В гостях у батюшки Иоанна
Санкт-Петербургский Иоанновский монастырь на Карповке
Прошло уже немало лет с тех пор, как квартира, в которой проводил дни своей святой жизни отец Иоанн, была восстановлена и открыта как музей. Надо ли говорить, насколько сильным было наше желание увидеть собственными глазами и осязать душой комнаты и предметы, хранящие память о великом праведнике? Но поездка по разным обстоятельствам неоднократно откладывалась, пока наконец Господь не даровал нам возможность осуществить эту давнюю мечту – одна из петербургских знакомых пригласила посетить святыни города, в том числе и достопримечательности Кронштадта.
Сколько раз, читая воспоминания об отце Иоанне, мы мысленно переносились в этот городок, отделенный от северной столицы Финским заливом! Особо в памяти запечатлелось описание последнего пути дорогого батюшки – колесница с его гробом в сопровождении тысяч почитателей движущаяся к месту погребения в Петербурге по льду залива. Ныне же до Кронштадта уже проложена шоссейная дорога, один из отрезков которой устроен в тоннеле, пересекающем морское дно. По этой автостраде на машине мы невероятно быстро домчались до цели нашего путешествия.
Кронштадт – город военных моряков. В советские годы он считался закрытым и «режимным», сегодня же посетить его может любой паломник и турист. Окраины традиционно застроены высотками, а в центре атмосферу навсегда ушедших времен хранят старинные улочки с дореволюционными зданиями, от вида которых на сердце становится теплее. К одной из них, Посадской, мы и направились.
Квартира отца Иоанна, где он жил в течение 53 лет, расположена на втором этаже, в угловой части четырехэтажного дома № 21, выстроенного в виде буквы «г». Во дворе разбит небольшой сквер, ухоженный и очень уютный, в центре которого в 2008 году, к 100-летию преставления святого, на средства жителей Петербурга и Кронштадта был установлен памятник (скульптор А. Соколов).
Об этой скульптуре стоит сказать хотя бы несколько слов. Фигура пастыря выполнена в величину чуть более натуральной – по первому впечатлению батюшка сидит в кресле с высокой спинкой, положив руки на колени, – спокойный, умиротворенный. Между тем, обходя памятник, мы замечаем некоторые символичные детали – кресло несколько похоже на трон, но отец Иоанн как бы отделен от него; он сидит, лишь слегка касаясь поручней локтями и совсем не опираясь на спинку. Вероятно, так скульптор хотел показать, что праведник возвышается на некоем нематериальном, духовном троне, оправдывая свое величественное звание всероссийского пастыря. А с другой точки зрения мягкие черты лица батюшки и положение тела приобретают какую-то необычайную монументальность и мощь. Как мастеру удалось достичь столь легкого, почти воздушного эффекта в металле – загадка, однако памятник настолько удачен, что жители Иркутска заказали и установили в своем городе, возле храма Петербургских святых, его точную копию.
В самом музее хранится несколько прижизненных изображений отца Иоанна, но ни одно из них, на наш взгляд, не рождает столь яркого впечатления живого присутствия праведника, как эта скульптура – как будто сам пастырь встречает паломников и гостей у входа – тепло, приветливо, по-домашнему.
Дом № 21 сегодня жилой, а до революции он относился к Андреевскому собору и служил жилищем для причта. Второй этаж, в двух комнатах которого сейчас находится мемориальный музей-квартира святого праведного Иоанна Кронштадтского, в те годы и занимала семья Сергиевых.
Конечно же, со времен отца Иоанна здесь произошло немало изменений – на протяжении минувшего века в квартире обитали другие семьи, она не раз перестраивалась и ремонтировалась. Но, несмотря на это, следы и отзвуки былого все же заметны и ощутимы. Когда помещение готовили под музей, обнаружились фрагменты старых обоев и краски – и это позволило воссоздать не только прежнюю планировку, но и обстановку, и оформление комнат.
Как мы уже сказали, музей расположен в двух комнатах, разделенных небольшим коридором. В одной из них, обставленной старинной мебелью и увешанной прижизненными изображениями отца Иоанна и современными иконами, теперь совершаются молебны.
Конечно, каждый святой Русской Православной Церкви – явление в ее истории уникальное, но даже при таком подходе личность отца Иоанна особенна.
Он родился 19 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии, в благочестивой семье диакона Илии и его супруги Феодоры. В тот день совершалась память преподобного Иоанна Рыльского, и мальчика крестили сразу же по рождении, дав имя празднуемого святого. Родили будущего подвижника были бедны средствами, но богаты верой и благочестием. Отец часто брал мальчика с собой на богослужения, чем привил ему любовь к храму, а постоянная материальная нужда, как водится это у праведников, воспитала в нем любовь к бедным.
Когда святой подрос, отец отвез его в Архангельское приходское училище. Поначалу освоение преподававшихся предметов давалось отроку с трудом, но по его горячей молитве о помощи, как и в случае с преподобным Сергием, Господь чудесно просветил ум Своего угодника. После этого он стал одним из первых учеников, блестяще окончил училище, затем Архангельскую семинарию и на казенный счет был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию.
Уже с юности отец Иоанн был отмечен особой милостью Божией и Его дарами. Так, многие его сны оказались пророческими. Один из таких – сновидение, будто он служит в Андреевском соборе Кронштадта. Придал ли тогда значение этому откровению святой, неизвестно, но когда по окончании Академии ему предложили вступить в брак с дочерью протопресвитера Андреевской церкви Елизаветой Несвитской, Иван Ильич дал согласие, действительно став 12 декабря 1855 года священником приснившегося собора. Собратья-пастыри, причетники храма и прихожане еще не догадывались тогда, что в истории не только их храма и города, но и всей Русской Церкви открывается новая страница.
Отец Иоанн положил начало особому движению, в которое впоследствии включились представители всех церковных чинов – клирики, монашествующие и миряне; – именно благодаря ему распространилась такая широко известная ныне форма православного благочестивого жития, как «монастырь в миру». Ее суть заключается в том, что пастырь собирает вокруг себя общину и ведет ее членов ко спасению (или даже к христианскому совершенству) – в самых, казалось бы, неблагоприятных условиях мира сего. Естественно, как и всякое жизнеспособное истинное дело, это начинание должно было утвердиться ярким и убедительным примером, доказывавшем бы воочию осуществимость поставленной цели. И потому в первые годы своего служения батюшка целиком предался подвигу самосовершенствования в духе святоотеческого аскетизма.
Он спасался как монах в миру – в буквальном смысле этого слова. Со своей супругой они жили в целомудрии. Все время праведника проходило либо в священнослужении, либо в посещении кронштадтских бедняков, которые погибали в пьянстве и распутстве, а их семьи прозябали в нищете. Многие сразу заметили чудесное свойство его слова – после беседы с отцом Иоанном даже самые неисправимые и опустившиеся люди постепенно, день за днем, но неизменно возвращались к нормальной жизни, вновь становясь благопристойными гражданами и отцами семейств.
Якоря на набережной в Кронштадте
В основание своей аскезы подвижник положил ежедневное богослужение и Причащение Святых Христовых Таин. Вставал он в три часа ночи, а к четырем утра приходил в собор, где его уже ждали сотни паломников, надеявшихся получить благословение. Во время одного из путешествий по России, в 1890 году в Харькове, проповедь батюшки на соборной площади пришли послушать 60 тысяч человек – более просто не смогло уместиться! Он помогал нищим, построил женский монастырь и храм в своем родном селе Сура Архангельской губернии, основал также женскую обитель в Петербурге, а в самом Кронштадте создал комплекс известный как «Дом трудолюбия», состоявший из церкви, школы, больницы, мастерских и приюта. Первые в России детские ясли организовал здесь именно отец Иоанн.
Памятник святому Иоанну Кронштадтскому рядом с его домом
По свидетельству известного подвижника ХХ века протоиерея Иоанна Журавского, отец Иоанн также преуспел в Иисусовой молитве. Указывая на его наставление: «Будь осторожен: береги свой ум», автор поясняет: «Этим кратким богомудрым словом он выразил сущность всей православной аскезы, всего православного подвижничества. Это слово – не продукт теоретического, академического разума. Это слово – сердца; слово внутреннего благодатного опыта. В нем сокрыта тайна христианства, тайна монашества».
Святой праведный Иоанн Кронштадтский был и талантливым проповедником и писателем, утверждая каждым своим устным и письменным поучением необходимость веры в Бога и борьбы со страстями. Так, из своего духовного опыта, основанного на наследии духоносных Отцов Церкви, он советовал: «Ты не можешь без благодатной помощи победить ни одной страсти, ни одного греха – проси же всегда помощи у Христа Спасителя своего. Он для того и пришел в мир, для того пострадал, умер и воскрес, чтобы во всем помогать нам, чтобы спасать нас от греха и от насилия страстей, чтобы очищать грехи наши, чтобы подавать нам в Духе Святом силу к деланию добрых дел, чтобы просвещать нас, укреплять нас, умиротворять нас. Говоришь: как спастись, когда на каждом шагу грех стоит и на всякую минуту грешишь? На это ответ простой: на всяком шагу, на всякую минуту призывай Спасителя, помни о Спасителе – и спасешься и других спасешь».
Многие заметки святого из книги «Моя жизнь во Христе» звучат как образцы высокой духовной поэзии: «Везде прославило меня имя Твое, Господи: и у трона царей, и у всех важных и сильных мира сего, и у богатых и небогатых, образованных и простых людей: всюду принесло оно и приносит непрестанно отраду, мир, избавление, спасение, исцеление, здравие, утешение, облегчение, победу над кознями вражиими. Столь чудно имя Твое, Господи! Как чудно, державно, властно, сильно влечет всех ко мне, убогому, благодать Твоя, во мне живущая и пребывающая чрез частое причащение Святых Таин Твоих пречистых Тела и Крови».
Воистину, достаточно было в письме сообщить отцу Иоанну о какой-нибудь сложной проблеме – и она разрешалась, или о неизлечимой болезни – и та отступала. Даже иноверцы, у которых, как известно, нет настоящих чудотворцев, обращались к святому пастырю за помощью и волею Бога, всем хотящего спастись, получали просимое. Благоприятным плодом сего было Крещение многих из них в Православной Церкви.
Отец Иоанн также ревностно и неустрашимо стоял на страже чистоты веры Христовой. Его слова и ныне актуальны, удивительно четко характеризуя и обличая некоторых современных политиков и церковных деятелей. Например – это воззвания Кронштадтского пастыря к тогдашним революционерам с их карикатурными взглядами на притворную законность и парламентаризм. А как злободневны в связи с недавней встречей Патриарха Кирилла с папой Франциском речи святого о папизме: «Вообразив себя главою Церкви и наместниками Христа на земле, папы впали в грубейшие, гибельные ошибки и весь католический мир увлекли в бездну лжи, измыслив новые ложные догматы и исказив древние, необходимые ко спасению. Католики упали с Камня веры Христа и упали в бездну погрешений и всяких страстей, особенно в гордость и кичение, в страшную неприязнь к Восточной истинной Церкви и ее догматам и богослужению с обрядами ее, искони установленными. Католики диавольскою ненавистью ненавидят Православную Церковь и христиан православных и называют их всякими хульными именами; чрез это поносят Самого Христа – Главу Церкви (см.: Еф. 5, 23), Святых Апостолов, Вселенские и Поместные Соборы и всех святых Православной Церкви, прославленных Богом».
…Находясь в стенах дома-музея, в этой трогательной обстановке и среди предметов, помнящих самого отца Иоанна, мы еще раз мысленным взглядом обратились к его жизненному пути и приобщились этому радостному и неугасимому свету...
К Свято-Иоанновскому монастырюна Карповке в Санкт-Петербурге мы подъехали во время вечернего богослужения. Вход в нижний придел, где почивают под спудом останки праведника, был закрыт, но дежурный по нашей просьбе пропустил нас к гробнице.
Эта святая обитель – ровесница ХХ века. Желая дать приют в столице сестрам созданного им на малой родине в селе Сура Иоанно-Богословского монастыря, отец Иоанн в 1900 году положил основание его подворью. Пожертвования на благое строительство потекли рекой, и уже через два года оно было завершено. Здесь действовал храм преподобного Иоанна Рыльского, небесного покровителя батюшки. Но обустройство продолжались до той поры, пока подворье не возросло в самостоятельную обитель, относящуюся к Санкт-Петербургской епархии. И вот в 1908 году в ее стенах обрели покой честные мощи угодника Божия. На погребение тогда собралось 20 тысяч человек! Как запоздалые паломники и мы через 108 лет побывали на гробнице дорогого батюшки и поклонились ему.
…Итак, до свидания, приветливое и дорогое сердцу каждого православного жилище отца Иоанна! Сюда стекаются верующие со всей России, чтобы помолиться там, где обращался к Богу святой, и где нет различия в чинах. Ибо место это одинаково приветливо и для простого человека, и для Патриарха (здесь бывали и Алексий II в 2008 году, и Патриарх Кирилл в 2009 и 2010-м). До свидания и Свято-Иоанновский монастырь, хранящий мощи величайшего подвижника. Посещение сразу двух этих объектов позволило получить более объемную в информационном плане картину, а также глубокое духовное впечатление от паломничества. До свидания, дорогие святыни!
Александр МАЛИНИН
и Алексей ФЕДИН
Источник: Газета "Православный крест" № 19 (163)