Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Кто является наиболее выдающейся  личностью в духовной истории  XX века? Часть II 02.03.2016

Кто является наиболее выдающейся личностью в духовной истории XX века? Часть II

Ранее мы опубликовали статью «Кто является наиболее выдающейся личностью в истории ХХ века?». Материала оказалось так много, что он не мог вместиться в одну статью. Поэтому мы решили продолжить начатую тему.

Но для начала напомним исходные положения предыдущей нашей статьи, чтобы иметь возможность дальше продолжить поиск ответа на поставленный вопрос, который вынесен в заголовок Кто является наиболее выдающейся личностью в духовной истории ХХ века?
В предисловии переводчика к книге старца ЕфремаФилофейского «Моя жизнь со старцем Иосифом». архим. Симеон (Гагатик) пишет: «Старец Иосиф Исихаст, как становится все более очевидным, – самая выдающаяся личность в духовной истории ХХ века» (С. 3).

В предыдущей статье мы выяснили критерии, при помощи которых выявляется величие того или иного святого, напомнили себе и читателю определения подвигов апостольства, святительства, мученичества, исповедничества, преподобия, юродства Христа ради, а также праведности и уже по этим отдельным родам святости сделали обзор по наиболее выдающимся святым и подвижникам благочестия XX столетия.

В заключение нашей статьи мы отметили, что наиболее выдающимся духовным явлением, наиболее уникальным духовным феноменом ХХ в. является массовый героизм православных русского и сербского народов, давших миру миллионы новых мучеников и исповедников.

Нами были приведены слова свт. Николая Сербского об этом феномене. Вот с этих слов наиболее крупного богослова и наиболее выдающегося Святого Отца ХХ века начнем вторую часть нашего исследования: «Настала в России великая жатва душ. В эти дни многострадальный русский народ наполняет рай больше, чем любой другой христианский народ на земле». Это слова из письма 26-го русскому ветерану, оплакивающему свою распятую Родину (Миссионерские письма). Т.е. оно писалось до второй мировой войны, когда Россия переживала ожесточенное гонение на Православие. И в те дни наш родной русский народ превзошел все христианские народы числом душ, которые вошли в рай. Это как раз то время, когда на Святой Горе подвизался старец Иосиф Исихаст. Действительно, его духовный опыт заслуживает нашего внимания и изучения. Но не должны ли мы в первую очередь заняться изучением духовного опыта наших новых мучеников и исповедников? Благоразумие и вложенная Господом в каждого человека естественная рассудительность подсказывает, что, конечно, в первую очередь нам необходимо изучать именно их жизнь, труды и наставления. Они – ближайшие по времени наши предшественники. Они жили в сходных с нашими условиях. Они – насельники рая, куда и мы все стремимся. Следовательно, вот кого мы должны в первую очередь избрать своими руководителями на пути ко спасению.

Продолжим наше исследование словами того же Святого Отца из его проповеди «Святой князь Владимир – креститель Руси»: «Посмотрим теперь на положение в сегодняшнем мире. Он ожесточился и огрубел, на нем кровь мировой войны. Не в одном святом нуждается он теперь: одного слишком мало. Он нуждается в целом священном, святом народе. И народ этот должен снова, в наши дни, пройти через муки внутренней брани Владимира для того, чтобы снова от царства земного устремиться к Царству Небесному. Он снова должен быть бит и очищен от греха, так же как долгим битьем отбеливается полотно. Он должен быть крещен огнем страданий и слез, чтобы умягчиться, облагородиться, обожиться. Мир ждет такого народа. Какой же народ будет им? Тот народ, о котором сегодняшний мир и сказать ничего определенного не может, хотя и говорят о нем на всех континентах. Это – народ судьбы мира, из которого Промысл Божий месит лучший хлеб для духовной трапезы всей изголодавшейся земли».
То есть сербский Златоуст здесь говорит, что некорректно ставить вопрос о какой-то одной наиболее выдающейся личности в духовной истории ХХ века. Ибо развитие зла в мире достигло таких масштабов, что требуется не один какой-либо святой человек, а целый святой народ. Вот в чем ошибка арх. Симеона (Гагатика).
«Сегодня русский народ разделен на мучеников и мучителей, – продолжает свт. Николай. – И те, и другие мучаются безгранично. И мы желаем спасения и тем, и другим. Этим подвигом мученичества народ русский готовится сказать то "новое слово", о котором писал Достоевский… Сегодня, когда, с одной стороны, сосуды, хранящие христианскую веру, и на Востоке, и на Западе недостаточно крепки, чтобы помочь растерянному, ослепшему миру; когда, с другой стороны, самое закоснелое язычество по всей земле под разными именами, поднимает свои уродливые головы, сегодня вновь Промысл Божий призывает Святую Владимирову Русь на помощь христианству и через него всему человечеству. Призывает на помощь таким образом, чтобы на весах христианских ценностей число тех, кто выбрал Царство Небесное, дало перевес».
Еще Господь наш Иисус Христос сказал: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем (Мф. 13, 57). Исполнение этих слов мы и наблюдаем на арх. Симеоне. Являясь частью этого народа, наполнившего рай в ХХ веке миллионами мучеников и исповедников, он поражен духовной слепотой и не видит сияния их святости. Когда на духовном небосклоне пылает солнце, он ищет малую и далекую звезду, чтобы ею осветить свою духовную темноту.

Не видит он и другого, малого солнца, которое сияет рядом с первым солнцем – собора новых мучеников и исповедников Сербских. Нам также необходимо отдать им должное. Он просиял во время Второй мировой войны. Религиозный геноцид, устроенный союзниками гитлеровских фашистов хорватскими усташами-католиками унес жизни около двух миллионов сербов, которые были уничтожены только за то, что они православные и не желают принимать католического заблуждения. Поэтому в годы Второй мировой войны многострадальный сербский народ наполнял рай больше, чем любой другой христианский народ на земле.
Эти два многомиллионных крестных хода в рай – в первой его трети народа русского и в его середине – народа сербского и есть наиболее выдающееся явление в духовной истории ХХ века.

Из слов же арх. Симеона получается, что на месте их подвига зияет духовная пустота, бездуховная пустыня, которая требует просвещения катехизации новогреческим Православием. Но ладно бы арх. Симеон просто страдал духовной близорукостью и об этом молчал. Ему можно было бы только посочувствовать. Но ведь он не молчит, а своей книгой безгласно вопиет, что: «Старец Иосиф Исихаст – самая выдающаяся личность в духовной истории ХХ века»!И получается, что миллионы святых личностей мучеников и великомучеников Русских и Сербских, их подвиг, нечто посредственное и не заслуживающее внимания, не самое главное в духовной истории ХХ века. Мы должны забыть о нем и всецело сосредоточиться на старце Иосифе Исихасте, на его исключительном опыте, который не для всех, а для единиц. О чем вы говорите, о. Симеон?

В заключение этой части нашего исследования приведем пророчество свт. Николая Сербского, содержащееся в конце его слова о св. Владимире: «Наступает время, и настало уже, когда мученичеством крещенная Святая Русь свяжет всех терзающих ее идолов и, подобно святому Владимиру, свергнет их с Земли Русской в пропасть бездонную.
Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы святых, как это происходит уже сейчас, но когда воинство живых русских святых от святого Владимира, святого Серафима и до последних новомучеников, с царем-мучеником во главе, возвестит небу и земле, что народ русский заново рожден в страданиях, снова кровию крещен, преображен Христом и готов помочь всему миру.
Наступает время, братья мои, вот уже на пороге оно, когда грязью залитое, изможденное страданиями лицо русского народа просияет, как солнце, и осветит тех, кто сидит во тьме и сени смертной. И тогда все народы земные благодарно возгласят: "Русь наша, мученица наша, красно солнышко!"...».

Но пока еще это время не настало, еще не окончились страдания русского и сербского народов. Еще не все жертвы принесены и не все еще мученики пролили свою кровь. Еще рано подводить итоги. Русь и Сербия молчат, поскольку в муках трудно витийствовать. Когда же окончатся их страдания, тогда весь мир узнает об их подвиге и подобных недоразумений, каковым является весьма спорное и уязвимое для критики утверждение арх. Симеона, больше не будет.

Подведем итог нашему исследованию. В его ходе было установлено – говорить: Старец Иосиф Исихаст или кто-то ещесамая выдающаяся личность в духовной истории ХХ века, некорректно, поскольку самое выдающееся явление ХХ века – страдания за Христа миллионов новых мучеников и исповедников Русских и Сербских.
И подобно тому, как страдания мучеников первых веков предшествовали расцвету монашества в III-VII веках, можно предполагать, что страдания Русских и Сербских мучеников – прелюдия к расцвету монашества, да и всей христианской жизни в наших странах.

Николай Светлов

<-назад в раздел

Русский календарь