«Святой и великий» саммит Регламент организации и работы «Всеправославного собора» в свете святоотеческой традиции
Собрание православных Предстоятелей
в Шамбези 21–28 явнваря с. г.
Мы продолжаем анализ проектов документов предстоящего «Всеправославного собора» и сегодня публикуем обзор «Регламента организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви», утвержденного участниками собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези 21–28 января с. г.
СТАТЬИ 1, 2:
«ВВЕДЕНИЕ», «СОЗЫВ СОБОРА»
Уже 1-я статья – «Введение» – подтверждает предположения о модернистском характере готовящегося собрания. В ней сказано, что «Святой и Великий Собор по благодати Святой Троицы является авторитетным выражением канонического предания и устойчивой церковной практики в отношении функционирования соборной системы в Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви». Однако в церковном Предании и истории Церкви нет сведений о соборах с таким названием и с описанной далее формой организации: «[Он] созывается Его Святейшеством Вселенским Патриархом с согласия Блаженнейших Предстоятелей всех общепризнанных Поместных автокефальных Православных Церквей» и «состоит из членов, назначенных в состав их делегаций».
Православная Церковь признает соборы трех видов – Вселенские, Поместные и Архиерейские.
Вселенские Соборы созывались благочестивыми православными Императорами для защиты веры Христовой от восстававших на нее ересей. В них участвовали многие епископы из всех Поместных Церквей, священнослужители и миряне (в лице своего главного представителя – Царя).
Вот как об этом пишет приснопамятный афонский старец Даниил Катунакский († 1929): «Изучение трудов Святых Вселенских Соборов показывает, что при созыве и проведении Святого Собора существует четыре характерные особенности. Первая из них заключается в том, что Вселенский Собор проводится не по призыву папы или какого-либо Патриарха, но по заповеди Царя; другая особенность та, что дискуссия о вере предшествует вынесению догматического определения; третья – все принятые решения и каноны должны быть православными и находиться в согласии со Священным Писанием и предыдущими Вселенскими Соборами; и четвертая – все решения Вселенского Собора должны быть приняты всеми православными Патриархами и архиереями».
Поместный Собор той или иной Церкви может быть созван Предстоятелем – Патриархом или митрополитом. В его работе принимают участие епископы данной Церкви, а также делегаты от духовенства и мирян, уполномоченные на то самим духовенством и приходскими собраниями.
Архиерейский Собор также созывается Предстоятелем Церкви, но в нем участвуют исключительно архипастыри.
Т. н. «Святой и великий всеправославный собор» не соответствует ни одной из этих категорий. Классифицируя по инициатору, его можно отнести к Поместным или Архиерейским, ибо он созывается не Царем, а Константинопольским Патриархом, о чем сказано во 2-й статье регламента. От Вселенского Собора «Всеправославный» отличается еще и тем, что участвовать в нем будет весьма ограниченный круг лиц. Но разница с Поместным Собором очевидна – отсутствие духовенства и мирян. В то же время этот форум нельзя причислить и к Архиерейским собраниям, поскольку на нем будут заседать епископы из всех Поместных Церквей.
Таким образом, мы имеем дело с новой, модернистской формой церковного собора, неким межцерковным собором избранных архиереев.
СТАТЬЯ 3:
«СОСТАВ СОБОРА»
Этот пункт гласит: «Членами Собора являются архиереи, назначаемые каждой Автокефальной Православной Церковью в качестве ее представителей».
Отсюда логично заключить, что каждая Церковь проведет Поместный Собор для избрания достойнейших представителей. Однако, как мы видим на примере нашей Церкви, никаких Поместных Соборов сейчас не планируется. Патриархи самостоятельно (в лучшем случае – при участии Синода) определяют состав делегаций. Т. е. о церковной соборности говорить не приходится.
Подпункт 2 данной статьи уточняет, что сопровождать каждую делегацию могут еще шесть человек – специальные консультанты: клирики, монахи или миряне. Они, согласно 3-му подпункту, будут присутствовать «на пленарных заседаниях Собора без права слова или голоса, при этом им надлежит помогать в работе Секретариату Собора или Соборным Комиссиям, где они имеют право слова, и выполнять даваемые им особые поручения».
Во время работы собора каждый Предстоятель может иметь при себе одного или двух иерархов, сообщается в подпункте 4. Исключение сделано для председателя – Константинопольского Патриарха, которому будут помогать два иерарха и секретарь.
Итак, в «святом и великом соборе» примут участие около 40 человек – 14 Предстоятелей и их помощники.
СТАТЬИ 4, 5:
«ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО НА СОБОРЕ»,
«ПОЛНОМОЧИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ»
В этих статьях четко прослеживается идеология «восточного папизма» Константинопольского первосвященника.
Согласно подпункту 4, Вселенский Патриарх «направляет ход дискуссий каждого заседания, выступая с краткими замечаниями в зависимости от обстоятельств, с целью обезпечения большего соответствия дискуссий задачам Собора».
В соответствии с подпунктом 5, он же «предоставляет членам Собора слово и выступает гарантом точного соблюдения и верного применения принципов действующего Регламента для того, чтобы обезпечить надлежащий и соответствующий церковному порядку ход работ».
Подпункт 6 отдает Варфоломею и координацию действий соборного секретариата.
Можно не сомневаться, что ученик иезуитов (выпускник Папского григорианского университета, – примеч. ред.) и выкормыш парамасонских структур (выпускник созданного «вольными каменщиками» Экуменического института в Боссэ, – примеч. ред.) Патриарх Варфоломей умело воспользуется предоставленной властью для достижения целей, определенных его наставниками и руководителями.
СТАТЬИ 6, 7: «СЕКРЕТАРИАТ
СОБОРА», «ПОЛНОМОЧИЯ
СЕКРЕТАРИАТА СОБОРА»
Данному органу, наряду с подготовкой текстов и папок с документами, поручено информирование СМИ и наблюдателей из «других христианских церквей или конфессий». Состоять секретариат должен из одного епископа и двух консультантов от каждой Церкви.
СТАТЬЯ 8: «РАБОТА СОБОРА»
Предполагается, что собор будет проходить «в форме пленарных заседаний или/и соборных комиссий» (подпункт 1). Согласно подпункту 2, «на соборное обсуждение не могут выноситься тексты или новые вопросы, которые не были единогласно одобрены Всеправославными предсоборными совещаниями и Собраниями Предстоятелей». В этом опять же – полное несоответствие практике Вселенских Соборов, где обсуждались все поднимавшиеся Отцами вопросы и велись свободные прения о вере.
СТАТЬИ 9, 10:
«ДИСКУССИИ», «УЧАСТИЕ
В ДИСКУССИЯХ ЧЛЕНОВ СОБОРА»
Сознавая нетрадиционность регламента, его составители сочли необходимым создать видимость возможности некой полемики. Но о каких дискуссиях может идти речь, когда все уже заранее согласовано?!
СТАТЬЯ 12: «ГОЛОСОВАНИЕ
И УТВЕРЖДЕНИЕ ТЕКСТОВ»
В ней подтверждается, что каждая Церковь будет иметь право одного голоса (подпункт 1). Значит, по сути все соборные решения примут 14 человек – Предстоятели Поместных Церквей. Т. е. фактически этот собор будет проходить в популярной у современных политиков форме – как саммит. Поэтому корректнее было бы и называть его не «Святым и великим собором Православной Церкви», а «Всеправославным саммитом» или «Саммитом православных лидеров».
СТАТЬЯ 13: «ПРИНЯТИЕ
И ПОДПИСАНИЕ ТЕКСТОВ»
Здесь сообщается, что все документы предстоящего саммита будут иметь «всеправославный авторитет». Иными словами, определения, принятые в узком кругу, без консультаций с духовенством и народом Божиим – главным хранителем Православной веры, – обретут вес церковных канонов (законов), утвержденных на Вселенских Соборах. Но мы уже показали принципиальную разницу между «Святым и великим всеправославным» саммитом и боговдохновенными Вселенскими Соборами, в силу которой их решения никак не могут быть равнозначными.
Подводя итог нашему обзору «Регламента организации и работы Святого и Великого Собора Православной Церкви», кратко сформулируем основные выводы.
Данное собрание – не Архиерейский, не Поместный и не Вселенский Собор, а модернистский саммит православных лидеров 14-ти Поместных Церквей. Его неуместно называть собором с эпитетами «святой и великий». Учитывая его нетрадиционный характер для православной святоотеческой традиции, он не угоден Святой Троице и не может проходить по Ее благодати, как ошибочно утверждается в документе. Соответственно, и решения этого саммита, противные Православной вере, правилам и обычаям нашей Матери-Церкви, не могут стать обязательными для православных христиан.
Иеромонах Петр (СЕМЕНОВ)