05.12.2016
Козлогласование - это нестройное пение, разноголосица (см. Краткий церковнославянский словарь Т.С. Олейникова: http://enc-dic.com/schurch/Kozloglasovanie-1452.html).
Думаем, многим из нас на богослужениях приходилось слышать это самое "козлогласование", оказываться стоящими рядом с людьми нестройно, хотя, конечно, от души, поющими "Верую", "Отче наш", слова акафиста или даже просто, от сердца, подпевающих клиросу. Подпевающих весьма заметно и слышно в общей массе. Но они поют, в полной уверенности в стройности, приятности или даже неотразимости своего голоса. Реагируют на такое пение все по-разному. Кто-то терпит и молчит, понимая, что человек на самом деле же не хочет мешать, но поет от того, что поет его душа (звучание голоса которой бывает весьма громкое...). Кто-то внушительно смотрит на поющего, пока тот не замолчит. Кто-то же прямо говорит, что если желаете петь, берите благословение священника и идите на клирос, а по-другому у нас на приходе не благословляется.
В некоторых храмах, в частности, у о. Георгия Кочеткова, сектанта и обновленца, общенародное пение приветствуется и поощряется. Настоятели других, особенно новых и молодых приходов, тоже пробуют вводить это новшество, выставляя дьякона или чтеца на солею и вручая ему в руку картонку-плакат со словами, которые должен петь народ. Заметим, что это нововведение, слава Богу, мало где прижилось. Пока.
"Возрождение народного пения - это один из путей воцерковления нашего народа. Потому что человек, участвующий в пении, слышащий эти мощные звуки справа, слева, спереди, сзади, он как бы погружается в особую стихию общей молитвы (в раздражение оттого, что стоящий слева фальшивит, а стоящий сзади просто орёт и поет быстрее клироса - прим.ред.), он чувствует, что такое приход, что такое община, он чувствует свое участие в божественном служении (которое закончилось из-за того, что поющая на разные голоса толпа людей просто не дает молиться - прим. ред.). Поэтому я очень призвал бы лиц, ответственных за церковное пение, возрождать (как у протестантов и кочетковцев?! - прим. ред.) народное пение", - провозгласил патриарх Кирилл в Москве на I Международном съезде регентов и певчих РПЦ.
Патриарх рассказал, как возрождал народное пение в советские годы в храме Ленинградской духовной академии: "…Для того, чтобы возродить пение в объеме всей литургии, мы ставили в народ наших мальчиков и девочек певчих, и они вместе с народом пели. И практически большая часть литургии пелась народом…".
Но пение в храме - это важная составляющая богослужения. Зачастую именно оно настаивает на молитву, придает службе благообразность, рождает в прихожанах благоговение и стремление сохранять тишину. Кроме того, если пение в храмах сделать общенародным, то тогда придется отказаться от любых сложных для простого человека произведений и напевов; по сути, надо будет отказаться от всего, кроме обихода! Тогда службы наши во многом утратят свое благолепие и притягательность. Прибавьте сюда нестройность голосов, неизбежную фальшивость звука... Разве от этого родится единение прихода? Или же, напротив, люди задумаются о переходе в другой храм? Не забудьте и о слабом знании церковно-славянского языка*, о чем так часто говорят сторонники русификации богослужения, и мы получим не благообразное пение, возносящее душу к небесному, а отвлекающее и раздражающее нытье "единодушных" прихожан.
_____________________________________________________________
* Поскольку при всенародном запевании могут возникнуть проблемы с церковно-славянским языком, следующей частью программы может стать избавление трудящихся от сложного языка. Почему бы и нет?!
<-назад в раздел
Об инициативе «возрождения» общенародного пения в храмах
Козлогласование - это нестройное пение, разноголосица (см. Краткий церковнославянский словарь Т.С. Олейникова: http://enc-dic.com/schurch/Kozloglasovanie-1452.html).
Думаем, многим из нас на богослужениях приходилось слышать это самое "козлогласование", оказываться стоящими рядом с людьми нестройно, хотя, конечно, от души, поющими "Верую", "Отче наш", слова акафиста или даже просто, от сердца, подпевающих клиросу. Подпевающих весьма заметно и слышно в общей массе. Но они поют, в полной уверенности в стройности, приятности или даже неотразимости своего голоса. Реагируют на такое пение все по-разному. Кто-то терпит и молчит, понимая, что человек на самом деле же не хочет мешать, но поет от того, что поет его душа (звучание голоса которой бывает весьма громкое...). Кто-то внушительно смотрит на поющего, пока тот не замолчит. Кто-то же прямо говорит, что если желаете петь, берите благословение священника и идите на клирос, а по-другому у нас на приходе не благословляется.
В некоторых храмах, в частности, у о. Георгия Кочеткова, сектанта и обновленца, общенародное пение приветствуется и поощряется. Настоятели других, особенно новых и молодых приходов, тоже пробуют вводить это новшество, выставляя дьякона или чтеца на солею и вручая ему в руку картонку-плакат со словами, которые должен петь народ. Заметим, что это нововведение, слава Богу, мало где прижилось. Пока.
"Возрождение народного пения - это один из путей воцерковления нашего народа. Потому что человек, участвующий в пении, слышащий эти мощные звуки справа, слева, спереди, сзади, он как бы погружается в особую стихию общей молитвы (в раздражение оттого, что стоящий слева фальшивит, а стоящий сзади просто орёт и поет быстрее клироса - прим.ред.), он чувствует, что такое приход, что такое община, он чувствует свое участие в божественном служении (которое закончилось из-за того, что поющая на разные голоса толпа людей просто не дает молиться - прим. ред.). Поэтому я очень призвал бы лиц, ответственных за церковное пение, возрождать (как у протестантов и кочетковцев?! - прим. ред.) народное пение", - провозгласил патриарх Кирилл в Москве на I Международном съезде регентов и певчих РПЦ.
Патриарх рассказал, как возрождал народное пение в советские годы в храме Ленинградской духовной академии: "…Для того, чтобы возродить пение в объеме всей литургии, мы ставили в народ наших мальчиков и девочек певчих, и они вместе с народом пели. И практически большая часть литургии пелась народом…".
Но пение в храме - это важная составляющая богослужения. Зачастую именно оно настаивает на молитву, придает службе благообразность, рождает в прихожанах благоговение и стремление сохранять тишину. Кроме того, если пение в храмах сделать общенародным, то тогда придется отказаться от любых сложных для простого человека произведений и напевов; по сути, надо будет отказаться от всего, кроме обихода! Тогда службы наши во многом утратят свое благолепие и притягательность. Прибавьте сюда нестройность голосов, неизбежную фальшивость звука... Разве от этого родится единение прихода? Или же, напротив, люди задумаются о переходе в другой храм? Не забудьте и о слабом знании церковно-славянского языка*, о чем так часто говорят сторонники русификации богослужения, и мы получим не благообразное пение, возносящее душу к небесному, а отвлекающее и раздражающее нытье "единодушных" прихожан.
_____________________________________________________________
* Поскольку при всенародном запевании могут возникнуть проблемы с церковно-славянским языком, следующей частью программы может стать избавление трудящихся от сложного языка. Почему бы и нет?!
Источник: ИПВ Русь-Фронт