УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ: Святые в Православии и католичестве
В преддверии праздника Преображения Господня предлагаем к прочтению перевод актуальной статьи известного сербского писателя и журналиста Владимира Димитриевича.
ПРОТИВ ЭКУМЕНИЗМА
Всегда и везде, в любой жизненной ситуации нам следует помнить о цели и смысле нашей веры – о достижении святости через обожение. И с т. н. инославными – а в данной статье речь пойдет о римо-католиках – мы в первую очередь различаемся тем, что именуется по плодам их (Мф. 7, 16) – благодатными плодами нашей Церкви и плодами католического религиозного сообщества. В частности, прославляемыми у нас святыми и теми людьми, которых угодниками Божиими объявили и почитают они.
Я уже не раз об этом писал, но хочу повторить: если брать чисто внешнюю сторону, то может показаться, что мы во многом похожи с католиками. Они, как и мы, также имеют «крещение», мессу («литургию»), «храмы», «монашество», различные религиозные атрибуты… И даже в их «теологии» присутствуют отдельные вполне здравые формулировки, с которыми можно согласиться. Среди них встречаются искренно благонамеренные, добрые люди, нелицемерно верующие во Христа и Божию Матерь… Все это при поверхностном, беглом сравнении кажется очевидным и не подлежащим сомнению.
Однако существует одно коренное отличие между нами. Католицизм – это ересь, «инославие» – иная форма прославления Бога. И это не то истинное прославление, «правое славие», которое Он Сам открыл и благословил. И потому искаженная вера католиков не рождает людей обоженных – настоящих святых.
А значит, православные, не приемлющие экуменическую «любовь» без истины, не участвующие в совместных молитвах с папистами и прочими еретиками, – это не какие-то человеконенавистники. Это благоразумные христиане, последовательные в своей вере.
Православная Церковь учит, что наша любовь к «инославным» должна проявляться в свидетельстве пред ними спасительной истины Божией и творении добрых дел. Видя нашу непоколебимость в правоверии, они могут обратиться на путь Христов и войти в Восточную Церковь. И это уже не раз случалось с некоторыми из них и происходит доныне.
Но когда мы не утруждаем себя свидетельствовать об истине, когда дружески хлопаем католика по плечу и говорим ему, что его вера ничем не отличается от нашей – мы становимся лжецами пред Богом, обманщиками, укрепляющими заблудшего в его лжи.
Говоря о католических «святых», рассмотрим такой пример. Недавнее «всеправославное» собрание на Крите отвлекло внимание общественности от одного весьма знаменательного события. Я имею в виду открытие в Европейском парламенте выставки, посвященной «блаженному мученику» кардиналу Алоизию Степинацу. Организатором этого мероприятия стала Марияна Петир, представительница «Хорватской крестьянской партии» («ХКП») в Европейском парламенте, член «Европейской народной партии». А соорганизаторами – Загребская архиепископия католической «церкви» и Хорватский университет.
Сегодня в Хорватии самой радикальной националистической партией считается «Хорватское демократическое содружество». Но не нужно забывать, что в относительно недавнем прошлом крайний национализм продвигала именно «ХКП» Марияны Петир, основателем и идеологом которой был небезызвестный Степан Радич. Этот сербофоб откровенно заявлял, что считает всех сербов цыганами, и призывал убивать их, «не добитых турками», «как скотину». А сын Радича, Владимир, в 1942 году, в разгар сербского погрома в НГХ («Независимое государство Хорватия», основанное нацистами-усташами при военной и политической поддержке стран нацистского блока, – примеч. ред.), провозгласил, что «главные, основополагающие принципы идеологии усташей – не что иное, как учение Радича». Он также с гордостью говорил, что «под мудрым руководством Павелича (лидера усташей, – примеч. ред.) осуществляется на практике идеология братьев Радич».
Итак, несчастные оболваненные хорваты считают создателем своего государства и святым Степинаца – военного викария нацистских войск, «благословлявшего» насильственное окатоличивание в Хорватии свыше 240 тысяч православных сербов. Они посвящают ему выставку в Европейском парламенте, живут и умирают, молясь «архиепископу» геноцида…
В чем же корень такого безумия?
Как было сказано выше, главное различие между нами и папистами – в вероучении. Православие открыто людям Самим Богом через Христа и Его святых, тогда как католичество – это выдумка, искусственное изобретение падшего человеческого разума. Это искажение Откровения, данного Церкви Божией в день Пятидесятницы. И одним из величайших заблуждений папизма является ложное учение о благодати, приписывающее Богу тварность Его энергий. Но тварные энергии имеют только тварные существа, нетварный же Бог обладает и соответствующими энергиями.
Православное богословие различает нетварную сущность Бога и Его нетварные энергии. Безусловно, человек не может войти в общение с Божественной сущностью, которая абсолютно непостижима и невыразима. Но он входит в общение с нетварными Божественными энергиями – Божественной благодатью. С помощью покаяния, подвига, молитвы и участия в Таинствах Церкви православный христианин становится причастником Божеского естества (см.: 2 Петр. 1, 4). Т. е. посредством Божественных энергий и сообразно степени духовного преуспеяния его сердце очищается от страстей, ум просвещается, – так что он может удостоиться таинственного созерцания Божественной славы, нетварного света. На данном святоотеческом учении зиждется вся исихастская традиция нашей Церкви.
Римо-католики, напротив, отрицают нетварность энергий Божиих. Они полагают, что Бог совершенно неприступен, недосягаем и никогда не вступает в личное общение с человеком, действуя в этом мире не напрямую, а только косвенно, с помощью тварных энергий. Поэтому для них Божественная благодать – это лишь некое величайшее творение Божие, созданное для спасения человека. Тварна по их мнению и благодать Таинств, тварным был и свет на горе Фавор во время Преображения Господня…
Это учение имеет гибельные последствия для духовной жизни папистов. Потому что если Божественная благодать действительно является тварной, то человек не может достигнуть освящения и обожения, ибо никакая тварь, тварная энергия, не способна освободить от греха и освятить другое творение – человека. Одно творение не может спасти другое по определению. Поэтому даже наиболее почитаемые католиками «святые» никогда не достигали обожения – по той причине, что отрицали саму его возможность.
В католичестве канонизация – это деяние юридического характера, и потому «блаженным» может стать даже такой одиозный деятель, как Алоизий Степинац. Но в Православной Церкви Виновник прославления святых – Божий Дух. Именно Он пробуждает в сердцах церковных чад желание молитвенного обращения к Господнему другу, послужившему Ему мыслью, словом и делом. Святой определяется не административным решением – собор епископов только «причисляет к лику святых» того, кто уже давно почитается верующими угодником Божиим.
Сербский народ прозвал Царя Душана (Король из рода Неманичей, в 1346–1355 гг. – Царь сербов и греков, создатель Сербского Царства, – примеч. ред.) «Сильным», но никогда возвеличивал его в своем восприятии как святого. Милош Обилич (легендарный князь, заколовший турецкого султана Мурада в его шатре в день Косовской битвы, – примеч. ред.) также является ярким героем нашего эпоса, но православные не просили и не просят в своих молитвах его заступничества пред Богом.
В первые века Христианства некоторые подвижники почитались еще при жизни и в их честь воздвигали храмы. Так, например, Царь Маркиан построил церковь во имя преподобного Вассиана, когда тот еще не преставился. Со временем количество угодников Божиих все возрастало, и с IV–V века, во избежание чествования еретиков и лжесвятых, епископы начали контролировать процесс прославления. Сначала оно совершалось местно, в пределах храма, монастыря или епархии, и только потом уже на общецерковном уровне. В конце X – начале XI века преподобный Симеон Метафраст и Иоанн Ксифилин составили жития святых, почитавшихся во всей Византийской Империи.
Информацию о византийском порядке прославления угодников Божиих можно почерпнуть, например, из сведений о причислении к лику святых святителя Григория Паламы. Так, Патриарх Филофей однажды повелел фессалоникийским священникам в день преставления святителя выносить его икону и совершать ему празднество, а также построить храм в его честь. Он не дожидался какого-то представительного Собора или общего решения, поскольку святость архиепископа Григория уже была засвидетельствована свыше. При этом Патриарх указал, что в Византии такая практика применялась ко многим благочестивым усопшим, заслужившим своей праведной жизнью народное почитание. Верующие отмечали праздники в их честь, хотя официально Церковь к тому времени еще не сказала свое слово. Православные узнавали святых Духом Божиим и ощущали благодатную силу их молитв. Поэтому любые навязанные против воли церковных чад канонизации были и будут насилием над их совестью.
Недавно причисленный к лику святых Иерусалимским Патриархатом иеросхимонах Иоанн Иаков Хозевит († 1960) писал о преподобном Никодиме Святогорце: «Никодим Агиорит при жизни не творил знамений и чудес, но вся его жизнь была воистину чудом. Его учение в трудные времена просветило христианский народ и укрепило Православную Церковь. По словам Святых Отцов, о святости человека свидетельствуют не столько знамения, сколько праведность и добродетельность его жизни. Чудеса – дело Божие, и они совершаются ради просвещения неверных и укрепления маловерных. А добрые дела есть плоды, по которым познаются святые. <…> Святой Иоанн Креститель не творил чудес, но он жил на земле как ангел Божий и удостоился крестить в водах Иордана Спасителя мира. Также и преподобный Никодим не чудотворил, но его жизнь была ангельской, и он просветил миллионы душ священным светом своего учения. Его книги – горящие свечи, озаряющие все Христианство...»
...Итак, в Православной Церкви святых прославляет Святый Дух, являя их обоженными во Христе путеводными звездами для всех верных. Не будем забывать об этом в тех случаях, когда нас вновь и вновь попытаются убедить, что еретическая организация римо-католиков – это наша «сестринская церковь». Мы знаем, что это не так, ибо Церковь – Единая, Соборная и Апостольская, она Свята Духом Святым от своего основания и до скончания века.
Перевод с сербского языка Майи Йончич
Источник: газета «Православный Крест», № 16 (160) (от 15 августа с. г.)