«Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…»
Приближается Великий Пост – «обличитель грехов, проповедник покаяния», время, когда мы должны сугубо позаботиться о спасении своих душ. Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5), – предупредил Господь, а это значит, что борьба со страстями немыслима без благодати святых Таинств. Но, к сожалению, сегодня модернисты стремятся упразднить установления Церкви о подготовке ко Причастию. «Достойных все равно нет!» – лукаво говорят они, настаивая на отмене обязательной предварительной Исповеди. На самом деле цель этих реформаторов – убедить верующих в ненужности аскетизма, подвижничества, отличающего Православие. Им надо максимально приблизить нашу веру к латинской и протестантской ересям, чтобы и Православная Церковь отошла от истины и уже мало чем отличалась от других «христианских» религий.
Предлагаем к прочтению перевод статьи монаха Моисея Святогорца, старца каливы святителя Иоанна Златоуста скита великомученика Пантелеимона монастыря Кутлумуш. Автор отмечает, что написал ее «не ради поучения, а только для напоминания о традиции нашей Святой МатериЦеркви, о важности и значении Таинства Покаяния».
Исповедь – одно из Таинств нашей Церкви. Это не просто какоето формальное, привычное действие, «чтобы соблюсти приличия» или «подготовиться к празднику», не вынужденная обязанность и не акт «психологической разгрузки». Исповедь всегда должна сопровождаться покаянием. Один из святогорских старцев, Емилиан из монастыря Симонопетра, говорит: «Многие исповедуются, но немногие каются».
Покаяние – исходит из глубины души, это процесс раскаяния и сожаления о том, что мы отдалились от Бога. При этом искреннее покаяние не может сопровождаться чувствами безысходности, отчаяния и тяжести от неисправимой вины. Такое состояние – признак не искреннего покаяния, а скрытого эгоизма, когда мы негодуем от унижения своего «я» и стыда. Покаяние – это перемена образа мыслей, коренное изменение характера и поведения человека, обретение утраченной нравственности и удаление от греха. Покаяние – это любовь к добру, т. е. ко всем добродетелям, желание и готовность вновь соединиться со Христом благодатью Святаго Духа. Покаяние зарождается в тайниках человеческой души и неизменно изливается в божественном, святом Таинстве Исповеди.
На Исповеди человек искренне кается, смиренно признается в грехах духовнику – зная, что стоит не перед человеком, а пред Самим Господом. Никакой ученый, врачпсихиатр, психоаналитик, психолог, социолог, философ или теолог не может заменить священника, принимающего Исповедь. Также ни одна икона, даже самая чудотворная, не способна даровать человеку то, что дает Исповедь – прощение грехов.
Исповедник берет кающегося под свою опеку; он как бы усыновляет его, прилагая все усилия для его духовного возрождения. Поэтому его и называют духовным отцом. Как правило, духовное отцовство простирается на всю жизнь человека и по своей сути оно более возвышенно и прочно, чем любые семейнородственные связи. Духовное возрождение – процесс, сопровождаемый болью, поэтому священник обязан заботиться о душе своего духовного чада со страхом Божиим, пониманием, смирением и любовью.
На проведение Исповеди иерея благословляет епископ, но право «вязать и решить» грехи на земле и на Небе он получает при рукоположении в священный сан как наследник Святых Апостолов. Так сохраняется эта каноническая связь, эта цепочка преемственности от Апостолов к епископам и от епископов к священникам.
Как и другие Таинства нашей Церкви, Исповедь совершается не благодаря личным способностям и достоинствам священника, а именно в силу святости его сана, благодатью Святаго Духа. Возможные грехи самого пастыря при этом не имеют значения. И горе нам, если мы изза недоверия к нему усомнимся, например, что во время Божественной Литургии хлеб и вино действительно претворяются в Тело и Кровь Христовы! Разумеется, сказанное не означает, что священник не должен заботиться о чистоте своей души.
Итак, еще раз повторим: исповедник – это духовный отец, призвание которого заключается в спасении его духовных чад, что требует серьезных усилий.
Отсюда понятна и скорбь духовника, когда его дети от него отдаляются. Впрочем, будет лучше, если вместо переживаний он продолжит молиться о таковых и их единстве с Церковью. Обязанность духовника – действовать только во благо пасомым, и никак иначе.
Отецисповедник заботится о духовном чаде как о собственном ребенке, он знает все его сильные и слабые стороны, возлагает обязательства по силам, даже епитимью назначает с благостью, помогая в борьбе со страстями и стяжании добродетелей.
Общение духовного отца и чада требует бережного обращения, уважения и доверия с обеих сторон. Во время Исповеди чадо открывает духовнику свои помыслы, желания и намерения – порой даже такие, в которых трудно признаться и самому близкому другу. Конечно, исповедник должен ценить такое доверие и поддерживать его, не говоря уже о том, что, согласно церковным правилам, он обязан хранить тайну Исповеди.
Хотя существует определенный Святыми Отцами порядок проведения Таинства Покаяния, отношения духовного отца и чада в каждом случае индивидуальны. Ни один человек не похож на другого, у каждого из нас – собственные наклонности и черты характера, разные потребности и возможности, объем знаний и способности. Поэтому духовник с помощью Божией благодати должен учитывать все это, помогая своим чадам исповедоваться наилучшим образом. Он должен быть милосердным, но, если это необходимо, то и строгим. Однако не следует принимать суровый вид лишь ради поддержания такового мнения о себе, как не должно проявлять и чрезмерную мягкость и человекоугодие, побуждая людей выбрать себя духовником. Необходимые качества исповедника: страх Божий, ум, честность, смирение, рассудительность, чуткость и молитва.
Епитимия по сути своей это не наказание, а наставление, помощь кающемуся. Она налагается не как кара за несоблюдение заповедей и правил или средство для удовлетворения Божественного правосудия. Нет, такое мнение еретично. Епитимия обычно назначается в случаях явного двоемыслия грешника, сознательного уклонения во зло, как крайнее средство для спасения человека. «Имей любовь – и делай, что хочешь», – говорит Блаженный Августин. Ему вторит отец Афанасий Метеорский: «Исповедник – посредник между кающимся и Богом. Во время Исповеди он относится к человеку не как психолог или ученый. Он действует как священник, как опытный целитель, как заботливый отец. Слыша о грехах кающегося, он одновременно просит Бога о вразумлении, чтобы суметь найти для больного наилучшее лекарство».
Наша Святая Церковь – Тело Христово. Это вселенская больница, гле лечатся изувеченные грехами души, где люди исцеляются от ран, нанесенных демоническими силами и страстями. Но Церковь – это не общественная или социальная организация, предоставляющая определенные услуги. Это – источник жизни, избавления и спасения верующих, принимающих святые Таинства.
Священническая епитрахиль – «инструмент», который, по словам старца Паисия Святогорца, «укрепляет человека; это хирургический скальпель, удаляющий страсти. Он предназначен, чтобы служить людям, врачевать и спасать их». Бог через священника отпускает человеку его грехи. Это следует, например, из разрешительной молитвы: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти чадо (имя), и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Неисповеданный грех будет обременять душу как в земной, так и в будущей, загробной жизни.
Во время Таинства не следует повторно уже однажды исповеданные грехи. Это означает, что человек не верит в благодать святого Покаяния. Господу, конечно, известны все наши беззакония, поэтому говорить о них священнику нужно честно и откровенно. По словам преподобного Никодима Святогорца, «Исповедь – сознательный словесный акт, раскрывающий злые дела, слова и мысли, прямо и непосредственно, без стыда перед духовным отцом». Святой объясняет, что раскаяние во грехах должно быть осмысленным, свободным, без усилий со стороны духовника «вытянуть признание». Исповедь – это не пустые слова, а сердечное сожаление о том, что мы оскорбили и опечалили Бога своими грехами. Исповедуясь, человек не должен быть слишком сентиментальным. Также недопустимы лицемерие и показные, неискренние слезы. Покаяние подразумевает полное внутреннее очищение человека, ненависть ко греху и, напротив, любовь к правде и благодарность Богу. Человек должен исповедоваться без самообмана, не изображая из себя жертву и не упиваясь самоуничижением.
Во время Исповеди часто бывает, что люди так или иначе пытаются уклониться от признания своих ошибок. Рассказ о духовных недугах или даже падении они обрамляют множеством излишних оправдательных слов, оценками ситуации, умаляющими их личную ответственность, а то и прямыми обвинениями ближних в своих грехах. Такие попытки «сохранить лицо» во время Таинства Покаяния неуместны. Стыд мы должны испытывать до совершения греха, при зарождении греховных помыслов и желаний. А стеснение, преодолеваемое при самообличении на Исповеди, освободит нас от безчестия в день Страшного Суда, ибо мы не будем судимы за те грехи, от которых разрешит священник. Искреннее покаяние более всего ограждает от повторения ошибок. Конечно, постоянное самосозерцание христианина и чувство собственной греховности не позволяют до конца забыть прежние беззакония, но Исповедь наша должна быть последовательной – тогда и милость Божия от нас не отступит, и козни демонов будут не столь действенны, и даже мысли о смерти – не так страшны.
Основное предварительное условие нашего соединения со Христом – это очищение сердца и души от грехов, от всего того, что нынешнее общество потребления навязывает человеку; избавление от богопротивного духа гордости, самолюбия, эгоизма, человеконенавистничества, дерзости, хульных и скверных помыслов, вредных сомнений, зависти и жадности.
Чистота сердца – сегодня редчайшее качество в дружеских, рабочих и даже семейных отношениях; в разговорах, желаниях, мыслях – в том числе и среди пастырей. Т. н. средства массовой информации постоянно снижают свою нравственную планку, насаждая грех и ложь. Многие забывают, что такое скромность и строгость, простота и мужество. Все это приводит к духовному помрачению, когда в людях доминирует рационалистическое мышление, а сила воли и стремление жить по заповедям Божиим ослабевают. Так человек становится духовно неустойчивым, его нравственные ценности и ограничения постепенно сходят на нет.
Ныне люди нередко оправдывают собственные страсти и ошибки, приуменьшают свои грехи, и подобное поведение поощряет психология. Признание в грехах считается малодушием, проявлением слабости. Постоянные попытки обелить себя и переложить ответственность на других сформировали эгоистичного и инфантильного человека, не способного противостоять диавольским искушениям.
Некоторые люди уже настолько рациональны, что евангельские ценности и каноны для них существуют только в контексте их личных потребностей и желаний; они пытаются приспособить под себя даже четко определенные церковные правила о посте, воздержании, деторождении, нравственности, скромности, порядочности, честности и проч.
Поэтому духовничество в наши дни – крайне непростое служение. Учитывая все это, необходимо восстановить в полной мере катехизацию, евангелизацию, духовное обучение не только верующих, но и священства. Конфликтная атмосфера, отсутствие истинной святости, безбожие и материальные устремления – вот реалии нашего времени. Особое внимание в этой связи требуется молодому поколению, ибо именно молодежь, чье нравственное воспитание в таких условиях не может быть полноценным, как никто другой нуждается в любви и духовной опоре.
Есть и другие серьезные проблемы: даже среди нас, христиан, часто наблюдается стремление «работать меньше, а жить лучше». Мы постоянно ищем, на кого бы переложить свои трудности, поскольку не хотим нести свой крест. Часто мы и понятия не имеем о его смысле – мы благоговейно кладем поклоны перед распятием в Церкви, усердно крестимся, но в то же время личный крест отвергаем. Мы почитаем мучеников и всех святых, но сами избегаем столкновения с малейшим препятствием или проблемой. Пост у нас считается слишком сложной задачей, мы едва не отчаиваемся, когда заболеваем, не терпим критики в свой адрес, даже если виноваты. Как же мы сможем смириться с несправедливостью, клеветой, гонениями и ссылками – со всем тем, что претерпевали святые? Вполне ясно, что дух практицизма, беззаботной комфортности и потребительского отношения изменил духовную жизнь людей. Мы будто стремимся к христианству без аскетизма, к удобному «Православию», забывая, что вера Христова зиждется на подвиге и мученичестве.
Проблема еще и в том, что человек надеется и опирается на свои логику, разум, информацию – на все материальное и рациональное. Но задача Святой Церкви – не воспитание интеллектуалов. Для нас «рацио» – не философия, а вполне грешное мировоззрение и одна из форм атеизма – потому что рационализация вступает в противоречие с идеалами нашей веры, она противна надежде, любви и доверию к Богу. Рационалисты всегда рассуждают через фильтр собственного ума, исходя из своего «я» как центра всего мира; в их умствованиях нет места Божественному Провидению и помощи свыше.
Полагаясь на свой ум, рационалист не позволяет Богу вмешиваться в его жизнь и даже осмеливается судить Самого Господа. Разумеется, такие люди не чувствуют потребности исповедоваться. Святой Симеон Новый Богослов пишет, что человек, убежденный в своей безгрешности, на самом деле находится в состоянии глубочайшего падения, и таковая его уверенность есть самый тяжкий грех. Мы дожили до того, что некоторые новые «теологи» говорят не о грехе, а о «вопросах, не имеющих однозначного ответа». Они пытаются заглушить свою совесть, предлагают ей сделку. Есть верующие, которые регулярно посещают церковь и соблюдают посты, но по-фарисейски считают себя какими-то особенными, не находя нужным прибегать к Таинству Покаяния.
Святые Отцы предупреждают, что гордость – самое большое зло. По слову преподобного Иоанна Лествичника, это «мать всех зол», источник всевозможных страстей, в первую очередь – тщеславия и самооправдания. Гордость – это отрицание Бога, уподобление сатане. Превращая человека в безсильное и бездеятельное существо, она особенно тяжело поддается врачеванию.
У гордости много лиц: хвастовство, высокомерие, надменность, наглость, дерзость, мания величия, сарказм, амбициозность, самолюбие, тщеславие, жадность, любоначалие, отсутствие уважения к другим... Эта страсть не дает человеку покаяться. Язык часто служит ее инструментом в длинных и пустых разговорах, где вместо искренности и простоты берут верх лицемерие и насмешки.
Семь смертных грехов влекут за собой все прочие пороки. Один из них – жадность, проявляющаяся в желании денег, скупости, ростовщичестве, холодности к ближним, окаменелости сердца, лжи, несправедливости, склонности к азартным играм. Многие душевные недуги связаны и с нецеломудрием – зависть, чревоугодие, гнев, рассеянность и безпечность.
Обращает на себя внимание и множество нетрадиционных моментов в семейной жизни. Отсутствие желания рожать детей или рождение только одного ребенка – это следствие эгоизма супругов. Пагубны также чрезмерное стремление уберечь детей от сложностей жизни и, наоборот, небрежное отношение к ним. Все это должно составлять заботу духовника. Семья – это своеобразная школа, где люди обучаются взаимоуважению и любви. Нужно помнить, что союз двух себялюбцев не может быть браком. Диавол очень радуется всем нашим разладам и ссорам, повседневным ошибкам и слабостям.
Родители принесут своим детям больше пользы не какими-либо заботами об их социально-материальной благоустроенности, а добрым примером и любовью в семейном кругу. Совместное участие супругов и их чад в святом Таинстве Исповеди укрепит их семейную жизнь в Церкви Христовой. Когда родители искренне каются и просят у Господа прощения во грехах, они тем самым учат детей смирению, освобождающему от уз диавола. Над семьей, где есть любовь и взаимопонимание, всегда простерто Божие благословение. Такой дом – неприступная крепость для всех зол.
Одно из препятствий к покаянию и Исповеди – позиция самооправдания, на которой стоят многие люди. Как мы уже заметили выше, основа самооправдания – демоническая гордость. Наглядный ее пример – фарисей из евангельской притчи. Человек, склонный к самооправданию, обладает нравственными качествами со знаком минус. Он превозносится и желает, чтобы и другие его хвалили, пусть и не явно. Такой человек счастлив, лишь когда ему льстят, а сам он унижает и обижает других. Он чрезмерно самоуверен, он оправдывает себя, считая, что Бог должен еще и наградить его за это. Христианин, привыкший к самооправданию, – заложник страстей, не позволяющих ему открыть душу для божественной милости.
С гордостью неразрывно связано и осуждение ближних, что, к сожалению, свойственно многим из нас. Это – феномен нашего времени и современного общества, в котором люди уделяют больше внимания грехам окружающих, чем своим собственным. К тому же профессиональные и бытовые навыки человека зачастую не позволяют ему научиться правильно и свободно мыслить, молиться, развивать самосознание, самокритику, самоконтроль, помнить о бренности земного бытия. А СМИ делают основной акцент на скандалах, смакуя информацию о чьих-то страстях, грехах и ошибках. Соприкосновение с этим загрязняет душу. Под влиянием таких новостей люди начинают верить, что они гораздо лучше многих медийных персон, героев газетных историй и телевизионных передач, черствеют душой, закостеневают в повседневной действительности. В наши дни очевиден упадок нравственности и необычайный рост эгоизма, неприязни к ближним и равнодушия. Святой Максим Исповедник говорит, что человек, уделяющий внимание чужим грехам, осуждающий окружающих лишь на основе собственных домыслов, не способен искренне покаяться.
Итак, подведем итог сказанному. Самая важная наша цель – это спасение, к которому мы должны стремиться, пока живем на земле. Спасения можно достичь только искренним покаянием и участием в Таинствах Церкви.
Покаяние открывает нам двери рая, но и в каком-то смысле водворяет рай на земле, выражающийся в чувствах радости и мира душевного. Люди, которые регулярно исповедуются, могут надеяться на счастье и умиротворение, на милость и благословение Божии уже в этой жизни. Это подтверждает святитель Иоанн Златоуст, говоря, что благодать Божия превращает волка в ягненка. Нет такого греха, который бы превосходил Божие милосердие. Нет такого грешника, который не может стать святым, если будет искренне к этому стремиться.
Духовник выслушивает исповедь чада и разрешает от грехов под своей святой епитрахилью. Однако исповедник не может исповедоваться самому себе; он должен встать на колени под епитрахиль другого священника, чтобы покаяться и получить разрешение от грехов. Т. е. следует соблюдать духовный закон, установленный Божией милостью и мудростью. Мы не можем исповедовать других, не исповедуясь сами. В жизни мы должны применять то, чему нас учит Святая Церковь. Как можно наставлять в покаянии, не раскаиваясь самому? Легкомысленные, непокорные, самолюбивые и не исповедующиеся люди – наиболее серьезная проблема современной церковной жизни.
Монах Моисей Святогорец
Перевод с сербского языка
Майи ЙОНЧИЧ
Источник: Газета "Православный крест" № 148