Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
28.08.2016

Величие в малом


Никольский собор
Черноостровского монастыря

 Малоярославец находится в 120 километрах от Москвы, в Калужской области. На электричке с Киевского вокзала сюда можно доехать часа за два с четвертью, а на машине по Киевскому шоссе и того быстрее.

На фоне других знаменитых древнерусских городов Малоярославец, казалось бы, не столь заметен – в нем нет прославленных почивающих в мощах святых или общенародно известных чудотворных икон, тем самым он как бы оправдывает свое имя – Малый. Но сущность русской истории, как и самой России, такова, что здесь даже в малом, как в капле воды, отражено и представлено все ее духовное и историческое величие. Иными словами, в нашем столь сложном, трагическом и вместе с тем героическом прошлом любое малое велико. А чего уж тогда говорить о Малом Ярославце! При более пристальном внимании «малым» он оказывается только по названию, а его значение для русской истории, слава его воинов и подвижников Православия предстают в необычайном величии, поставляя его в один ряд с самыми значимыми объектами России. Любому приезжему этот небольшой провинциальный русский городок дарит массу живых впечатлений, а паломнику дает мощный нравственный заряд на долгое время...

 Духовное сердце Малоярославца – Черноостровский Свято-Никольский монастырь. С ним связаны памятные моменты истории как самого города, так и России в целом. Однако прежде чем мы коснемся летописных страниц обители, давайте совершим небольшой экскурс в прошлое сего славного града.

Точная дата появления здесь племен вятичей неизвестна. На территории нынешней Калужской области они жили в VIII–XII веках. Вероятно, к этому временному отрезку и следует отнести основание первого местного поселения. Если же отталкиваться от археологических находок, то фрагменты сосудов из серой глины, найденные в этом районе, датируются первой половиной І тысячелетия нашей эры.

На берегу реки Лужи, напротив Черноостровского монастыря сегодня можно угадать очертания огромного холма с плоским верхом, окруженного рвами, на котором в древности было построено первое городище.

В качестве военного укрепления это поселение устроил в XIV веке внук великого князя Иоанна Калиты, двоюродный брат святого благоверного великого князя Димитрия Донского, герой Куликовской битвы князь Владимир Андреевич Храбрый (1353–1410), которого можно назвать и первым подвижником благочестия здешних мест. Основатель городища назвал его в честь своего четвертого сына – Ярославлем. (Позже великий Московский князь Иоанн III, присоединив город к Московскому княжеству, переименовал его в Малый Ярославец – то ли за небольшие размеры – всего-то пять храмов в те времена, то ли для отличия от Ярославля на Волге).

С малых лет князь Владимир Андреевич воспитывался святителем Алексием, митрополитом Московским, вместе со святым Димитрием Донским; получил приличное своему положению образование, рано показал способности воина и стратега. В 1369 году он принял участие в походах против ливонских рыцарей, а в 1370-м и 1376 годах воевал против Великого княжества Литовского. Однако поистине звездным часом его стал 1380 год – Куликовская битва.

Именно ему в этом историческом сражении было поручено командование Засадным полком. Это он, видя гибель русских ратников от страшного удара татарской конницы, рвался в бой. Это его сдерживал опытный, закаленный во бранях воевода Димитрий Боброк. Это ему особым знаком указал Господь наиболее благоприятное время для удара в тыл увлекшихся атакой и забывших об осторожности ордынцев. И именно он остался в строю единственным невредимым из всего командования русской рати. По его приказу был найден среди убитых тяжело раненный князь Димитрий Донской и преданы земле тела павших в сражении русских воинов.

В числе других ратных заслуг князя Владимира Андреевича следует отметить участие в изгнании с наших земель войск хана Тохтамыша в 1382 году, когда под Волоколамском подвижник разгромил один из татарских отрядов. Он же руководил и обороной Москвы во время набега хана Едигея в 1408 году. За участие в многочисленных военных походах и особое мужество Владимир Андреевич был прозван современниками Храбрым, а за отвагу на Куликовом поле стал именоваться, как и его двоюродный брат, Донским. После своей блаженной кончины князь Владимир Донской упокоился рядом со святым Димитрием в Архангельском соборе Московского Кремля. К 600-летию города на центральной, Сенной площади Малоярославца ему был воздвигнут памятник от благодарных потомков.

…А мы тем временем, оказавшись наверху холма, с которого открывается великолепный вид на пойму Лужи, а также на окрестные леса и перелески, пытались уловить, о чем нам могло бы поведать древнее городище. Над холмом кружилась стая черных ворон. В какой-то момент они показались нам символом того, как и над Святой Русью в XIV веке вились орды врагов, заполоняя ее просторы, уничтожая все на своем пути, заставляя наших предков нечеловеческим напряжением всех духовных, душевных и физических сил трудиться, молиться, воевать, приближая день освобождения от иноземного рабства.

 
Памятник отцу Василию Васильковскому

 Во времена Владимира Храброго и его наследников Ярославец Малый был южным пограничным опорным пунктом Московского княжества, прикрывавшим его от набегов не только татар, но и литовцев. Расцвет жизни в городище пришелся на XIV–XVI века.

Важнейшим историческим рубежом для города и особенно его крепости стал разорительный набег крымских татар 1571 года. Продвигаясь на Москву, темная орда хана Девлет-Гирея опустошила Ярославецкий уезд. Через Серпухов она прошла налегке, грабежами и насилием обезпечивая себя всем необходимым. Часть орды от Серпухова направилась на Москву, другая повернула на Боровск. На их пути находилось несколько сел и деревень: всех их сравняли с землей, храмы сожгли. Но достигнув Ярославца и попытавшись взять его сходу, захватчики неожиданно столкнулись с упорным сопротивлением. Женщины и дети городца укрылись в крепости, и врагов встретила туча русских стрел. С многократно превосходившим по силе противником русичи бились отчаянно и храбро до той поры, пока все защитники не погибли в устроенном татарами пожаре, поглотившем городище с его деревянными стенами и постройками.

После нашествия орды хана Девлет-Гирея край обезлюдел. Крепость на высоком холме уже не возрождалась, оставшись безмолвным напоминанием потомкам о той суровой, кровавой и трагичной эпохе.

Прилегавшие к городищу слободы также были сожжены и разграблены, уцелели лишь несколько дворов. С них и началось воссоздание городских построек, храмов и Свято-Никольского монастыря.

Согласно дошедшему до нас преданию, монастырь был основан в XIV веке князьями Оболенскими. Первые письменные свидетельства о нем относятся к концу XV века. Он упоминается, например, в грамоте князя Верейского-Белозерского и Ярославецкого Михаила Андреевича (1483–1486). А в писцовой книге 1587/88–1591/92 годов записано о нем так: «Да на посаде ж манастырь, а на манастыре церковь Никола Чюдотворец древян клецки, да 3 кельи, а в них живет поп черной да пономарь, питаются от церкви Божии». Обитель была возведена неподалеку от уничтоженной крепости на горе, называвшейся в прошлом Черным холмом или островом и давшей ей название Черноостровской.

После разорений Смутного времени и изгнания интервентов два столетия жизнь насельников Черноостровского Свято-Никольского монастыря проходила в тишине, посте и молитве. Расцвет обители в XIX веке определился благотворным духовным влиянием Оптиной Пустыни. Более полувека ее возглавляли оптинские монахи. Так, иеромонах Макарий был настоятелем монастыря в 1809–1839 годы. Его предшественникам, по причине разногласий с благотворителями, долгое время не удавалось восстановить полуразрушенную обитель. Макарий же быстро завоевал уважение и любовь здешних купцов и лишь через год после вступления в должность мог констатировать, что «строение онаго монастыря уже кончено». При нем была возведена и новая церковь – в честь великомученицы Параскевы.

В 1812 году, о котором подробнее скажем чуть ниже, на монастырской площади происходили сильнейшие бои с французами, и монастырь вновь, как случалось и ранее, был превращен в развалины, при этом сильно пострадали и Святые врата обители. Икона Спасителя на фронтоне ворот писалась в 1812 году, незадолго до нашествия французов, и многие тогда призывали художника оставить работу, опасаясь, что наступающий враг «надругается над образом». На это мастер неизменно отвечал: «Нет, скорее Бог поругается врагу». И по Божией воле и вере иконописца действительно произошло чудо – во время боев лик Христа над вратами монастыря не пострадал, хотя со всех сторон его окружили выбоины от пуль и разрывов шрапнели. По распоряжению Императора Николая I эти следы были сохранены. В 1912 году, к столетию Отечественной войны, на воротах установили мемориальную доску с надписью «Язвы в память французской войны 1812-го года». В советское время табличка исчезла, но сами ворота с дырами от пуль, к счастью, уцелели.

 
Окрестности Малоярославца

   С 1839 по 1851 годы настоятелем монастыря был преподобный оптинский старец Антоний (Путилов). С неимоверным усердием заботясь об обители, он продолжал восстанавливать и благоустраивать ее и ввел точно такой же устав, как в скиту Оптиной.

Старец Антоний родился в 1795 году в Борисоглебске в благочестивой семье серпуховского гражданина Ивана Григорьевича и жены его Анны Ивановны. В семье было десять детей. Старший сын Тимофей первым ушел монашествовать к пустынникам в рославльские леса. В 1816 году к нему присоединился и Александр (так звали о. Антония в миру). Тимофей к тому времени принял постриг с именем Моисей и стал духовным руководителем для брата, который тоже вскоре был пострижен в монашество. В 1821 году по приглашению Калужского епископа Филарета (Амфитеатрова) оба подвижника и еще часть рославльских пустынников перешли в Оптину Пустынь. Отцы Моисей и Антоний были рукоположены во иеромонахов; первого назначили настоятелем обители, а второго – начальником выстроенного ими Иоанно-Предтеченского скита. В этом звании он находился 14 лет, после чего епископ Калужский Николай определил его настоятелем Малоярославецкого Свято-Никольского монастыря. Для отца Антония это назначение стало тяжелым испытанием, но для монастыря – подлинной милостью и благословением Божиим. Ведь во главе его встал Оптинский старец, стяжавший духовное совершенство и благодатные дарования прозорливости, чудотворения и рассуждения.

Больной подвижник тяготился игуменской должностью и порой даже впадал в уныние. И тогда однажды ему явился святитель Митрофан Воронежский, сказав: «Ведь ты был в Раю, знаешь его, а теперь трудись, молись и не ленись!» Раем святой называл скит Оптиной Пустыни, при старцах действительно бывший подобием неба на земле. И утешенный этим видением отец Антоний еще долгие годы ревностно трудился над благоустройством вверенного ему монастыря. Хозяйство его при нем стало таким крепким, что обитель называли «городом в городе».

…Однако вернемся к 1812 году. Именно это время стало особой страницей в судьбе не только Малого Ярославца и Никольского монастыря, но и всей истории нашего Отечества. Древний город и обитель не раз оказывались в центре грозных событий, но именно 1812 год принес им немеркнущую в веках славу. Здесь закончилось 20-летнее победное шествие Наполеона. В истории Отечественной войны 1812-го сражение за Малоярославец имело исключительно важное значение, т. к. его результат определил весь дальнейший ход противостояния. Битва 12/24 октября, в которой участвовало 50 тысяч человек с обеих сторон, длилась 18 часов, и город восемь раз переходил из рук в руки. Именно после боя за Малый Ярославец фельдмаршал Кутузов окончательно овладел стратегической инициативой, разрушив все надежды Бонапарта и вынудив его принять решение об окончательном отступлении. Таким образом Малый Ярославец стал «пределом нападения, началом бегства и гибели врага». Неслучайно великий русский полководец считал день Малоярославецкого сражения «одним из самых знаменитейших в сию кровопролитную войну». Наполеон недооценил не только силу нашего духа и оружия, но и тот парадокс Руси, упомянутый нами в начале статьи, – что здесь любое малое велико. Выбрав незначительный городок как наименее защищенное место в обороне русских, он именно на этой «малости» и оступился, проиграв всю военную кампанию.
Но, конечно, цена победы оказалась серьезной: после октябрьского сражения 1812 года из двухсот домов в Малоярославце уцелело не более сорока. Церкви были разграблены или превращены французами в конюшни. Улицы – завалены горами трупов людей и лошадей. Обитель также пришлось отстраивать заново…

Стоит добавить, что в той битве активное участие принял священник 19-го егерского полка отец Василий Васильковский, который с крестом в руке воодушевлял идущих в атаку солдат и офицеров. За отличие в бою он – единственный из полковых священников – был награжден Георгиевским крестом. Ныне на площади города перед Казанским собором ему воздвигнут памятник.

В XIX веке в Малом Ярославце подвизался известный здесь подвижник блаженный Емилиан. Летом и зимой в одной и той же одежде он ходил по улицам города, представляясь безумным, и своей молитвой спасал его от бед. Прозорливыми притчами обличая грешников, юродивый обращал их к покаянию.

А в ХХ веке тут окончил свои дни исповедник Христов протоиерей Роман Медведь. Он родился в Холмской губернии 1 октября 1874 года. Получив духовное образование, подвижник избрал стезю пастырского служения. Старцем его был всероссийский пастырь протоиерей Иоанн Кронштадтский, которому отец Роман в меру сил старался подражать. С 1907 по 1918 годы он служил настоятелем Адмиралтейского Свято-Владимирского собора в Севастополе, исполняя обязанности протопресвитера Черноморского флота. Благодаря его усилиям, революционный угар у черноморских моряков выветривался основательно. После революции изгнанный из города батюшка переехал в Москву, где совершал богослужения в храме святителя Алексия в Глинищевском переулке. Там ему удалось создать общину, о которой святой праведный Алексий Мечев, также имевший общину, говорил в форме ироничного сравнения: «У тебя – стационар, а у меня – только амбулатория». В 1931 году отец Роман был заключен в Соловецкий концлагерь, из которого вернулся в 1936-м инвалидом (с костным туберкулезом и переломом шейки бедра). Он поселился в Малом Ярославце, принимая своих духовных чад на дому. Перед смертью исповедника постригли в монашество с именем Иосиф. Протоиерей Роман (иеромонах Иосиф) скончался 26 августа / 8 сентября 1937 года и был погребен на городском кладбище. 3 августа 1999 года состоялось обретение его мощей, которые были перенесены в Москву и положены в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе. В 2000 году состоялось прославление подвижника в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В 30-е годы в Малоярославце жил еще один угодник Божий, протоиерей Зосима Трубачев. Он родился 24 декабря 1893 года в селе Пучуга Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Окончил Вологодскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. 25 апреля 1918 года святой Патриарх Тихон рукоположил его в сан священника. Первым местом служения отца Зосимы стало село Подосиновец Вологодской губернии. В 1924 году он перешел в Ивановскую епархию, которой тогда управлял преосвященный Августин (Беляев). В 1934 году, когда владыку Августина назначили на Калужскую кафедру, он пригласил отца Зосиму к себе. Пастырь с радостью согласился и был определен к малоярославецкому Казанскому храму. Здесь он духовно окормлял ссыльное духовенство, монашествующих и мирян. В частности, он часто навещал и протоиерея Романа, а во время предсмертной болезни причащал его ежедневно. 26 января 1938 года отец Зосима был арестован «за активную контрреволюционную работу» и доставлен в московскую тюрьму на Таганке. В предъявленных обвинениях священник виновным себя не признал, однако тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Зосима был казнен 20 февраля 1938 года на Бутовском полигоне и похоронен в безвестной братской могиле. Юбилейный Архиерейский собор 2000 года также прославил его в сонме новомучеников.

 …Работая над статьей, мы мысленно снова и снова возвращались на холм городища, в монастырь, к памятнику отцу Василию Васильковскому и в другие святые и достопамятные места этого древнерусского города. Богатством своей истории, событиями, подвигами – как он все же удивительно велик, этот Малый Ярославец! Это богатство, эта кажущаяся малость при внутреннем величии – как некий Божий подарок, который помогает ему преодолевать трудности нашего времени и с уверенностью смотреть в будущее. Эту уверенность он сообщает и благочестивому паломнику, решившему посещением его святынь укрепить свою душу для благодушного несения жизненных испытаний. И мы будем искренне рады, если хотя бы часть этого духовного заряда получили и читатели нашего повествования.

 

Александр МАЛИНИН
и Алексей ФЕДИН


<-назад в раздел

Русский календарь