Можно ли почитать отрока Вячеслава?
На могилке отрока Вячеслава в Чебаркуле
День добрый, уважаемая редакция! Подскажите, пожалуйста, как относиться к Славику – почившему в 1993 году отроку Вячеславу из города Чебаркуль Челябинской области. Я сталкивалась с различными мнениями о нем, встречала много отзывов, как положительных, благодарных и трепетных, так и крайне негативных. Кто-то предостерегал, говоря, что его родственники не в себе и создали какой-то новый неправославный культ, раскол, секту или просто ищут славы и зарабатывают деньги на почитании умершего ребенка. Спрашивала и у священников, но и тут мнения разделились. Пыталась разобраться сама, знакомясь и с посвященными отроку материалами (воспоминаниями о нем, книгами, фильмами), и с критикой, но, кажется, еще больше запуталась. Напишите, пожалуйста, можно ли верить, что отрок Вячеслав святой, или же так считать неблагоразумно?
С уважением,
Марина ИВАНОВА
Читательнице отвечает священник Павел МОИСЕЕВ:
Вообще, понятие «канонизация» пришло к нам от католиков. Это у них люди решают, кто святой, а кто не святой. При этом зачастую далеко не безкорыстно. У нас же в Православной Церкви прославление того или иного святого всегда было в руках Божиих, и если Бог прославляет, то как человек может отрицать эту святость? А Бог прославляет через всенародное почитание.
Если говорить об отроке Вячеславе, то мы имеем дело со святым. Потому что очень много людей почитает мальчика за его чудеса и пророчества. Конечно, тот факт, что пророчества были записаны не самим отроком, а его собеседниками, допускает возможность их искажения. И потому некоторые «ошибки» в них вполне могут быть добавлением, преувеличением записавшего их слушателя. Однако, читая пророчества отрока Вячеслава, нельзя не согласиться с тем, что они соответствуют святоотеческому учению об Апокалипсисе.
Судить о Славике по составленным о нем книгам недопустимо. Потому что есть опыт Церкви, когда люди недуховные пытались составлять жития святых и вместо пользы приносили своими трудами вред. Книги об отроке Вячеславе более характеризуют их авторов, чем его самого. Достоверно известно, что мальчик был крещен, посещал церковные богослужения, участвовал в Таинствах, вместе с мамой ездил по святым местам и при жизни ни в каких сектах не состоял.
Что же касается разговоров о некоторых почитателях, якобы объединившихся в секту, то это вопрос открытый. Но даже если и действительно существует секта почитателей отрока Вячеслава, то на самом святом это никак не отражается. Мы знаем, что и из фанатичных обожателей Иоанна Кронштадтского в его время образовалась секта иоаннитов. Но никому и в голову не придет связывать святого праведного отца с прелестниками.
Что касается негативного мнения настоятеля чебаркульской церкви протоиерея Димитрия Егорова, то его активность по противодействию почитанию отрока понятна. Он лично знаком с мальчиком не был, и, как известно, конфликт у него возник с местными почитателями Вячеслава, а не с ним самим. Подобная ситуация сложилась и не разрешается до сих пор и на острове Залит, где священник местной церкви борется с некоторыми почитателями старца Николая Гурьянова.
Еще причиной поругания отрока Вячеслава служат его нелицеприятные предсказания о глобализации, экуменизме и обновленчестве, чем, к сожалению, сейчас заражено немало пастырей. Нередко можно услышать, как такие «ревнители» нападают и на блаженную Пелагею Рязанскую, и даже на преподобного Серафима Саровского, пророчествовавшего, что многие архипастыри и священники уклонятся в последние времена от истины.
Таким образом, почитание или непочитание отрока Вячеслава практически стало лакмусовой бумажкой. Если священник с благоговением относится к памяти святого, то очевидно, что он противник глобализации, экуменизм признает ересью и не приемлет никаких антицерковных реформ. С точностью же до наоборот ведут себя непочитающие чебаркульского отрока. К сожалению, такова участь святых последних времен.
Пришедшая к нам от католиков канонизация уже порождает и деканонизацию, которая пока не так активна, но, тем не менее, первые плоды уже принесла. Например, все мы были свидетелями, как «по-тихому» священноначалие РПЦ «деканонизировало» святителя Василия Кинешемского, пророчествовавшего о грядущих отступлениях и гонениях. Сами же католики опустились до того, что деканонизировали даже великомученицу Екатерину, чьи святые речи, как выяснилось, не соответствуют латинскому лжедогмату о безгрешности папы.
Поэтому не будем брать во внимание человеческий суд, кто святой, а кто нет; и если видим, что Бог прославляет, – то прославим и мы.