О «ТАИНСТВАХ» ЕРЕТИКОВ: «Исповедую едино Крещение»
Я – студент духовной семинарии (первый курс). Обращаюсь к вам вот по какому вопросу. Недавно дискутировал с одним знакомым на тему «таинств» католиков. Всегда верил и был убежден, что Святые Таинства совершаются только в Православной Церкви. Но мой собеседник считал иначе и аргументировал свою точку зрения тем, что при переходе католиков в Православие их не всегда перекрещивают. А в последнее время в нашей Церкви даже не перерукополагают папских «священников». При этом он сослался на митрополита Илариона (Алфеева) и дал мне распечатку текста его выступления в Московской духовной академии 20 апреля с. г. Там есть такие слова: «Между православными и католиками нет общения в таинствах, но это не значит, что мы не признаем никакого действия в совершаемых у католиков таинствах, иначе нам пришлось бы в случае перехода в Православие перекрещивать всех мирян и перерукополагать священников».
С утверждением этим – что в еретических «таинствах» есть какое-то «действие» – я не согласился. Во-первых, уже потому, что митрополит Иларион – личность небезызвестная, доверия у меня не вызывает. А во-вторых, думается, тут возможны только два варианта. Либо «действие» есть – значит, у католиков присутствует благодать. Либо благодати у них нет – и, соответственно, никакое «действие» невозможно. Но возразить на аргумент о неперекрещивании и «принятии в сущем сане» я, к сожалению, не сумел. Подскажите, пожалуйста, нарушение ли это или такая практика действительно допустима. И если она возможна, то почему и на каких основаниях.
С уважением, Максим Шумов
На вопрос читателя отвечает протоиерей Андрей СОКОЛОВ:
Уважаемый Максим, спаси Христос! Отрадно, что в наших духовных школах есть неравнодушные ученики с живой верой и критическим мышлением. Помоги, Господи, Вам сохранить это устроение во спасение своей души и, даст Бог, для будущего служения на пользу Церкви.
Рассуждения Ваши верны: внутреннюю возрождающую благодать Святаго Духа человек получает только в Церкви Христовой, посредством ее Таинств. Отпадая от Церкви, утрачивая связь с ее Главой, еретики не могут ни иметь в себе, ни подавать другим эту спасительную силу. «Если бы случилось руке отделиться от тела, – учит святитель Иоанн Златоуст, <…> дух,[истекающий] из головного мозга, ища продолжения и не находя его там, не срывается с тела и не переходит на отнятую руку, но, если не найдет ее там, то и не сообщается ей».
Поэтому и Святые Апостолы воспретили признавать «таинства» еретиков. 46-е Апостольское правило гласит: «Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. „Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным?" (2 Кор. 6, 15)». А в 47-м правиле читаем: «Епископ или пресвитер, аще поистине имеющего Крещение вновь окрестит, или аще от нечестивых оскверненного (т. е. «крещеного» еретиками, – прот. А.С.) не окрестит: да будет извержен, яко посмеивающийся Кресту и смерти Господней, и не различающий священников от лжесвященников».
Таково же учение и Святых Отцов Церкви. Священномученик Киприан Карфагенский пишет: «Покровительствующие еретикам и раскольникам пусть отвечают нам: имеют ли сии Святаго Духа или не имеют? Если имеют, то для чего на крещаемых там, когда приходят к нам, возлагается рука для низведения на них Святаго Духа (т. е. совершается Таинство Миропомазания, – прот. А.С.),Который конечно был бы получен там, где и мог быть дарован, если бы Он был там? Если же, погруженные вне, еретики и раскольники не имеют Святаго Духа, и потому у нас возлагается рука, чтобы здесь приняли то, чего там нет и что потому не может быть дано; то очевидно, что и отпущение грехов не может быть дано чрез тех, о коих известно, что они не имеют Святаго Духа. И посему должны быть крещаемы Крещением Церкви решительно все приходящие к Христовой Церкви от противников и антихристов, чтобы могли получить отпущение грехов по Божественному распоряжению и евангельской истине и соделаться храмами Божиими».
Но как же тогда объяснить случаи присоединения к Церкви еретиков без совершения над ними Таинства Крещения?
Здесь возможны два варианта. Во-первых, если человек был крещен в Православии, но уклонился в ересь. Тогда после раскаяния при возвращении в лоно Церкви ему не нужно принимать Таинство духовного рождения заново, ибо мы исповедуем «едино Крещение во оставление грехов».
А во-вторых, иногда при необходимости Святые Отцы применяли икономию, т. е. снисхождение. Это отразилось, например, в 7-м правиле Второго Вселенского Собора и в 95-м правиле Шестого Вселенского Собора, где говорится о возможности принятия еретиков в Церковь тремя способами – через Крещение, Миропомазание и Покаяние. При этом учитывается, соблюдают ли те или иные еретики переданные от Святых Апостолов и Отцов формы и формулы православных Таинств. Однако в любом случае, даже проявляя снисхождение, Святая Церковь никогда не признавала присутствия возрождающей спасительной благодати вне ее ограды.
Поэтому, разумеется, не может быть речи и о действительности неправославных «рукоположений». 68-е Апостольское правило гласит: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, приемлет от кого-либо второе рукоположение: да будет извержен от священного чина, и он, и рукоположивый; разве аще достоверно известно будет, что от еретиков имеет рукоположение. Ибо крещеным, или рукоположенным от таковых, ни верными, ни служителями Церкви быти невозможно».
Может показаться, что каноны Вселенских Соборов противоречат Апостольским правилам, но это не так. «Божественные правила со услаждением приемлем, и всецелое и непоколебимое содержим постановление сих правил, изложенных от всехвальных Апостол, святых труб Духа, и от Шести Святых Вселенских Соборов, и поместно собиравшихся для издания таковых заповедей, и от Святых Отец наших. Ибо все они, от Единого и Того же Духа быв просвещены, полезное узаконили», – сказано в 1-м правиле Седьмого Вселенского Собора.
Каноны Вселенских Соборов не отменяют Апостольских постановлений, но предлагают снисхождение – икономию – как меру пастырской целесообразности, а строгость – акривию – как богословский критерий и каноническую практику, согласно которой вне Церкви нет ни Таинств, ни спасения.
Важно помнить, что, как пишет преподобный Никодим Святогорец, «икономию, которую иногда использовали некоторые из Отцов, нельзя считать ни законом, ни примером». Т. е. она должна применяться только в самых крайних случаях, когда в этом есть явная необходимость.
Митрополит Иларион настаивает на признании действительности католических «таинств» под предлогом, что в противном случае придется перекрещивать и перерукополагать всех папистов, обращающихся в Православие. А это, по его мнению, якобы неисполнимо. Но возникает недоумение: а в чем тут сложность? Почему бы Владыке так и не поступать, следуя повелениям Святых Апостолов? Тем более что мы не наблюдаем какого-то массового отречения латинян от их ересей. Да, судя по всему, оно и не состоится – преподобный Нектарий Оптинский, отвечая на вопрос о возможности «соединения Церквей», говорил, что «к нашей Церкви будут присоединяться только отдельные личности».
Что же касается формы «крещения» у католиков, то в «Пидалионе», греческом каноническом сборнике, сказано: «Латинское крещение ложно называется этим именем: оно вовсе не есть Крещение, а лишь простое умовение. А посему мы не говорим, что перекрещиваем латинян, а крестим их. Латиняне – некрещеные, т. к. не совершают при крещении троекратного погружения, как это с самого начала передано Православной Церкви от Святых Апостолов».
Подобного мнения держались и многие Святые Отцы. Например, преподобный Афанасий Париос пишет, что «латиняне пребывают в еще худшем состоянии, чем евномиане, которые крестились хоть и однократным, но все же погружением <...>. Поэтому приходящих от латинян необходимо обязательно крестить». А Поместный Московский собор нашей Церкви 1620 года постановил: «От римской веры и от всех от различных еретических вер приходящих к нашей Православной истинной вере греческого закона совершено крестити, понеже убо еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение».
Так что, дорогой Максим, не смущайтесь превратными толкованиями экуменистов, которые ищут противоречия в церковных правилах и писаниях Святых Отцов. Мы веруем «во Единого Бога», «во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь» и исповедуем «едино Крещение во оставление грехов». Без усыновления Богу, без духовного рождения и восприятия благодати в лоне Христовой Церкви спасение невозможно. Укрепи Вас Бог в истине Православия!
Источник: http://pkrest.ru