Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
17.03.2016

О попытках десакрализации Таинства Причащения

 

ЧТО ТАКОЕ ЕВХАРИСТИЯ

Слово «Евхаристия» в узком смысле означает молитву благодарения перед освящением хлеба и вина во время Литургии, а в более широком – Святое Таинство Причащения, без которого нет Христианства. Святые Отцы Церкви считают Евхаристию важнейшей частью богослужения и вершиной соборности, потому что она придает единство, значение и смысл всем остальным моментам Литургии и службам в целом.

С момента воплощения Бога Слова в Богочеловека Иисус Христос стал зримой реальностью и вечной радостью для живущих. После Сошествия Святаго Духа на Апостолов в день Пятидесятницы Церковь соделалась Телом Христовым. В этом смысле Богочеловек Иисус Христос – самая совершенная Евхаристия, т. к. именно в знак наивысшей благодарности Он принес Себя в жертву Богу – раз и навсегда, за всех, кто Его любит. Принося Господу нашему хлеб и вино для освящения, мы лично встречаемся с Живым и Воскресшим Христом, с Тем, Кто есть суть нашей жизни.

Евхаристия – это сердцевина, кульминация церковной службы. Это – Таинство Таинств, к которому все сводится и от которого все исходит. Вера Церкви зиждется на словах Христовых: Сие есть Тело мое, и Сия есть Кровь моя (Мф. 26, 26–27; Ин. 6, 51, 56). Совершение Евхаристии можно сравнить с плаванием в ковчеге, собравшем всех верных, который есть Церковь, спасающая людей для Царствия Божия. Но для участия в этом плавании необходимо одно условие – презрение мира сего для сближения со Христом – Началом и Концом, Тем, Кто есть прежде всего, и все Им стоит (Кол. 1, 17).

 

ОТЦЫ ЦЕРКВИ О ЕВХАРИСТИИ

 

Святой мученик Иустин Философ, ученик Апостолов, писал: «Пища эта у нас называется Евхаристиею (благодарением), и никому другому не позволяется участвовать в ней, как только тому, кто верует в истину учения нашего и омылся омовением в оставление грехов и в возрождение, и живет так, как предал Христос. Ибо мы принимаем это не так как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье: но как Христос, Спаситель наш, Словом Божиим воплотился и имел Плоть и Кровь для спасения нашего, таким же образом Пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его, и от которой через уподобление получает питание наша кровь и плоть, есть – как мы научены – Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса. Ибо Апостолы в написанных ими сказаниях, которые называются Евангелиями, предали, что им было так заповедано: Иисус взял хлеб и благословил, и сказал: „Это делайте в Мое воспоминание, это есть Тело Мое“; подобным образом Он взял чашу и благодарил, и сказал: „Это есть кровь Моя“, и подал им».

Священномученик Игнатий Богоносец, ставший епископом Антиохии в 69 году от Рождества Христова, о людях, не соблюдавших учение Апостолов и Святых Отцов, говорил: «Они удаляются от Евхаристии и молитвы потому, что не веруют, что Евхаристия есть Плоть и Кровь Спасителя нашего Иисуса Христа».

Священномученик Ириней Лионский, родившийся около 130 года, учил: «Хлеб от земли после призывания над ним Бога не есть уже обыкновенный хлеб, но Евхаристия, состоящая из двух вещей – из земного и небесного».

Святой праведный Николай Кавасила (XIV в.) прекрасно объясняет церковное понимание духовного эффекта Евхаристии: «О, Таинство великое и непознаваемое! Как возможно соединить ум Христов с нашим собственным умом, волю Его – с нашей собственной волей, Тело Его – с нашим собственным телом, Кровь Его – с нашей собственной кровию? Каков же ум наш, когда владеет нами ум Христов, и воля наша, когда подчиняется Его блаженной воле?! Каково наше тело – персть, которая очищается в пламени Христовом?!»

Все приведенные слова показывают, как правильно следует понимать Евхаристию, как должно к ней приступать и участвовать в ней. Церковь никогда не искала научного объяснения, когда и каким образом хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы. Церковь хочет и должна знать лишь то, что через святое Таинство Евхаристии христиане, благодаря своей вере, возрастают во Христе, и что это – духовная пища, укрепляющая и обновляющая нас.

 

ПОРЯДОК ПРИЧАЩЕНИЯ
НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ

 

Приношение Евхаристической Жертвы на Божественной Литургии – не только напоминание о Тайной Вечери, состоявшейся прежде Страстей Христовых. Это – событие, которое мистически и одновременно зримо и осязаемо делает нас участниками Таинства, где истинно присутствует Господь Иисус Христос в Духе Святом, в Церкви и собрании верующих в Него: …И мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10, 17). Причащение является духовным и телесным соединением с Господом, с подлинными Телом и Кровью Христовыми для прощения грехов и обретения Жизни Вечной.

Священнослужители, совершающие Литургию, причащаются в алтаре – сначала Тела, а потом Крови Христовых. Священники берут частицу Тела в правую руку, а Кровь – троекратно испивают из Чаши. Диакон принимает частицу Плоти из руки священника, а Кровь – из подаваемой им Чаши.

На Литургии Преждеосвященных Даров священнослужители причащаются Тела, соединенного с Кровью, а затем из Чаши пьют освященное вино, смешанное с водой. Если в такой службе участвует диакон, он принимает Святые Тайны из рук священника и, причастившись, употребляет освященное вино.

Верующие приступают к Таинству по Причащении священнослужителей. После возгласа священника или диакона: «Со страхом Божиим и верою приступите!», они подходят к отверстым Царским Вратам, и пастырь, прочитав молитву перед Причащением, преподает им Тело и Кровь Христовы. После Причащения звучат благодарственные молитвы.

 

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ
К ПРИНЯТИЮ СВЯТЫХ ТАИН

 

Верующие обязаны подготовиться к участию в Таинстве Евхаристии. Духовная подготовка состоит в молитвенном делании, исправлении жизни, воздержании от всевозможных грехов. В этом подвиге самосовершенствования помогает телесный пост, цель которого – усмирение плоти.

Святая Церковь предписывает необходимые срок и порядок подготовки к Причащению. Для взрослых она длится семь дней перед Таинством и подразумевает употребление постных снедей без масла, а в утро Причастия – полное воздержание от пищи и питья. Непосредственно перед Литургией, на которой человек собирается причаститься, или вечером накануне он должен приступить к Таинству Исповеди (Покаяния), чтобы очистить свою душу от греха для достойного принятия истинных Тела и Крови Христовых. Детям, болящим, беременным и кормящим женщинам допускаются послабления, на которые необходимо взять благословение у священника.

Сербская Православная Церковь всегда следовала нормам подготовки к Таинству Евхаристии, установленным святым Саввой. (Некоторые из них приведены в конце этой статьи).

 

ЗАЧЕМ ЭКУМЕНИСТЫ ОТМЕНЯЮТ
ПОДГОТОВКУ КО ПРИЧАСТИЮ

 

В наши дни, разделяя экуменическую ересь, некоторые священники пытаются внушить верующим, что ко Святому Причастию можно приступать и без подготовки, не постясь и даже не исповедуясь. Такое ложное мнение отнюдь не ново, оно встречалось в Церкви и ранее. Отождествление Причастия, этого высочайшего акта соединения с Богом, с вкушением обычной пищи – есть кощунство, подрывающее один из столпов Православия. В Священном Писании читаем: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. <…> Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 27). Отсюда становится понятно, что экуменисты, уговаривающие народ причащаьься без соблюдения правил, толкают людей в погибель.

На эти недвусмысленные предупреждения Священного Писания они отвечают еще одной ложью, утверждая, что достойных якобы все равно нет, а потому подготовка ко Причастию никакой пользы не приносит и, соответственно, необязательна. Так они пытаются убедить верующих в ненужности подвига, вошедшего в традицию Православия, подрывают главнейший постулат Христианства о подвижнической борьбе со злом. Десакрализация Таинства Причащения и отмена подготовки к нему нацелены на чаемое экуменистами «соединение церквей», а посему предполагают низведение Православия до уровня латинской и протестантской ересей.

В это смутное время, когда волна экуменизма захлестнула нашу Сербскую Православную Церковь, каждый верующий человек обязан изучить основы Православия, дабы не прельститься лукавством волков в овечьих шкурах.

 

ИЗ «НОМОКАНОНА»
СВЯТОГО САВВЫ

 

«Если, кроме обычных четырех постов, кто захочет приступить ко Святому Причащению, то должен прежде попоститься семь дней, пребывая в церковных и домашних молитвах (по нужде же постятся три, или только один день) и приготовляя себя к чинному исповеданию своих грехов.

Находящиеся же в супружестве должны в те дни воздержаться от супружеского совокупления.

Перед восьмым днем должен исповедать перед иереем все свои грехи и с вечера ничего не вкушать. Не могущие же, ради малости лет или старости, полностью воздержаться от пищи, могут немного поесть. После же полуночи все должны воздержаться. Также в молитвах, поклонах и духовных размышлениях должны пребывать, насколько возможно, готовящиеся. А не умеющим читать и находящимся на большом расстоянии от церкви иерей должен дать свое домашнее правило.

После обычных утренних церковных молитв все хотящие причаститься и не умеющие читать должны остаться в церкви, чтобы выслушать читаемое иереем правило ко Святому Причащению и обычные часы. Умеющие же читать читают все это сами дома.

К началу святой Литургии все должны собраться в церковь и, стоя со страхом и благоговением, молиться и слушать святую службу. Во время причащения приступят к Чаше чинно, с глубоким смирением, и Христу, истинно присутствующему в Тайнах под видом хлеба и вина, каждый совершит один земной поклон с крестообразно сложенными на груди руками, исповедуя распятого Христа и имея к Нему любовь.

Приняв Тайны, проглотят их и, после того, как священник покровцем вытрет уста, облобызают край святой Чаши, как само Христово ребро, из негоже истече кровь и вода. И, немного отступив, кланяются не до земли, ради сохранения принятых Таин, и стоят на своих местах, не разговаривая друг с другом и, тем более, не плюя, пока антидор и вино с теплотой не подадут им. И, стоя неисходно до конца святой Литургии, совершают благодарственные молитвы по Святом Причащении» («Великий Типик», гл. 32).

 

Перевод с сербского Майи ЙОНЧИЧ

Источник: Газета "Православный Крест" № 150


<-назад в раздел

Русский календарь