Очередной шаг к электронному правительству
21 июля 2016 года Президент РФ Владимир Путин дал поручение правительству обезпечить разработку и внесение в Госдуму федерального закона о преимущественном использовании госорганами единой инфраструктуры электронного правительства. Об этом сообщил официальный сайт Президента.
«Для повышения безопасности и устойчивости работы информационных систем органов государственной власти обезпечьте разработку и внесение в Государственную думу... федерального закона о преимущественном использовании государственными органами единой инфраструктуры электронного правительства», – говорится в поручении премьеру Дмитрию Медведеву.
Закон должен предусматривать утверждение состава и требований к элементам единой инфраструктуры, в том числе инженерной части, включающей сети связи, центры обработки данных и систему информационной безопасности, и информационных систем, а также поэтапный переход к использованию единой инфраструктуры электронного правительства.
Правительство также должно подготовить в проекте правовые и экономические механизмы поэтапного перехода на финансирование создания, развития и эксплуатации единой инфраструктуры с привлечением внебюджетных средств.
Срок исполнения поручения – 1 января 2017 года.
Еще в 2003 году Министерство экономического развития и торговли представило отчет под названием «Разработка типовых требований к процессам информатизации органов государственной власти, включая разработку единой методологии построения "электронного правительства"».
Электронное правительство, построенное по единым международным стандартам на единой информационной и программной платформе, создается в каждой стране мира согласно «Плану действий...», принятому в 2003 году на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам глобального информационного общества в Женеве.
Сам термин «электронное правительство» появился как «калька» с английского Electronic Government или e-government. В переводе с английского слово «government» означает, в том числе правление или управление как действие или процесс. Именно в этом значении употребляется слово «government» в словосочетании «electronic government». Таким образом, понятие e-government относится к формам и методам деятельности правительства, а не к правительству как субъекту этой деятельности. Electronic government означает буквально «электронное правление» или «электронное государственное управление».
Оно включает в себя разработку, распространение и поощрение политики, законов и регламентирующих документов, необходимых для поддержки функционирования цифрового общества и цифровой экономики, а также для обеспечения эффективности и легитимности деятельности электронного правительства. В стратегическом плане электронное правительство должно охватывать все основные сферы жизни общества: социальную, технологическую, экономическую, политическую, экологическую.
Электронное правительство может рассматриваться с четырех различных перспектив: электронная демократия (e-democracy), электронные услуги (e-service), электронное управление (e-management) и электронная коммерция (e-commerce).
Необходимым условием существования электронного правительства является наличие электронного населения. Таким образом, идеологи построения электронного правительства скромно умалчивают о том, что для реализации их планов, прежде всего, необходима трансформация традиционного общества в цифровое! В нем каждый человек становится подконтрольным элементом кибернетической системы, а точнее, ее жестко управляемым придатком или узлом, который должен быть «однозначно обозначен (идентифицирован)» своим уникальным в мире цифровым кодом.
В то же время, отвечая на обращение Святейшего Патриарха Кирилла, Государственно-правовое управление Президента РФ в письме от 22 января 2014 года №А6-403 указывает: «Разделяя Вашу озабоченность по вопросу нежелания некоторой части российских граждан получать другой вид паспорта – документ нового поколения, содержащий электронные носители информации, полагаю возможным отметить, что любые формы принуждения людей к использованию электронных идентификаторов личности, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных, личной конфиденциальной информации недопустимы... Представляется, что при решении данного вопроса необходим взвешенный, дифференцированный подход. При этом граждане Российской Федерации должны иметь право выбора получать документы, удостоверяющие личность, в виде пластиковых электронных карточек или на бумажных носителях, с использованием электронных носителей информации или без таковых».
А в Документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятом Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года, четко заявлено: «Церковь считает недопустимыми любые формы принуждения граждан к использованию электронных идентификаторов, автоматизированных средств сбора, обработки и учета персональных данных и личной конфиденциальной информации. Реализацию права на доступ к социальным благам без электронных документов необходимо обеспечить материальными, техническими, организационными и, если необходимо, правовыми гарантиями».
Остается напомнить, что в пункте 6 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ (в редакции от 03.07.2016) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» говорится, что граждане должны иметь «возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя», то есть в формах традиционных.
В.П. Филимонов, писатель, эксперт в области кибернетики и систем управления