Фестиваль «Оптинская весна»: Интервью с сербской писательницей Р. Войнович
В середине мая вновь состоялся уже седьмой по счету уникальный Международный конкурс-фестиваль молодых исполнителей славянской народной песни «Оптинская весна», о котором мы неоднократно писали на страницах «ПК». Финал традиционно прошел в старинном русском городе Козельске Калужской области, близ всемирно известного монастыря Оптина Пустынь. Как всегда, он стал незабываемым праздником светлой, жизнеутверждающей, патриотичной и подлинно духовной культуры православных славян. Отрадно, что в этом году после двухлетнего перерыва в конкурсе вновь участвовали юные дарования с Украины. А кроме того он транслировался в прямом эфире телеканала «Союз», что, безусловно, свидетельствует о его еще более возросшей популярности. Жюри под председательством заслуженной артистки России певицы Ольги Кормухиной определило следующих победителей: в младшей возрастной группе (14–17 лет): Мария Климова (г. Москва, Россия) и Александра Манахова (г. Сызрань, Россия). В средней возрастной группе (18–22 года): Владислав Артеменко (с. Новая Таволжанка, Белгородская обл., Россия), Ольга Сагалаева (г. Саратов, Россия) и Марина Фролова (г. Москва, Россия). В старшей возрастной категории (от 23 лет) – Алексей Саута (г. Минск, Беларусь). Помимо выступления конкурсантов в концертной программе приняли участие трио «Лирица» из Гомеля, белорусский ансамбль «Гаманина», Украинская хоровая капелла, Оптинский казачий хор, Ольга Кормухина, группы «Калина-фолк» и «Ярилов зной», а также ведущие фестиваля – актер театра и кино Павел Сборщиков и заслуженная артистка России Екатерина Гусева.
Особое внимание зрителей обратила на себя вокальная группа из Сербии. Оказалось, что сопровождала исполнителей известная писательница и журналистка Радмила Войнович. Всегдашний интерес и трепетные чувства к сербскому народу побудили членов редакции «ПК» встретиться и побеседовать с Радмилой, причем наш разговор вышел далеко за рамки обсуждения песенного конкурса.
– Радмила, расскажите о Вашем коллективе.
– Наш коллектив – ансамбль «Трепетлике» (от старинного названия дерева ясень). Его участницы – выпускницы музыкального училища города Новый Сад. Сейчас три из них – студентки третьего курса Музыкальной академии. Еще одна – Галина Вечемович – учится на факультете психологии и параллельно руководит группой. Они исполняют старинные народные славянские песни, в основном сербские лирические песнопения и былины. Когда организаторы «Оптинской весны» попросили меня привезти на конкурс какую-либо сербскую вокальную группу, я сразу поняла, что «Трепетлике» – как раз то, что нужно. До этого девушки неоднократно выступали на «русских вечерах», проводимых «Русско-сербским братством Царя Николая» в разных городах Сербии.
Монастырь Оптина Пустынь – это символ духовного подвижничества, пути человека к Богу. Музыка и культура славян веками служат связующим звеном в цепи, соединяющей нас с вечностью. А насчет выступления ансамбля – тут мне видится некий «Безсмертный полк», только музыкальный, победоносно шествующий через всю нашу историю. Предания о битвах, звучащие со сцены, становятся частью битвы добра со злом в реальной жизни. Эта брань совершается за каждую человеческую душу и во всякой душе. Оптинский фестиваль противостоит засилью деструктивной музыки, разрушающей наши традиции. Поэтому он есть своеобразное музыкальное, культурное и духовное орудие, оружие, средство борьбы. Такая музыка воспитывает в людях чувство гармонии и единства с ближними, со своим и другими братскими народами, с нашими православными святыми и Самим Господом.
В одной из песен, прозвучавших на фестивале, наши исполнительницы с мольбой просили все живое на земле, все священнический и ангельский чины – ненадолго смолкнуть, чтобы не потревожить Богородицу, мирно вышивающую узор. В этом, казалось бы, есть парадокс – но нужно именно помолчать, чтобы Матерь Божия Своей тишиной укротила беды и раздоры. Таков первичный код любви, заложенный в культуру православных славян, – код истинной красоты и кротости.
– С этой идеей как-то связано и Ваше литературное творчество?
– Совершенно верно. Главная героиня моих книг – Россия, кроткая, смиренная в величии. Каким мне представляется ее образ? Когда человек побеждает в себе дикость и варварство, он начинает открываться для восприятия исторических и культурных идеалов. А с ними неизменно обретает и еще более высокие стремления, поднимающие его над запросами плоти. Победа над страстями награждает человека смирением. Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29) – ни одна страна не приняла эту заповедь так искренне и по-детски чисто, как Россия.
– Откуда у Вас столь теплое отношение к нашей стране?
– Между Сербией и Россией есть граница. Но Сербия – не отдельная страна, а часть России. Я воспитана именно на такой установке: мы – Юг России и часть русского народа. И нас невозможно разделить. Потому мы любим Москву как свою вторую столицу.
– Сербы глубоко почитают и Царя Николая II...
– Да, мы никогда не забудем его подвига защиты южных славян. В Сербии об этом историческом и, без преувеличения, богатырском поступке знают все. У нас есть несколько храмов в честь святых Царственных Мучеников, в Белграде установлен памятник Императору. Существует также вышеупомянутое «Русско-сербское братство имени святого Николая II». И младшее поколение тоже с благоговением относится к русскому Царю – сложилась традиция почитания его памяти на различных мероприятиях, в школах. Согласно нашему древнему обычаю каждая семья имеет святого защитника рода. Для многих сербских домов покровителями стали Царственные Мученики. К слову сказать, некоторые у нас, по благословению старцев, получили в качестве небесных предстателей других русских святых – блаженную Матрону Московскую, преподобного Серафима Саровского...
– А много ли в Сербии сторонников «европейского пути», евроинтеграции?
– Ежедневная и ежечасная пропаганда этих идей не смолкает. Задействованы все каналы, включая образовательные. Сторонники Запада идут на все ради создания культа глобализации. Но что представляет собой западное мировоззрение? Это – хищничество! Прикрываясь идеями гуманизма, его носители пытаются захватить все ресурсы планеты. И препятствует им только Россия. Сегодня она – религиозный, исторический, геополитический и культурный стрежень мира. Наш ориентир – это именно Россия, а не Евросоюз и не идеи евроатлантической интеграции! «Ценностями» Запада сербов постоянно зомбируют через СМИ, намеренно внедряя их как вирус в сознание людей. Финансирование осуществляется через некоммерческие и неправительственные организации. Так же, кстати, все происходило и на Украине, где русский народ, предварительно заглушив его самосознание и затмив ум пропагандой ненависти и лжи, раскололи надвое.
– А что, по-Вашему, можно противопоставить агрессивному насаждению западничества? Как бороться со всей этой планомерной «промывкой мозгов»?
– Проблема в том, что России самой необходимо измениться. Нужно достичь примирения в обществе и не допустить раскола – ни духовного, ни политического. Объединение сил – вот залог спасения. Внешняя политика России во многом соответствует имперской, а внутренняя – гниет под воздействием хищнической заразы. Олигархи продолжают свой неприкрытый грабеж. При этом давление на Россию извне не ослабевает. Против нее ведется глобальная война.
Однако ядро святорусского народа цело – оно, как семя, живет, прорастает и вскоре окрепнет и расцветет. Все больше людей добровольно, без всякого принуждения, выбирают добро, а вместе с ним и свободу. Стремятся к нравственности, тянутся к старцам как к духовным светочам... Но всему этому всячески препятствует олигархический клан либералов, не позволяя народу объединиться на основе идеи исторической соборности.
– Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути духовного становления, об ориентирах на нем.
– У меня на Родине, в городе Новый Сад, есть Русская Гора с видом на Дунай. Моя малая Родина связана с великой российской историей – она пребывала под покровительством России со времен Петра I. В тот период в сербских Карловцах был подписан мирный договор, положивший конец австро-турецкой войне. Российская Империя, выступив гарантом в этом диалоге, впервые заявила тогда о себе как о мировой державе.
В 1704 году, во время войны со шведами, наш Патриарх через офицера Пантелеймона Божича обратился к Императору Петру с просьбой дать сербам возможность переселиться из зоны военного конфликта между Турцией и Австрией поближе к России. Петр I, занятый Северной войной, отложил решение этого вопроса. Но его дочь, Елизавета Петровна, приняла сербских солдат – пожаловала им территории, ныне принадлежащие Донецкой и Луганской Народным Республикам. О тех событиях повествуется в романе горячо любившего Россию журналиста и писателя Милоша Црнянского «Переселение»...
Я, еще будучи студенткой, во время т. н. перестройки, не раз приезжала в СССР. Имея полную свободу передвижения, мы в основном стремились в Россию. Нас, конечно же, первым делом вели в мавзолей Ленина. Это было частью туристического маршрута по Москве. А я с несколькими подругами однажды отделились от группы, чтобы посетить Елоховский собор. Мы купили там просфоры и пластинки с православными песнопениями...
Духовные путеводители сербов в XX веке – святитель Николай (Велимирович) и преподобный Иустин (Попович). У обоих – трагическая судьба. Они не понаслышке знали о проблемах внешней и внутренней эмиграции. Владыка Николай во время Второй мировой войны мужественно противостоял оккупантам, из-за чего и попал в концлагерь Дахау. В заключении он был вместе с тогдашним Патриархом Гавриилом (Дожичем); там написал книгу «Сербскому народу из окна темницы». Святитель пророчествовал о возрождении многострадальной России, которая ведет борьбу против мирового зла. И неслучайно после войны ему не давали вернуться в Сербию. Владыка уехал в США, оказался в Пенсильвании, в русском монастыре святителя Тихона Задонского, где позднее и почил – как бы в самой России, принявшей его под кров. Ведь Россия – это Небесное Отечество для всех боголюбивых странников. Она не измеряется известной территорией, но есть некое сакральное пространство, где живут люди, восставшие на брань с внешним и внутренним злом. Люди, чающие преображения своих душ. Поэтому можно сказать, что святитель Николай окончил свои дни не в Пенсильвании, а на Святой Руси, вселенская миссия которой – страдать вместе со страждущими, освобождать от оков, оставаясь во все времена маяком добра.
Преподобный Иустин (Попович) также претерпел темничное заключение. Ему как духовнику запрещали принимать духовных чад. Святой тоже много размышлял и писал о судьбе России. В его пророчествах она предстает героиней и мученицей. Именно такую картину мы и наблюдаем в наши дни: Россия в одиночку противостоит всему мировому злу. Она возвращает людям надежду, духовно поддерживает и защищает их. Русь следует по стезям Господа нашего Иисуса Христа и всех праведников, пострадавших и ныне так или иначе страждущих за истину.
– Что может помочь нашему русскому народу не сбиться с этого пути?
– Прежде всего, людям нужно преодолеть в себе гордыню, духовный эгоизм. Без этого не может быть соборности. Кроме того, русским стоит вспомнить, что они не только крестьяне, но и воины, и наконец-таки дать открытый отпор либералам, превратившим Россию в сырьевую базу и тормозящим ее развитие. Ведь, говоря прямо, враги просто хотят вас уничтожить. Соседям прощаются огромные долги, а внутри страны – все присвоено или разграблено. Народ стеснен до крайности невозможно низкими пособиями и зарплатами. Между Москвой и глубинкой в социальном плане – великая пропасть. Граждане богатейшего по ресурсам государства нищают и деградируют. Это очевидно и производит удручающее впечатление.
Всем таким процессам надо дать адекватную оценку – даже несмотря на то, что сегодня ситуация кажется тупиковой. Да, к сожалению, либеральные силы контролируют центральные СМИ, и людям доступна лишь весьма дозированная, мизерная часть правды. Свободного, реального общественного мнения не существует, важнейшие проблемы страны с народом не обсуждаются. Например – о политике Центробанка России, филиала Федерального резервного банка США, в основе деятельности которого лежат законы, навязанные России в 90-е годы, при Ельцине. Разве данная тема не заслуживает внимания? Я думаю, что «ельциновщина» и «гобачевщина» должны быть осуждены. Надо открыто признать, что эти политики Россию предали.
Духовная жизнь страны, ее экономика и политика тесно связаны, и ни одна из проблем не разрешится, если мы спрячемся в монастыре и будем ждать, пока все неприятности закончатся. Ничего само собой не пройдет! Демография в упадке, а государственная политика демографического замещения – явно не лучший выход. Более того, возникают вопросы – является ли Россия социальным государством и нужен ли вообще ее власть имущим и олигархическим кланам – народ? «Импортозамещение», не регулируемое законом, принимает порой карикатурные формы – молодые люди не могут трудоустроиться из-за того, что барыге-предпринимателю выгоднее нанять какого-нибудь приезжего из Азии, чем обезпечить работой своего соотечественника...
– Так что же делать?
– Если не найдется терапевтического решения проблемы, хирургическое вмешательство неизбежно. Не исключена и шоковая терапия. Потому что на кого повлиял пресловутый кризис? Прежде всего на тех, у кого пенсия 10 тысяч рублей. И этих людей с экранов телевизоров призывают «еще немного потерпеть». Обезпеченные же верхи никак не пострадали... В этой ситуации русский народ может спасти только соборность.
– Но порой складывается впечатление, что мы так никогда и не «соберемся»…
– Соберемся! Я недавно поучаствовали в шествии «Безсмертного полка», где, кстати, как и в прошлом году, встретила немало своих земляков. Более того, «Безсмертный полк» теперь проходит и в сербских городах. Как это символично! Данная акция – своего рода Крестный ход, объединяющий живых и усопших. Собрание поколений, где все идут как один. Мне кажется, это и есть шаг к возрождению, к соборности, ответ на несправедливую и крайне агрессивную политику главного противника России.
Мы долго пытались «дружить семьями» с Европой и Америкой. Государственная власть выстраивала с ними весьма мягкие дипломатические отношения, но, по моему мнению, не на пользу России. Россия уступала, а ей нагло заявляли о намерении стереть ее с лица земли. Ведь только территория страны, в силу ее необъятности, до сих пор еще полностью не освоена. Поэтому враги жаждут прибрать всю землю к рукам, сделав ее плацдармом для будущего противостояния экспансии Китая.
Каков же выход? Во-первых, надо разработать некий план, некий «русский проект». И он должен быть имперским. Что это значит? Русскость – уже сама по себе имперский проект, причем мирового масштаба. В его основе должны лежать духовность и справедливость. Нужно вспомнить об общинном укладе на Руси, когда все люди мирно уживались, пользовались землей и делились друг с другом. И о Народном Вече как об органе управления.
Но ясно одно – все эти изменения должны исходить от власти, идти сверху вниз. Так стрежень соборности станет еще крепче, а маяк России засветит еще ярче – и виден будет отовсюду.
Беседовал Роман ЧУДОВ
Источник: газета «Православный крест» №11 (155) от 1июня 2016 г.