Вербное воскресенье, Вход Господень в Иерусалим
С праздником Вербного воскресения! Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня мы вспоминаем одно из самых великих событий в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа – Его торжественный Вход в Иерусалим.
Наверное, многие из нас чувствуют, что время сорокадневного Великого Поста прошло както на удивление быстро, и уже сегодня вечером мы вступаем во тьму и скорбь страстных дней, становясь свидетелями страданий Христовых. Наступает тот самый час, в который прославится Сын Человеческий, – Страстная седмица.
За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых. Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежащих с Ним. <…> Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано (исполняя пророчество о пришествии Мессии): «Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». Ученики Его сперва не поняли этого, но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо (Ин. 12, 1–2, 12–18).
Итак, мы видим, что воскрешение Лазаря было одной из главных причин этой торжественности входа Господня в Иерусалим. Чудо побуждало людей понять, что Иисус из Назарета – не простой Человек, но Он – Тот, Кто пришел бросить вызов самой смерти, объявить ей войну и одержать в ней победу. Воскрешение Лазаря стало знамением события, ожидающего все человечество. И люди это почувствовали – конечно, не осознавая еще до конца: их потрясло само чудо, и только поэтому многие решили, что Иисус есть Тот обетованный Царь, грядущий на Царство мира сего. Обманутые своими религиозными наставниками и прельщенные обещаниями земного рая, израильтяне предполагали, что сбываются их мечты об освобождении от римского рабства и начинается победоносное восшествие еврейского народа на трон господства над всеми племенами земными.
Оттого вся эта огромная толпа, включая детей, с цветами приветствует Иисуса: «Осанна!», т. е. «Да здравствует Царь Иудейский!» И только иудейские учителя – книжники, фарисеи, архиереи и старцы, которые все знают и понимают, но не оставляют своего тайного богоборчества, – ненавидя Христа и скрежеща зубами, пытаются пресечь всеобщее ликование и требуют от Него: «Запрети ученикам Твоим так приветствовать Тебя!» Но Он сказал им в ответ: Если они умолкнут, то камни возопиют (Лк. 19, 40). Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу? (Мф. 21, 16).
Господь в который раз обращает внимание на точное исполнение пророчеств, чтобы люди, ведущие их, уразумели происходящее и узнали в Нем Мессию. Но, увы, уже ничто не может поколебать жестокосердие ослепленных и их решение погубить своего – истинного! – Мессию. И только дети, чуждые лукавства и чистые сердцем, совершенно безкорыстно и нисколько в сем не ошибаясь прославляли Господа как Чудотворца и Спасителя.
Народ ликовал, размахивая финиковыми ветвями, постилал одежды под ноги идущего осленка, дети возвещали хвалу Сыну Давидову, глаза многих горели восторгом, и никто не замечал, что глаза Христовы полны слез. Господь знал, что предстоит этому городу и этим людям, когда они отвергнут Его. Он знал, что наступит тот час, когда Иерусалим и храм будут разрушены. Он скорбел обо всем человечестве, которому придется повторять те же ошибки и ту же судьбу, что и народу еврейскому. Плакал он и о нас, которых обманут новозаветные книжники и фарисеи, дабы мы не распознали, что пришел и наш час прославить Спасителя.
Странно было слышать ученикам то, что сказал Христос: Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие (Мф. 20, 18–19). Они радовались, поддавшись общему настроению, и не понимали, зачем Он прорекает им такие события. А Христос готовил апостолов к испытанию их веры и верности. Пройдет лишь несколько дней, и эта толпа Его отвергнется. Архиереи договорятся и составят акт о запрещении Христу проповедовать. Фарисеи подыщут клеветников на Него. Первосвященники назовут Его богохульником, и Синедрион вынесет неправосудное решение о казни, нарушив свой же закон. Римские воины будут истязать, а Пилат умоет руки водой, но обагрит душу Кровью Спасителя. И народ станет кричать: «Смерть Иисусу! Кровь Его на нас и на наших детях! Распни, распни Его!» Это произойдет потому, что Христос разочаровал их, разрушил надежды иудеев на их земное владычество. И совершится нечто ужасное, непоправимое – Богоубийство. Вот поэтому Христос учит Своих последователей не поддаваться общему настроению, остерегаться слепого приятия общего мнения. Большинством голосов не всегда выражается правда. Божии заповеди и понимание их в Духе и истине должны оставаться для нас превыше всякого человеческого мудрования. Но без скорбей в мире зла их невозможно исполнить – веру и верность необходимо выстрадать. Иная, «легкая» вера обычно обманчива, непостоянна.
В наше чрезвычайно лукавое время неправедному осуждению подлежат те христиане, которые, как и Христос, не от мира сего. Нежелающих отдаться во власть слуг антихриста называют нынче еретиками и раскольниками. Поборники диавола, чтобы победить остаток верных православных людей, торопятся как никогда, сочиняя без устали новые законы, каноны, проводя саммиты и соборы. Этой бурной деятельностью они, как сами признаются, формируют «новую религиозную совесть», а на самом деле – все ту же свободу от совести, чтобы тех, кто не принимает их «толерантного» экуменизма, обвинить в экстремизме и объявить врагами «человеческих ценностей».
Мы живем теперь среди стран, отрекшихся от Христа. Господа там давно заменил римский папа – предтеча антихриста. Валерий Павлович Филимонов пишет: «Ватикан – это мощная религиознополитическая и финансовая транснациональная корпорация, возглавляющая сегодня процесс глобализации с целью качественного изменения сознания людей и призывающая к созданию „мировой политической власти“, т. е., как сказано в Евангелии, к власти антихриста». И мы, православные люди, можем попасть со своей верой в «корзину антихриста», потому что религия «нового мирового порядка» заставит всех подчиниться папскому «универсальному братству». В этом «братстве» представителям разных вер разрешат сохранять свои обычаи и ритуалы, но принудят их отказаться от критики инакомыслия и согласиться с тем, что все вероисповедания должны подчиниться одному мировому лидеру. Духовный смысл этого объединения раскрыл преподобный Паисий Святогорец: «Они тебе скажут: „Веруй как хочешь!“ А сами положат тебя в свою корзину и понесут тебя туда, куда они захотят. Это и есть их сатанинская система».
Но не одолеть силам зла любовь Божию! Господь вместе с нами восходит сегодня в пророкоубийственный город Иерусалим. Он знает, что Ему готовится смерть, но Он Сам решает пролить Свою Кровь – даже за этот жестоковыйный народ. Чтобы потом, если не последует раскаяния, отделить его от Себя и попрать их зло и неправду Своим Воскресением. Мы верим и знаем и утверждаем, что Царство Христово со дня сошествия Духа Святаго пребывает у нас, на земле, в Церкви Господней. И пусть ктото полагает надежды на силу, на ложь, клевету, предательство, пусть уповает на оружие, тюрьмы, карательную медицину, создает электронный концлагерь, чтобы мучить нас. Но не устоит это царство антихриста, царство насилия и бесовщины. Рухнет, как все безбожные начинания, истребится, как исчезли все властелины земли. А Царство Христово пребудет вовеки. И настанет оно, как и то время, когда Господь Сам утрет наши слезы и растворит в Своей радости всякое горе, и сотворит для нас Новое Небо и Новую Землю.
Завершая нынешний Пост и входя в Страстную седмицу, мы готовимся следовать за Христом к Его добровольным страданиям, к Его смерти, которой Он победит смерть и дарует нам Светлую Пасху, грядущее всеобщее воскресение из мертвых.
Мир, который жаждет встретить антихриста, постоянно внушает нам, что мы якобы не сможем выжить, не подчинившись ему. Сможем! Обязательно – с Божией помощью! Нам не надо бояться ни за себя, ни за детей – Господь Своих не оставит! Будет трудно, но на душе воцарится радость, потому что Господь – всегда рядом.
Сегодня мы – с вербами. Что это значит? Это значит – приходит весна на смену зиме. Пробуждаются к жизни, казалось бы, мертвые ветви. Снова все зацветает и скоро принесет плоды. Эти вербочки нас вдохновляют и призывают к духовному пробуждению, чтобы мы безбоязненно вышли навстречу Христу со словами: «Осанна! Благословен грядущий помогать нам на нашем пути стояния в вере!», ибо Царство Его приближается к нам. Боже, милостив буди нам, грешным! Дай силы остаться до конца Тебе верными – ныне и присно, и во веки веков! Аминь.
Протоиерей Георгий ВАХРОМЕЕВ,
настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва