Обитель воинов духа
Троицкий собор
После недолгой разлуки с Санкт-Петербургом мы возвращаемся в этот удивительный город, столицу великой Императорской России и двухвековой центр русского Православия. При обустройстве нового стольного града его основатель Петр I учел все достижения тогдашней мировой архитектуры, но не просто скопировал западные образцы, а, взяв лучшее, сумел достаточно гармонично соединить их с отечественной архитектурной традицией. Его преемники поддержали эту высокую планку основателя города, что способствовало появлению «полночных стран красы и дива». Удивительным образом архитектурные новации Петра I, в отличие от западной холодности и математической строгости, не утратили главные особенности архитектуры отечественной – Петербург украшают хотя и великолепные в своей изысканной лаконичности, но в то же время по-русски теплые и домашние ансамбли дворцов и старинных парков.
В конце Невского проспекта, при впадении реки Монастырки в Неву стоит Александро-Невская лавра – главная православная святыня города. Окруженная многочисленными современными строениями, посреди шума и суеты мегаполиса, она – словно островок из другого мира, некий оазис или часть пространства, перенесенная сюда из времен и мест, где царит незыблемый покой. Этот контраст сосредоточенного духовного делания с городским многомятежием замечает, наверное, каждый паломник и даже простой любопытствующий посетитель Лавры.
Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь – фактически ровесник Петербурга: он был основан Петром I одновременно с переездом царского двора в новую столицу, на месте исторической битвы святого благоверного Князя Александра Невского со шведами в 1241 году. Именно здесь Великий Князь разбил врага, и в честь дивного святого защитника Русских земель обитель получила свое имя. В журнале Петра Великого за июль 1710 год записано: «Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где указал строить монастырь во имя Святой Троицы и святого Александра Невского». А 29 мая 1723 года, посетив уже открытую обитель, Петр I издал постановление: «Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи святого благоверного Великого Князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь». Строительство монастыря происходило в период безконечных войн с западными захватчиками, и, доставив сюда святые мощи благоверного Князя, Царь Петр тем самым вверил город «чудесному заступлению, охранению против врагов». 30 августа 1724 года под колокольный звон рака с мощами святого была торжественно внесена в освященную к этому событию монастырскую церковь святого Александра Невского.
Александро-Невский монастырь сразу стал центром духовной жизни и духовного просвещения северной столицы и всей России. При обители была создана первая в Санк-Петербурге типография, а первой выпущенной там книгой стало «Поучение в день святого Александра Невского». Здесь печатались богослужебные издания, сочинения против раскольников, проповеди и поучения пастырей, православный Букварь для детей, переводы и научные труды.
Памятник святому Александру перед Лаврой
Святой благоверный Князь Александр – не только ключевая фигура в истории и жизни монастыря. Он – объединяющая сила, некая духовная нить, исторически связующая Владимирскую Русь с Петербургской Императорской Россией.
Родившись в Переславле-Залесском в мае 1221 года, большую часть своей недолгой жизни он отдал защите Руси и Православия. Впитав, что называется, с молоком матери христианское благочестие, святой также с самых ранних лет постигал основы боевого искусства, обучаясь владению оружием, рукопашному бою и верховой езде. Такие занятия не препятствовали его молитвенным подвигам и духовному деланию, – напротив, в этом уже тогда просматривалось предназначение Александра как будущего духовного и одновременно ратного защитника Отечества.
Впоследствии, когда легаты (послы) папы римского лукавым перетолкованием библейской и церковной истории, а также ложью о мнимом совращении в латинство родителя Александра – Князя Ярослава – пытались увлечь его в католическую ересь, благоверный Князь премудро им отвечал: «Слышите, посланницы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Авраамля до приития Израилева сквозь Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа Царя, а от начала Августа до Рождества Христова, и до страсти и до Воскресения Его, а от Воскресения Его и на Небеса вшествия и до царствия Великого Константина, и до Первого [Вселенского] Собора, и до Седьмого Собора: сия вся сведаем добре, а от вас учения не принимаем».
Житие святого Князя подтверждает, что он сражался с противниками Православия не только мечом, но и молитвой. Так, например, в 1256 году предводитель скандинавов Биргер, уверенный в своем абсолютном превосходстве над войском русского ратника, направил Александру следующее послание: «Я уже здесь и пленяю твою землю. Если можешь, сопротивляйся». Момент для нападения Биргером был выбран крайне удачно. Уже два года Русь лежала в руинах после Батыева погрома. Чудом уцелели лишь Новгородское и Псковское княжества. Великий Князь Ярослав, отец Александра, помощи дать не мог. А Новгородский Князь Александр, по мнению Биргера, был молод и неопытен. Легкая добыча! Но сила Божия свершается в немощи (см.: 2 Кор. 12, 9). Святой Александр обратился с молитвой к Богу и испросил Его помощи во брани с супостатом. Приняв благословение от Новгородского епископа, Князь немедленно выступил против врага с небольшой горсткой храбрецов из своей дружины и городского ополчения. Около суток занял переход русских воинов от Новгорода к пустынным берегам Невы. В ночь перед боем Господь ободрил Александра дивным видением, явленным через старейшину Ижорской земли Пелгусия, в Крещении Филиппа, узревшего святых страстотерпцев Бориса и Глеба, плывших на ладье, чтобы помочь «сроднику своему Александру».
И Божия подмога действительно последовала. Рано утром отряд новгородцев во главе с Князем внезапно напал на спавших шведов. Битва продолжалась целый день, а к вечеру все было кончено – уцелевшие воины Биргера, наскоро погрузившись на три лодки, обратились в бегство. Поход шведского правителя, рассчитывавшего на неспособность Князя Александра дать отпор, закончился столь безславно, что он получил в истории соответствующее прозвище – «король без имени».
Да, святой Александр одолевал врага не только клинком, но и духом, укрепляемый свыше. Его главное сражение – Невская битва – состоялось 15 июля 1240 года, в день памяти святого равноапостольного Великого Князя Владимира. А брань на Чудском озере, знаменитое Ледовое побоище, ярчайший бой с католическим «монашеским» Тевтонским орденом, – 5 апреля 1242 года, в праздник преподобного Марка Фраческого. В этот день, несмотря на апрель, погода стояла еще по-зимнему холодная. Лед озера был крепок, поэтому и русские, и тевтонцы не побоялись сойтись на нем в сражении. Но – вот незадача для врага – русских лед выдержал, а под немцами, одетыми в тяжелые доспехи, провалился. И тут нельзя не усмотреть чуда Промысла Божия!
После смерти отца получив ярлык на великое княжение, святой Александр время своего правления Русью посвятил собиранию рассеянных татаро-монгольским нашествием соотечественников, восстановлению разрушенных врагами городов с их церквами и монастырями, милостыне и заботе о вдовах и сиротах.
Кончина Невского героя последовала 23 ноября 1263 года в возрасте 43 лет. Перед смертью он принял постриг в великую схиму с именем Алексий. Господь немедленно по преставлении прославил Своего угодника чудесами. И с тех пор от его мощей не перестают изливаться потоки благодатной помощи верным.
Путь Князя Александра к святости во многом остается загадкой – ведь в схиме ему довелось прожить не более нескольких дней. Это позволяет утверждать, что освящение его души и тела произошло раньше. Значит, живя в миру, имея жену и детей, он достиг не только спасения, но и духовного совершенства.
Разрешение сего недоумения есть в трудах святителя Игнатия (Брянчанинова), в свое время бывшего прихожанином Александро-Невской лавры. «Основавший жительство свое на изучении Евангелия и на исполнении евангельских заповедей, – пишет Святой Отец, – основал его на твердейшем камне. В какое бы он ни был поставлен положение обстоятельствами жизни, подвиг его всегда с ним. Он непрестанно делает, он непрестанно подвизается, он преуспевает непрестанно, хотя дело его, хотя подвиг его и преуспеяние неприметны и непонятны для других. Какие бы ни постигли его скорби и искушения, они не могут ниспровергнуть его».
Действительно, житие святого Александра являет нам немало примеров исполнения им заповедей Господних и славных подвигов во имя Божие. Это и прощение обидчиков-новгородцев; и жертвенная любовь к ближним до готовности отдать душу свою за други своя в Невской и Чудской битвах; и исповедание им в Орде веры Христовой, едва не увенчанное мученичеством; и милостыни лишенным и убогим, а еще – посещение храмов и монастырей, пощение, личная и церковная молитва, изучение Священного Писания и многое-многое другое. Все это и соделало святого Князя Александра Невского избранным сосудом Духа Божия, изобильно источающим благодать...
Надгробие владыки Иоанна
Однако вернемся к нашему рассказу о монастыре.
Главная архитектурная достопримечательность Александро-Невской обители – Свято-Троицкий собор, где ныне и почивают в серебряной раке мощи святого благоверного Князя. История возведения этого храма в чем-то повторяет летопись строительства храма Христа Спасителя, когда какие-либо уклонения от православных канонов и традиций непостижимым для зодчих образом приводили к срыву работ или к неудачному итогу.
Первый проект Троицкого собора, разработанный итальянским архитектором Доменико Трезини, не отвечал православным нормам – храм был обращен к Неве, и вход в него проектировался с востока. Поэтому план был частично переработан архитектором Т. Швертфегером, и в 1744 году строительство, казалось, завершилось. Однако в стенах и сводах вскоре начали возникать многочисленные трещины, собор быстро разрушался, поэтому его разобрали до основания и использовали полученные материалы при работах по устройству Невского проспекта.
Новый проект был поручен русскому архитектору И.Е. Старову и феврале 1776 года утвержден Екатериной II. Храм с внешней отделкой, роспись стен и сводов были готовы к августу 1790-го. 30 августа состоялось торжественное освящение Свято-Троицкого собора и перенесение в него мощей благоверного Князя Александра.
Если поставить задачу даже кратко рассказать обо всех святых и подвижниках благочестия, какое-либо время спасавшихся в Александро-Невской лавре, потребуется, наверное, несколько книг.
Здесь начинал свой монашеский путь знаменитый старец Феодор Санаксарский, происходивший из старинного дворянского рода Ушаковых. Молодого офицера Преображенского полка Ивана Игнатьевича, как его звали в миру, ожидала блестящая карьера, но Божий Промысл распорядился иначе. Внезапная смерть одного из близких друзей привела его к осознанию тщетности мирской жизни и земных благ. Соизволением Елизаветы Петровны в 1747 году он был пострижен в Александро-Невском монастыре с именем Феодор. Приобщившись строгой подвижнической жизни, вскоре преподобный стал известен своей праведностью и почитаем даже в высшем свете. Петербуржцы из всех слоев общества обращались к нему за духовными наставлениями. В Лавре святой Феодор провел десять лет, а в 1757 году перебрался в Санаксарскую пустынь.
В начале XIX века в Александро-Невском монастыре жил старец схимонах Алексий, которого посещал Император Александр I перед своей поездкой в Таганрог. При входе Императора в келью схимник пал перед Распятием, а затем обратился к гостю, сказав: «Государь, молись». За перегородкой в комнате, по описанию Н.К. Шильдера, «на столе стоял черный гроб, в котором лежала схима, свечи и все, готовое к погребению. „Смотри, – сказал схимник, – вот постель моя, и не моя только, а постель всех нас: в ней все мы, Государь, ляжем и будем спать долго“». В разговоре с Государем подвижник также произнес: «Ты – Государь наш и должен бдеть над нравами. Ты – сын Православной Церкви и должен любить и охранять ее. Так хочет Господь Бог наш». «Многие длинные и яркие речи слышал я, но ни одна не понравилась мне, как слова сего старца», – делился позже Александр I с сопровождавшем его митрополитом Серафимом. Сегодня весьма распространено предположение, что встреча со схимонахом Алексием повлияла на последующую жизнь Императора, и что в Таганроге Государь не умер, а отрекся от мира и остаток жизни провел в Сибири под именем старца Феодора Кузьмича.
В стенах монастыря почивает еще один выдающийся человек, имевший своим небесным покровителем Невского героя – гениальный полководец Александр Васильевич Суворов.
Военачальник родился в 1730 году в семье дворянина генерал-аншефа Василия Ивановича Суворова. В день его появления на свет в Новгороде было великое знамение – среди дня на небе появились некие «красные хвосты» и всполохи. Тогда в объяснение явления один Христа ради юродивый возвестил: «Родился на русской земле человек знаменитый и нехристям страшный».
От родителей Александр Васильевич унаследовал слабое здоровье, но крепкий дух и любовь к военному делу. Суворовы имели дом в Москве и посещали храм преподобного Феодора Студита. Отрок Александр пел там на клиросе, а, повзрослев, стал старостой. Это свидетельствует о том, что его вера и благочестие берут начало из семьи и той доброй атмосферы, в которой он пребывал с ранних лет. Позже полководец признавал, что более всего своими талантами и успехами он обязан Господу. В «Науке побеждать» Суворов наставляет начинающего воина: «Молись Богу – от Него победа».
Теория у генералиссимуса никогда не расходилась с практикой, а мысли – с делами. Перед каждым сражением по его просьбе полковой священник служил молебен, а по победном окончании брани – молебен благодарственный. Даже боевые действия не могли понудить его пропустить в праздничный день Божественную Литургию.
В этом отношении показателен следующий случай. Покров Пресвятой Богородицы 1787 года полководец встретил за Литургией в храме крепости Кинбурн, обороной которой командовал. Турки, изучив привычки русского военачальника, специально избрали для атаки день православного торжества. Проведя артподготовку, османы начали высаживаться на Кинбурнскую косу. Суворову доложили о действиях неприятеля, но полководец приказал не отвечать ни из пушек, ни из ружей. Прошло около часа, приближалось время Причастия. Александру Васильевичу вновь сообщили, что турок собралось уже великое множество. Полководец спокойно ответил: «Ну, ничего, пусть все повылезут». И он достоял службу до отпуста, и только после этого приступил к военным действиям. Разве это не урок для нас, его слабых и маловерных потомков, нарушающих четвертую заповедь Божию даже при менее срочных и важных делах?! В тот день, разгромив турок и отбросив их в море, Суворов в благодарность за победу заложил храм в честь Покрова Царицы Небесной.
Александр Васильевич подражал своему небесному заступнику и в делах благотворительности. Но по заповеди Спасителя всю свою милостыню он хранил в тайне. О том, что Суворов ежегодно перед Пасхой посылал в Петербургскую тюрьму по нескольку тысяч рублей для выкупа неимущих должников, узнали лишь после его блаженной кончины.
Его отношение к врагам Отечества также отличалось христианским великодушием. Он доблестно поражал недругов родной земли, но, когда те сдавали оружие, сохранял им жизнь и отпускал, предварительно взяв с них слово не воевать против России хотя бы один год.
В конце жизни Суворов попал в царскую опалу и, уединившись в своем родовом имении Кончанском Новгородской губернии, служил пономарем в приходском храме, звонил на колокольне и читал Апостол. Как и святой Александр Невский, фельдмаршал собирался принять постриг, о чем подал прошение Императору. Однако Павел I документ не подписал, а приказал Суворову принять командование над союзной армией и выдвинуться в Италию для освобождения ее от войск набиравшего в то время силу Наполеона.
Этот поход стал известен не только разгромом итальянской группировки французов, но и безпримерным в истории переходом нашего войска через Альпы. Противостоявший в том походе Суворову французский генерал Массена, на счету которого было 48 побед, позднее заявил, что отдал бы все их за один такой подвиг.
Незадолго перед смертью, последовавшей 6 мая 1800 года, Александр Васильевич написал Покаянный канон ко Господу, который заканчивается словами: «Твой есмь аз, спаси мя». Вся жизнь доблестного полководца являет пример невероятного духовного величия и чудесной силы русского человека, воодушевленного Православной верой и любовью к Отечеству.
Отдельно хочется сказать и о почивающем на Никольском кладбище монастыря приснопамятном митрополите Санкт-Петербургском и Ладожском Иоанне (Снычеве), нашем современном священномученике Гермогене. В 90-е годы прошлого века, в новое смутное время, владыка Иоанн мужественно обличал врагов России и своим твердым стоянием в вере подвигнул многих патриотов на сопротивление разрушительным силам зла. При нем, с лета 1995 года, началось возрождение Лавры после атеистического советского периода. Но неожиданная кончина архипастыря 2 ноября того же года оборвала его земное бытие. Однако в Небе загорелась еще одна звезда, освещающая нам путь к вечной жизни.
Были связаны с историей Лавры и такие угодники Божии, как святитель Софроний Иркутский, преподобные Синесий Иркутский и Серафим Вырицкий, священномученики Вениамин Петроградский, Серафим (Чичагов), Гермоген Тобольский и многие другие.
…Санкт-Петербург запоминается своими огромными пространствами, как бы преувеличенными размерами площадей, отличающих его от других городов России. Александро-Невский монастырь столь же велик и объемен – кажется, его трудно обойти и осмотреть даже за целый день. Но величие это не столько географическое, в первую очередь оно ощущается на духовном уровне, как несокрушимая мощь веры наших святых. При прощании с Лаврой на память пришли слова многократно бывавшего здесь петербургского праведника святого Иоанна Кронштадтского, о том, что нам нужно наконец осознать: Русьесть подножие Престола Господня. Воистину, «русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский!»
Александр МАЛИНИН
Источник: "Газета "Православный крест" № 13