Вопросы брака и семьи в контексте решений собора на Крите
Святые Петр и Феврония, Муромские чудотворцы. Широко почитаемы как покровители семьи и брака
Браку и семье посвящен принятый «Святым и Великим Собором» документ «Таинство Брака и препятствия к нему». Также эта тема затрагивается в Окружном послании, Послании Святого и Великого Собора Православной Церкви и документе «Миссия Православной Церкви в современном мире».
Та часть указанных текстов, в которой изложено евангельское, святоотеческое учение о браке и семье, встречает полное согласие со стороны православных христиан. Вместе с тем отдельные положения документа «Таинство Брака и препятствия к нему» противоречат учению Церкви, носят соблазнительный характер, вследствие чего текст в целом должен быть отвергнут как неправославный. Речь идет о фактическом дозволении для православных вступать в брак с инославными под видом «икономии»1, а также об утверждении, согласно которому содомиты, несмотря на свой грех, остаются членами Церкви2.
Прежде чем привести соответствующие формулировки текста, отметим, что проект документа «Таинство Брака и препятствия к нему» подвергся острой критике в ходе предсоборного процесса.
Достойна внимания и одобрения последовательная позиция Грузинской Православной Церкви, которая не подписала проект документа на совещании в Шамбези в январе 2016 г., а также подтвердила свою позицию на заседании Священного Синода 25 мая 2016 г. и в послании Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II к патриарху Константинопольскому Варфоломею (июнь 2016 г.). С точки зрения Грузинской Церкви, допущение неправославных к участию в таинстве Брака является нарушением 72 правила VI Вселенского Собора3. Подобное нарушение носит экклезиологический характер, поскольку искусственно расширяет границы Церкви Христовой, как бы причисляя к ней еретиков (ведь таинства Церкви могут совершаться только над ее членами). Также Грузинская Церковь выступила против формулировки документа об однополых союзах, предложив недвусмысленно осудить грех содомии и убрать утверждение о содомитах как членах Церкви4.
С критикой положения о возможности брака с инославными также выступили, например, профессор богословского факультета Фессалоникийского университета Димитриос Целенгидис, болгарские священнослужители, монахи и миряне в письме к священноначалию от 23 февраля 2016 г., афонский монастырь Григориат, участники круглого стола в Кишиневе 12 июля 2016 г. В Русской Православной Церкви эта позиция была поддержана и обстоятельно изложена иереем Алексием Кнутовым и богословом Павлом Кузенковым5.
Видимо, именно под воздействием критики в итоговом документе было убрано следующее антиканоническое утверждение: Брак православных с инославными <…> может быть благословлен по снисхождению и человеколюбию при условии, что дети от этого брака будут крещены и воспитаны в Православной Церкви6.
Вместо этого в принятом документе относительно браков православных с инославными сказано: «Священный Синод каждой автокефальной Православной Церкви должен подходить к возможности применения церковной икономии относительно препятствий к браку в соответствии с принципами церковных канонов, в духе пастырской рассудительности, служа спасению человека».
Данная формулировка, как и исходная, вопреки правилам Церкви фактически разрешает браки с инославными. Очевидно, изменение предыдущей формулировки было лишь дипломатическим ходом, проявлением лукавства. То, что произошедшее следует трактовать именно таким образом, следует не только из логических умозаключений: почти сразу после Собора Румынская Православная Церковь приняла решение об официальном дозволении церковных браков с инославными7, при этом указав в том числе на условие, при котором дети в таких браках должны быть крещены и воспитаны в Православной Церкви.
Таким образом, впервые в истории Церкви на столь высоком уровне (как декларируется, «всеправославном») принято решение, противоречащее церковным правилам и дозволяющее брак с инославными.
Подобное вопиющее пренебрежение Священным Преданием носит совершенно отчетливо намеренный характер и не является случайной ошибкой. Более того, упразднение одного из препятствий к браку открывает возможность для более открытого и «легитимного» обсуждения и постепенной отмены других, еще более существенных препятствий. Например, в некоторых достаточно заметных группах клириков и мирян, принадлежащих к Константинопольскому патриархату и Православной Церкви в Америке, активно обсуждается возможность признания Церковью брака православных с нехристианами8 и даже «однополых союзов»9.
О том, что данные угрозы небезосновательны, опять-таки свидетельствует документ, принятый Критским собором. В нем говорится: Церковь не признает возможным для своих членов гражданских союзов – как однополых, так и заключенных с противоположным полом, а также вступление во всякую иную форму сожительства, кроме брака. Церковь прилагает все возможные пастырские усилия, чтобы те из ее членов, кто вступает в такие союзы, достигли истинного понимания покаяния и любви, благословленной Церковью10 («Таинство Брака и препятствия к нему». I.10).
В тексте, таким образом, утверждается, что лица, находящиеся в «однополых союзах», являются членами Церкви. В этом свете фраза Церковь не признает возможным для своих членов <…> вступление во всякую иную форму сожительства, кроме брака11, получает совершенно скандальное и неприемлемое звучание, поскольку открывает прямой путь к признанию Церковью гомосексуальных «союзов».
Подобные соображения не являются плодом неумеренной фантазии «фундаменталистов» и «зилотов», но, к сожалению, находят фактическое подтверждение.
Так, на заседании Специальной межправославной комиссии по подготовке «Всеправославного Собора» весной 2015 года при обсуждении проекта документа «Миссия Православной Церкви в современном мире» митрополит Иоанн (Зизиулас) из Константинопольского патриархата заявил, что в число видов дискриминации, которые должна осудить Церковь на соборе, входят преследования гомосексуалистов12.
В принятых документах Критского собора нет ясно высказанного осуждения греха содомии, хотя в свете нарастающей пропаганды гомосексуализма в современном мире данная тема, безусловно, должна быть отражена более содержательно.
Закономерно, что представители и апологеты ЛГБТ-сообщества увидели в решениях критского собрания значительно смягченное по сравнению с традиционным отношение к гомосексуализму, а также обратили внимание на то, что Церковь, согласно принятому документу, считает гомосексуалистов своими членами13. При этом формулировка в отношении гомосексуального союза несколько мягче (не позволяет), чем касательно двоебрачия и четвертого брака (которые категорически осуждаются), а также брака с нехристианами (категорически запрещается).
Таковы фундаментальные причины, по которым документ «Таинство Брака и препятствия к нему» должен быть категорически отвергнут. К ним можно добавить то, что в документе не рассматриваются должным образом или игнорируются многие актуальные вопросы, связанные с браком и семьей: например, отсутствие официального статуса у церковного брака в ряде стран с исторически православной культурой; попустительство блуду в виде практики причащения лиц, живущих в блудном сожительстве; распространенное в пастырской практике ложное толкование слов святого апостола Павла из Первого Послания к Коринфянам (7, 14), противоречащее
72-му правилу VI Вселенского Собора14.
В связи с вышеизложенным на усмотрение священноначалия Русской Православной Церкви и Синодальной библейско-богословской комиссии предлагается:
1. Признать документ «Таинство Брака и препятствия к нему», принятый собором на Крите, не соответствующим православному вероучению и неприемлемым.
2. Направить по этому поводу послание представителям тех Поместных Православных Церквей, которые утвердили указанный документ, и призвать их отказаться от ранее принятого решения.
3. Дать богословско-каноническую оценку церковному законодательству и практике Синодального периода, когда в Русской Православной Церкви официально были разрешены браки с инославными.
4. Учесть представленные соображения при подготовке итоговой версии документа «О церковном браке», разрабатываемого Межсоборным присутствием Русской Православной Церкви.
5. Рассмотреть возможность внесения изменений в ту часть Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, в которой говорится о допустимости браков с инославными.
_____________________________________
1 Там же. II. 5. ii.
2 «Таинство Брака и препятствия к нему», I.10.
3 Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитати нетвердым и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен.
4 Синод Грузинской Церкви предложил поправки к трем проектам документов Всеправославного Собора // URL:http://www.pravoslavie.ru/94148.html
5 Кнутов Алексей, иерей, Кузенков П.В. Богословско-канонический анализ проектов документов Всеправославного Собора 2016 г. // URL:http://www.bogoslov.ru/text/print/4922388.html Отметим также точку зрения протоиерея Владимира Воробьева, высказанную в 1996 г.: Древняя Церковь <…> считала, что брак между православным и инославным невозможен потому, что истинный брак может быть только внутри Церкви. Если невозможно приступить к Святой Чаше вместе, значит, невозможно и таинство Брака. И разрешение смешанных браков являлось и является в наше время существенным компромиссом, существенной уступкой, и такой брак тоже все равно не считается полноценным, и напрасно настаивают и думают некоторые, что это вполне хорошо и ничего здесь нет сомнительного. <…> Если православный человек женится на неправославной или православная девица выйдет замуж за неправославного, то она, таким образом, теряет возможность приступить к Святой Чаше. И если она хочет вернуться к евхаристической жизни, то должна расторгнуть свой брак как православная сторона. См.: Протоиерей Владимир Воробьев. Православное учение о браке // URL: http://pk-semya.ru/novosti/item/5529-pravoslavnoe-uchenie-o-brake.html
6 Проф. Димитриос Целенгидис показывает абсурдность подобного обоснования: Если в венчаном браке не родятся дети, может ли, с богословской точки зрения, быть законным этот брак лишь под предлогом обещания инославного супруга будущих детей сделать членами Православной Церкви? См.: Богословская оценка профессором Фессалоникийского университета Д.Целенгидисом документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» // URL:http://www.blagogon.ru/biblio/764/
7 Румынская Патриархия разрешила браки между лицами различных христианских конфессий // URL: http://www.sedmitza.ru/text/6438677.html
8 Fr. Robert M. Arida, Susan Ashbrook Harvey, David Dunn, Maria McDowell, Teva Regule, and Bryce E. Rich Response To The Pre-Conciliar Document On Marriage And Its Impediments // URL: https://publicorthodoxy.org/2016/05/06/response-to-the-pre-conciliar-document-on-marriage-and-its-impediments/ ; Rev. Dr. Nicholas Denysenko, Rev. Dr. Alkiviadis Calivas, John Klentos, Paul Meyendorff, Rev. Dr. Stelyios Muksuris, Lewis Patsavos, Teva Regule, and Rev. Dr. Philip Zymaris Pastoral Challenges For Marriage In Contemporary Orthodoxy // URL: https://publicorthodoxy.org/2016/05/06/pastoral-challenges-for-marriage-in-contemporary-orthodoxy/
9 Арида Роберт, протоиерей Угрожает ли Церкви разрешение однополых союзов? // URL: http://www.pravmir.ru/ugrozhaet-li-cerkvi-razreshenie-odnopolyx-soyuzov/
10 Выделение полужирным шрифтом – наше. Центр свт. Василия Великого.
11 См.: Главев Божидар, протоиерей Критский собор дал зеленый свет гомосексуалистам // URL: http://antimodern.ru/green-light/
12 Русская и Грузинская Церкви отказались подписаться под документом о равенстве извращенцев // URL: http://antimodern.ru/5-predsobornoe/
13 Natallia Vasilevich. The Holy and Great Council of the Orthodox Church and LGBTQI issues // URL:http://sobor2016.churchby.info/en/comments/the-holy-and-great-council-of-the-orthodox-church-and-lgbtqi-issues/
Отметим, что в адрес «Святого и Великого Собора» было направлено обращение Европейского форума ЛГБТ-христианских групп, при котором действует и некая «православная рабочая группа».
14 Так, слова неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим сегодня часто понимают как дозволение для православных на вступление в брак с неверующими, тогда как апостол Павел (1 Кор. 7, 13), святые отцы и правило Вселенского Собора относят эти слова только к той ситуации, когда один из супругов уверовал, уже будучи в браке.