19.09.2016
События последнего времени снова и снова подтверждают старую, как мир, аксиому – слова святых не проходят мимо, а попадают в десятку. Еще в 1977 году преподобный и богоносный отец наш Иустин Сербский в своем обращении к Архиерейскому Собору Сербской Церкви писал: «Учитывая все вышеизложенное и болезненно сознавая положение современной Церкви Православной и мира вообще… совесть моя заставляет меня вновь обратиться с мольбой и сыновним воплем к Святому архиерейскому Собору мученической Сербской Церкви: да воздержится наша Сербская Церковь от участия в подготовке к так называемому «Вселенскому» Собору и от участия в нем самом. Ибо если такой Собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ».
С 16 по 26 июня с.г. на Крите по попущению Божию все-таки состоялся тот самый собор, о котором писал преп. Иустин. И уже сейчас открылись новые раны, о которых он предупреждал.
Шестьдесят святогорских монахов и старцев написали открытое письмо Священному Киноту (административному органу управления Афоном), в котором осудили прошедший на Крите Собор десяти церквей как антиправославный и «разбойничий» и потребовали прекратить поминовение Константинопольского патриарха Варфоломея на богослужениях.
Старцы призывают Кинот собрать «священный синаксис» (собрание) с единственной темой – осудить тексты Критского Собора.
В письме говорится, что старцы изучили «тексты так называемого Святого и Великого Собора, а также ответы выдающихся богословов и митрополитов». «Вывод состоит в том, что собор был антиправославным, разбойничьим и еретическим», – говорится в письме.
Авторы обращения приводят 12 доводов. Среди них отмечается, что Собор следовал «новым подходам по темам и в практике», не стал собирать всех епископов и нарушил православную соборность, использовал антиправославные методы. «Не было достаточной информации у православной общественности, вместо этого скрывались решения в рамках предсоборного процесса», – отмечается в письме.
Святогорцы заявили, что Собор узаконивает официально и на высшем уровне ересь экуменизма, а другие ереси, «наконец, достигли своей цели – признания сект церквами», то есть «папство, как и другие еретики, признаются церквами, и не ересью». В письме также говорится о том, что Собор игнорировал роль монашества и особенно отношение Святой Горы Афон к папству и экуменизму.
«Поэтому мы просим и ожидаем, рассматривая это как вашу духовную обязанность и долг, созвать чрезвычайный двойной синаксис и осудить, на основании изложенного выше, этот так называемый собор как еретический, неканонический и разбойничий», – говорится в письме. Старцы предупредили, что если этого не сделает Кинот, то тогда они сами будут вынуждены это сделать и прекратить поминовение Константинопольского патриарха на богослужениях. Открытое письмо подписали насельники Великой Лавры, монастырей Ватопед, Хиландар, Пантократор, Кутлумуш, Ставроникита, Филофей, а также монахи и старцы из населенных пунктов Карея, Капсала и различных скитов.
Что касается оценки соборищу, данной святогорцами, то она выдержана в духе и категориях Святых Отцов и вполне отражает отношение к нему христоименитой церковной полноты. Прекращение поминовения Патриарха-еретика Варфоломея также соответствует святоотеческому учению и церковному законодательству, в частности 15 правилу IX Поместного Константинопольского собора. Если после этого они сменят юрисдикцию и присоединятся к другой Церкви, например, к Грузинской или к Русской, тогда поступят, как исповедники. Если же попытаются создать свою юрисдикцию, или присоединятся к какой-либо уже существующей секте, то это будет раскол. В этом нас убеждает церковная история XX века.
Действительно, сложившаяся ныне ситуация не нова. В аналогичных условиях Церковь Христова и в частности Константинопольская Поместная Церковь оказались в начале ХХ века, после т.н. «Всеправославного совещания» 1923 г., состоявшего из 12 модернистов под руководством патриарха-масона Мелетия (Метаксакиса), на котором было принято решение о введении нового стиля, разрешение епископам вступать в брак и прочие еретические нововведения. Причем Метаксакис мечтал объявить свое разбойное сходбище Вселенским Собором, но получил отповедь от Александрийского Патриарха Фотия, проф. С.В. Троицкого и других православных иерархов, правоведов и богословов.
Нынешняя Критская авантюра – повторение в новых исторических условиях Стамбульского конгресса 1923 г., только более удачная и масштабная. Если Метаксакис на свое сходбище привлек всего 12 обновленцев-маргиналов, то его преемнику Арходноднису удалось заручиться поддержкой Предстоятелей 10 из 15 автокефальных Православных Церквей. Из этого сопоставления видны грандиозные масштабы разбойного по отношению к Православию деяния Варфоломея. Соответственно, и последствия разбоя будут гораздо более широки и тяжелы для Церкви Христовой, чем даже раскол Метаксакиса. Варфоломей поистине затмил его, заявив о себе, как о суперреформаторе Православия.
Вспоминается и еще один его предшественник на Стамбульском престоле – патриарх-масон Афинагор, «снявший» в 1965 г. анафемы с папизма и широк распахнувшего перед ним двери своего Патриархата. После обоих деяний – конгресса 1923 г. и «снятия» анафем с еретиков-католиков 1965 г. многие святогорские монахи прекращали поминовение Мелетия и Афинагора. Однако, не присоединившись ни к одной из существовавших на тот день Поместных Церквей, они образовали свою «церковь», расколовшуюся на различные секты, которых в настоящее время насчитывается около 20. Если эти 60 афонских монахов и старцев не учтут горькие ошибки раскольников-«зилотов», то их группа образует 21 секту.
Но вернемся к удивительному прозрению преп. Иустина Сербского. Вероятно, святой так говорил о результатах грядущего в его время собора, исходя из знания описанной нами истории греческого обновленчества, но нельзя исключать того, что он мог знать об этом и по откровению от Бога. Открывая нам будущее через Своих угодников, Господь укрепляет нашу веру, показывая Свое всеведение, и не дает нам впасть в уныние от тех поистине эсхатологических событий, современниками которых мы являемся.
<-назад в раздел
Новые раны на теле Церкви Христовой…
События последнего времени снова и снова подтверждают старую, как мир, аксиому – слова святых не проходят мимо, а попадают в десятку. Еще в 1977 году преподобный и богоносный отец наш Иустин Сербский в своем обращении к Архиерейскому Собору Сербской Церкви писал: «Учитывая все вышеизложенное и болезненно сознавая положение современной Церкви Православной и мира вообще… совесть моя заставляет меня вновь обратиться с мольбой и сыновним воплем к Святому архиерейскому Собору мученической Сербской Церкви: да воздержится наша Сербская Церковь от участия в подготовке к так называемому «Вселенскому» Собору и от участия в нем самом. Ибо если такой Собор, не дай Бог, состоится, от него можно ожидать только одного: расколов, ересей и гибели многих душ».
С 16 по 26 июня с.г. на Крите по попущению Божию все-таки состоялся тот самый собор, о котором писал преп. Иустин. И уже сейчас открылись новые раны, о которых он предупреждал.
Шестьдесят святогорских монахов и старцев написали открытое письмо Священному Киноту (административному органу управления Афоном), в котором осудили прошедший на Крите Собор десяти церквей как антиправославный и «разбойничий» и потребовали прекратить поминовение Константинопольского патриарха Варфоломея на богослужениях.
Старцы призывают Кинот собрать «священный синаксис» (собрание) с единственной темой – осудить тексты Критского Собора.
В письме говорится, что старцы изучили «тексты так называемого Святого и Великого Собора, а также ответы выдающихся богословов и митрополитов». «Вывод состоит в том, что собор был антиправославным, разбойничьим и еретическим», – говорится в письме.
Авторы обращения приводят 12 доводов. Среди них отмечается, что Собор следовал «новым подходам по темам и в практике», не стал собирать всех епископов и нарушил православную соборность, использовал антиправославные методы. «Не было достаточной информации у православной общественности, вместо этого скрывались решения в рамках предсоборного процесса», – отмечается в письме.
Святогорцы заявили, что Собор узаконивает официально и на высшем уровне ересь экуменизма, а другие ереси, «наконец, достигли своей цели – признания сект церквами», то есть «папство, как и другие еретики, признаются церквами, и не ересью». В письме также говорится о том, что Собор игнорировал роль монашества и особенно отношение Святой Горы Афон к папству и экуменизму.
«Поэтому мы просим и ожидаем, рассматривая это как вашу духовную обязанность и долг, созвать чрезвычайный двойной синаксис и осудить, на основании изложенного выше, этот так называемый собор как еретический, неканонический и разбойничий», – говорится в письме. Старцы предупредили, что если этого не сделает Кинот, то тогда они сами будут вынуждены это сделать и прекратить поминовение Константинопольского патриарха на богослужениях. Открытое письмо подписали насельники Великой Лавры, монастырей Ватопед, Хиландар, Пантократор, Кутлумуш, Ставроникита, Филофей, а также монахи и старцы из населенных пунктов Карея, Капсала и различных скитов.
Что касается оценки соборищу, данной святогорцами, то она выдержана в духе и категориях Святых Отцов и вполне отражает отношение к нему христоименитой церковной полноты. Прекращение поминовения Патриарха-еретика Варфоломея также соответствует святоотеческому учению и церковному законодательству, в частности 15 правилу IX Поместного Константинопольского собора. Если после этого они сменят юрисдикцию и присоединятся к другой Церкви, например, к Грузинской или к Русской, тогда поступят, как исповедники. Если же попытаются создать свою юрисдикцию, или присоединятся к какой-либо уже существующей секте, то это будет раскол. В этом нас убеждает церковная история XX века.
Действительно, сложившаяся ныне ситуация не нова. В аналогичных условиях Церковь Христова и в частности Константинопольская Поместная Церковь оказались в начале ХХ века, после т.н. «Всеправославного совещания» 1923 г., состоявшего из 12 модернистов под руководством патриарха-масона Мелетия (Метаксакиса), на котором было принято решение о введении нового стиля, разрешение епископам вступать в брак и прочие еретические нововведения. Причем Метаксакис мечтал объявить свое разбойное сходбище Вселенским Собором, но получил отповедь от Александрийского Патриарха Фотия, проф. С.В. Троицкого и других православных иерархов, правоведов и богословов.
Нынешняя Критская авантюра – повторение в новых исторических условиях Стамбульского конгресса 1923 г., только более удачная и масштабная. Если Метаксакис на свое сходбище привлек всего 12 обновленцев-маргиналов, то его преемнику Арходноднису удалось заручиться поддержкой Предстоятелей 10 из 15 автокефальных Православных Церквей. Из этого сопоставления видны грандиозные масштабы разбойного по отношению к Православию деяния Варфоломея. Соответственно, и последствия разбоя будут гораздо более широки и тяжелы для Церкви Христовой, чем даже раскол Метаксакиса. Варфоломей поистине затмил его, заявив о себе, как о суперреформаторе Православия.
Вспоминается и еще один его предшественник на Стамбульском престоле – патриарх-масон Афинагор, «снявший» в 1965 г. анафемы с папизма и широк распахнувшего перед ним двери своего Патриархата. После обоих деяний – конгресса 1923 г. и «снятия» анафем с еретиков-католиков 1965 г. многие святогорские монахи прекращали поминовение Мелетия и Афинагора. Однако, не присоединившись ни к одной из существовавших на тот день Поместных Церквей, они образовали свою «церковь», расколовшуюся на различные секты, которых в настоящее время насчитывается около 20. Если эти 60 афонских монахов и старцев не учтут горькие ошибки раскольников-«зилотов», то их группа образует 21 секту.
Но вернемся к удивительному прозрению преп. Иустина Сербского. Вероятно, святой так говорил о результатах грядущего в его время собора, исходя из знания описанной нами истории греческого обновленчества, но нельзя исключать того, что он мог знать об этом и по откровению от Бога. Открывая нам будущее через Своих угодников, Господь укрепляет нашу веру, показывая Свое всеведение, и не дает нам впасть в уныние от тех поистине эсхатологических событий, современниками которых мы являемся.
Николай Светлов