НАШЕ ПОКАЯНИЕ РЕШАЕТ СУДЬБЫ МИРА: Окончание беседы с Людмилой Хухтиниеми
Посетив сайт «Общества памяти святых Царственных Мучеников и Анны Танеевой в Финляндии» (http://tsaarinikolai.com), мы сразу поняли, что имеем дело с единомышленниками. Большинство публикаций этого ресурса посвящено святой Царской Семье, ее друзьям, верным слугам и пребыванию на финской земле. Но затрагиваются и иные темы – сохранение чистоты веры, опасность глобализации, война в Новороссии… Обо всех этих вопросах авторы рассуждают в православном духе – с ревностью по Бозе и любовью к России. Нам очень захотелось познакомиться с председателем организации, столь необычной для страны с либеральными западными ценностями. Сегодня мы публикуем окончание беседы с Людмилой Михайловной Хухтиниеми.
– Людмила Михайловна, когда и при каких обстоятельствах образовалось Ваше «царское» Общество? В чем его основная миссия?
– «Общество святых Царственных Мучеников и Анны Танеевой в Финляндии» было создано в 2007 году по благословению тогда еще митрополита Смоленского Кирилла, ныне Патриарха Московского и всея Руси. Согласно Уставу, цель его деятельности – сохранение, почитание и популяризация исторических мест летнего пребывания Государя Николая II с Семьей в Виролахти и памятных мест, связанных с фрейлиной Государыни Анной Танеевой (Вырубовой), в Хельсинки.
Первый год председателем Общества был священник Московского Патриархата, который вскоре отказался от этой должности под давлением начальства, не разделявшего наших взглядов. И эта потеря для нас, к сожалению, была не единственной. Но бы что бы ни случалось, во всех скорбях и трудных обстоятельствах, ощущалась помощь Божией Матери (в первую очередь от ее иконы «Державная») и великой мученицы Царицы Александры Феодоровны.
Глубоко верю, что молитвами Царственных Мучеников Святая Русь, очистившись, возродится, и время предателей Бога, Царя и Отечества закончится.
Икона Царственных Мучеников на могиле А. Танеевой
– А почему Вы начали ухаживать за могилой А.А. Танеевой? И вообще как возникло у Вас это трепетное отношение к святой Венценосной Семье?
– После того, как я прочла воспоминания Анны Танеевой о Царской Семье, сначала у меня родилось чувство сострадания, а затем и почитание. Эта женщина жила жизнью Государыни и ее близких, имела трогательную неразрывную связь с ними, которую, кроме прочего, Господь явил нам и чудом: 17 июля 2012 года во время Крестного хода по царским местам (в 250 км от Ильинского кладбища), на могильном кресте Анны Александровны обновился образ Царственных Мучеников.
Описанные фрейлиной душевные страдания Царской Четы, особенно жертвенная жизнь Императрицы, не могут оставить равнодушным. Так, Анна Александровна вспоминала: «Когда Александра Феодоровна только что прибыла в Россию, она написала графине Ранцау, фрейлине своей сестры, принцессы Ирен: „Моего мужа отовсюду окружают лицемерие и лживость. Чувствую, что нет никого, кто мог бы быть его действительной опорой. Немногие любят его и свое Отечество, и я чувствую, что еще меньше тех, кто действительно выполняет свои обязанности по отношению к моему мужу. Все делается ради личных выгод, и повсюду интриги, и всегда только интриги". Как же правильно поняла Государыня по прибытии в Россию положение Государя! Но о том, что и она сама также окажется жертвой интриг, она вряд ли могла догадаться. День за днем мы замечали, что направленная против Государыни недобрая молва только усиливалась. <…> Отверженное положение, конечно же, не нравилось молодой Государыне, она пыталась скрыть свою горечь и старалась показать себя как можно более гордой и холодной, хотя слезы поневоле выступали на ее глазах. Свет одобрял [такой] порядок, не видя в этом ничего удивительного, – настолько большая была популярность, которой пользовалась вдовствующая Государыня. Одним из последствий этого стало то, что в России образовалось два двора: двор вдовствующей Государыни, который был более влиятельным, в него входили Великие Князья и высший свет, и небольшой двор Государыни с ее несколькими верными приближенными, а также Государь, хотя и не всецело». Это обстоятельство стало поводом для безнаказанного распространения сплетен, рожденных в высших кругах, которые впоследствии и предали Государя.
Но в то же время «жизнь Их Величеств, – пишет Анна Александровна, – была безоблачным счастьем взаимной безграничной любви. За 12 лет я никогда не слышала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видела их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга. Государь называл Ее Величество „Sunny". Приходя в ее комнату, он отдыхал, и, Боже сохрани, [вести] какие-нибудь разговоры о политике или о делах».
Эти слова вполне созвучны с замечанием камердинера Императрицы А.А. Волкова: «Я скажу про них просто: это была самая святая и чистая семья».
Александра Феодоровна ощущала ответственность перед Богом за сохранение в неприкосновенности царского самодержавия в Российской Империи. Она была противницей подписания Государем Манифеста о создании Думы. По воспоминаниям Анны Александровны, «больше всего Государыня боялась войны, т. к. она видела в этом конец России. Государь скрыл от нее всеобщую мобилизацию. Я была свидетелем ее неописуемой скорби, когда она узнала об этом, все еще желая всеми своими силами как-то спасти Россию. Она чувствовала приближение гибели и искренне пыталась делать все возможное, что может сделать любящая женщина для спасения – как России, так и своей семьи. День ото дня Государыня становилась все более сломленной горем. Мы, которые были рядом с ней, особенно жалели ее. По характеру она была замкнутой и во многих отношениях недоступной, часто была грустной и становилась все более и более подавленной. Японская война и последующее за ней время тягостной атмосферы отнюдь не принесли облегчения в горе Государыни. Ее здоровье ухудшилось, часто она чувствовала себя усталой и больной, но умела сверхчеловеческими усилиями скрыть свою болезнь. Терпела годами, прежде чем это стало известно придворному кругу».
Также верная фрейлина замечает: «Государь хорошо знал, что почти все близкие родственники настроены против него и замышляют свержение его с престола, чтобы наречь Государем Кирилла Владимировича. Но ни Государь, ни Государыня не принимали серьезно семейных сплетен, т. к. они были уверены в верности престолу народа и армии».
Государыня одна из первых предсказала дальнейшую судьбу России – то, что все происходившее на ее глазах – лишь «болезнь», после которой страна «окрепнет». Среди козней и несправедливостей недоброжелателей Александра Феодоровна вела себя достойно и мужественно – не жалуясь и никого не упрекая: «Мы не должны винить ни русский народ, ни солдат: они не виноваты». Во всех тяжелых ситуациях ее укрепляли постоянное упование на Промысл Божий и молитва: «Непоколебимая вера в Бога поддерживала ее и давала мир душевный, хотя она всегда была склонна к меланхолии. „Никогда нельзя знать, что нас завтра ожидает", – говорила она и всегда ждала худшего. Молитва, повторяю, была ее всегдашним утешением».
Думаю, святая Царица Александра – это образец самоотверженности, мудрости, верности, благородства, великого терпения и преданности воле Божией.
А.А. Танеева с Императрицей
– Что Вы можете сказать о значении подвига и прославления святой Царской Семьи для судеб России и мира?
– Я убеждена, что Царь был и остается символом России; его почитание – это отличительная черта русского человека. В воспоминаниях детства Анна Александровна пишет: «Наш род служил трем Царям, каждый день в нашем доме Царь упоминался почти как Богу равный. В нашем сознании он не был обыкновенным смертным, а как будто тем, из которого брало свое начало все хорошее и ради которого мы были готовы при необходимости пожертвовать всем. Ничто не казалось нам более благородным и более почетным, чем быть полезными каким-либо образом Государю».
Царская Семья была воистину малой Церковью, проникнутой единым духом и любовью к России: «Царские дети навсегда запечатлелись в моей душе. Прежде всего, я помню, насколько гармоничной была жизнь Царской Семьи, какими непоколебимыми узами Великие Княжны были привязаны к своим родителям, к Наследнику и друг к другу. Все царские дети получили религиозное воспитание <…>. Особой их чертой была горячая любовь к Отечеству. Страна, в которой они родились, была ими так любима, что они со страхом думали о возможности оказаться в брачном союзе, ради которого нужно будет оставить Родину или изменить свою веру. <…> Дочери Государя высказывали пожелания, что они готовы служить России, готовы пойти замуж за русского человека и готовы родить детей, которые любили бы Россию так, как любят они сами. Навсегда остался в моей памяти случай, когда она (Великая Княжна Ольга Николаевна, – примеч. Л. Х.), семилетняя, играла со своими двоюродными братьями, сыновьями Великой Княгини Ксении Александровны и Великого Князя Александра Михайловича. Во время игры кто-то из мальчиков неприлично себя повел. Она разразилась плачем и, придя ко мне, пожаловалась: „Знаешь ли, Аня, что кузен сделал? Он солгал!" Такая честность и правдивость была редкостью в кругу двора».
Но русский народ, к сожалению, нарушил соборную клятву 1613 года о верном служении до второго пришествия Христа Помазанникам Божиим – Самодержавным Царям из Дома Романовых. Однако, несмотря на это предательство и многочисленные отступления от истины, Господь не уничтожил Русь – молитвами благоверного монарха Николая Александровича и его святого Семейства. «Если для спасения России нужна искупительная жертва, я буду этой жертвой. Да свершится воля Божия», – пророчески говорил Государь.
Поэтому очень скорбно, что старая ложь о Царственных Мучениках все еще живет во многих умах и сердцах. Дело Ленина и Троцкого продолжают «перекрашенная» власть и «церковные» предатели веры и Отечества.
В Пантелеимоновом монастыре на Афоне в день убиения Царской Семьи на одной иконе потемнел лик Спасителя. Есть пророчество, что образу суждено обновиться после прославления Царственных Страдальцев, однако этого до сих пор не случилось. В ноябре 1999 года во время богослужения, накануне их канонизации, он прояснялся лишь на некоторое время. Возникает вопрос: почему? Возможно, причина в том, что еще не все православные чтут Царственных Мучеников так, как подобает? Например, у нас в храме можно услышать, что Царь был слабым, да и вообще монархи только мешали России. Также и финские шхеры, место летней резиденции Императора Николая Александровича, в забвении у церковного священноначалия…
Явившись одной рабе Божией, Царь предупредил: «Среди священства есть не настоящие, а подставные, лживые. Они многое от людей скроют из сказанного мной. <…> Как только потрудитесь на славу Божию, так пожнете плоды. <…> Остерегайся всех, кто будет отводить тебя от святого дела. Они идут против воли Божией и царской, но скоро за это дадут ответ. Скажи священству, чтоб писались иконы и была молитва. Через эти иконы буду вымаливать чудесную помощь, ибо имею власть помогать многим. Получу власть помогать и всему народу, когда буду прославлен и на земле. И тогда, скажи, Россия процветет на малое время» (Крымский Афон. Сборник духовно-нравственного просвещения Свято-Успенского мужского монастыря. Бахчисарай, 1999. № 1).
То, что наблюдается на нашей Родине сегодня – аборты, нежелание создавать семьи, разводы, умножение зла, растление народа – все это, на мой взгляд, последствия замалчивания царской темы, нераскаянности в свержении и убийстве Царя.
Игумен Серафим (Кузнецов) писал: «Пройдут скорбные дни лихолетья, и русский народ, испив до дна чашу безпримерных бед и скорбей в наказание за невинно пролитую кровь Помазанника Божия и его Семьи, сознает свою вину <…>. Пока этого раскаяния в русском народе не будет – до тех пор не будет и милости от Бога. Не будем лгать перед собою: мы все, только в разной степени, повинны в этом грехе <…>. Дальнейшее зависит от нас самих, и чем скорее мы принесем покаяние, тем скорее <…> засияет луч скрывшейся от нас любви».
А святой праведный Иоанн Кронштадтский еще в 1905 году прорек: «Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок».
Т. е. мы все должны прийти к осознанию того, что от нас, простых русских людей, зависит судьба нашего Отечества и всего мира.
В «Патерике» описано, как один авва поинтересовался у ученика: «Почему ты ни о чем меня не спрашиваешь?», а тот ответил: «Мне достаточно смотреть на тебя». Так и с Царственными Мучениками – когда видишь их фотографии, возникает горячее покаянное чувство, желание жить благочестиво, измениться к лучшему; отступает уныние и возвращаются душевный покой и силы.
Кто видел в жизни только раз
Сиянье кротких царских глаз,
Тому их век не позабыть
И тех очей не разлюбить.
Кому их встретить довелось,
В том сердце верою зажглось,
Того в дни бедствий не смутят
Ни зло людей, ни смертный яд.
Всегда и всюду перед ним
Блестят величием своим
Глаза, которым равных нет
В греховном мире слез и бед.
Сергей БЕХТЕЕВ
Но бездействуя, мы усугубляем наши нераскаянные грехи вероотступничества и клятвопреступления. Не стоит оправдываться! Зло лишь умножается в мире, и нужно как можно скорее испросить у Бога прощения за жизнь без веры, успеть покаяться и хоть немного исправиться. И обращение в молитвах к святому Царю Николаю, к святым Царственным Мученикам особенно укрепляет в борьбе со злом, в противостоянии приходу «человеку греха, сына погибели»(2 Фес. 2, 3). В этом – наша надежда, по царскому обетованию: «Как только потрудитесь на славу Божию, так пожнете плоды!», и, по слову старца Николая Гурьянова, что «Русью мир спасется».
Хочу завершить эту беседу словами А.А. Танеевой, в постриге –монахини Марии, как бы обращенными ко всем нам: «Мы, русские, часто виним в нашем несчастье других, не желая понять, что положение наше – дело наших же рук, мы все виноваты, особенно же виноваты высшие классы. Мало кто исполняет свой долг во имя долга и России. Чувство долга не внушалось с детства; в семьях дети не воспитывались в любви к Родине, и только величайшее страдание и кровь невинных жертв могут омыть наши грехи и грехи целых поколений.
Да поможет Господь нам, всем русским, томящимся на далекой чужбине и страждущим в многострадальной, но безконечно нам всем дорогой Родине, соединиться в любви и мире друг с другом, принося наши слезы и горячее покаяние милосердному Богу за безчисленные согрешения наши, содеянные перед Господом, Богом венчанным Государем нашим и нашей Родиной! И только тогда встанет великая и могучая Россия, на радость нам и страх врагам нашим».
Святые Царственные Мученики и приснопамятная матушка Мария, молите милостивого Бога о нас, грешных!
– Спаси Господи, Людмила Михайловна! Сердечно благодарим и желаем помощи Божией в Вашем исповедническом «царском» служении на Финской земле!
Беседовала Анастасия Державина