О таких богохульствах и слуху-то никогда не было! Для нас протест против этой богохульной картины был исповеданием веры. Но, конечно, и что-то хорошее от всех этих богохульств происходит плевела отделяются от пшеницы, мир просеивается как сквозь решето».
Снятый Мартином Скорцезе богохульный фильм «Последнее искушение Христа» в 1988 году непродолжительное время демонстрировался в афинских кинотеатрах и вызвал бурю протестов со стороны верных чад Элладской Церкви, которые требовали запретить его показ. Преподобный Паисий, несмотря на боль, которую он терпел тогда от грыжи, приехал вместе с другими святогорцами с Афона в Салоники, где принял участие в митинге протеста, воодушевляя верующих своим присутствием.
- Святые отцы крайне отрицательно относились к театру. Вот что пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский:
«Театр – школа мира сего и князя мира сего – диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла [2 Кор. 11, 14], чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет, по-видимому, и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь и стоит посещать его не меньше церкви, а то пожалуй и больше: потому-де, что в церкви одно и то же, а в театре разнообразие и пьес, и декораций, и костюмов, и действующих лиц...
Театр также погашает веру и христианскую жизнь, научая рассеянности, лукавству (или умению жить в мире), смехотворству; он воспитывает ловких сынов века сего, но не сынов света. Театр — противник христианской жизни; он порождение духа мира сего, а не Духа Божия. Истинные чада Церкви не посещают его...
Театр и Церковь – противоположности. То – храм мира, а это храм Божий; то – капище диавола, а это – храм Господа».
Из книги «Нравственное богословие для мирян». СПб. 1901:
«Составляют и разыгрывают в театрах целые драмы из Священных книг... И сколько же известно разных родов кощунства!» То есть учение Церкви конкретно называет спектакли по мотивам Священных книг – кощунством.
Мое личное суждение о кощунственной опере Уэббера
Как может тварь играть Бога, Творца всего видимого и невидимого, одного из Лиц Пресвятой Троицы, Единосущной и Нераздельной?! Это – кощунство, верх гордыни и безрассудства!
Отец все творил через Сына в Духе Святом... А людям показывают обычного человека. Увидевшие такой спектакль никогда не поймут величия Божия.
Им показывают лжехриста, такого, каким его хотят показать постановщики, каким его преподнесет актер. Человек не может изображать Бога (страшно сказать «сыграть»). Он может показать только такого же страстного человека, каким является сам. Начинание вполне сатанинское: тварь «играет» своего Создателя. Вот так антихрист будет выдавать себя за Христа!
Где благоговение!? Мы поклоняемся освященным святым образам Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и святых, а здесь Их пытаются изобразить порочные люди.
По слову святителя Игнатия Брянчанинова, вступивший в общение с ложными образами, вступает в общение с падшими духами (бесами)! К этому же ведет и рок-музыка.
Само название этой кощунственной подделки – унизительное! Как мы обращаемся ко Христу: Господи Вседержителю, Слове Пребезначального Отца, Самосовершенный Боже Иисусе Христе, Всесвятый Царю... Владыко Христе Боже, Царю веков и Содетелю всех... Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мя, Владыко Господи Иисусе Христе, Сыне Бога Живаго...
«О таинственном говорить таинственно, и о святом – свято», – учит великий вселенский учитель Григорий Богослов.
Правовая и духовная оценка права на протест против кощунства
Статья 28 Конституции РФ констатирует: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Таким образом, Конституция РФ гарантирует каждому члену общества полную свободу религиозных убеждений. Поэтому с юридической точки зрения религиозные убеждения индивидуальны. Следовательно, любые ссылки на какие-либо высказывания лиц из числа руководства земной церковной организации, а тем более на светских лиц, не имеют под собой никакой почвы. Это личное, внутреннее дело христианина, дело его совести, плод его молитвенной жизни. Это его богоданная свобода, которую не нарушает Сам Господь (не говоря уже о том, что каждому православному человеку истина открывается по действию благодати Божией и вере его).
Вот что пишет по этому поводу святой мученик, почетный профессор Московской Духовной академии Михаил Александрович Новоселов, опираясь на учение Самого Господа нашего Иисуса Христа, Его апостолов и святых отцов: «В Церкви Христовой нет того кощунственного, богохульного, противохристианского и безнравственного начала, что называется авторитетом в вопросах совести и веры. Вся она, Христова Церковь, является непогрешимой. Она сама берет только то, что согласуется со Христом по союзу взаимной любви всех христиан между собою... И ею руководит Сам Дух Святый, защищающий ее от всякой заразы, против которой никто из нас в отдельности не гарантируется, против которой не гарантирует даже Собор (!) Потому что непогрешимость вовсе не принадлежит даже Собору, а всей Церкви Христовой...
Одно лишь помышление о приписании себе авторитета кем бы то ни было над совестью и верою других является радикальным отказом от Церкви Христовой, пропастью отрицания и себялюбия…Вот этот-то именно авторитет в вопросах совести и веры, он радикально противоречит самому христианству!».
Преподобный Паисий Святогорец – пример для современных христиан (из книги «Духовное пробуждение»)
– Геронда, есть ли прок от различных движений протеста со стороны христиан?
– Само присутствие христианина — это уже исповедание веры. Возможно, что кто-то больше помог бы молитвой, но его молчанием воспользуются и скажут: «Такой-то и такой-то не выразили протеста, следовательно, они на нашей стороне, они согласны с нами». Если кто-то не начнет воевать против зла — то есть не начнет обличать тех, кто соблазняет верующих, — то зло станет еще больше. А так маленько ободрятся верные. И тем, кто воюет с Церковью, будет потруднее. Церковь — это не их прогулочный катер, она — Корабль Христов. Эти люди заслуживают осуждения. Их единственный интерес — иметь большую зарплату, роскошную машину, бегать по развлечениям... А потом они принимают законы о гражданском браке, узаконивают аборты. Конечно, Бог не попустит торжествовать злу, но речь сейчас идет не об этом.
И эти богохульные фильмы они показывают, чтобы осмеять Христа. Они делают это для того, чтобы сказать: «Посмотрите, вот каким был Христос! Мессия придет сейчас!» — и потом явить своего «мессию». Они ведут дело к тому.
– А люди, Геронда, этому верят и портятся!
– Портится испорченный. А верит он в это потому, что хочет оправдать то, чему оправдания нет, и успокоить свой помысл. Всеми этими богохульствами стремятся оправдать нравственные бесчинства. Они перешли уже все границы. Верующие подали иск, потому что фильм «Последнее искушение Христа» оскорбляет веру, а прокуроры говорят «Ничего страшного!» О таких богохульствах и слуху-то никогда не было! Для нас протест против этой богохульной картины был исповеданием веры. Но, конечно, и что-то хорошее от всех этих богохульств происходит плевела отделяются от пшеницы, мир просеивается как сквозь решето».
Снятый Мартином Скорцезе богохульный фильм «Последнее искушение Христа» в 1988 году непродолжительное время демонстрировался в афинских кинотеатрах и вызвал бурю протестов со стороны верных чад Элладской Церкви, которые требовали запретить его показ. Преподобный Паисий, несмотря на боль, которую он терпел тогда от грыжи, приехал вместе с другими святогорцами с Афона в Салоники, где принял участие в митинге протеста, воодушевляя верующих своим присутствием.
По материалам интернет-ресурсов