Православный катехизис: настоящее
Мы продолжаем тему составления нового катехизиса Русской Православной Церкви и напоминаем, что в редакции «ПК» уже состоялись два круглых стола, посвященных историческим аспектам данной проблемы. Сегодня мы переходим уже к современному положению дел и предлагаем к прочтению анализ некоторых выдержек из распространяемого в интернете предполагаемого проекта нового катехизиса Синодальной библейско-богословской комиссии, который, согласно определению Архиерейского собора, нуждается в «обсуждении на общецерковном уровне».
О причинах, вызвавших необходимость составления нового катехизиса, неоднократно высказывался председатель Синодальной библейско-богословской комиссии (СББК) митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) (см.: http://sedmitza.ru/text/1178851.html, http://nsad.ru/articles/arhierejskij-cobor-postavil-dedlajn-po-katehizisu). Он утверждает, что «Пространный православный катехизис» святителя Филарета Московского, написанный около двухсот лет назад, устарел. В качестве примера Владыка приводит цитату, в которой осуждаются дуэли, и на этом основании заключает, что якобы «ни редактирование, ни адаптация к современным условиям не сможет сделать» труд святого «актуальным и доступным для современного человека».
Однако такое объяснение больше похоже на попытку завуалировать цель рассматриваемой инициативы. Катехизис – это краткое и точное изложение основных истин Православной веры, которая изменению не подлежит, ибо Господь вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). К тому же пункт о дуэлях не следует выдергивать из общего контекста повествования святителя Филарета о страшном грехе самоубийства. Да и другое упомянутое владыкой Иларионом «неактуальное» положение – про монархию – для верующих, чающих возрождения нашего Отечества, напротив, крайне злободневно. Правда, в одном интервью (см.: http://nsad.ru/articles/katehizis-vozvrashhaetsya) митрополит попытался отклонить подозрения в непочтительном отношении к сему святоотеческому труду, заявив, что «не катехизис устарел (он, как и догматы Церкви, устареть не может), а общество и сознание людей изменилось». Однако и эти слова не убеждают: «Не веру приспособляйте к своей жизни, а жизнь приспособляйте к вере», – наставлял недавно прославленный истинный архиерей Божий святитель Серафим (Соболев).
Исходя из сложившейся в Церкви ситуации, когда подавляющее большинство архиереев поддерживают или молча соглашаются с ересью экуменизма, полагаем, что цель таких новаций – размыть в сознании нынешнего поколения священнослужителей строгие границы Православной веры, начертанные филаретовским катехизисом. Эти надежные ориентиры, очевидно, препятствуют распространению новой теологической доктрины, принятой в наши дни практически во всех духовных школах.
Чтобы не быть голословными, приведем примеры сомнительных формулировок в тексте катехизиса СББК.
Так, в части второй «Церковь и ее богослужение», в первом параграфе первой главы «Учение о Церкви», разъясняется понятие «Церковь». Сначала приводится четкое определение из катехизиса святителя Филарета: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами». Но затем оно дополняется положением «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней „все небесное и земное“ должно быть соединено во Христе, ибо Он – Глава „Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем“ (Еф 1, 22–23). В Церкви действием Святаго Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке».
Сравним эти две цитаты. Первая – образец конкретики, вторая – пример смысловой размытости, оставляющей многочисленные лазейки для самых широких толкований. Формулировка святителя – православные христиане – подменяется неким «собранием верующих во Христа», – и, к сожалению, сомневаться не приходится, что эта неясность здесь вносится преднамеренно.
Далее, в параграфе шестом «Всеобщий суд» читаем: «Церковь верует, что на Страшный суд предстанут все без исключения люди – и христиане, и язычники, и неверующие. В апостольских Посланиях содержится мысль о том, что суд начнется с верующих во Христа. По словам апостола Петра, „время начаться суду с дома Божия“ (1 Петр. 4, 17), т. е. с Христианской Церкви. Нехристиане, по учению апостола Павла, будут судимы в соответствии с законом совести, написанным в их сердцах (см.: Рим. 2, 14–15), т. е. в соответствии с естественным нравственным законом».
Здесь смысл слов апостола искажен. Может показаться, будто утверждая, что крещеные станут судиться по Закону Божию, а язычники – по закону совести, святой Павел учил о спасении язычников – некрещеных. Т. е. что по итогам суда язычники, творившие добрые дела, якобы могут войти в Царствие Небесное вместе с праведниками и покаявшимися грешникамихристианами. Однако это ложное, превратное, нецерковное понимание Священного Писания или, правильнее сказать, лжеучение.
В подкрепление такого мнения нередко даются ссылки еще и на апостола Петра: Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10, 35); а также приводятся другие слова апостола Павла: Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, вопервых, Иудею, потом и Еллину (Рим. 2, 10).
Но жизнь святых апостолов ясно опровергает модернистское толкование их наставлений. Ученики Христовы отказались от иудаизма и обличали эллинское безумие, все свои силы полагая на устроение Церкви Божией – этого единственно спасительного новозаветного ковчега. Ради благовестия и приобщения к Христианской Церкви как можно большего числа людей они претерпели многие страдания и лишения, а в конце своего подвига почти все, кроме святого Иоанна Богослова, приняли мученическую смерть. Т. е. апостолы пострадали именно ради упразднения язычества!
Поэтому в другом месте тот же святой Петр наставляет: Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 11–12), кроме имени Господа нашего Иисуса Христа. Он же говорит: О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его (Там же. 10, 43).
Но не противоречат ли эти слова предыдущим? Вот как с присущей ему глубиной мысли и рассудительностью разрешает это недоумение великий русский святой преподобный Иосиф Волоцкий: «Если „во всяком народе боящийся Бога <...> приятен Ему“, то почему Петр не оставил Корнилия и его близких пребывать в их прежней вере, хотя они боялись Бога и совершали добрые дела больше всех, – но повелел им креститься во имя Христа? Если бы во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Его приятен был Ему, то почему Господь наш Иисус Христос сказал Своим святым ученикам: „Идите, проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам“? И еще сказал Господь Иисус Христос: „Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет“. <…> И еще Господь говорит: „Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие“. Почему, в таком случае, „во всяком народе боящийся Бога приятен Ему“? Ни у каких народов нет рождения от воды и Духа, но у иудеев – обрезание, у язычников – обеты идолам; почему же „во всяком народе боящийся Бога приятен Ему“?
Великий апостол Петр сказал: „Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему“ о праведниках, живших прежде Воплощения Христа, Его Распятия и Воскресения, о тех людях среди иудеев или в других народах, кто боялся Бога и поступал по правде, кто поклонялся не идолам, но истинному Богу, как Корнилий и подобные ему. Но после Воплощения Христа, Его Распятия и Воскресения „нет другого имени под небом <...>, которым надлежало бы нам спастись“, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа. Господь говорит в Святом Евангелии, что тот, кто не родится от воды и Духа во имя Отца и Сына и Святаго Духа, не может спастись, даже если будет праведнее всех людей. Это засвидетельствовал и апостол Петр, крестив праведного Корнилия, о котором Бог объявил апостолу. Как мы сказали, апостол Петр говорил о праведниках, живших прежде Воплощения, Распятия и Воскресения Христа. Поскольку иудеи запрещали апостолам крестить необрезанных, Петр, просвещенный видением полотна, сходящего с Неба, сказал, что „боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему“, – но до Воплощения Христа человек был приятен Ему благодаря страху Божиему и праведной жизни, теперь же всякий боящийся Бога и поступающий по правде приятен Богу лишь после Крещения».
Процитированный «Просветитель» преподобного Иосифа нередко называют первым русским катехизическим трудом, и этот отрывок, как свидетельство присно живой святоотеческой истины учения Христова, которая не может устареть, подтверждает справедливость такого определения.
Посмотрим также святоотеческие толкования на беседу Господню с праведным Никодимом, в которой было сказано о рождении от воды и Духа как непременном условии спасения.
Преподобный Иоанн Дамаскин в «Беседе сарацина с христианином» объясняет данный текст следующим образом: «Противник же [спрашивает]: „А до Христа было Крещение? Ведь Иеремия рождается прежде Христа“. Христианин: „Было, по свидетельству святого апостола, говорящего, что одни крестились в облако, другие в море (см.: 1 Кор. 10, 1). И Господь говорит в Евангелиях: ‘Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное’ (Ин. 3, 5). Так что Авраам и Исаак, и Иаков, и остальные святые прежде Христа, входя в Царствие Небесное, прежде крестились, потому что, согласно свидетельству Христа, если бы не крестились, не спаслись бы. Свидетельствует же и Дух Святый, говоря: Отчуждены грешники от утробы (см.: Пс. 57, 4), т. е. от Крещения. Поэтому исповедуем, что все спасшиеся и спасаемые Крещением спасены и спасаются по благодати Божией“».
Таким образом, в конце времен, во время Второго пришествия Господня, язычники нашей эры, не принявшие Крещения, без суда пойдут в ад, т. е. не спасутся. Самое отрадное место для них – то, где не будет ни радости, ни мучения. По слову святителя Григория Богослова, они «не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя незапечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда».
Таково учение всех Святых Отцов, как древних, так и современных. «Спросили Господа иудеи: „Что сотворим, да делаем дела Божия?“, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), отвечая на вопрос о спасении вне Церкви. – Господь отвечал им: „Се есть дело Божие, да веруете в Того, Егоже посла Он“ (Ин. 6, 28–29). Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; но вера – дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных им Таинств. Напрасно, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т. е. вступят в общение с Богом! <...> Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви – и Ветхозаветной, и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как Вы хотите, чтоб язычники и магометане за то, что они кажутся Вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю Вам, средством, – верою в Искупителя? Христиане! Познайте Христа! Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какието добрые дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства».
На этом мы завершим наш небольшой анализ, безусловно, нуждающийся в продолжении, которое, надеемся, еще последует на страницах «Православного Креста» и других ортодоксальных изданий.
Священник Михаил НОВИКОВ
Источник: Газета "Православный крест" № 155