Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
06.09.2016

О РАБОТАХ ПРОФЕССОРА А.И. ОСИПОВА: Можно ли внимать еретикам «с рассуждением»?

Здравствуйте, дорогие сотрудники газеты! Спаси Господи за интересные статьи, особенно за материалы, разоблачающие распространенные заблуждения, ложные мнения и учения. Я полностью разделяю вашу позицию – сейчас необходима мудрость, чтобы не уклониться ни в ересь, ни в чрезмерную ревность. Но как определить этот «царский», средний путь, есть ли у него какие-то четкие критерии?

Вот, например, мой знакомый смотрит лекции профессора Осипова. Я посоветовал ему отказаться от этого увлечения и лучше почитать Святых Отцов, в частности, святителя Игнатия (Брянчанинова), который пишет, что душу может погубить даже одна ложная мысль. Но в ответ услышал, что профессор ничего плохого не говорит и сам постоянно ссылается на святого Игнатия, ставит его в пример, и вообще «батюшка в храме сказал, что Осипова слушать очень полезно. Но мы же не фанатики, и кумиров себе творить никто не собирается». Я на это заметил, что мой духовник, напротив, категорически не рекомендует внимать сему «богослову». Тогда собеседник неожиданно заключил, что «надо идти средним путем», т. е. изучать Осипова, но с рассуждением…

Правильно ли это? В чем же все-таки состоит «средний путь» и как его определить? Ведь это же не результат механического выбора компромисса между двумя крайними, противоположными точками зрения? И можно ли, действительно, знакомиться с лекциями и книгами Алексея Ильича «в разуме»– принимая полезное и отвергая сомнительное?

С уважением, Владимир П.

 



Читателю отвечает протоиерей Андрей Соколов:

Начнем с конкретной ситуации – с вопроса о профессоре Осипове. Давайте сначала разберемся – зачем, с какой целью мы хотим вникать в его труды? Предположим, человек пишет апологетическую статью против модернизма и возобновления древних ересей в работах современных авторов и ищет примеры неправославных утверждений – в таком случае книги и выступления Алексея Ильича, безусловно, могут послужить ценным источником. Также если уже утвержденный в вере, глубоко воцерковленный христианин получает богословское образование в духовной школе и ему дали какое-либо задание, например, по известной книге маститого профессора «Путь разума в поисках истины» – тут уж так или иначе придется в нее заглянуть. Хотя это тоже зависит от характера поставленной задачи: если есть возможность, лучше заменить учебник Осипова по основному богословию сочинениями других, более надежных, скажем, дореволюционных авторов (например, «Введением в православное богословие» митрополита Макария (Булгакова) и др.). Но когда недавно обретший веру или слабо сведущий в ее основах человек станет читать эту или иные работы, а также слушать лекции Алексея Ильича ради поиска истины и познания азов Православия – тогда да, безусловно, есть серьезный риск принять оригинальные, спорные и, скажем прямо, противные церковному учению личные взгляды профессора. А от этого в уме христианина, как учат Святые Отцы, могут возникнуть богохульные помыслы, появиться колебания в вере, будет потерян душевный мир. «Никто да не читает не служащего к угождению Божию. <…> Какая нужда принять духа нечистого вместо Духа Святаго? Кто в каком слове упражняется, тот получает свойство того слова, хотя этого и не видят неопытные, как видят имеющие духовную опытность», – говорит священномученик Петр Дамаскин.

О каком же среднем, «царском» пути в таком случае может идти речь? Напротив, для неутвержденного в вере внимать словам еретичествующего профессора Осипова – это неразумие и даже грех. В чине Исповеди по Требнику священник вопрошает кающегося: «Рцы ми, чадо: не был ли еси еретик, или отступник; не держался ли еси с ними, их капища посещая, поучения слушая, или книги их прочитовая?» В том же духе наставляет и святитель Игнатий (Брянчанинов): «Великие угодники Божии, познавшие немощь общую всем человекам, страшились яда ереси и лжи и потому со всевозможным тщанием убегали бесед с людьми, зараженными лжеучением, и чтения еретических книг. Имея пред очами падение ученейшего Оригена, искусного в любопрении Ария, красноречивого Нестория и других богатых мудростью мира, погибших от самонадеянности и самомнения, они искали спасения и обрели его в бегстве от лжеучения, в точнейшем послушании Церкви!..»

Тут мы как раз подошли к проблеме цитирования профессором Осиповым святителя Игнатия Ставропольского. Да, действительно, Алексей Ильич весьма часто на него ссылается и даже позиционирует себя его духовным наследником. Однако это не мешает ему в важнейших вопросах излагать убеждения, прямо противоположные взглядам Кавказского святителя. Например, в «Слове о смерти» святой разоблачает неправоту мнения о конечности вечных мук: «Священное Писание повсюду называет адские муки вечными: это учение постоянно проповедовалось и проповедуется Святою Церковию». Конечно, популярный богослов не может об этом не знать, но вопреки ясному и неоспоримому святоотеческому утверждению он проповедует осужденную на Пятом и Шестом Вселенских Соборах ересь Оригена об апокатастасисе (всеобщем спасении): «Победою Христовою все, не только праведно жившие, но даже и мертвые, некогда непокорные, были и будут освобождены из ада. Все они, пройдя в нем огненный искус страстей, приняли и примут Спасителя, получат дар благодати Крещения и, таким образом, став членами Церкви Христовой, спасутся» (Осипов А.И. «Из времени в вечность: посмертная жизнь души»).

Также святитель Игнатий – один из самых, если можно так выразиться, антиэкуменических авторов (чего стоит одно только его известное письмо «О невозможности спасения иноверцев и еретиков»!). А Алексей Ильич – напротив, ветеран экуменического движения (профессор был активно задействован в нем с середины прошлого века – в частности, как член «Комиссии синода по вопросам христианского единства», комиссии «Всемирного совета церквей» «Вера и церковное устройство», отдела изучений «Христианской мирной конференции», богословской комиссии «Христианской мирной конференции»; а также как участник множества экуменических мероприятий, в том числе Генеральных ассамблей «Всемирного совета церквей» и «Конференции европейских церквей»; аудиенций у папы римского; безчисленных «богословских» собеседований и консультаций с католиками, лютеранами, евангеликами и прочими еретиками; автор массы докладов и статей экуменической тематики…).

Возвращаясь к вопросу о «царском» пути, можно ответить, что выражение это толкуется Святыми Отцами в каждом случае особо, исходя из конкретной ситуации. Так, в первую очередь «царский» путь – это стояние в Православии, ибо без Православной веры спасение невозможно, как говорит преподобный Антоний Великий: «Страшитесь отступлений от веры как начала всех зол. Будем веровать во имя Господа Бога Отца, и Сына, и Святаго Духа, чтоб исполнилось над нами сказанное в Писании: тот, кто верует в Господа, „яко гора Сион: не подвижится в век живый в Иерусалиме" (Пс. 124, 1). Твердое основание всех святых – вера: ею они заключили уста львов и угасили пламень огненный». Соответственно, крайностями, как Вы сами заметили в начале письма, являются ереси – уклонения в безблагодатные сообщества, исповедующие ложные учения (католичество, протестантизм, экуменизм и проч.), и расколы – гордостные отпадения от Тела Церкви.

Если же говорить о духовной жизни, то «золотой», средний путь ее замечательно предначертал преподобный Амвросий Оптинский в письме к духовной дочери: «От всей души желаю, чтобы ты не уклонялась ни на десную, ни на шуюю, а шла путем средним, царским, который нам указан Самим Царем Царей и Господом господей в животворных Его заповедях, начиная с сих: не гневайтесь, не осуждайте, изми первее бревно из очесе твоего (ср.: Мф. 7, 1, 5), как Он изрек Сам; и также, как учит через Апостола своего: прежде всего прилежну любовь имейте друг к другу (ср.: 1 Петр. 4, 8)».

А чтобы не совратиться с сего богозаповеданного пути спасения, надо молиться Тому, Кто о Себе сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6). Просить об этом можно как своими словами, так и с помощью известных церковных молитвословий, например – молитвы Вашему Небесному покровителю святому равноапостольному князю Владимиру, где есть такое замечательное прошение: «Умоли премилосердаго Царя Небеснаго, <…> да всадит в сердце наше спасительный страх Cвой, да просветит Cвоею благодатию ум наш, во еже узрети нам бездну погибели, в нюже стремимся, оставити стези нечестия и заблуждений, обратитися же на путь спасения и истины, неуклонно исполняти заповеди Божии и уставы Cвятыя Церкве…»

Источник: газета «Православный Крест», № 17 (161) (от 1 сентября с. г.)


<-назад в раздел

Русский календарь