«У Отцов есть правило…» Еще раз о почитании отрока Вячеслава и отношении к современным чудесам
Мы уже помещали статью-ответ священника Павла Моисеева на вопрос о почитании отрока Вячеслава Чебаркульского († 1993). После этого в редакцию стали поступать звонки и письма как от верующих, подобно отцу Павлу чтущих Славика, так и от недоумевающих и не согласных с представленной точкой зрения людей. Наши давние подписчики из Санкт-Петербурга супруги Василий Дмитриевич и Елена Марковна Балашовы прислали на эту тему критическую заметку с просьбой напечатать ее в газете. Но поскольку материал содержит ряд спорных утверждений, мы посчитали публикацию невозможной и обратились к одному из наших уважаемых авторов, иеромонаху Петру (Семенову), с просьбой прокомментировать полученные возражения.
Из статьи видно, что ее авторы тщательно ознакомились с книгой об отроке Вячеславе, но невнимательно прочли аргументы священника. Действительно, книги о мальчике содержат множество ошибок, допущенных их составителями, которые, не имея необходимого духовного опыта, могли что-то неправильно понять и, соответственно, передать. «Тот факт, что пророчества были записаны не самим отроком, а его собеседниками, допускает возможность их искажения. И потому некоторые „ошибки“ в них вполне могут быть добавлением, преувеличением записавшего их слушателя», – писал отец Павел.
Но это совершенно не означает, что отрок Вячеслав разделял те заблуждения, в которых теперь, исходя из написанных о нем сочинений, его обвиняют. «Судить о Славике по составленным о нем книгам недопустимо. Потому что есть опыт Церкви, когда люди недуховные пытались составлять жития святых и вместо пользы приносили своими трудами вред. Книги об отроке Вячеславе более характеризуют их авторов, чем его самого», – сказано в ответе священника.
Полностью согласен, что цитаты супругов Балашовых из книг о Славике отражают мировоззрение не мальчика, а авторов книг о нем, а подчас и самих критиков. Но Бог прославляет не их, а именно отрока Вячеслава, и прославляет несомненными чудесами.
Самое большое чудо – это благочестивая жизнь по заповедям Божиим. Славик, как известно, был верным чадом Русской Православной Церкви, исповедовался и причащался Святых Христовых Таин. По свидетельству всех, кто его знал, ребенок постоянно думал и говорил о Боге, нежно любил людей и, как мог, помогал им.
Другое несомненное и великое чудо – обращение грешников со стезей погибели на путь спасения. Святой апостол Иаков пишет, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов (Иак. 5, 20). А благодаря отроку Вячеславу, насколько я знаю, многие мусульмане оставили свое лжеучение и приняли святое Крещение, воцерковились. И это – при том, что в исламе за отречение от религии Магомета полагается смертная казнь. Сегодня, к сожалению, даже христиане, десятилетиями ведущие церковную жизнь, встречаясь с трудностями, когда надо чем-то пожертвовать, что-то претерпеть за исповедание истины, нередко отступают от своих убеждений. А эти люди, бывшие магометане, самим фактом своего выбора по сути решились, уготовились на страдания за Христа! Вот насколько прочно и глубоко убеждение в истинности Православия утвердилось в их сердцах!
Кроме того немало крещеных в детстве, но невоцерковленных людей после личного и молитвенного общения с отроком – как при его жизни, так и по кончине – обрели сознательную веру в Бога и стали настоящими чадами Церкви.
Случалось и такое, что духовно страждавшие, потерявшие надежду наркоманы, алкоголики и курильщики приходили на могилку к Славику, просили его помощи и освобождались от своих страстей.
Я слышал рассказ об исцелении от беснования по молитвам отрока от непосредственной участницы этого чудесного события – рабы Божией Виктории Борисовой. Лет пять-десять назад в Чебаркуль приехала одна женщина, чтобы помолиться на могилке Славика. Приблизившись к памятнику, паломница начала бесноваться – закричала ужасным мужским голосом и упала на землю. На стоявшую рядом с ней Викторию напал страх, и она было бросилась бежать, но другие люди, удержав ее, посоветовали прижаться к могиле мальчика и просить его о заступничестве. Так и сделали, и вскоре одержимая совершенно успокоилась. Здесь можно напомнить вопрос Христа, обращенный к хулившим Его израильским книжникам: Разве может сатана изгонять сатану? (Мк. 3, 23).
Есть также свидетельства о многочисленных случаях помощи людям, пострадавшим от колдовства, имевшим неизлечимые недуги, находившимся в смертельных опасностях…
Василий Дмитриевич и Елена Марковна приводят замечательную цитату святителя Игнатия (Брянчанинова) о падкости малоцерковного народа на ложные чудеса: «Человеки, потеряв благоговение и уважение ко всему священному, потеряв смирение, признающее себя недостойным не только совершать знамения, но и видеть их, жаждут чудес более, нежели когда-либо. Человеки, в упоении самомнением, самонадеянностью, невежеством, стремятся безразборчиво, опрометчиво, смело ко всему чудесному, не отказываются сами быть участниками в совершении чудес, решаются на это, нисколько не задумываясь. Такое направление опасно более, чем когда-либо. Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами».
Но, как мы видим, святитель говорит не против сверхъестественных явлений вообще, а против увлечения именно чудесами ложными.
Молитва на могилке отрока Вячеслава
Очевидно, чудеса отрока Вячеслава – это не эффектные фокусы на потеху зрителей, которые обличает святитель Игнатий, а смиренное явление через него силы Господа нашего Иисуса Христа на пользу и во спасение человеческих душ. Поэтому вышеприведенное высказывание святого в данном случае вряд ли уместно.
Есть в статье читателей и другие ошибки, и ради общей пользы их тоже необходимо отметить, поскольку подобные суждения свойственны многим.
Например, Василий Дмитриевич и Елена Марковна утверждают: «Помимо проповеди ереси хилиазма в книге много другой лжи и ереси. Славик учил, что чип под кожу – это вовсе не печать антихриста, т. к. мировой паспорт в виде пластиковой карты будет выдаваться после всеобщего чипирования, которое будет производиться насильно (что тоже противоречит учению Церкви, т. к. чип или метка могут быть нанесены обманным путем, но при этом – не насильно!), и одновременно с получением этого паспорта люди получат на лоб или руку три шестерки в виде арабских цифр. Это и будет „печатью антихриста“. Об этом говорится на с. 337 и 338 <…>. Следовательно, те электронные карты, которые выдают сейчас или будут выдавать в скором времени – это еще не то».
Думаю, с тем, что ИНН и электронный паспорт – это пока еще только шаги к апокалиптическому начертанию, согласны все. («Сегодня – номер, завтра – карточка, послезавтра – печать», – предупреждал всероссийский старец архимандрит Кирилл (Павлов)). Но вспомним, как вводились и эти новшества – в добровольно-принудительном, если можно так выразиться, а по сути – в полунасильственном порядке! Да, нас не сажают в тюрьмы и не расстреливают за отказы от ИНН и электронного паспорта, но на слуху множество случаев, когда не принявшие ИНН не смогли, например, получить медицинскую помощь и отошли ко Господу мучениками.
Человек может отказаться от ИНН и от паспорта, но тогда продать какую-либо недвижимость у него уже не получится. Он также лишится возможности получить образование, поехать за границу... Без документа нового образца даже в монастырях РПЦ не постригают в монашество и не селят в гостиницу. Т. е. перед такими верующими закрыты все двери не только в миру, но и в церковной среде, и для кого-то это становится непосильным испытанием.
Я знаком с женщиной, которая долгое время одна среди всех сотрудников организации, где она работала, сохраняла старый советский паспорт. Но потом ее все же поставили перед выбором: новый документ или увольнение. В итоге она вынужденно отступила от своих убеждений, о чем до сих пор жалеет. Разве это не насилие над человеческой совестью?!..
Но вернемся к рассматриваемой статье наших читателей. «Славик, – пишут они, – призывал не брать „мировой паспорт“ по причине того, что человек спасет этим весь свой род или, наоборот, погубит весь род, если примет паспорт. Учение о спасении таким образом своего рода или погибели его является несомненно еретическим. Такое учение развивает в людях гордыню и забвение собственных грехов. Человек становится в позицию „спасителя“ всех своих предков, замещая самим собою истинного Спасителя и Искупителя человечества. Что это, как не духовная прелесть, как не горделивое мечтание и превозношение своим „подвигом“?»
Соблазнившись ошибками в книгах об отроке Вячеславе, наши читатели, к сожалению, дошли до отрицания уже и здравого, благоразумного учения Церкви.
Если кратко выразить смысл пророчеств Славика, то он предупреждал, что все документы, начиная с ваучера, брать не следовало и не следует, т. к. это не спасительно. О том же говорил и преподобный Паисий Святогорец, и наши старцы – отцы Кирилл (Павлов), Петр (Кучер), Адриан (Кирсанов) и другие.
Отрок предостерегал и от принятия начертания антихриста. И он ни в чем не погрешил, ведь его советы вполне созвучны с Апокалипсисом: Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми ангелами и пред Агнцем. И не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его (Откр. 14, 9–11).
Вспомним также предсказание преподобного Анатолия Оптинского: «В последние дни, как говорит Апостол, наступят времена тяжкие <...>. Еретики возьмут власть над Церковью, всюду будут ставить своих слуг, и благочестие будет в пренебрежении <...>. Первым их делом станет гонение на истинных пастырей, заточение их, ссылки, ибо без этого нельзя будет им расхищать овец (стадо). От сих угроз будет на малодушных тогда большое уныние, но ты, сын мой, радуйся, когда доживешь до этого времени, ибо тогда верующие, не показавшие других добродетелей, будут получать венцы за одно только стояние в вере по слову Господа (см.: Мф. 10, 32)».
Таким образом, в наши апостасийные времена твердое стояние в Православной вере само по себе уже может стать залогом спасения. А спасая себя, христианин помогает и ближним, как говорил преподобный Серафим: «Спасись сам – и тысячи вокруг тебя спасутся». И если люди, записывая пророчества Славика, что-то неправильно поняли или прибавили, то это –отметим еще раз – их вина, а не мальчика.
Если же сомнения в святости отрока никак не удается изгнать из сердца, то на этот случай у Отцов Церкви есть правило относительно необычных, сверхъестественных явлений – не принимать и не отвергать их. Не принимать – чтобы не поддаться бесовскому обольщению, часто являющемуся под видом истины. Но и не отвергать – дабы не погрешить против Бога, Его ангелов и святых. Как пишет пеподобный Макарий Оптинский, «нельзя отвергать истины ради, а принимать прелести ради опасно».
Действительно, если человек чем-то смущается, затрудняется в определении своего отношения к какой-либо личности или явлению, то ему лучше не торопиться их хулить или превозносить. А на вопросы ближних можно честно отвечать: «Я не знаю». За это смиренное благоразумие Господь со временем откроет истину. Но может открыть и быстрее, если сомневающийся приложит молитву о вразумлении или вообще прибегнет к молитве.