МОЗАИКА ЭКУМЕНИЗМА: О некоторых особенностях собора на Крите
Католики и монофизиты на критском саммите
Как известно, 25 июня с. г. завершились заседания так называемого «Святого и Великого Собора», состоявшегося на Крите. И хотя о нем сказано и написано уже немало, мы хотим обратить внимание читателей на некоторые интересные детали, позволяющие сделать определенные выводы.
Эта статья написана в форме своего рода мозаики – именно так назвал критский саммит один из ключевых его докладчиков архиепископ Кипрский Хризостом.
В своем выступлении на открытии собора он заявил: «В мозаике приготовления и созыва Святого и Великого Собора каждая Церковь, каждый Предстоятель и каждый епископ занимают свое место. Но в центре этой мозаики господствует огромная личность Святейшего Патриарха Варфоломея. Это великий человек в великий исторический час! Мы благодарим Вас, Ваше Святейшество!»
А перед этим его Святейшество обрадовал участников форума сообщением о молитвенной поддержке их начинания со стороны римского папы: «Папа римский вчера, во время своей обычной ежевоскресной полуденной молитвы, помолился об успехе наших трудов на Соборе… И мы выражаем горячую благодарность ему за это».
Трудно сказать, какие чувства породило это сообщение в сердцах присутствовавших архиереев, но, по всей вероятности, различные – от восторга до смущения. У православного же народа совместные моления Константинопольского Предстоятеля с римским понтификом всегда вызывали и вызывают устойчивое неприятие. В дни работы саммита верующие провели пикет под лозунгами: «Патриарх Варфоломей – предатель, он проводит службу с папой римским, с другими еретиками, а это запрещено. Собор – это предательство».
И действительно, форум на Крите более походил не на православный собор, а на его пародию, некий спектакль. Так, в ходе обсуждения вопроса православной диаспоры митрополит Никифор (также член Кипрской делегации) пафосно заявил об «исторической роли и ответственности Вселенского Патриарха как первого среди равных», потому что «сам факт бедственного положения Патриархии в среде чужеземного и религиозно чуждого ей окружения дает силы выходить за географические и этнические пределы и играть существенную экуменическую и координирующую роль по отношению ко всем». (Здесь уместно вспомнить слова преподобного Оптинского старца Амвросия о неразрывной связи высокой добродетели смирения с правой верой: «Как пишет древний святой отец, святой Иоанн Лествичник, гордость побеждается смирением, а добродетель смирения принадлежит не всем людям разных вероисповеданий, а только правоверующим»).
Между тем, организаторы собора сделали все, чтобы ограничить православным вход на свое мероприятие. В то же время широко были распахнуты двери для еретиков-наблюдателей, к которым Константинопольский Патриарх обратился с особой теплотой: «Мы путешествовали вместе в богословском диалоге и экуменическом сотрудничестве в нашей готовности реагировать на теологические разделения прошлого и глобальные вызовы нашего времени».
По пестроте состава критский саммит мог бы, наверное, соперничать с генеральной ассамблеей экуменического «Всемирного совета церквей». В частности, там заседали следующие еретики: католицизм представлял глава «Папского совета по содействию христианскому единству» кардинал Курт Кох; монофизитская ересь, осужденная IV Вселенским Собором, имела широчайший спектр представителей в лице делегаций «Армянской апостольской церкви» (ААЦ), а также Коптской, Эфиопской, Эритрейской, Сиро-Яковитской и Маланкарской «церквей»; от несторианства присутствовала «Ассирийская церковь Востока».
Новацией саммита стало участие женщин, чего не помнит история Вселенских и Поместных Соборов Православной Церкви. Так, в делегацию Константинопольского Патриархата входили игуменья Феоксения, настоятельница монастыря в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Хании (Крит), и профессор университета Тафтса Элизабет Продрому (США). А от Албанской Православной Церкви участвовали монахиня Ракела (Дервиши); Сонила Рембечи, входившая в президиум Центрального совета экуменической Конференции европейских церквей в 2009‒2013 годах; а также сотрудница пресс-службы АПЦ Орфеа Бечи.
Для полноты картины не хватало только североамериканских краснокожих и папуасов с Новой Гвинеи. Впрочем, Североамериканский континент имел своих представителей: помимо сотрудников спецслужб, обезпечивавших безопасность соборян, безмятежие мероприятия охранял атомный авианосец «Гарри Трумэн», стоявший на якоре в порту военно-морской базы США на Крите.
Серым кардиналом критского саммита и его казначеем был священник Американской Архиепископии Александрос Карлуцос. В своем выступлении он рассказал, что бюджет собора составил «2,5 миллиона евро. Все это – средства благотворителей, в основном, проживающих в США греков и греков в самой Греции. Благотворители из Америки выделили 1,5 миллиона евро, Греции – один миллион». При этом, по его словам, деньги из США поступали только из негосударственных источников, американское правительство не имело отношения к организации и финансированию собора. Также многие компании предоставили значительные скидки. Православная академия Крита «не смогла бы обезпечить интернетом 500 человек – членов делегаций. Это сделала, например, компания Wind с большой скидкой». Немалые средства пошли и на безопасность – чтобы «нанимать частные охранные предприятия, поскольку не для всего можно привлечь полицию, она не может выполнять не свойственные ей функции».
Что касается частных фондов и отсутствия поддержки правительства США, то тут отец Александрос, судя по всему, покривил душой. Финансирование через подставные «частные» фонды – это старая, избитая схема, используемая для всех наймитов Вашингтона от боевиков ИГИЛ до выставок современного искусства в Москве. Слова священника относительно ЧОПов тоже, мягко говоря, вызывают сомнения. ЦРУ не испытывает финансовых затруднений, а, напротив, помогает их разрешить тем, кто с ними сотрудничает.
Стоит сказать, что отец Карлоцус – яркая фигура «восьмого вселенского». По сообщению издания «Вима», протопресвитер Александр исполняет роль советника Ордена Архонтов (Орден Андрея Первозванного) Вселенского Патриархата, состоит в закрытом клубе «Leadership 100», является исполнительным советником фонда «Faith: An Endowmentfor Orthodoxyand Hellenism», спонсирующего институты Греческой Православной Архиепископии Америки. По сути дела, этот фонд есть не что иное, как проводник американского влияния в Греции.Отец Карлуцос поддерживает хорошие отношения с Джо Байденом и Хиллари Клинтон (через своего близкого друга мультимиллионера Джона Катсмиматидиса). В популярном издании «Прото Тема» он характеризуется как человек, имеющий контакты с Белым домом и американским истеблишментом. При его общине содержится специальная школа, культурный центр и молодежный центр с бюджетом около 15 миллионов долларов, что явно свидетельствует не просто о щедрости греческого лобби в США, но и о благоволении к Карлуцосу и его проектам глобалистов. В дополнение к портрету этого деятеля следует добавить, что он является ветераном экуменического движения и, вероятно, «вольным каменщиком».
…Итак, собрание на Крите не только не может претендовать на статус Всеправославного, но и вообще на имя православного церковного собора, поскольку, по слову преподобного Феодора Студита, «не всякое собрание епископов есть собор, а только собрание епископов, стоящих в Истине».
Михаил Теплов
http://www.christian-spirit.ru/