Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
«Поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы» 29.11.2016

«Поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы»

Проблема ревности в духовной и общецерковной жизни сегодня актуальна для многих верующих. Что значит быть ревнителем Православия? Как бороться с теплохладностью в своем сердце и во внешней среде? С чего начинается ревность не по разуму? И как, радея о чистоте веры, не превратиться в псевдоревнителя-раскольника? С этими вопросами мы обратились к иноку Августину, насельнику одного из монастырей Русской Православной Церкви.

 – Отец Августин, расскажите, пожалуйста, от чего зависит наличие или отсутствие духовной ревности в человеке?

– Когда человек становится верующим, это, как правило, связано с ощутимым посещением его благодатью Божией. Видя, что Бог есть и Он близок к нему, христианин ревностно принимается за дело своего спасения. В это время при помощи благодати Божией всякое доброе дело кажется легким и совершается с желанием. Наверное, через это прошел каждый искренне верующий воцерковленный православный. Но потом, тоже по общему для всех закону, благодать отходит от новоначального подвижника, предоставляя ему самому потрудиться, приложить усилия в деле спасения. И вот тут к нему приступает нечистая сила и внушает нерадение, леность, охлаждение. Здесь испытывается произволение христианина к добру. И оно должно быть не вялым, а решительным и энергичным.

«Для стяжания добродетелей требуется душа мужественная и великая, и воля не какая-нибудь слабая и вялая, но решительная и сильная, с верным предзрением многих препятствий и тяжелых трудов и с готовностью все их поднять и перенести, – наставляет нас преподобный Никодим Святогорец. – В основе таких расположений должны лежать крепкое возлюбление каждой добродетели и всей добродетельной жизни и пламенная о том ревность. В этом – движущая по трудовому пути добродетели сила, которую потом непрестанно должно возгревать, чтоб не ослабела и не истощилась, так как при этом неизбежно прекратится и самое движение».

При этом враг старается погасить в человеке ревность. Преподобный Нил Мироточивый пишет: «Диавол постоянно ведет брань, чтобы победить <ревность> монаха и не допустить иноку войти в Царствие Небесное».

 – Что же необходимо, чтобы постоянно возгревать в своей душе огонек ревности по Бозе?

– Преподобный Никодим Святогорец так учит возгревать ревность: «Итак, не ленись возгревать свою ревность о добродетели, с сердечным участием размышляя, как благоугодна Богу добродетельная жизнь, как прекрасна и высока добродетель сама по себе и как для нас она необходима и благотворна, ибо в ней начало и конец истинного нашего совершенства и преуспеяния в нем».

Еще возгреванию ревности способствует чтение житий святых и размышление над ними. Преподобный Антоний Великий наставляет: «Содержи в памяти деяния святых, чтобы памятующая заповеди душа твоя имела ревность святых образцом для себя».

Кроме того, святые Отцы советуют стремиться к стяжанию памяти смертной. Преподобный затворник Афанасий Киево-Печерский вел благочестивую жизнь, но не отличался особыми подвигами. Однажды он умер, но через два дня ожил. Братия начали его расспрашивать, что с ним было, но он им ничего не рассказывал, а лишь говорил, непрестанно проливая слезы: «Спасайтесь!» Потом он затворился в пещере и провел там в суровых подвигах 12 лет. Перед смертью он еще раз повторил свое наставление. Вот пример, как живая память смертная пробуждает в человеке пламенную ревность о добродетели.

 – А что такое ревность по истине? Сегодня мы часто слышим это выражение, но, наверное, не все до конца понимают его смысл…

– Ревность по истине – это великая христианская добродетель, примеры которой показали нам Господь наш Иисус Христос, святые пророки, апостолы и многие святые.

Когда Господь нашел в храме Иерусалимском продающих и покупающих, Он взял бич и изгнал всех торгашей их храма. При сем, – пишет святой Иоанн Богослов, – ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня (Ин. 2, 17).

Другой пример ревности по Бозе из Священного Писания – святой праотец Финеес. Святитель Григорий Богослов пишет: «Прекрасна ревность: свидетели этого – Финеес, одним ударом копья пронзивший мадианитянку вместе с израильтянином, дабы избавить от поношения сынов Израилевых, и за свою ревность получивший себе славное имя; а после него – те, которые говорили: возревновал я о Господе (3 Цар. 19, 10); ревную о вас ревностью Божиею (2 Кор. 11, 2); ревность по доме Твоем снедает меня (Пс. 68,10), и не только говорили это, но и сильно чувствовали».

Еще один пример такой богоугодной ревности имеем в святом пророке Божием Илие, который, пылая этой ревностью, заколол 450 пророков Вааловых у потока Киссон (см.: 3 Цар. 18, 40).

Праведную ревность по Бозе Господь заповедует каждому христианину. В Апокалипсисе святой Иоанн Богослов передает слова Господа нашего Иисуса Христа Лаодикийской Церкви: Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих <...> Итак БУДЬ РЕВНОСТЕН и покайся (Откр. 3, 15–16, 19).

Следуя этим заповедям, все святые имели горячую веру и ревность в деле Божием. «Господа мои, – пишет преподобный Иоанн Дамаскин во втором защитительном слове против порицающих святые иконы, – окажите снисхождение просящему, и от меня, непотребного и самого малого раба Церкви Божией, примите слово о том, что – вполне верно. Ибо, – Бог свидетель, – я приступил к речи не ради славы или того, чтобы показать себя значащим нечто, но вследствие ревности к истине. Ибо одну только ее [т.е. ревность] я имею как надежду на спасение, и надеюсь, и желаю с нею встретить Господа Христа, предлагая Ему ее, как умилостивление за те постыдные грехи, какие были мною совершены».

Без горячей веры и ревности об истине сомнительно спасение человека.

 – Связана ли ревность в духовной жизни с ревностью по истине?

– Конечно. Вряд ли человек теплохладный духом, которому вообще безразлична вера и христианские добродетели, которого больше волнуют вопросы материального благополучия, земного спокойствия и довольства, станет правдолюбцем. Подвижник же, вступая на поприще подвижничества, от многого отрекается, многие свои привязанности и пристрастия приносит как бы в жертву Богу, чтобы по возможности безпреткновенно шествовать по пути добродетелей. Именно поэтому часто наибольшую ревность в вопросах чистоты веры проявляют монашествующие. Ведь что такое монах – Бог да душа, по слову святителя Феофана Затворника. Для истинного монаха сокровище веры Христовой Православной всегда должно быть на первом месте. Ради него он отрекся от мира, от всего, чем дорожил, поэтому настоящему монаху нечего терять, и он не побоится, если будет необходимость, встать за веру и пострадать за истину.

 – Есть ли здесь разница между священнослужителями, монашествующими и мирянами? Как одни, другие и третьи должны ревновать по истине?

– Ревность по Бозе в первую очередь необходима православным иерархам и пастырям, чтобы мужественно отстаивать учение Церкви от посягательств еретиков. В письме епископу Драконтию, удалившемуся со своей кафедры из опасения гонений от еретиков-ариан, святитель Афанасий Великий пишет: «Итак, если убоялся ты времени, и по страху сделал это, то это – не мужеский образ мыслей; в таком случае и надлежало показать ревность по Христе, с особенным дерзновением действовать в бедственных обстоятельствах, и сказать словами блаженнаго Павла: Во всех сих препобеждаем (Рим. 8, 37), – тем более, что подобает служить не времени, но Господу».

Ревностью отличались все святые мученики и исповедники. «Ничто до такой степени не побеждает гонителя, как ревность страждущего, – говорит святитель Марк Ефесский. – Да не явимся более робкими, чем те знаменитые Седмь Отроков, я говорю о Маккавеях, которые, когда вопрос шел только о свином мясе, перенесши всевозможные страдания, восприяли венец подвига… И если бы не было гонения, ни мученики не просияли бы, ни исповедники не восприняли бы венцов победы от Христа и своими подвигами не укрепили бы и не возвеселили бы Кафолическую и Православную Церковь. Подобает бо и ереси быти, согласно божественному Апостолу, да искусни явлени бывают (1 Кор. 11, 19). Уразумеем это, и таким образом будем бороться совершенно и сами будем совершать их подвиг, и унаследуем их славу и в радость Господа внидем, не устрашаясь ничего, ничего не постыждаясь: ни внешних врагов, ни между нами <находящихся> псевдохристиан, ни врагов Духа. И будем исповедовать до последнего издыхания с великим дерзновением благой залог святых Отцов: исповедание, известное нам с детства, которое мы впервые произносили и с которым, в конце, отойдем отсюда, унося, если не иное что, так – Православие!»

Но и у мирян есть обязанность отстаивать Православную веру, если ей угрожает опасность. Святитель Феофан Затворник пишет: «<…> Понудим, братия, себя узнать ее [истину] и, узнав, стать защитниками ее, учась сему у Церкви и тех поборников, каких она прославляет».

Разница между иерархами, священнослужителями, монашествующими и мирянами в борьбе за истину заключается лишь в степени ответственности. Иерархам и священникам больше дано, но с них больше и спросится. Епископы и священники не имеют права молчать, когда предается истина. Они на то и поставлены, чтобы ее блюсти. Епископы перед архиерейской хиротонией клянутся мужественно хранить догматы и каноны Православной Церкви, не взирая ни на какие опасности и гонения.

 

– Как быть, если человек чувствует себя духовно одиноким, например, имеет твердую позицию по каким-то вопросам, скажем, относительно глобализации и экуменизма, а окружающие его не понимают, говорят: «Ну и что? Ничего страшного! Все можно…» и т.д.? Как себя вести? Как не впасть в уныние, не потерять ревности?

– Один брат рассказал мне такую историю. Когда он учился в семинарии, там усиленно насаждалось экуменическое, вероотступническое мировоззрение. К четвертому курсу обучения среди студентов осталось, кажется, всего двое молодых людей, ревностно относившихся к вопросам чистоты веры. Тогда у брата-семинариста, в силу такого его окружения, сложилось ложное впечатление, что настоящие, ревностные, благоговейные пастыри в наши дни практически оскудели. От этого он очень скорбел и чувствовал себя духовно одиноким. Но потом, спустя несколько лет, он пришел в монастырь и нашел там многих добрых пастырей, ревностных иеромонахов и игуменов, которые хорошо ориентировались в современной церковной ситуации, в вопросах глобализации и других актуальных в наши дни проблемах. И брат этот понял, что уныние было диавольской уловкой, через которую враг стремился поколебать его веру, оторвать его от Церкви и погубить.

Поэтому думаю, что и всем тем братьям и сестрам, которые сегодня чувствуют духовное сиротство, ни в коем случае нельзя впадать в уныние и верить лукавому, внушающему, что у нас в Церкви уже нет добрых пастырей и ревностных православных мирян. Таким людям надо постараться найти единомышленников, духовных руководителей. Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам (Мф. 7, 7), – сказал Господь. Если человек будет молиться, просить Господа и терпеливо искать, то обязательно обрящет все необходимое для спасения.

А поддержанию ревности, кроме того, что уже сказано, хорошо способствуют паломнические поездки по святым местам. Помимо небесной помощи от святыни есть в них еще один положительный момент: именно там, в наших духовных центрах, Православных обителях, многие находят стоящих в истине духовных отцов и настоящих братьев и сестер во Христе, по духу, единомышленников.

 – Отец Августин, а что такое ревность не по разуму? Какие люди наиболее подвержены этому отклонению, в чем его основная причина?

– Понятие «ревность не по разуму» ввел святой апостол Павел: Свидетельствую бо им, яко ревность Божию имут, но не по разуму (Рим. 10, 2). Давайте опять обратимся к святым Отцам, просвещенным Духом Божиим. Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова Апостола: «Итак, это достойно извинения, а не осуждения. Если они были отвергнуты не по человеческой своей природе, а по ревности, то справедливее жалеть их, нежели наказывать. Но заметь, как <апостол> мудро и угодил им словом, и обнаружил неуместное их любопрение. Не разумеюще бо Божия правды (Рим. 10, 3), – говорит он. Еще предлог к извинению, который впоследствии усиливает обвинение и лишает всякого оправдания. И свою правду, – говорит, – ищуще поставити, правде Божией не повинушася. Этими словами он показывает, что иудеи впали в заблуждение больше по упорству и властолюбию, чем по неведению, и даже не представили той праведности, какая требуется законом, что <апостол> и выразил словами – ищуще поставити».

Из толкования святителя Иоанна видно, что ревность не по разуму – это неправильная, глупая, неуместная ревность. Говоря о ревности не по разуму, Апостол имел в виду ревность иудеев к исполнению Моисеева закона. Но уже тут он указывает одну важную черту всех неразумных ревнителей – упорство и властолюбие, иными словами – гордость.

А подлинная разумная ревность обязательно должна соединяться с кротостью и смирением. «Итак, в деснице Божией огненный закон, потому что избранные никогда не слушают небесных заповедей с холодным сердцем, но всегда воспламеняются огнем внутренней любви к ним, – говорит святитель Григорий Двоеслов. – Слово касается слуха, а душа их, гневная на саму себя, горит пламенем внутренней сладости. Но Дух Святой являлся и в виде голубя, и в огне, потому что Он всех, которых исполняет, соделывает и простыми, и огненными, – простыми по чистоте, огненными по ревностному подражанию. Ибо Богу не может быть благоугодна ни простота без ревности, ни ревность без простоты».

В последующие века ревностью не по разуму стали называть и всякую неразумную, ошибочную ревность. Святой праведный Иоанн Кронштадтский пишет: «Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы. Бог ничем так не прославляется, как любовию вся терпящею, и ничем так не безчествуется и не оскорбляется, как злобою, какою бы она ни прикрывалась благовидностью».

В наше время ошибочной, глупой ревностью можно считать уход некоторых верующих в расколы и склонение к этому других братьев и сестер.

 – В чем тут неразумие и опасность?

– Неразумие этого поступка – ухода из Церкви – заключается в том, что человек, думая угодить Богу, на самом деле лишается своего спасения. Ибо вне Церкви нет спасения. Священномученик Иларион (Троицкий) пишет: «Нет христианства, нет Христа, нет благодати, нет истины, нет жизни, нет спасения, – ничего нет без Церкви, и все это есть только в единой Церкви!»

 – Как относиться к людям, ревнующим не по разуму? Как себя с ними вести?

– Если такой человек вредит только себе, о нем нужно сожалеть, молиться и можно попробовать его как-то вразумить. Если он не послушает, то надо сообщить об этом авторитетному в духовном плане отцу или брату, которого уважает и ревнитель не по разуму. Если такой горе-ревнитель не прислушается и к словам авторитетного отца, то тогда надо стараться избегать с ним общения. Так советуют старцы, указывая на слова Спасителя: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь (Мф. 18, 15–17).

Но когда раскольник совращает в раскол наших ближних, тогда надо обязательно предупредить их об опасности. Тут не должно быть равнодушия.

 – Что делать, чтобы с одной стороны не впасть в теплохладность, безразличие к событиям, происходящим в Церкви и в мире, а с другой – не стать неразумным ревнителем, не уклониться в раскол?

– Надо молиться и просить об этом Бога. «Видишь величие дерзновения? – вопрошает святитель Иоанн Златоуст. – Видишь, как простые рыбари презирают такое множество людей, беснующихся и готовых совершить убийство и предать их смерти? Но, слыша об этом, возлюбленный, приписывай случившееся не самим апостолам, а вышней благодати, которая укрепляла и оживляла их ревность».

Надо молиться Богу, чтобы даровал нам разумную ревность, чтобы помог не уклониться ни на шуе, ни на десно, то есть ни в ересь, ни в раскол. Хороша молитва Святому Духу из канона Параклиту, составленного преподобным Максимом Греком. Там есть такие слова: «Соблюди мя, Владыко, во всяком благочестивом и православном исповедании веры христианския…».

Думаю, еще нам надо молиться, чтобы Господь послал ревностных пастырей Своей Церкви. Можно молиться молитвой святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Господи! пошли ревностных деятелей в вертоград Твой, не ищущих своего (см.: 1 Кор. 13, 5), а ищущих яже Христа Твоего. Даруй им ревность пророческую, апостольскую силу и мудрость, да возделывают они неутомимо день и ночь нивы сердец человеческих».

 Беседовал
Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

Источник: Газета "Православный крест"


<-назад в раздел

Русский календарь