«ЦАРЬ – ФИГУРА МИСТИЧЕСКАЯ»: Об опасностях на пути к монархии
События 1917 года не только сбросили, обрушили нашу страну в культурную и экономическую пропасть. В сакральном смысле Россия, лишившись Помазанника Божия, осталась духовной сиротой. Даже более: с утратой самодержавия ее история как бы прекратилась, и она воистину уподобилась человеку с отрезанной головой, по слову преподобного Анатолия Оптинского, став «трупом смердящим»…
Какие же выводы мы сделали за истекший век, что еще препятствует покаянию и возвращению русского народа на спасительный исторический путь, какие опасности нас на нем подстерегают? Об этом мы побеседовали с давним читателем и автором «ПК» протоиереем Владиславом Озеровым.
Отец Владислав, приближается скорбная дата – столетие захвата власти в России большевиками, положившими конец еще существовавшим тогда надеждам на восстановление монархии, казнившими Царскую Семью. Насколько, на Ваш взгляд, наш народ осознал случившееся и, может быть, не просто увидел преимущества самодержавия, а пришел к насущной потребности его воссоздания?
– Начну с того, что сам я – убежденный сторонник возрождения царской власти. Причем это мое убеждение – не просто личностное, но основано на пророчествах наших старцев, блаженных, которые говорили о том, что Господь нам дарует в последние времена Царя, избранника Божия, такого особого человека. И мне хотелось бы подкрепить свои слова, обратившись к нашим духовным авторитетам.
Попытки осмысления этого вопроса в Церкви в последнее время предпринимались, но, к сожалению, не получили должного развития. Духовенство либерального, модернистского, экуменического духа воспрепятствовало глубокому пониманию царской темы, не пошло этим путем само и не повело за собой народ, хотя предпосылки имелись.
Вот, приведу цитату из речи Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В 1993 году он произнес: «Грех цареубийства, произошедший при равнодушии граждан России, народом нашим не раскаян. Будучи преступлением Божеского и человеческого закона, этот грех лежит тягчайшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании. И сегодня мы от лица всей Церкви, от лица всех ее чад, усопших и ныне живущих, приносим перед Богом и людьми покаяние за этот грех. Прости нас, Господи!»
Можно вспомнить слова и всеми любимого старца Николая Гурьянова, который много говорил, просвещал людей о монархии в проповедях и личных беседах. У него есть такое пророчество: «Россия не поднимется, пока не осознает, кто был наш русский Царь Николай. Без истинного покаяния нет истинного прославления Царя. Господь не дарует России нового Царя, пока не покаемся искренне за то, что допустили иноверцам очернить и ритуально умучить Царскую Семью. Должно быть духовное осознание. Господь дарует России Царя».
Также процитирую Оптинского старца Анатолия (Потапова) младшего, причисленного к лику святых, который говорил о том, что нет греха большего, чем убиение Помазанника Божия. Он утверждал: «Судьба Царя – судьба России: радоваться будет Царь – радоваться будет и Россия, заплачет Царь – заплачет и Россия».
Из приведенных слов рождаются вполне конкретные выводы.
Во-первых, нам надо осознать реальную вину русского народа в том, что случилось, общую вину. Покаяться в этих событиях. И молить Бога о Царе. Ибо что происходит сейчас? Посмотрите, сколь великое множество людей в наши дни преисполнено гордыней, тщеславием, самомнением, самолюбием. Причем даже люди единомысленные, единодушные постоянно вступают в какие-то разногласия, у них возникают противоречия, разделения, противостояния... И в этой ситуации фигурой, которая объединит и консолидирует здоровые, живые силы русского народа, может стать только Царь. Потому что православный Царь – Божий Помазанник.
На этом нужно сделать акцент – что во главе угла стоит не самодержавная власть как таковая, которая дается Царю, а тот факт, что Царь – фигура мистическая, сакральная. Это – Божий избранник, который Самим Богом благословляется на Царство и Его властью и силой будет править. Поэтому лишь православный Царь сумеет по-настоящему объединить русский народ. И сплотить именно через личный духовный авторитет, через осознание народом того, что монарх есть проводник воли Божией, что через него Господь Сам будет управлять Русской землей. И потому все его поступки, действия будут иметь духовный, мистический смысл. Только объединившись под властью Царя, мы сможем противостоять силам зла. А иначе – нас ждет окончательный развал страны и погибель, полное уничтожение духовное и физическое.
– Но, к сожалению, даже в православной среде многие до сих не видят необходимости возвращаться к монархии, считают этот вопрос «спорным», «несущественным», «нецерковным»…
– Да, иногда приходится сталкиваться с верующими, не понимающими эту тему. Они говорят: «А почему я должен каяться? Я же не убивал Царя, и мои родственники в этом не участвовали». Но нужно осознать целостность, единство русского народа. Ощутить себя его частью, т. е. что я – по духу и крови наследник своих предков. Что их добрые дела или их преступления напрямую имеют отношение и ко мне, и я – в этой общности русского народа – тоже несу за них свою долю ответственности. Так же в случае греха цареубийства – речь идет не о личном беззаконии отдельного человека, а о признании себя частью единого целого под названием «русский народ», который на самом деле допустил этот грех на своей собственной земле. И этот грех действительно лег тяжким грузом на самосознание нашего народа. В этом смысле после убийства Царя святейший Патриарх Тихон и говорил: «Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его». Такое понимание должно побудить людей к уразумению произошедшего и к осознанию необходимости покаяния в тех событиях, в том числе – попустительстве русским народом убийства своего Царя и пролития крови всей Царской Семьи.
Во-вторых, говорят: «Зачем – лично тебе – Царь, ты что, без Царя не можешь спастись?» Но здесь нужно четко разделять понятия. Индивидуальное спасение человека верующего действительно зависит только от усвоения им искупительной жертвы Христа. Человек может последовать за Христом, быть Ему верным, исполнять Его заповеди – и в этом заключается его спасение. Но когда мы имеем в виду заботу о ближних, народ в целом – то разве может быть вопрос о Царе безразличным для меня как части русского народа?! Как человека, который болезнует о нем, о том духовном состоянии, в котором он сейчас пребывает, намеренно ослабляемый врагами с целью довести его до полной деградации?! Как можно быть безразличным к тому, какая у нас власть?! Неужели у кого-то повернется язык сказать, что мне разницы нет – или православный русский Царь, Богом данный, или «демократическая» власть какой-то олигархии непонятной, ведущей к погибели русский народ?! Разве может быть все равно, кто встанет во главе страны – или православный Царь, который все силы свои приложит для спасения русского народа в целом, для создания соответствующих условий жизни и развития, в том числе и духовного, – или будет некто, вводящий ювенальную юстицию, поддерживающий глобализацию, поголовное присвоение людям электронных номеров с целью загнать нас в электронное рабство и духовное подчинение?! Меня, если честно, удивляет такая постановка вопроса, подобные недоразумения. Здесь речь не о моем личном спасении, а о спасении русского народа. Если будет у нас православный Царь – то станет реальным и возрождение Святой Руси и русского народа, и сама возможность личного спасения русских людей многократно увеличится. В противном случае наш народ и народы всего мира будут загнаны в электронное рабство, под этот тотальный электронный контроль, и в конце концов нас, потерявших все берега и ориентиры, заставят поклониться антихристу – вот и все, чем все это закончится.
Поэтому нам необходимо вымаливать православного Царя. А надежда на дарование России Помазанника Божия есть, ибо многие старцы, преподобные, Христа ради юродивые, современные духовные светочи говорили и говорят о возможности восстановления у нас монархии. И я лично в это твердо верю и не сомневаюсь, что Царь на Руси будет. Но и мы со своей стороны должны, конечно, приложить для этого усилия – духовные, молитвенные, приближать его возвращение делами и помыслами, явить деятельное покаяние.
– Батюшка, а Вы знаете, что недавно вопрос о чине всенародного покаяния поднял известный священник-модернист Георгий Кочетков? В частности, в комментарии к статье-исповеди некоего Владимира Яковлева, внука чекиста-убийцы, он написал: «Нужно говорить о покаянии. Даже о некотором Акте Национального Покаяния! Нужно к этому призывать и к этому идти». Что Вы думаете о таком неожиданном с его стороны высказывании?
– Когда подобные призывы исходят от модернистски и либерально мыслящих деятелей, то, возможно, цель этого – дискредитировать тему как таковую. И акцент у либералов делается на осуждение коммунизма, осуждение Сталина. А у нас задача – в первую очередь осознать, что силы, совершившие т. н. революцию, – антихристианские; что убийство Царя было ритуальным преступлением и остается безнаказанным; что это силы духовные, противостоящие Христу, Его Церкви и Его Помазаннику, православному Самодержцу, на протяжении веков.
– И еще одно событие вызывает недоумение – в конце октября Патриарх Кирилл подарил музейно-выставочному комплексу «Новый Иерусалим» икону «Императорский Дом Романовых – 400 лет служения России». Особое место на ней занимают портреты «Кирилла I, Императора в изгнании» – Великого Князя Кирилла Владимировича, двоюродного брата Царя-Мученика Николая II, и т. н. Кирилловичей – его современных потомков. Но, как известно, Князь Кирилл, поддержавший февральскую революцию, имеет недобрую славу либерала-предателя. «Всероссийским Императором» он объявил себя сам в 1924 году, в эмиграции – несмотря на то, что из-за аморального кровосмесительного брака с двоюродной сестрой ранее был лишен Николаем II права престолонаследия (лишение распространялось и на его потомство). Как Вы полагаете, отец Владислав, в связи с таким неоднозначным подарком Святейшего, насколько серьезна опасность навязывания России «государей»-самозванцев?
– Действительно, существует угроза, что темные силы могут подсунуть нам своего «царя». Чтобы этого не произошло, нужно, еще раз подчеркну, понять суть явления того Царя последнего, которого мы чаем. Она – не в абсолютизации власти, а именно в духовном ее содержании – в том, что это будет Богом данный правитель, обещанный Помазанник Божий, фигура мистическая, которую Сам Господь наделит духовными дарами, духовными полномочиями через Таинство Миропомазания.
А сейчас многие, к сожалению, акцентируют внимание только на необходимости сильной единоличной власти. И это, конечно, важный момент в царском правлении, но он второстепенный. В понимании же тех, кто ставит его во главу угла, Царь не отличается от любого диктатора, от того же Сталина или Гитлера, – и еще можно привести примеры личностей в мировой истории, которые обладали абсолютными властными правами. Но как земля отстоит от неба, так разнится власть, допустим, генерального секретаря, вождя от власти русского православного Царя. В одном случае это власть узурпированная, в другом – данная Богом. И поэтому «царь», которого силы зла будут покушается нам навязать, не получит духовных полномочий от Бога, он может стать лишь очередным неким узурпатором, которого просто назовут «царем». Поэтому я все-таки надеюсь, что Господь сего не попустит. Но если такие попытки начнутся, мы эту подмену должны четко уловить.
И знаете, в чем, на мой взгляд, она сразу проявится? Наш православный истинный Царь будет человеком глубокой веры, а значит – исполнителем канонов и правил церковных, он не будет экуменистом. А их «царь» никогда не сможет действовать в подобном ключе, он так или иначе окажется вынужденным и кипу надевать у стены плача, и присутствовать на каких-то экуменических собраниях. Он все равно не сможет духа антихристова скрыть, свой хвост, образно говоря…
– А Вы слышали о высказываниях депутата Госдумы Наталии Поклонской против кощунственного фильма «Матильда» и «извергов ХХ столетия (Ленина, Троцкого, Гитлера…)» – как раз таких вот властителей-тиранов?
– Вы знаете, позиция Натальи Поклонской вызывает только уважение. Мы молимся за нее, конечно, понимая, что в обществе, в котором она находится, эти идеи непопулярны. Как человеку православному, искреннему почитателю нашего русского Царя-Мученика Николая II, думаю, ей очень трудно там придется. И можно сказать, что через ее уста прозвучал крик души народной, причем именно православной части русского народа. Повторюсь, что она вызывает глубокое уважение и некоторое удивление: как вообще там мог появиться такой человек?! За нее даже немного страшно: дай Бог ей сил, крепости и милости Божией, покрова Божией Матери, чтобы устоять, потому что убрать ее сейчас однозначно попытаются. Такой человек там не нужен, я так понимаю.
– А нам, наверное, напротив, желательно, чтобы таких людей было как можно больше в России? Как же самим к этому прийти, как научиться безбоязненно исповедовать Христа, говорить и отстаивать правду Божию в своей личной и общественной жизни?
– Господь от нас не требует прямо великих подвигов, но каждый в своей ситуации, на своем месте должен делать то, что может. Повторюсь, это: покаяние во грехах, молитва о даровании Царя и какие-то поступки личные – например, можно направить обращение против ювенальной юстиции, цифровой идентификации и т. п., поговорить с близкими людьми, объяснить им суть происходящего, баннерный щит или растяжку с изображением Царских Мучеников, цитатами, раскрывающими суть событий, разместить у себя в городе. Вот у нас повесили такой баннер со словами Патриарха Алексия о покаянии перед Царем и с изречением самого Государя: «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой».
– А главное все-таки – глубокое воцерковление народа, верно?
– Да, мы просим, чтобы Господь даровал Царя, но для этого нужны будут и соответствующие условия. Очень важный момент, кстати. Когда я говорю: «Нужно молиться о Царе», – то такая молитва подразумевает прошение, чтобы Господь создал предпосылки для его пришествия. Я же, извините, не о том молюсь, чтобы с неба плюхнулся посреди Красной площади человек, которого через пару дней уберут, убьют, – не об этом же речь. А о том, чтобы Господь вразумил и направил русский народ к осмыслению, осознанию происходящего, к принятию этого грядущего, Богом данного Государя. То, что он даруется от Бога – это несомненно. Это не будет какой-то избранный или присланный кем-то правитель. И явится он в таких обстоятельствах и при таких условиях, что его богоданность для всех станет очевидной.
С другой стороны, это будут условия, к которым мы должны уже сейчас готовиться. Потому что, по слову всех старцев, блаженных и людей духовных, которые говорили о Царе, он придет в результате войны и страданий народа. Господь опять поведет нас через испытания – голодом, лишениями, катаклизмами. Вот, посредством этих потрясений тяжелейших Господь, очевидно, и направит русских людей к искреннему покаянию и пониманию того, что нам нужен Богом дарованный православный Царь.
– Т. е. вот еще что нам надо иметь в виду и к чему готовиться?
– Однозначно, надо быть готовыми. Другого пути просто нет.
– И этот грядущий 2017-й год, столетняя веха, как раз и напоминает нам о приближающихся искушениях...
– Да, именно. Мы должны сейчас укрепляться в вере, в доверии Богу, в терпении и готовиться к событиям, которые, безусловно, Господь попустит для вразумления русского народа. Лично я абсолютно четко это осознаю и понимаю, что мы стоим буквально на их пороге. 17-й или 18-й год, может быть, станут уже активной фазой потрясений, которые ожидают нашу Россию и весь мир...
Беседовала Анастасия Державина
Источник: газета «Православный Крест», № 23 (167) (от 1 декабря с. г.)