За живой водой благодати
Скульптурное изображение преп. Серафима над его мощами, почивающими под спудом
Вырица – дачный поселок, расположенный на берегу извилистой реки Оредеж в 60 км к югу от Петербурга. Это благодатное место находится в зоне знаменитых реликтовых сосновых боров и считается настоящим климатическим курортом, целебный воздух которого помогает в борьбе с различными недугами.
Северо-западное приграничье России необычайно живописно: нас встречают чистейшие родники, песчаные холмы, огромные, покрытые мхом валуны и безкрайние речные луга. Древние курганы в окрестностях Вырицы свидетельствуют о том, что история поселения насчитывает несколько веков, хотя сам городок возник лишь в конце XIX века. В былые времена в истоках Оредежа располагались царские охотничьи угодья; особенно любил отдыхать здесь Император Александр III. Современные рыболовы говорят, что в оредежских водах и теперь водится крупная форель и даже хариус.
Эта местность издавна привлекала петербуржцев, и к началу XX века оформилась как дачный поселок столичных жителей, который по площади застройки опередил Царское Село и Павловск. Параллельно с развитием инфраструктуры в окрестностях Вырицы возникла необходимость в строительстве храмов. И уже в 1908 году на пожертвования местного населения в поселке при станции была возведена церковь во имя святых апостолов Петра и Павла – в память о чудесном спасении Царской Семьи во время крушения поезда в Борках в 1888 году.
Под сводами этого небольшого, строгого и лаконичного по архитектуре деревянного храма хранилось множество православных святынь. Особенно прославился чудесами мощевик с частицами святых останков апостолов Петра и Павла, священномучеников Игнатия Богоносца и Климента Римского, святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Григория Двоеслова, Льва Римского, святого первомученика архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Анастасии Узорешительницы, мучеников архидиаконов Лаврентия и Севастиана и преподобного Алексия, человека Божия. Здесь от этих святынь, собранных воедино, совершилось множество исцелений – как до революции, так и после. В годы советской власти мощевик, казалось, был безвозвратно утерян, но в наше время вновь обретен. Безценным украшением церкви являются и иконы с частицами мощей других угодников Божиих, которые в свое время жертвовали прихожане, скорбевшие о пропаже главной ценности.
В честь празднования 300-летия Дома Романовых 14 июля 1913 года в Вырице был заложен еще один храм – в честь Казанской иконы Божией Матери; шедевр деревянного зодчества 20 столетия. А ровно через год, день в день, его освятил священномученик Вениамин Петроградский, бывший в то время викарием Гдовским.
М. Красовский, один из архитекторов храма, так представлял свое детище в пояснительной записке: «Авторы проекта церкви для Вырицы (ему помогал архитектор В. Апышков, – примеч. ред.) руководствовались как для плана, так и для фасадов теми принципами, которые господствуют в церквах олонецких и вологодских, совмещая их с требованиями нынешней техники <…>, композиция построена на энергичной пластике выступающих кровель, крылец, необыкновенной звонницы – трехпролетной, выполненной в виде прорезанных срубов и установленной на западной оконечности притвора».
Сухой технический язык, конечно, не передает красоту этого архитектурного чуда. Самобытный и неповторимый памятник в классическом русском храмовом стиле напоминает другие жемчужины деревянного зодчества, такие как Кижи и Витославлицы. Но с одним замечательным от них отличием – этот храм и поныне действующий. Окруженный сосновым бором, он создает волнующие образы и картины, похожие на Маковец с триптиха М. Нестерова, посвященного преподобному Сергию Радонежскому. Так что сегодня любой паломник, оказавшись в этой чарующей чаще древнерусского леса с величественным деревянным силуэтом, ощущает себя будто в прежние времена, на Святой Руси.
Роспись иконостаса выполнил академик Н. Кошелев, принимавший участие в украшении храма Христа Спасителя в Москве. Если бы в Казанском храме отсутствовали все прочие святыни, то одни лишь его архитектура и фрески могли бы уже считаться редкими ценностями и, безусловно, притягивали бы сердца и взоры верующих, как это и происходило в первые годы его обустройства.
В 1930 году в летописи Вырицы началась новая страница. По благословению священномученика Серафима (Чичагова), митрополита Ленинградского, сюда переехал на постоянное жительство духовник Александро-Невской лавры иеросхимонах Серафим (Муравьев).
Василий Николаевич Муравьев родился 31 марта 1866 года в деревне Вахромеево Арефинской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии, в благочестивой православной семье, получив во святом Крещении имя в честь преподобного Василия Нового. С детства Василий проявлял незаурядные способности – самостоятельно выучился грамоте и математике. Первыми его книгами стали Евангелие, Псалтирь и жития святых. Образцами для подражания в будущем были избраны пустынные отшельники Макарий, Пахомий и Антоний Великие, Мария Египетская и Павел Фивейский.
После преждевременной кончины отца, в возрасте десяти лет отрок отправляется на заработки в Петербург, где последовательно занимает должности рассыльного, подручного приказчика, приказчика, параллельно продолжая самообразование. Уже в это время Василий стал задумываться о монашестве, но заветной мечте суждено было сбыться лишь несколько десятилетий спустя.
Молодой человек часто ездил в качестве посыльного из Петербурга в Москву и всегда посещал Гефсиманский скит ТроицеСергиевой лавры, где подвизался старец Варнава (Меркулов), ставший его духовным отцом, под руководством которого он пребывал впоследствии 20 лет. Оказывая благодатному старцу безусловное послушание, он и сам соделался причастником благодати Святаго Духа, обитавшей в его наставнике.
Около 1890 года по благословению духовника Василий вступил в брак с девицей Ольгой. У них родилось двое детей, Николай и Ольга, но когда дочь-младенец скончалась, семейная пара приняла решение жить в целомудрии, как брат и сестра.
Слова Господа – не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться <...>. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 31, 33) – исполнились на Василии Муравьеве. Господь благословил его труды, и, подвизаясь в духовной жизни, он значительно преуспел на поприще житейском, в продаже пушнины, став одним из пяти ведущих столичных мехоторговцев. От своего имения он щедро благотворил монастырям, храмам и нуждавшимся людям. Как мы отметили выше, в семье Муравьевых соблюдался строгий, по сути монашеский устав православной жизни. А часто ли можно встретить подобное в среде современных бизнесменов?
Духовный отец благонравной четы старец Варнава скончался в 1906 году и перед смертью дал супругам благословение со временем принять монашество. По преставлении старца Василий Николаевич окормлялся у ректора Санкт-Петербургской Духовной академии епископа Ямбургского Феофана (Быстрова), а когда Владыку перевели на Полтавскую кафедру – у епископа Гдовского Вениамина (Казанского).
Василий Муравьев считался богатейшим человеком Санкт-Петербурга. После революции 1917 года купец имел возможность эмигрировать, спасая свое состояние, но поступил иначе: все деньги и имущество пожертвовал монастырям, в частности, Александро-Невской лавре, написав затем прошение о принятии его в братию обители. 29 октября он был пострижен в монашество с именем Варнава – в память о своем старце, затем рукоположен в иеродиакона, а 11 сентября 1921 года – в иеромонаха. В тот же день его жена Ольга Ивановна приняла ангельский чин в женском Воскресенском Новодевичьем монастыре.
Большой духовный и практический опыт вскоре поставил отца Варнаву в число преуспевавших подвижников лавры. За советом к нему обращались не только миряне и монашествующие, но и епископы. В 1926 году он был пострижен в великую схиму с именем Серафим, в честь преподобного Серафима Саровского, и избран братией духовником. У него окормлялись священномученики епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) и митрополит Ленинградский Серафим (Чичагов). Последний еще в бытность архимандритом составил «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» и активно участвовал в прославлении Саровского чудотворца. И вот, в годину гонений Господь промыслительно даровал ему в наставники нового Серафима – в духе и силе преподобного старца.
Три года, не щадя себя, отец Серафим нес духовническое послушание. Авторитет его среди братии и прихожан был непререкаем. Архиепископу Хутынскому Алексию (Симанскому) он предсказал Патриаршество, увидев в нем духовным зрением будущего Предстоятеля Русской Церкви Алексия I. Обращался к нему и епископ Петергофский Николай (Ярушевич), ставший впоследствии митрополитом Киевским и Галицким.
Однажды старец без перерыва принимал людей двое суток. От долгого стояния и постоянного переохлаждения у него развились межреберная невралгия, ревматизм и варикозная болезнь. Страдал батюшка и сердечной недостаточностью.
Когда по рекомендации врачей и настоянию митрополита Серафима святой переехал в Вырицу, келейницей его стала бывшая супруга, в то время уже схимонахиня Серафима, а помогала ей их 12-летняя внучка Маргарита, послушница Новодевичьего монастыря.
Казанский храм
В годы Великой Отечественной войны угодник Божий усилил столпнический подвиг на камне, ежедневно прося Господа о даровании России победы над фашистскими захватчиками. И нет сомнений, что именно духовная армия наших святых (куда входила также блаженная Матрона Московская и иные молитвенники) оказала решающее влияние на итог войны.
Свою эпоху старец называл исповеднической. «Ныне пришло время покаяния и исповедничества, – говорил он. – Самим Господом определено русскому народу наказание за грехи, и пока Сам Господь не помилует Россию, безсмысленно идти против Его святой воли». Прозревал он и будущее нашей Родины: «Придет время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога и погибнет куда больше душ, чем во время открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. Истинная Церковь будет всегда гонима, а спастись можно будет только скорбями и болезнями, гонения же будут принимать самый изощренный и непредсказуемый характер».
Сбывается слово святого: в наши дни деньги стали вожделенным кумиром для миллионов и ради материальных благ многие готовы отдать не только свои силы, время, но и принести в жертву судьбы родных, близких, не говоря уже о нравственных принципах и Божиих заповедях. И разве сейчас мы не наблюдаем гонения на верующих? Сколько священнослужителей было выведено за штат или запрещено в служении из-за их сопротивления антихристовой глобализации и ее религиозной разновидности – ереси ересей экуменизму! Сколько монашествующих из-за этого изгнано из монастырей! Сотни тысяч людей до сих пор терпят дискриминацию по причине отказа от электронных документов. Но по телевидению и радио об этом не говорят, вбрасывая отвлекающие сообщения об авариях и новых выходках эстрадных «звезд». Воистину, наступило царство зла и лжи! Но старец Серафим предсказал и светлые события:
«Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит.
И Крест Святой Божественной красою
Над храмом Божиим вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит.
Открыты будут вновь обители святые
И вера в Бога всех соединит.
Утихнут грозные невзгоды,
Своих врагов Россия победит,
И имя русского великого народа
Как гром по всей вселенной прогремит».
В последние годы земного бытия болезни настолько одолели святого, что он уже почти не вставал с постели. Перед смертью преподобный Серафим спал в течение 12-ти дней. По пробуждении он сказал одной из монахинь: «Я побывал во многих странах. Лучше своей страны не нашел и лучше нашей веры не видел. Говори всем, чтобы никто не отступал от Православия».
Накануне кончины старцу, как и его небесному покровителю, явилась Пресвятая Богородица – у окна под березой. 3 апреля 1949 года со словами «Спаси, Господи, и помилуй весь мир!» он тихо почил, перейдя в Жизнь Вечную. Спустя полвека, в 2000 году схиархимандрит Серафим был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
Угодник Божий предрекал появление в Вырице другой подвижницы благочестия – блаженной Наталии.
Евстигнеева Наталия Михайловна родилась в 1890 году. Сведения о первой половине ее жизни не сохранились; известно лишь о том, что в поселке она поселилась по благословению старца Серафима.
Блаженная имела дар прозорливости: так, архиепископу Симбирскому и Мелекесскому Проклу, когда тот еще учился в семинарии, она предсказала священство и епископство. Во время молебна, состоявшегося прежде прославления Иоанна Кронштадтского и Ксении Петербургской, юродивая пела: «Святой Иоанн Кронштадтский, моли Бога о нас! Святая блаженная мати Ксение, моли Бога о нас!» Тогда же она прорекла присутствовавшему на священнодействии семинаристу, что он будет участвовать в открытии их мощей, что впоследствии исполнилось. На Смоленском кладбище у часовни блаженной Ксении Наталия Михайловна была частой гостьей, иногда молясь там ночи напролет.
По ходатайству подвижницы пред Богом совершались и многие исцеления. Почти каждому из своих гостей она делала какой-либо подарок, как правило, со значением, и зачастую его тайный смысл открывался позднее. Все, что ей приносили благодарные верующие, Наталия Михайловна раздавала нуждавшимся, благотворя также и от своего имения. В тяжелые моменты жизни, во время духовной брани или при нашествии скорбей, она неизменно оказывалась рядом с несчастными. Прозревая их духовное состояние, блаженная спешила на помощь, несла пищу и земную, и духовную, утешала, ободряла, но при необходимости и вразумляла.
Могилка блаженной Наталии
Перед смертью подвижнице явился святитель Николай Чудотворец, возвестивший о предстоявшей кончине. Наталия Михайловна почила 16 января 1976 года в возрасте 86 лет. Погребли ее на Вырицком кладбище, в самый праздник Богоявления. 4 октября 2012 года ее честные останки были перезахоронены на погосте Казанского храма, рядом с часовней, в которой почивают под спудом мощи преподобного Серафима и его супруги схимонахини Серафимы. В настоящее время собираются материалы для ее прославления в лике святых.
За алтарем Казанской церкви покоится и еще один подвижник благочестия – протоиерей Алексий Кибардин.
Батюшка родился в 1882 году. После семинарии женился на девице Фаине (ее могилка находится рядом) и был рукоположен в священники к Феодровскому Государеву собору в Царском Селе. Со временем он стал его настоятелем и исповедовал и приобщал Святых Христовых Таин Царскую Семью.
После революции, когда начались гонения на Церковь, отец Алексий приходил в Александро-Невскую лавру к старцу Серафиму, испрашивая совета – оставаться ли в России или эмигрировать? Старец благословил его не уезжать, сказав, что он нужен здесь, на Родине. В 1930–1934 годы подвижник претерпевал темничное заключение за Христа, а после освобождения служил в Ленинградской области. В 1945 году его назначили настоятелем Казанского храма Вырицы. Здесь он снова повстречал преподобного Серафима, с которым у него установилась тесная духовная связь. Последние две недели земной жизни старца священник ежедневно причащал его Святых Таин и после кончины провожал в последний путь.
В 1950 году, через год после преставления старца, отца Алексия снова арестовали. Так он славил Господа исповеданием Его святого имени перед грешным богоборческим миром...
…Но вот, нам пора в обратный путь. Память сохраняет последние увиденные детали, святыни: чудотворная Казанская икона Божией Матери – келейный образ преподобного Серафима и его икона с принадлежавшей ему епитрахилью, а также икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей. Мы идем пешком в сторону станции, и высокие сосны постепенно скрывают и Казанский храм, и источник рядом с ним.
Да и саму Вырицу можно назвать духовным источником, к которому стекаются верующие со всей России – за живой водой благодати Христовой. Как справедливо заметил кто-то из паломников, семена веры, посеянные здесь столетие назад, взошли и принесли обильные плоды – святых старцев, исповедников и блаженных, которые ныне невидимым небесным кольцом окружают это благодатное место.
Слава Господу нашему и Его Пречистой Матери, что сподобили нас побывать в сем северном Иерусалиме, припасть к его святой земле и напитаться райским духовным ароматом жизни и подвигов просиявших тут Божиих людей!
Александр МАЛИНИН