29.03.2016
В последнее время появилось немало сочинений разных авторов, в которых слово «зилоты» носит сугубо отрицательный, а порой совершенно оскорбительный характер.
Однако многие церковно-исторические источники придают этому слову весьма похвальное значение. В Евангелии от Иоанна повествуется о том, что во время церемонии бракосочетания Своего сводного брата Симона Иисус Христос сотворил Свое первое чудо, а именно – претворил воду в вино. Увидев это, новоиспеченный жених уверовал в брата своего Иисуса Христа и стал Его ревностным последователем и учеником... Это был некто Симон. Он оставил невесту свою, дом и всю суету мирскую, и последовал за Христом. Как один из самых ревностных учеников Христовых Симон был избран в число двенадцати апостолов. Он имел два имени – Кананит и Зилот. Первое из них Симон получил по происхождению своему из галилейского города Каны. Название же Зилот значит – ревнитель: Симон разгорелся ко Христу такой ревностной любовью, что все покинул для Него и пошел за Господом, как сказано, «уневестив душу свою Жениху Безсмертному».
Вполне положительное значение упомянутого слова находим и в словарях: «Зилоты – современное греческое название монахов, ведущих подчёркнуто аскетический образ жизни и негативно относящихся к экуменизму и церковному модернизму».
Итак, прежде всего, зилот – это ревнитель, подвизающийся в добром подвиге подобно апостолу Симону Зилоту, оставивший всю суету мирскую и следующий за Христом. Так же и здоровый аскетизм – это подражание в подвиге Самому Христу, Его святым апостолам и подвижникам благочестия. Соответственно, отношение истинного последователя Господа нашего Иисуса Христа к погибельному экуменизму и церковному модернизму может быть только негативным.
Слава Богу, и в земной, воинствующей Церкви, и в Церкви Небесной есть такие светильники. Они возглашают Истину, вне которой невозможно обрести спасение безсмертной души для блаженной Вечности среди лжи и зла, царствующих в мире сем.
Особенно важно обладать этой Истиной в связи с угрозами Православию, которые несет проведение так называемого «Всеправославного собора». Хорошо известно, что он долго готовился представителями экуменических кругов Константинопольского Патриархата. Поэтому истинные ревнители – зилоты нашего времени и их Небесные покровители – дают крайне отрицательные заключения не только по проекту документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», но и подвергают жесткой критике саму идею и принципы проведения этого Собора, на который его организаторы хотят пригласить «наблюдателей» – разного рода еретиков – католиков, монофизитов и протестантов. Ересь всегда называлась ересью, лжеучением, злочестием, ведущим в погибель.
Достойно и аргументированно по части богословия выступают против экуменических тенденций представители Грузинской, Кипрской, Элладской и Болгарской Православных Поместных Церквей, а также духовенство и народ Божий Православной Церкви Молдовы.
В конце января 2016 года в Кишиневе состоялась авторитетная Международная богословская конференция «Религиозный синкретизм», организованная Движением православных юристов Молдовы с благословения митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира. На мероприятии обсуждалась проблема созыва «Всеправославного собора», который может состояться в нынешнем году. Прозвучали доклады богословов из разных стран – Греции, России, Украины, Румынии, Молдавии, Грузии.
В выступлениях не раз подчеркивалось, что в самом названии проекта документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» пропагандируется идея того, что вне Святой, Соборной и Апостольской Церкви существует некий «остальной христианский мир», с которым у Церкви могут быть какие-то «отношения». Этим изначально вводится двусмысленность и размытость в определение понятий «Церковь», «христианский мир», «христиане». Самим названием документ ставит Православную Церковь частью (!!!) некоего «христианского мира», который якобы содержит в себе Православную Церковь. Иными словами, в «христианском мире» якобы есть Православная Церковь, и есть еще нечто «остальное». Таким образом, Православная Церковь теряет свой исключительный статус и становится одной из многих так называемых «церквей».
Резкой критике были подвергнуты и другие положения проекта документа, в частности, пункты 22 и 23, фактически упраздняющие всякую критику принятых на соборе решений и лишающие православных права апостольской деятельности.
По итогам конференции принята резолюция с призывом к священноначалию Поместных Православных Церквей отказаться от идеи проведения «восьмого вселенского собора».
На заседании Священного Синода Грузинской Православной Церкви 12-16 февраля был отвергнут документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», а Католикос-Патриарх Илия II категорически заявил: «Наша Церковь была, есть и будет защитницей Православия. Грузинская Православная Церковь отвергает проект документа об экуменизме, приготовленный к Великому собору. Наша Церковь – это то, что спасло нашу страну и наш народ».
Грузинская Церковь также не подписала документ «Таинство брака и препятствия к нему». В отношении документа «Миссия Православной Церкви в современном мире» представители Грузинской Православной Церкви письменно зафиксировали свою отрицательную позицию.
А вот что было вынесено одним из архиереев на обсуждение Священному Синоду Кипрской Православной Церкви: «Почему в тексте присутствует множество упоминаний “церквей” и “конфессий”? Какие различия имеют в виду авторы текста, называя одних церквами, других конфессиями? Что, какая-то ересь является церковью, а какая-то еретическая группа является конфессией?
Мы исповедуем одну Церковь, а все остальное – это ереси и расколы. Полагаю, что приписывание названия “Церковь” еретическим или раскольническим сообществам является абсолютно неправильным и богословски, и догматически, и канонически, потому что есть одна Церковь Христова, которая упоминается в пункте 1, и мы не можем называть еретические и раскольнические сообщества или группы Церковью.
В тексте совсем не упоминается о том, что единственный путь, который ведет к единству с Церковью, – это путь возвращения еретиков и раскольников через покаяние в лоно Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которой, как отмечено в пункте 1, является наша Православная Церковь».
На основании этого обращения Священный Синод Кипрской Православной Церкви принял решение о необходимости пересмотра документа «Всеправославного Собора» об экуменизме.
Митрополит Пирейский Серафим в своем Обращении к Синоду Элладской Церкви говорит: «За двухтысячелетнюю историю Церкви на Поместных и Вселенских соборах, никогда не было инославных “наблюдателей”... Еретиков приглашали на Вселенские Соборы не в качестве “наблюдателей”, а в качестве ответчиков, для того, чтобы они принесли покаяние. Если же они продолжали упорствовать в своих заблуждениях, их отлучали от Церкви и изгоняли с заседаний Собора». По мнению Владыки, присутствие инославных на «Всеправославном соборе» «узаконивает заблуждение и ересь и фактически подрывает авторитет Собора».
Владыка Серафим назвал решение, в соответствии с которым каждая Поместная Церковь будет представлена на Соборе 24 архиереями, «невиданным нововведением», безпрецедентным для двухтысячелетней истории Церкви. Он напомнил, что участие во Вселенских Соборах всегда принимало «возможно большее число епископов».
Право голоса на планируемом Соборе 2016 года будут иметь только Предстоятели Церквей, остальным епископам отводится роль статистов – безсловесных свидетелей, на которых потом будет возложена вся ответственность за принятые решения!
Отказ от приглашения на «Всеправославный Собор» всех епископов, по мнению митрополита Серафима, лишает возможности выразить мнение полноты Церкви, «чего, по всей видимости, хотят организаторы собора». Владыка напомнил, что в заседаниях Вселенских Соборов прежде всегда принимали участие представители низшего духовенства, монашествующие и миряне. «Не будет преувеличением назвать грядущий Собор «Всеправославным собором» без православных. Очевидно, что противоречащим традиции решением о представительском принципе организации собора избегается вероятность того, что некоторые епископы выскажутся против решений собора, если они будут представлять собой ревизию Предания», – заключает Владыка Серафим.
Подробному разбору и критике Пирейский митрополит подвергает проект документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»: «В этом тексте ничего не сказано о ересях и заблуждениях, словно бы они прекратили появляться в истории Церкви после восьмого века. В то время как Вселенские Соборы занимались разбором и соборным осуждением различных заблуждений, “Всеправославный собор” не наследует подобный принцип».
Жесткой критике митрополита Серафима также подвергся 22-й параграф документа. По мнению Владыки, это положение создает впечатление, что грядущий «Всеправославный собор» стремится «предрешить непогрешимость принятых на нем решений». Утверждение, согласно которому «сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры», не учитывает исторического факта – в Православной Церкви последним критерием истины является догматическое самосознание членов Церкви. Именно поэтому некоторые соборы, проводившиеся как вселенские, были признаны разбойничьими и незаконными».
Послание в адрес Священного Синода Элладской Церкви направил также митрополит Новой Смирны Симеон. В нем Преосвященнейший Владыка высказывает критические замечания по ряду вопросов и выражает решительный протест против того, что на «Всеправославном соборе» правом голоса будут обладать не все епископы: «Не может считаться всеправославным собор, в котором участвуют не все епископы, но лишь предстоятели Поместных Церквей, пусть даже и с внушительными делегациями. Уменьшение количества участвующих епископов умаляет авторитет Собора, и он не может считаться Святым и Великим Собором», – пишет митрополит Симеон.
Он также подверг обоснованной критике проект документа «Отношения Православной Церкви к остальному христианскому миру», указывая на его запутанность в терминологии и понятиях и на его неприемлемость. Владыка отказался принимать участие в экуменическом соборе.
Вслед за митрополитом Симеоном еще три митрополита Элладской Православной Церкви отказались участвовать в составе делегации Элладской Православной Церкви на «Всеправославном соборе» на острове Крит: митрополит Фтиотидский Николай, митрополит Манийский Хризостом и митрополит Кесарианиский Даниил. Как объяснили Преосвященные Владыки, они сделали это «по причинам личной совести», заявив: «Мы не марионетки!»
На последнем заседании Священного Синода Элладской Церкви были высказаны серьезные критические замечания в отношении проектов документов «Всеправославного собора» – «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» и «Миссия Православной Церкви в современном мире». В частности, говорилось, что создается впечатление, что «Мы признаем существование других церквей». Одно дело – это использование некоторых терминов во время диалога, а совершенное иное – это их употребление в документах всемирного масштаба, которые необходимо расценивать как «священные».
Конкретно было отмечено, что авторы проекта документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» стремятся уравнять Православную Церковь с остальными «христианскими конфессиями», утверждая, что Православная Церковь является «Единой, Святой. Соборной и Апостольской» и при этом говоря о необходимости существования иных «христиан».
Агентство orthodoxia.info сообщает: «Не исключено, что после Пасхи будет созвано новое заседание Священного Синода Элладской Церкви для обсуждения проектов документов для «Всеправославного собора», в отношении которых имеется множество возражений и альтернативных предложений.
Возвысили свой голос против экуменической ереси, которую хотят узаконить на «Всеправославном Соборе», духовенство и верующий народ Болгарской Православной Церкви.
Болгарская Церковь и ранее отвергала модернистские тенденции. В 1998 году сразу после Грузинской Церкви и Болгарская покинула еретическую организацию «Всемирный совет церквей».
В конце февраля 2016 года многие священнослужители и миряне Болгарской Православной Церкви, обратились к Его Святейшеству Патриарху Болгарскому Неофиту и Священному Синоду Болгарской Православной Церкви в связи с приближающимся «Всеправославным собором». Среди подписавших письмо известные и уважаемые в Болгарии пастыри – как монашествующие, так и приходские священники: архимандрит Иоанн (Филиппов); иеросхимонах Димитрий Зографский; иеромонах Никанор (монастырь свв. Космы и Дамиана); архимандрит Феофан (Диновский) (монастырь свв. Космы и Дамиана) и десятки других священнослужителей и монашествующих. Всего было собрано более 500 подписей.
В глубоко обоснованном с точки зрения православного богословия Обращении честные отцы просят Патриарха «выразить перед остальными Поместными Церквами аргументированное несогласие с не православным, в целом, проектом документа – “Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром” и со второй частью проекта документа “Таинство Брака и препятствия к нему”».
В заключительной части Документа говорится: «Ваше Святейшество!.. Ваша позиция, основанная на тысячелетнем Священном Предании Православной Церкви, станет истинным духовным светом, чтобы Вы водили Божий народ по следам наших великих святых отцов и православных исповедников к Божию Царству».
А 23 марта 2016 года в греческом городе Пирее прошла представительная научно-богословская конференция, посвященная вопросу созыва и проведения Всеправославного Собора. На ней выступили с докладами видные иерархи Элладской Православной Церкви, профессора Богословских факультетов и духовенство. С вступительным словом выступил Пресвященнейший митрополит Пирейский Серафим.
Критикуя Собор как обслуживающий интересы экуменизма, этой злой всеереси, по слову преподобного Иустина (Поповича), Владыка Серафим заявил: «Экуменисты безстыдно и нагло всему Священному Телу нашего Святого Православия навязывают и утверждают в качестве якобы истинного учения движимый сатаной, масонами и сионистами экуменизм. Но этот план уже давно проваливается, как это доказывается в действительности. Страшная и трагическая реальность доказывает, что экуменическое движение, при откровенной ответственности самих еретиков и инославных – с одной стороны, и экуменистов – с другой стороны, что оно не имеет никакого значения. Единственно, чего удается достичь, это смешения и синкретизма. Еретики и инославные отличаются отсутствием искренности и покаяния, оставаясь в своем сатаниском злочестии...»
Серьезной и обстоятельной критике подверг митрополит Серафим проект документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». «Тщательное исследование данного документа, – подчеркнул митрополит Серафим, – приводит к следующему серьезному выводу: его составители преследуют цель с помощью всеправославного соборного решения узаконить и утвердить ересь, придать ей официальный статус и воцарить ересь синкретического межхристианского и межрелигиозного экуменизма в качестве официальной линии Православной Церкви».
Также буквально в последние дни о так называемом Всеправославном Соборе высказался один из самых авторитетных иерархов Элладской Церкви старшего поколения митрополит Коницкий и Погонианинский Андрей. Преосвященнейший Владыка твердо заявил: «Главное требование к участникам Всеправосланого собора – сохранить единство Православия и показать, что наша Церковь – Единая, Святая и Апостольская. Наша Церковь была основана Христом и зиждется на учении Апостолов, Святых Отцов, Вселенских Соборах, она неизменными содержит Веру и Предание.
Я бы хотел, чтобы на Соборе была осуждена практика униатства – этого папистского метода, вводящего православных в заблуждение… Уния – это система лжи и коварства. Она причинила великий вред на Украине и на Среднем Востоке.
Я бы хотел, чтобы еретические учения были охарактеризованы как ереси (а они действительно таковыми являются) – папизм, протестантизм, англиканство, монофизитство и экуменизм (который современный сербский святой Иустин (Попович) называл всеересью).
Братия мои, будем молиться, чтобы Дух Святой просветил участников Собора, дабы Синодик Православия был в очередной раз провозглашен: “Сия Вера апостольская, сия Вера отеческая, сия Вера Православная, сия Вера вселенную утверди! Защитникам Православия, благочестивым царям, святейшим патриархам, архиереям, учителям, мученикам, исповедникам вечная память”. Пусть это прозвучит на Соборе и мы воздадим хвалу Богу. Аминь».
Как это ни печально, но по всему видно, что у организаторов Собора цели иные. Это конкретно следует из содержания предложенных к рассмотрению проектов документов.
Но есть еще время у православных, чтобы прислушаться к тому, что возглашают Небесные зилоты, безстрашно обличавшие лжеучения, изобретенные губителем душ, врагом спасения рода человеческого.
Преподобный Иустин (Попович): «Экуменизм – это общее название всех видов псевдохристианства и всех псевдоцерквей Западной Европы. В нем сущность всех родов гуманизма с папизмом во главе. А все этому есть общее евангельское название: ересь, ибо в течение всей истории разные ереси не считали важными или искажали отдельные особенности Христа, а эти новые европейские ереси отвергают, оттесняют, отстраняют Богочеловека и на Его место ставят человека, и здесь нет существенного различия между папизмом, протестантизмом и другими сектами, имя которым легион».
Святитель Серафим (Соболев): «В экуменическом вопросе мы не должны упускать из виду, что в самом последнем истоке экуменического движения перед нами стоят не только исконные враги нашей Православной Церкви, но стоит отец всякой лжи и пагубы – диавол. В прежние века, возбуждая в Церкви всякие ереси, он хотел погубить Святую Церковь через смешение православных с еретиками. Это делает он и ныне через то же самое смешение посредством экуменизма с его неисчерпаемыми масонскими капиталами».
«Ересь сопряжена с ожесточением сердца, со страшным помрачением и повреждением ума, упорно держится в зараженной ею душе – и трудно для человека исцеление от этого недуга! Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святого... Сущность всякой ереси – богохульство», – пишет святитель Игнатий Брянчанинов.
В словах святых мужей все абсолютно ясно и конкретно. Поэтому народ Божий недоумевает: когда же мы услышим голос архипастырей Русской Православной Церкви? Или по-прежнему в России ревнителей Истины, корректно и аргументированно ее отстаивающих, будут причислять к сектантам, маргиналам и раскольникам? Похоже, Истина уже никому не нужна, но вне Истины нет спасения!
<-назад в раздел
Экуменисты дискредитируют зилотов: В.П. Филимонов о подготовке «Всеправославного собора»
Зилоты возглашают Истину и обличают суперересь экуменизма!
В последнее время появилось немало сочинений разных авторов, в которых слово «зилоты» носит сугубо отрицательный, а порой совершенно оскорбительный характер.
Однако многие церковно-исторические источники придают этому слову весьма похвальное значение. В Евангелии от Иоанна повествуется о том, что во время церемонии бракосочетания Своего сводного брата Симона Иисус Христос сотворил Свое первое чудо, а именно – претворил воду в вино. Увидев это, новоиспеченный жених уверовал в брата своего Иисуса Христа и стал Его ревностным последователем и учеником... Это был некто Симон. Он оставил невесту свою, дом и всю суету мирскую, и последовал за Христом. Как один из самых ревностных учеников Христовых Симон был избран в число двенадцати апостолов. Он имел два имени – Кананит и Зилот. Первое из них Симон получил по происхождению своему из галилейского города Каны. Название же Зилот значит – ревнитель: Симон разгорелся ко Христу такой ревностной любовью, что все покинул для Него и пошел за Господом, как сказано, «уневестив душу свою Жениху Безсмертному».
Вполне положительное значение упомянутого слова находим и в словарях: «Зилоты – современное греческое название монахов, ведущих подчёркнуто аскетический образ жизни и негативно относящихся к экуменизму и церковному модернизму».
Итак, прежде всего, зилот – это ревнитель, подвизающийся в добром подвиге подобно апостолу Симону Зилоту, оставивший всю суету мирскую и следующий за Христом. Так же и здоровый аскетизм – это подражание в подвиге Самому Христу, Его святым апостолам и подвижникам благочестия. Соответственно, отношение истинного последователя Господа нашего Иисуса Христа к погибельному экуменизму и церковному модернизму может быть только негативным.
Слава Богу, и в земной, воинствующей Церкви, и в Церкви Небесной есть такие светильники. Они возглашают Истину, вне которой невозможно обрести спасение безсмертной души для блаженной Вечности среди лжи и зла, царствующих в мире сем.
Особенно важно обладать этой Истиной в связи с угрозами Православию, которые несет проведение так называемого «Всеправославного собора». Хорошо известно, что он долго готовился представителями экуменических кругов Константинопольского Патриархата. Поэтому истинные ревнители – зилоты нашего времени и их Небесные покровители – дают крайне отрицательные заключения не только по проекту документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», но и подвергают жесткой критике саму идею и принципы проведения этого Собора, на который его организаторы хотят пригласить «наблюдателей» – разного рода еретиков – католиков, монофизитов и протестантов. Ересь всегда называлась ересью, лжеучением, злочестием, ведущим в погибель.
Достойно и аргументированно по части богословия выступают против экуменических тенденций представители Грузинской, Кипрской, Элладской и Болгарской Православных Поместных Церквей, а также духовенство и народ Божий Православной Церкви Молдовы.
В конце января 2016 года в Кишиневе состоялась авторитетная Международная богословская конференция «Религиозный синкретизм», организованная Движением православных юристов Молдовы с благословения митрополита Кишиневского и всея Молдовы Владимира. На мероприятии обсуждалась проблема созыва «Всеправославного собора», который может состояться в нынешнем году. Прозвучали доклады богословов из разных стран – Греции, России, Украины, Румынии, Молдавии, Грузии.
В выступлениях не раз подчеркивалось, что в самом названии проекта документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» пропагандируется идея того, что вне Святой, Соборной и Апостольской Церкви существует некий «остальной христианский мир», с которым у Церкви могут быть какие-то «отношения». Этим изначально вводится двусмысленность и размытость в определение понятий «Церковь», «христианский мир», «христиане». Самим названием документ ставит Православную Церковь частью (!!!) некоего «христианского мира», который якобы содержит в себе Православную Церковь. Иными словами, в «христианском мире» якобы есть Православная Церковь, и есть еще нечто «остальное». Таким образом, Православная Церковь теряет свой исключительный статус и становится одной из многих так называемых «церквей».
Резкой критике были подвергнуты и другие положения проекта документа, в частности, пункты 22 и 23, фактически упраздняющие всякую критику принятых на соборе решений и лишающие православных права апостольской деятельности.
По итогам конференции принята резолюция с призывом к священноначалию Поместных Православных Церквей отказаться от идеи проведения «восьмого вселенского собора».
На заседании Священного Синода Грузинской Православной Церкви 12-16 февраля был отвергнут документ «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром», а Католикос-Патриарх Илия II категорически заявил: «Наша Церковь была, есть и будет защитницей Православия. Грузинская Православная Церковь отвергает проект документа об экуменизме, приготовленный к Великому собору. Наша Церковь – это то, что спасло нашу страну и наш народ».
Грузинская Церковь также не подписала документ «Таинство брака и препятствия к нему». В отношении документа «Миссия Православной Церкви в современном мире» представители Грузинской Православной Церкви письменно зафиксировали свою отрицательную позицию.
А вот что было вынесено одним из архиереев на обсуждение Священному Синоду Кипрской Православной Церкви: «Почему в тексте присутствует множество упоминаний “церквей” и “конфессий”? Какие различия имеют в виду авторы текста, называя одних церквами, других конфессиями? Что, какая-то ересь является церковью, а какая-то еретическая группа является конфессией?
Мы исповедуем одну Церковь, а все остальное – это ереси и расколы. Полагаю, что приписывание названия “Церковь” еретическим или раскольническим сообществам является абсолютно неправильным и богословски, и догматически, и канонически, потому что есть одна Церковь Христова, которая упоминается в пункте 1, и мы не можем называть еретические и раскольнические сообщества или группы Церковью.
В тексте совсем не упоминается о том, что единственный путь, который ведет к единству с Церковью, – это путь возвращения еретиков и раскольников через покаяние в лоно Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, которой, как отмечено в пункте 1, является наша Православная Церковь».
На основании этого обращения Священный Синод Кипрской Православной Церкви принял решение о необходимости пересмотра документа «Всеправославного Собора» об экуменизме.
Митрополит Пирейский Серафим в своем Обращении к Синоду Элладской Церкви говорит: «За двухтысячелетнюю историю Церкви на Поместных и Вселенских соборах, никогда не было инославных “наблюдателей”... Еретиков приглашали на Вселенские Соборы не в качестве “наблюдателей”, а в качестве ответчиков, для того, чтобы они принесли покаяние. Если же они продолжали упорствовать в своих заблуждениях, их отлучали от Церкви и изгоняли с заседаний Собора». По мнению Владыки, присутствие инославных на «Всеправославном соборе» «узаконивает заблуждение и ересь и фактически подрывает авторитет Собора».
Владыка Серафим назвал решение, в соответствии с которым каждая Поместная Церковь будет представлена на Соборе 24 архиереями, «невиданным нововведением», безпрецедентным для двухтысячелетней истории Церкви. Он напомнил, что участие во Вселенских Соборах всегда принимало «возможно большее число епископов».
Право голоса на планируемом Соборе 2016 года будут иметь только Предстоятели Церквей, остальным епископам отводится роль статистов – безсловесных свидетелей, на которых потом будет возложена вся ответственность за принятые решения!
Отказ от приглашения на «Всеправославный Собор» всех епископов, по мнению митрополита Серафима, лишает возможности выразить мнение полноты Церкви, «чего, по всей видимости, хотят организаторы собора». Владыка напомнил, что в заседаниях Вселенских Соборов прежде всегда принимали участие представители низшего духовенства, монашествующие и миряне. «Не будет преувеличением назвать грядущий Собор «Всеправославным собором» без православных. Очевидно, что противоречащим традиции решением о представительском принципе организации собора избегается вероятность того, что некоторые епископы выскажутся против решений собора, если они будут представлять собой ревизию Предания», – заключает Владыка Серафим.
Подробному разбору и критике Пирейский митрополит подвергает проект документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»: «В этом тексте ничего не сказано о ересях и заблуждениях, словно бы они прекратили появляться в истории Церкви после восьмого века. В то время как Вселенские Соборы занимались разбором и соборным осуждением различных заблуждений, “Всеправославный собор” не наследует подобный принцип».
Жесткой критике митрополита Серафима также подвергся 22-й параграф документа. По мнению Владыки, это положение создает впечатление, что грядущий «Всеправославный собор» стремится «предрешить непогрешимость принятых на нем решений». Утверждение, согласно которому «сохранение истинной православной веры возможно только благодаря соборному строю, который издревле представлял компетентный и высший критерий Церкви в вопросах веры», не учитывает исторического факта – в Православной Церкви последним критерием истины является догматическое самосознание членов Церкви. Именно поэтому некоторые соборы, проводившиеся как вселенские, были признаны разбойничьими и незаконными».
Послание в адрес Священного Синода Элладской Церкви направил также митрополит Новой Смирны Симеон. В нем Преосвященнейший Владыка высказывает критические замечания по ряду вопросов и выражает решительный протест против того, что на «Всеправославном соборе» правом голоса будут обладать не все епископы: «Не может считаться всеправославным собор, в котором участвуют не все епископы, но лишь предстоятели Поместных Церквей, пусть даже и с внушительными делегациями. Уменьшение количества участвующих епископов умаляет авторитет Собора, и он не может считаться Святым и Великим Собором», – пишет митрополит Симеон.
Он также подверг обоснованной критике проект документа «Отношения Православной Церкви к остальному христианскому миру», указывая на его запутанность в терминологии и понятиях и на его неприемлемость. Владыка отказался принимать участие в экуменическом соборе.
Вслед за митрополитом Симеоном еще три митрополита Элладской Православной Церкви отказались участвовать в составе делегации Элладской Православной Церкви на «Всеправославном соборе» на острове Крит: митрополит Фтиотидский Николай, митрополит Манийский Хризостом и митрополит Кесарианиский Даниил. Как объяснили Преосвященные Владыки, они сделали это «по причинам личной совести», заявив: «Мы не марионетки!»
На последнем заседании Священного Синода Элладской Церкви были высказаны серьезные критические замечания в отношении проектов документов «Всеправославного собора» – «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» и «Миссия Православной Церкви в современном мире». В частности, говорилось, что создается впечатление, что «Мы признаем существование других церквей». Одно дело – это использование некоторых терминов во время диалога, а совершенное иное – это их употребление в документах всемирного масштаба, которые необходимо расценивать как «священные».
Конкретно было отмечено, что авторы проекта документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» стремятся уравнять Православную Церковь с остальными «христианскими конфессиями», утверждая, что Православная Церковь является «Единой, Святой. Соборной и Апостольской» и при этом говоря о необходимости существования иных «христиан».
Агентство orthodoxia.info сообщает: «Не исключено, что после Пасхи будет созвано новое заседание Священного Синода Элладской Церкви для обсуждения проектов документов для «Всеправославного собора», в отношении которых имеется множество возражений и альтернативных предложений.
Возвысили свой голос против экуменической ереси, которую хотят узаконить на «Всеправославном Соборе», духовенство и верующий народ Болгарской Православной Церкви.
Болгарская Церковь и ранее отвергала модернистские тенденции. В 1998 году сразу после Грузинской Церкви и Болгарская покинула еретическую организацию «Всемирный совет церквей».
В конце февраля 2016 года многие священнослужители и миряне Болгарской Православной Церкви, обратились к Его Святейшеству Патриарху Болгарскому Неофиту и Священному Синоду Болгарской Православной Церкви в связи с приближающимся «Всеправославным собором». Среди подписавших письмо известные и уважаемые в Болгарии пастыри – как монашествующие, так и приходские священники: архимандрит Иоанн (Филиппов); иеросхимонах Димитрий Зографский; иеромонах Никанор (монастырь свв. Космы и Дамиана); архимандрит Феофан (Диновский) (монастырь свв. Космы и Дамиана) и десятки других священнослужителей и монашествующих. Всего было собрано более 500 подписей.
В глубоко обоснованном с точки зрения православного богословия Обращении честные отцы просят Патриарха «выразить перед остальными Поместными Церквами аргументированное несогласие с не православным, в целом, проектом документа – “Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром” и со второй частью проекта документа “Таинство Брака и препятствия к нему”».
В заключительной части Документа говорится: «Ваше Святейшество!.. Ваша позиция, основанная на тысячелетнем Священном Предании Православной Церкви, станет истинным духовным светом, чтобы Вы водили Божий народ по следам наших великих святых отцов и православных исповедников к Божию Царству».
А 23 марта 2016 года в греческом городе Пирее прошла представительная научно-богословская конференция, посвященная вопросу созыва и проведения Всеправославного Собора. На ней выступили с докладами видные иерархи Элладской Православной Церкви, профессора Богословских факультетов и духовенство. С вступительным словом выступил Пресвященнейший митрополит Пирейский Серафим.
Критикуя Собор как обслуживающий интересы экуменизма, этой злой всеереси, по слову преподобного Иустина (Поповича), Владыка Серафим заявил: «Экуменисты безстыдно и нагло всему Священному Телу нашего Святого Православия навязывают и утверждают в качестве якобы истинного учения движимый сатаной, масонами и сионистами экуменизм. Но этот план уже давно проваливается, как это доказывается в действительности. Страшная и трагическая реальность доказывает, что экуменическое движение, при откровенной ответственности самих еретиков и инославных – с одной стороны, и экуменистов – с другой стороны, что оно не имеет никакого значения. Единственно, чего удается достичь, это смешения и синкретизма. Еретики и инославные отличаются отсутствием искренности и покаяния, оставаясь в своем сатаниском злочестии...»
Серьезной и обстоятельной критике подверг митрополит Серафим проект документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром». «Тщательное исследование данного документа, – подчеркнул митрополит Серафим, – приводит к следующему серьезному выводу: его составители преследуют цель с помощью всеправославного соборного решения узаконить и утвердить ересь, придать ей официальный статус и воцарить ересь синкретического межхристианского и межрелигиозного экуменизма в качестве официальной линии Православной Церкви».
Также буквально в последние дни о так называемом Всеправославном Соборе высказался один из самых авторитетных иерархов Элладской Церкви старшего поколения митрополит Коницкий и Погонианинский Андрей. Преосвященнейший Владыка твердо заявил: «Главное требование к участникам Всеправосланого собора – сохранить единство Православия и показать, что наша Церковь – Единая, Святая и Апостольская. Наша Церковь была основана Христом и зиждется на учении Апостолов, Святых Отцов, Вселенских Соборах, она неизменными содержит Веру и Предание.
Я бы хотел, чтобы на Соборе была осуждена практика униатства – этого папистского метода, вводящего православных в заблуждение… Уния – это система лжи и коварства. Она причинила великий вред на Украине и на Среднем Востоке.
Я бы хотел, чтобы еретические учения были охарактеризованы как ереси (а они действительно таковыми являются) – папизм, протестантизм, англиканство, монофизитство и экуменизм (который современный сербский святой Иустин (Попович) называл всеересью).
Братия мои, будем молиться, чтобы Дух Святой просветил участников Собора, дабы Синодик Православия был в очередной раз провозглашен: “Сия Вера апостольская, сия Вера отеческая, сия Вера Православная, сия Вера вселенную утверди! Защитникам Православия, благочестивым царям, святейшим патриархам, архиереям, учителям, мученикам, исповедникам вечная память”. Пусть это прозвучит на Соборе и мы воздадим хвалу Богу. Аминь».
Как это ни печально, но по всему видно, что у организаторов Собора цели иные. Это конкретно следует из содержания предложенных к рассмотрению проектов документов.
Но есть еще время у православных, чтобы прислушаться к тому, что возглашают Небесные зилоты, безстрашно обличавшие лжеучения, изобретенные губителем душ, врагом спасения рода человеческого.
Преподобный Иустин (Попович): «Экуменизм – это общее название всех видов псевдохристианства и всех псевдоцерквей Западной Европы. В нем сущность всех родов гуманизма с папизмом во главе. А все этому есть общее евангельское название: ересь, ибо в течение всей истории разные ереси не считали важными или искажали отдельные особенности Христа, а эти новые европейские ереси отвергают, оттесняют, отстраняют Богочеловека и на Его место ставят человека, и здесь нет существенного различия между папизмом, протестантизмом и другими сектами, имя которым легион».
Святитель Серафим (Соболев): «В экуменическом вопросе мы не должны упускать из виду, что в самом последнем истоке экуменического движения перед нами стоят не только исконные враги нашей Православной Церкви, но стоит отец всякой лжи и пагубы – диавол. В прежние века, возбуждая в Церкви всякие ереси, он хотел погубить Святую Церковь через смешение православных с еретиками. Это делает он и ныне через то же самое смешение посредством экуменизма с его неисчерпаемыми масонскими капиталами».
«Ересь сопряжена с ожесточением сердца, со страшным помрачением и повреждением ума, упорно держится в зараженной ею душе – и трудно для человека исцеление от этого недуга! Всякая ересь содержит в себе хулу на Духа Святого... Сущность всякой ереси – богохульство», – пишет святитель Игнатий Брянчанинов.
В словах святых мужей все абсолютно ясно и конкретно. Поэтому народ Божий недоумевает: когда же мы услышим голос архипастырей Русской Православной Церкви? Или по-прежнему в России ревнителей Истины, корректно и аргументированно ее отстаивающих, будут причислять к сектантам, маргиналам и раскольникам? Похоже, Истина уже никому не нужна, но вне Истины нет спасения!
Валерий Филимонов,
русский писатель-агиограф
русский писатель-агиограф