Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
06.06.2016

Православный катехизис: настоящее

 

 Мы продолжаем тему составления нового катехизиса Русской Православной Церкви и напоминаем, что в редакции «ПК» уже состоялись два круглых стола, посвященных историческим аспектам данной проблемы. Сегодня мы переходим уже к современному положению дел и предлагаем к прочтению анализ некоторых выдержек из распространяемого в интернете предполагаемого проекта нового катехизиса Синодальной библейско-богословской комиссии, который, согласно определению Архиерейского собора, нуждается в «обсуждении на общецерковном уровне».

 О причинах, вызвавших необходимость составления нового катехизиса, неоднократно высказывался председатель Синодальной библейско-богословской комиссии (СББК) митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) (см.: http://sedmitza.ru/text/1178851.html, http://nsad.ru/articles/arhierejskij-cobor-postavil-dedlajn-po-katehizisu). Он утверждает, что «Пространный православный катехизис» святителя Филарета Московского, написанный около двухсот лет назад, устарел. В качестве примера Владыка приводит цитату, в которой осуждаются дуэли, и на этом основании заключает, что якобы «ни редактирование, ни адаптация к современным условиям не сможет сделать» труд святого «актуальным и доступным для современного человека».

Однако такое объяснение больше похоже на попытку завуалировать цель рассматриваемой инициативы. Катехизис – это краткое и точное изложение основных истин Православной веры, которая изменению не подлежит, ибо Господь вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8). К тому же пункт о дуэлях не следует выдергивать из общего контекста повествования святителя Филарета о страшном грехе самоубийства. Да и другое упомянутое владыкой Иларионом «неактуальное» положение – про монархию – для верующих, чающих возрождения нашего Отечества, напротив, крайне злободневно. Правда, в одном интервью (см.: http://nsad.ru/articles/katehizis-vozvrashhaetsya) митрополит попытался отклонить подозрения в непочтительном отношении к сему святоотеческому труду, заявив, что «не катехизис устарел (он, как и догматы Церкви, устареть не может), а общество и сознание людей изменилось». Однако и эти слова не убеждают: «Не веру приспособляйте к своей жизни, а жизнь приспособляйте к вере», – наставлял недавно прославленный истинный архиерей Божий святитель Серафим (Соболев).

Исходя из сложившейся в Церкви ситуации, когда подавляющее большинство архиереев поддерживают или молча соглашаются с ересью экуменизма, полагаем, что цель таких новаций – размыть в сознании нынешнего поколения священнослужителей строгие границы Православной веры, начертанные филаретовским катехизисом. Эти надежные ориентиры, очевидно, препятствуют распространению новой теологической доктрины, принятой в наши дни практически во всех духовных школах.

Чтобы не быть голословными, приведем примеры сомнительных формулировок в тексте катехизиса СББК.

Так, в части второй «Церковь и ее богослужение», в первом параграфе первой главы «Учение о Церкви», разъясняется понятие «Церковь». Сначала приводится четкое определение из катехизиса святителя Филарета: «Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных Православной верой, Законом Божиим, священноначалием и Таинствами». Но затем оно дополняется положением «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Церковь есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней „все небесное и земное“ должно быть соединено во Христе, ибо Он – Глава „Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем“ (Еф 1, 22–23). В Церкви действием Святаго Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке».

Сравним эти две цитаты. Первая – образец конкретики, вторая – пример смысловой размытости, оставляющей многочисленные лазейки для самых широких толкований. Формулировка святителя – православные христиане – подменяется неким «собранием верующих во Христа», – и, к сожалению, сомневаться не приходится, что эта неясность здесь вносится преднамеренно.

Далее, в параграфе шестом «Всеобщий суд» читаем: «Церковь верует, что на Страшный суд предстанут все без исключения люди – и христиане, и язычники, и неверующие. В апостольских Посланиях содержится мысль о том, что суд начнется с верующих во Христа. По словам апостола Петра, „время начаться суду с дома Божия“ (1 Петр. 4, 17), т. е. с Христианской Церкви. Нехристиане, по учению апостола Павла, будут судимы в соответствии с законом совести, написанным в их сердцах (см.: Рим. 2, 14–15), т. е. в соответствии с естественным нравственным законом».

Здесь смысл слов апостола искажен. Может показаться, будто утверждая, что крещеные станут судиться по Закону Божию, а язычники – по закону совести, святой Павел учил о спасении язычников – некрещеных. Т. е. что по итогам суда язычники, творившие добрые дела, якобы могут войти в Царствие Небесное вместе с праведниками и покаявшимися грешниками­христианами. Однако это ложное, превратное, нецерковное понимание Священного Писания или, правильнее сказать, лжеучение.

В подкрепление такого мнения нередко даются ссылки еще и на апостола Петра: Истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему (Деян. 10, 35); а также приводятся другие слова апостола Павла: Слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во­первых, Иудею, потом и Еллину (Рим. 2, 10).

Но жизнь святых апостолов ясно опровергает модернистское толкование их наставлений. Ученики Христовы отказались от иудаизма и обличали эллинское безумие, все свои силы полагая на устроение Церкви Божией – этого единственно спасительного новозаветного ковчега. Ради благовестия и приобщения к Христианской Церкви как можно большего числа людей они претерпели многие страдания и лишения, а в конце своего подвига почти все, кроме святого Иоанна Богослова, приняли мученическую смерть. Т. е. апостолы пострадали именно ради упразднения язычества!

Поэтому в другом месте тот же святой Петр наставляет: Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян. 4, 11–12), кроме имени Господа нашего Иисуса Христа. Он же говорит: О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его (Там же. 10, 43).

Но не противоречат ли эти слова предыдущим? Вот как с присущей ему глубиной мысли и рассудительностью разрешает это недоумение великий русский святой преподобный Иосиф Волоцкий: «Если „во всяком народе боящийся Бога <...> приятен Ему“, то почему Петр не оставил Корнилия и его близких пребывать в их прежней вере, хотя они боялись Бога и совершали добрые дела больше всех, – но повелел им креститься во имя Христа? Если бы во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде Его приятен был Ему, то почему Господь наш Иисус Христос сказал Своим святым ученикам: „Идите, проповедуйте Евангелие всем народам, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам“? И еще сказал Господь Иисус Христос: „Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет“. <…> И еще Господь говорит: „Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие“. Почему, в таком случае, „во всяком народе боящийся Бога приятен Ему“? Ни у каких народов нет рождения от воды и Духа, но у иудеев – обрезание, у язычников – обеты идолам; почему же „во всяком народе боящийся Бога приятен Ему“?

Великий апостол Петр сказал: „Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему“ о праведниках, живших прежде Воплощения Христа, Его Распятия и Воскресения, о тех людях среди иудеев или в других народах, кто боялся Бога и поступал по правде, кто поклонялся не идолам, но истинному Богу, как Корнилий и подобные ему. Но после Воплощения Христа, Его Распятия и Воскресения „нет другого имени под небом <...>, которым надлежало бы нам спастись“, кроме имени Господа нашего Иисуса Христа. Господь говорит в Святом Евангелии, что тот, кто не родится от воды и Духа во имя Отца и Сына и Святаго Духа, не может спастись, даже если будет праведнее всех людей. Это засвидетельствовал и апостол Петр, крестив праведного Корнилия, о котором Бог объявил апостолу. Как мы сказали, апостол Петр говорил о праведниках, живших прежде Воплощения, Распятия и Воскресения Христа. Поскольку иудеи запрещали апостолам крестить необрезанных, Петр, просвещенный видением полотна, сходящего с Неба, сказал, что „боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему“, – но до Воплощения Христа человек был приятен Ему благодаря страху Божиему и праведной жизни, теперь же всякий боящийся Бога и поступающий по правде приятен Богу лишь после Крещения».

Процитированный «Просветитель» преподобного Иосифа нередко называют первым русским катехизическим трудом, и этот отрывок, как свидетельство присно живой святоотеческой истины учения Христова, которая не может устареть, подтверждает справедливость такого определения.

Посмотрим также святоотеческие толкования на беседу Господню с праведным Никодимом, в которой было сказано о рождении от воды и Духа как непременном условии спасения.

Преподобный Иоанн Дамаскин в «Беседе сарацина с христианином» объясняет данный текст следующим образом: «Противник же [спрашивает]: „А до Христа было Крещение? Ведь Иеремия рождается прежде Христа“. Христианин: „Было, по свидетельству святого апостола, говорящего, что одни крестились в облако, другие в море (см.: 1 Кор. 10, 1). И Господь говорит в Евангелиях: ‘Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Небесное’ (Ин. 3, 5). Так что Авраам и Исаак, и Иаков, и остальные святые прежде Христа, входя в Царствие Небесное, прежде крестились, потому что, согласно свидетельству Христа, если бы не крестились, не спаслись бы. Свидетельствует же и Дух Святый, говоря: Отчуждены грешники от утробы (см.: Пс. 57, 4), т. е. от Крещения. Поэтому исповедуем, что все спасшиеся и спасаемые Крещением спасены и спасаются по благодати Божией“».

Таким образом, в конце времен, во время Второго пришествия Господня, язычники нашей эры, не принявшие Крещения, без суда пойдут в ад, т. е. не спасутся. Самое отрадное место для них – то, где не будет ни радости, ни мучения. По слову святителя Григория Богослова, они «не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя незапечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда».

 

 

Таково учение всех Святых Отцов, как древних, так и современных. «Спросили Господа иудеи: „Что сотворим, да делаем дела Божия?“, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), отвечая на вопрос о спасении вне Церкви. – Господь отвечал им: „Се есть дело Божие, да веруете в Того, Егоже посла Он“ (Ин. 6, 28–29). Одно доброе дело нужно нам для спасения: вера; но вера – дело. Верою, одною верою мы можем войти в общение с Богом при посредстве дарованных им Таинств. Напрасно, ошибочно Вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, т. е. вступят в общение с Богом! <...> Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви – и Ветхозаветной, и Новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения: Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад. Если праведники истинной Церкви, светильники, из которых светил Дух Святый, пророки и чудотворцы, веровавшие в грядущего Искупителя, но кончиною предварившие пришествие Искупителя, нисходили во ад, то как Вы хотите, чтоб язычники и магометане за то, что они кажутся Вам добренькими, непознавшие и неуверовавшие в Искупителя, получили спасение, доставляемое одним, одним, повторяю Вам, средством, – верою в Искупителя? Христиане! Познайте Христа! Поймите, что вы Его не знаете, что вы отрицались Его, признавая спасение возможным без Него за какие­то добрые дела! Признающий возможность спасения без веры во Христа отрицается Христа и, может быть, не ведая, впадает в тяжкий грех богохульства».

 На этом мы завершим наш небольшой анализ, безусловно, нуждающийся в продолжении, которое, надеемся, еще последует на страницах «Православного Креста» и других ортодоксальных изданий.

 

Священник Михаил НОВИКОВ

Источник: Газета "Православный крест" № 155


<-назад в раздел

Русский календарь