«ПЕРВЕНСТВО В НЕЧЕСТИИ»: Разгорается конфликт между Константинополем и Тбилиси
11 апреля 2016 года портал «Грузия-Онлайн» сообщил: «Перед "Великим и святым собором”, который должен пройти на острове Крит 16-27 июня и который некоторые называют 8-м вселенским собором, налицо большое противостояние, одной из сторон которого является Грузинская церковь. Противостояние уже вышло из кулуаров – Вселенская патриархия и Грузинская Церковь публично обращаются друг к другу в оскорбительном тоне и выдвигают обвинения. Первой обвинения выдвинула Константинопольская патриархия – они обвинили Грузинскую Церковь в "жестком и раздражительном поведении», "заведении в тупик” вопроса проведения великого и святого собора, "фундаментализме” и "желании вернуться в средневековье”. Грузинская сторона обвиняет Константинополь в оскорблении и унизительном отношении к грузинам”, – пишет газета "Резонанси”.
Грузинская сторона утверждает, что грузинским делегатам не дают зафиксировать свою позицию. Более того, "вопрос полноценного участия грузинской делегации в работе заседаний был вынесен на голосование, из-за чего грузинские представители почувствовали себя оскорбленными”. Отношения между Константинополем и Грузией настолько напряжены, что проведение "великого и святого собора” может оказаться под вопросом»[1].
Что же подвигло Константинополь на такие резкие заявления? Видимо, заявление Католикоса-Патриарха Илии II на заседании Священного Синода Грузинской Православной Церкви: «Наша Церковь останется на старом календаре... Наша Церковь была, есть и будет защитницей Православия. Грузинская Православная Церковь отвергает проект документа об экуменизме, приготовленный к Великому собору. Наша Церковь – это то, что спасло нашу страну и наш народ»[2].
Отказ от принятия Грузинской Церковью документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» означает крах давней мечты экуменистов с Фанара. Консенсуса не будет. Несогласие одной Церкви ведет к блокированию вопроса, что и вызывает гнев Константинополя.
Патриарх Варфоломей давно возомнил себя «православным папой», только потому, что Константинопольская патриаршая кафедра обладает первенством чести на основании диптиха (списка Поместных Церквей в определенном исторически порядке). Первенство чести не есть первенство власти, а является элементом межцерковного этикета[3]. Только поэтому константинопольский епископ по регламенту «Великого и Святого Собора» считается его председателем.
Однако какое же «первенство чести» может быть у Патриарха Варфоломея? Достаточно вспомнить его неоднократное участие в совместных молитвах и совместных «богослужениях» с римскими понтификами Иоанном Павлом II, Бенедиктом XVI и Франциском; совместные молитвы с англиканами, «рукопологающими» педерастов и лесбиянок во «священиков» и «епископов»; совместные молитвы с другими еретиками: монофозитами, лютеранами и, наконец, совместные молитвы Патриарха Варфоломея с иудеями, мусульманами и буддистами.
Тут впору говорить о «первенстве в нечестии»!
Тогда о каком «Великим и Святом Соборе» под председательством этого епископа вообще можно говорить?
Или уже кто-то отменил апостольские правила!?
10-е правило святых Апостолов: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен»;
45-е правило святых Апостолов: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен»;
65-е правило святых Апостолов: «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго».
Приведем лишь некоторые колоритные штрихи из биографии патриарха Варфоломея:
Он был организатором и участником межрелигиозной Всемирной конференции «Религия и мир» (Рива дел Гарда. Италия, ноябрь 1994). В ходе конференции призвал православных, католиков, протестантов, иудеев, магометан, индуистов, буддистов и конфуцианцев «не просто к примирению, а к союзу и совместным усилиям во имя духовных принципов экуменизма, братства и мира, поскольку все мы едины в Духе Единого Бога»[4].
Участвовал в экуменическом сборище «День молитвы о мире во всем мире», организованный по инициативе папы Римского Иоанна Павла II в январе 2002 года в Ассизи[5].
С 90-х годов прошлого века Варфоломей последовательно провозглашает гностические идеи «о связи духовности с экологией». Является организатором целого ряда экологических симпозиумов и экуменических молений «о спасении души планеты» (!)
В ноябре 2009 года Патриарх Варфоломей выступил в лучшем по всемирному рейтингу аналитическом центре мира – Брукингском институте (Вашингтон, США). Обращаясь к собравшимся, он заявил: «Целью Православия является сплетение воедино по видимости отдельных вопросов о человеке и об окружающей среде и изменении климата. Потому что, как учит мистическое учение Восточной Церкви (!?), человек и окружающая среда составляют единую ткань, нешвенный хитон, который соединяет с Богом-Творцом все стороны и части тварного мира.
Окружающая среда объединяет нас, поверх наших религиозных и философских взглядов, равно как политических и культурных различий. Мы должны научиться ощущать нашу всеобщую взаимосвязь, потому что в конечном счете нас будут судить в зависимости от той нежности, с которой мы относились к людям и природе.
Экология – вопрос не только политический, а в первую очередь – духовный. В 2002 г. вместе с Его Святейшеством покойным папой Иоанном-Павлом II мы подписали Венецианскую декларацию. В ней мы с оптимизмом и молитвой заключали: "Сейчас еще не поздно. Божий мир обладает невероятными (само-)исцеляющими силами. Потому что теперь время благоприятное, решающий момент в истории человечества, когда мы можем все изменить. Потому что теперь время для нас – спасти душу нашей планеты”»[6]. Думается, что комментарии здесь излишни.
Во время того же визита в США Варфоломей не забыл помолиться и выступить с приветственным словом в Парк Ист – главной синагоге Нью-Йорка: «Для нас является радостью посещение этой благословенной синагоги которая находится посреди этого прекрасного города. Наш визит является большим, чем простой формальностью. Это не только визит вежливости одного христианского лидера к – другому иудейскому лидеру. Как и последователь святого Петра, Его Святейшество Папа Бенедикт XVI посетил эту синагогу в прошлом году, приходим и мы, последователи брата по крови Петра – святого Андрея Первозванного, будучи убеждены, что самая первостепенная наша обязанность, всех религиозных общин, – это наше глобальное сотрудничество в продолжение большей толерантности и понимания среди народов и религий нашей планеты. Нашей общей проблемой является фундаментализм, фанатизм в религиозных кругах. Завтра мы посетим нашего дорогого, любимого друга Мухтара Кента, – директора фирмы "Соса-Соlа”. Он является очень хорошим нашим другом. Подадим друг другу руки не только в молитве, но и во взаимной солидарности. Всем этим мы обязаны богу нашему, общим нашим патриархам Аврааму, Исааку, Иакову, друг другу и миру»[7].
25 мая 2014 года Константинопольский патриарх совершает экуменическую литургию с папой Франциском и армянским патриархом Нурханом Манукяном в Храме Гроба Господня[8].
3 ноября 2015 года патриарх Варфоломей, не взирая на возмущение, просьбы и чаяния православных, попирая каноны Православной Церкви, которой якобы он служит – вновь принял участие в экуменическом молении с участием еретиков, которое было совершено в капелле Ламбетского дворца в Лондоне, официальной резиденции архиепископа Кентерберийского.
Так завершился визит патриарха в Англию, который он предпринял по приглашению Джастину Уэлби, «духовного лидера» всемирного сообщества Англиканских «церквей»[9].
Вероятно, приведенных свидетельств достаточно, чтобы составить духовный портрет этого «православного» Патриарха, заявляющего, что «Грузинская Церковь находится в плену фундаменталистских кругов».Тем не менее, он давно претендует на первенство в Православном мире и совершенно безосновательно заявляет о том, что якобы представляет собой все Церковное единство, возглавляет всех православных верующих в мире, координирует и инициирует действия Поместных Церквей. Не пора ли и совесть знать? «Бог поругаем не бывает» (Гал. 6, 7)...
Русский писатель-агиограф и публицист Валерий Филимонов
[1] http://www.apsny.ge/2016/soc/1460403325.php
[2] http://christian-spirit.ru/1544-na-strazhe-very-gruzinskaya-cerkov-vystupila-protiv-ekumenizma.html
[3] http://www.patriarchia.ru/db/text/3481089.html
[4] http://antimodern.ru/bartholomeos
[5] https://www.youtube.com/watch?v=r3lIy1CiTBI
[6] http://antimodern.ru/green
[7] https://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=LOpHM6CYVGs
[8] https://youtu.be/x5Dp8LXxDaw
[9] http://www.sedmitza.ru/text/6002035.html