01.03.2016
<-назад в раздел
Кто является наиболее выдающейся личностью в духовной истории хх века?
Не так давно нам попалась в руки книга старца Ефрема Филофейского «Моя жизнь со старцем Иосифом». Предисловие к ней переводчика архим. Симеона (Гагатика) навело нас вот на какие размышления.
Арх. Симеон пишет: «Старец Иосиф Исихаст, как становится все более очевидным, – самая выдающаяся личность в духовной истории ХХ века» (С. 3).
Мы никогда об этом не задумывались, но после этой фразы задались вопросом: кто – самая выдающаяся личность в духовной истории ХХ в.? В этом необходимо разобраться, ибо, как учат святые Отцы рождение святых – смысл продолжения существования человечества.
Вообще, конечно, на духовном поприще победителям венцы раздает Сам Господь. И только Он Один знает, кто из Его угодников всего больше просиял в ХХ в. Об этом Он открывает Своим святым, через которых и мы отчасти можем проникнуть в эту таинственную, благоухающую неземными райскими ароматами область. Кроме того, в определении ответа на поставленный вопрос нам поможет учение Церкви и церковная история.
Что такое святость и кто такие святые?
Святость – это исполнение заповедей Божиих, а святые – исполнители Господних повелений. Преп. Иустин Сербский пишет: «Святые те, кто исполнил эти две заповеди: любви к Богу и к человеку…».
Действительно св. Ап. Павел пишет: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 1-3).
Однако без Православной Веры исполнение заповедей Божиих не приводит человека не только к святости, но и ко спасению, ибо «…святость состоит в хранении правых догматов» (Блж. Феофилакт Болгарский).
Т.о. святость состоит в хранении Православной Веры и в исполнении заповедей Божиих, которые приводят человека в бесстрастие и привлекают благодать Святого Духа с Его дарованиями: прозорливости, чудотворения и самым высшим – даром рассуждения.
А святые это такие люди, которые через сохранение Православной Веры и исполнение заповедей Господних угодили Богу. Теперь же, пребывая у Престола Божия, они помогают нам, земным людям.
Существует несколько чинов святых: пророки, апостолы, равноапостолы, святители, мученики, преподобные, праведные и Христа ради юродивые.
Пророки – праведники, обладавшие дарами прозорливости и пророчества. Этот род святости более всего был развит в ветхозаветное время. Современными преемниками его являются старцы, осуществляющие в наше время пророческое служение.
Апостолы, это христиане, которые прошли с проповедью Христовой отдаленные страны и привели к Вере языческие народы. Первых апостолов избрал и послал на проповедь Сам Господь. В последующие века в апостольском подвиге просияли иерархи, священнослужители, монахи и миряне, причем как мужчины, так и женщины. Они называются равноапостольными.
Святители-- это епископы, достигшие духовного совершенства. Но помимо бесстрастия они еще угодили Богу тем, что сделали вседля приведения подчиненного им духовенства и паствы ко спасению. Именно святители сформулировали догматическое учение Церкви и защитили его от различных ересей.
Мученики – это люди, которые за имя Христову и Православную Веру терпеливо переносят гонения, поношения и саму смерть. Они – исполнители Его заповеди блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5,11). Мученик епископ или священник называются священномучениками. Мученик монах – преподобномученик.
Исповедники – те, кто претерпел мучения, но выжил.
Преподобные это монахи, достигшие духовного совершенства. Они исполнили заповедь Божию – блаженны чистые сердцем (Мф. 5, 8) и всего более из людей восстановили в себе образ и подобие Божии, уподобившись Ему.
Праведные – это угодники Божии, жившие в миру, состоявшие в супружестве, имевшие детей, но сумевшие достичь духовного совершенства. Они отличались высоким благочестием и стяжали благодатные дарования.
Наконец, Христа ради юродивые – это подвижники, отличительный признак которых – мнимое безумие. Они исполнили наставление св. ап. Павла: Кто из вас думает быть мудрым в веке сем, будь безумным (1 Кор. 3, 18).
Самыми трудными из описанных подвигов являются мученичество и юродство Христа ради. Трудность мученичества – в тяжести мучений, которые человек не в силах перенести. Лишь Божия благодать укрепляет их и делает мужественными в нечеловеческих страданиях, помогая остаться несломленными мучителями.
«Еще апостолам были даны престолы учительские, с которых они просветили народы, и в будущем веке они будут даны им, по обетованию, для суда над отвергшими проповедь Евангелия, как говорит об этом Давид: тамо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню, яко тамоседоша престали на суд (Пс. 121,4-5), – пишет св. Андрей Кессарийский. – И всем вообще святым мученикам, пострадавшим за Христа и отвергшим начертание мысленного зверя или изображение его отступления, будет дан суд, власть судить, которою они и доныне судят демонов, уже участвуя в славе Христовой до скончания этого мира, почитаясь благочестивыми царями и князьями и обнаруживая дарованную им Богом силу против демонского действия и телесных недугов».
Трудность подвига юродства состоит в том, что человек наряду с прочими мирскими привязанностями отрекается от самого главного дара Божия– разума, чего в других родах подвижничества не происходит. Действительно, монахи, отрекаясь от имений, брака и воли, не отрекаются от разума. Тоже самое касается святителей и мучеников. Вот почему подвиг юродства Христа ради уникален.
Следует еще особо сказать о таком понятии как святой Отец. Это святые мужи, оставившие нам свои благодатные писания, которые имеют силу возрождать новых чад к жизни во Христе. Свт. Филарет Черниговский так определяет это понятие: «Отцами Церкви Христианской собственно именуются преемники духа апостольского, которые и могли по дарованиям богопросвещенного ума и хотели по благодатной чистоте души предлагать и предложили в писаниях чистую истину Христову, семя Божие, действующее во спасение».
Свидетельства из истории Церкви
Посмотрим теперь, кто из святых почитался наиболее великими в прошедшие века.
23 декабря / 5 января празднуется память Мучеников, иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста. Перед смертью они держали совет, кто из них наиболее велик. И они согласились, что тот всех превзойдет, кто мужественно перенесет зрелище казни собратьев и последним примет мученический венец.
Кроме того, мученикам, перенесшим наиболее тяжкие страдания, дается имя великомученик. Таковые Димитрий Солунский, Пантелеимон, Георгий Победоносец и другие.
Что касается других чинов святости, то обычно величайшим святым давались имена Великий. Таковы Василий епископ Кессарийский, Афанасий Патриарх Александрийский, преподобные Антоний, Макарий, Пахомий, Феодосий, Варсонофий, Иларион Великие.
В житии преп. Антония Великого повествуется, что его мучил тщеславный помысел, что он превзошел всех людей подвигами. Господь открыл ему, что есть в Александрии сапожник, который выше его. Он нашел ремесленника и спросил каково его делание. «Утром и вечером, – отвечал сапожник, – я говорю себе: «Поистине все в этом городе спасутся, один я погибну»». Из приведенных выше случаев видно, что в очах Божиих находились более великие подвижники, чем те, кого Церковь называет и почитает Великими.
Кстати, в России в ХХ в. был свой Афанасий Великий – святой епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) исповедник. Свт. Афанасий Великий из 47 лет пребывания на Александрийской кафедре 15 лет провел в изгнании, будучи вынужден скрываться от ариан. Так же дерзновенно и свт. Афанасий Ковровский писал о себе: «27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дела 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца (т.е. 21 год)».
Если же говорить о священномучениках Российских ХХ в., тогда, наверное, самый тяжелый путь был у свт. Петра Крутицкого. Он был арестован в 1926 г. и с тех пор безвыходно пребывал в ссылках и заключении до 1937 г., когда был расстрелян.
Наиболее мучительная смерть была у сщмч. Сильвестра Омского. Его распяли на полу, терзали, а в конце раскаленным шомполом пронзили сердце. Уникальная в своем роде по мучительности была кончина у сщмч. Андроника Пермского, которого живьем закопали в землю, и сщмч. Фаддея Тверского, которого палачи утопили в выгребной яме. Кстати, именно его из всех русских архиереев своего времени выделил свт. Тихон Патриарх Московский, как одного из наиболее выдающихся аскетов: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви – явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражаются на здоровье. Разумеется, владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа».
Но вернемся к церковной истории. Наиболее выдающимися в русской истории являются следующие святые: св. равап. в. кн. Владимир, св. равап. в. кн. Ольга, св. благ. в. кн. Александр Невский, свтт. Петр, Алексий, Иона, Ермоген Московские, свт. Геннадий Новгородский, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Александр Свирский, Паисий (Величковский), Серафим Саровский, Оптинские старцы, св. прав. Иоанн Кронштадтский.
Святые Владимир и Ольга просветили Русь светом Христовой Веры. Без них не было бы ничего. Св. Александра назвал солнцем земли Русской свт. Кирилл Владимирский. В дни татаро-монгольского погрома св. Александр защитил Православие на Руси от агрессии Ватикана и определил образ жизни Церкви и Русского государства в условиях татаро-монгольского ига, который предопределил победу Руси над поработителями и сохранение чистоты Православной Веры.
Святые Петр, Алексий, Иона и Ермоген – Московские первосвятители, которые в условиях татаро-монгольского ига, во время Флорентийской унии и Смутного времени (польского ига) отстояли Православие и неизменно являли Руси посмертное заступничество. В этом отношении также замечательны святые князья Борис и Глеб, сыновья Владимировы, которые в годину испытаний всегда приходили нашим пращурам на помощь.
Преп. Антоний и Феодосий – основатели монашества отшельнического и общежительного на Руси. Преп. Сергий воспитал до 70 святых учеников, основателей новых монастырей.
Сходным подвигом в XVIII в. просиял преп. Паисий (Величковский), возродивший умное делание и старчество. Онвоспитал десятки учеников, которые стояли у истоков возрождения монашеской жизни на Руси в XVIII-XIXвв.
Преп. Александр Свирский уникален тем, что один из немногих русских святых сподобился явления Святой Троицы.
Свт. Геннадий Новгородский и преп. Иосиф Волоцкий,по словам митр. Иоанна Петербургского,спасли Русь и Русскую Церковь от исчезновения в XV в. Их подвиг в XIXв. повторили свт. Иннокентий Пензенский и арх. Фотий (Спасский).
Преп. Серафим Саровский превзошел всех своими подвигами, чудесами и явился избранником Божией Матери, сказавшей о нем: «Сей от рода Нашего». В меньшей степени его подвиги повторили и стяжали дарования преподобные Оптинские Старцы. Они приняли под свое попечение осиротевшую паству преп. Серафима после его смерти.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) – учитель современного монашества. Руководствуясь его писаниями, многие подвижники благочестия достигли духовного совершенства.
Святой Иоанн Кронштадтский просиял необыкновенным даром чудотворения еще при жизни.
Анализируя исторический материал о святых, как Русской Церкви, так и всей Вселенской Церкви, приходим к выводу, что величие того или иного святого определяется глубиной его смирения, его заслугами перед Церковью, высотой и тяжестью его подвигов, обилием благодатных дарований, чистотой и глубиной догматического и аскетического учения и тем влиянием, каковое оно оказало на современников и потомков.
А среди мучеников наиболее выдающиеся те, которые претерпели самые тяжкие мучения и если бывали казнимы в группе, то последними принимали муки.
Наиболее выдающиеся святые и подвижники ХХ века
Выяснив критерии определения высоты святости, попытаемся теперь ответь на главный вопрос, вынесенный в название нашей статьи – кто является наиболее выдающейся личностью в духовной истории ХХ века?
Из приведенного анализа видно, что некорректно говорить об одном каком-то подвижнике, поскольку различны пути угождения Богу. Поэтому правильнее было бы определять по каждому чину.
1. Нет никаких сомнений в том, что самый выдающийся равноапостол ХХ в. – основатель Японской Православной Церкви свт. Николай (Касаткин). Не было в ХХ в. ни одного миссионера, который бы сравнялся с ним по миссионерским успехам.
2. Если судить по обилию чудотворений, то наиболее выдающиеся святители ХХ в. это свт. Лука Крымский и свт. Нектарий Пентапольский. Они – Николаи Чудотворцы ХХ и ХХI в. Если же судить по аскетическому деланию – сщмч. Фаддей Тверской.
3. Наиболее выдающийся исповедник ХХ в. – свт. Афанасий Ковровский, уподобившийся в подвигах свт. Афанасию Великому. Он него, а также от Глинских старцев идет линия современного Радонежского старчества, наиболее ярким представителем которого является арх. Кирилл (Павлов) и его ученики.
4. Наиболее выдающийся священномученик ХХ в. – свт. Тихон Патриарх Московский, сердце которого обливалось кровью при виде мучений собратий, и который по свидетельству современников, сам претерпел насильственную смерть – был отравлен. Также, как выше было указано,рядом с ним, по нашему мнению,стоят сщмч. Петр Крутицкий, Сильвестр Омский и Андроник Пермский.
5. Самый выдающийся святой Отец ХХ в. – свт. Николай Сербский. «Каждое его слово – говорит разделивший с ним пальму богословского первенства другой сербский богослов преп. Иустин (Попович) – это малое Евангелие. Без преувеличений. Владыка Николай является пятым Евангелистом для рода сербского. Все сказанное им – Благовествование для человека. Все написанное им – Евангелие, Благая весть к Благой вести для каждого из нас. Да, это пятый Евангелист, самый большой Евангелист для рода сербского после святого Саввы».
Близки к ним по духу и чистоте учения русский Златоуст митр. Иоанн Петербургский, а также архиепископы Феофан Полтавский и Серафим Богучарский.
6. Самый выдающийся мученик ХХ – св.Царь Николай IIи его Семья. Свт. Николай Сербский говорит: «Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его. Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя,–это слова Христа. Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения?...Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово!».
Другим великомучеником, не причисленным еще к лику святых, является воин Евгений Родионов, которого три месяца палачи пытали и заставляли отречься от Христа, снять крестик и потом жесточайшим образом умучили. Он почитается не только в России, но и в Сербии, Японии, в Греции и других странах.
7. Иосиф Исихаст, безусловно благодатная личность и великий подвижник. Однако, представляется что в ХХ в. были и более выдающиеся подвижники. Это и преп. Иосиф русский Исихаст – Оптинский, который еще при жизни сиял Фаворским светом, и преп. Нектарий, преп. Анатолий II, а также Варсонофий – великие представители Оптинской школы. Преп. Нектарий – смиреннейший и, видимо, величайший преподобный ХХ в.
Если же смотреть по подвигам, то наиболее удивителен преп. Феодосий Кавказский. Он соединил в себе подвиги преподобия (общежитие и пустынножительство), исповедничества и юродства Христа ради. По свидетельству современников также преп. Силуан Афонский достиг в меру преп. Антония Великого. Равен им по подвигам Афонский чудотворец преп. Паисий, одним из первых предупредивший мир об антихристовой глобализации.
8. Наиболее выдающимся праведником ХХ в. является св. прав. Иоанн Кронштадтский, а также блаж. Матрона Московская, которую он назвал «Восьмым столпом России». Матронушка просияла, наверное, уже миллионами чудес.
9. Наиболее выдающиеся Христа ради юродивые ХХ в. свв. блжж.Параскева и Мария Дивеевские и преп. Гавриил Тбилисский.
10. Наконец, самым выдающимся подвижником конца ХХ в. был прот. Николай Гурьянов. «В настоящее время нет ему равных на духовном пути», – рекла Пресвятая Богородица в видении одному монаху.
11. Наиболее уникальным духовным феноменом ХХ в. является массовый духовный героизма русского и сербского народа. «Настала в России великая жатва душ. В эти дни многострадальный русский народ наполняет рай больше, чем любой другой христианский народ на земле», - писал в I-й половине ХХ в. свт. Николай Сербский. Новых мучеников и исповедников – миллины.
Т.о. поражает «святое» неведение арх. Симеона и узость его кругозора, который, сосредоточившись на добродетелях одного подвижника, не узрел десятки других, которые не только не уступают по добродетелям и подвигам ст. Иосифу, но и превосходят его.
Конечно, наше обзор не может претендовать на истину в последней инстанции. Еще раз повторимся, что окончательный суд принадлежит лишь Богу. Но, по крайней мере, свидетельства святых, приведенные нами, говорят сами за себя.
Арх. Симеон пишет: «Старец Иосиф Исихаст, как становится все более очевидным, – самая выдающаяся личность в духовной истории ХХ века» (С. 3).
Мы никогда об этом не задумывались, но после этой фразы задались вопросом: кто – самая выдающаяся личность в духовной истории ХХ в.? В этом необходимо разобраться, ибо, как учат святые Отцы рождение святых – смысл продолжения существования человечества.
Вообще, конечно, на духовном поприще победителям венцы раздает Сам Господь. И только Он Один знает, кто из Его угодников всего больше просиял в ХХ в. Об этом Он открывает Своим святым, через которых и мы отчасти можем проникнуть в эту таинственную, благоухающую неземными райскими ароматами область. Кроме того, в определении ответа на поставленный вопрос нам поможет учение Церкви и церковная история.
Что такое святость и кто такие святые?
Святость – это исполнение заповедей Божиих, а святые – исполнители Господних повелений. Преп. Иустин Сербский пишет: «Святые те, кто исполнил эти две заповеди: любви к Богу и к человеку…».
Действительно св. Ап. Павел пишет: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор. 13, 1-3).
Однако без Православной Веры исполнение заповедей Божиих не приводит человека не только к святости, но и ко спасению, ибо «…святость состоит в хранении правых догматов» (Блж. Феофилакт Болгарский).
Т.о. святость состоит в хранении Православной Веры и в исполнении заповедей Божиих, которые приводят человека в бесстрастие и привлекают благодать Святого Духа с Его дарованиями: прозорливости, чудотворения и самым высшим – даром рассуждения.
А святые это такие люди, которые через сохранение Православной Веры и исполнение заповедей Господних угодили Богу. Теперь же, пребывая у Престола Божия, они помогают нам, земным людям.
Существует несколько чинов святых: пророки, апостолы, равноапостолы, святители, мученики, преподобные, праведные и Христа ради юродивые.
Пророки – праведники, обладавшие дарами прозорливости и пророчества. Этот род святости более всего был развит в ветхозаветное время. Современными преемниками его являются старцы, осуществляющие в наше время пророческое служение.
Апостолы, это христиане, которые прошли с проповедью Христовой отдаленные страны и привели к Вере языческие народы. Первых апостолов избрал и послал на проповедь Сам Господь. В последующие века в апостольском подвиге просияли иерархи, священнослужители, монахи и миряне, причем как мужчины, так и женщины. Они называются равноапостольными.
Святители-- это епископы, достигшие духовного совершенства. Но помимо бесстрастия они еще угодили Богу тем, что сделали вседля приведения подчиненного им духовенства и паствы ко спасению. Именно святители сформулировали догматическое учение Церкви и защитили его от различных ересей.
Мученики – это люди, которые за имя Христову и Православную Веру терпеливо переносят гонения, поношения и саму смерть. Они – исполнители Его заповеди блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня (Мф. 5,11). Мученик епископ или священник называются священномучениками. Мученик монах – преподобномученик.
Исповедники – те, кто претерпел мучения, но выжил.
Преподобные это монахи, достигшие духовного совершенства. Они исполнили заповедь Божию – блаженны чистые сердцем (Мф. 5, 8) и всего более из людей восстановили в себе образ и подобие Божии, уподобившись Ему.
Праведные – это угодники Божии, жившие в миру, состоявшие в супружестве, имевшие детей, но сумевшие достичь духовного совершенства. Они отличались высоким благочестием и стяжали благодатные дарования.
Наконец, Христа ради юродивые – это подвижники, отличительный признак которых – мнимое безумие. Они исполнили наставление св. ап. Павла: Кто из вас думает быть мудрым в веке сем, будь безумным (1 Кор. 3, 18).
Самыми трудными из описанных подвигов являются мученичество и юродство Христа ради. Трудность мученичества – в тяжести мучений, которые человек не в силах перенести. Лишь Божия благодать укрепляет их и делает мужественными в нечеловеческих страданиях, помогая остаться несломленными мучителями.
«Еще апостолам были даны престолы учительские, с которых они просветили народы, и в будущем веке они будут даны им, по обетованию, для суда над отвергшими проповедь Евангелия, как говорит об этом Давид: тамо взыдоша колена, колена Господня, свидение Израилево, исповедатися имени Господню, яко тамоседоша престали на суд (Пс. 121,4-5), – пишет св. Андрей Кессарийский. – И всем вообще святым мученикам, пострадавшим за Христа и отвергшим начертание мысленного зверя или изображение его отступления, будет дан суд, власть судить, которою они и доныне судят демонов, уже участвуя в славе Христовой до скончания этого мира, почитаясь благочестивыми царями и князьями и обнаруживая дарованную им Богом силу против демонского действия и телесных недугов».
Трудность подвига юродства состоит в том, что человек наряду с прочими мирскими привязанностями отрекается от самого главного дара Божия– разума, чего в других родах подвижничества не происходит. Действительно, монахи, отрекаясь от имений, брака и воли, не отрекаются от разума. Тоже самое касается святителей и мучеников. Вот почему подвиг юродства Христа ради уникален.
Следует еще особо сказать о таком понятии как святой Отец. Это святые мужи, оставившие нам свои благодатные писания, которые имеют силу возрождать новых чад к жизни во Христе. Свт. Филарет Черниговский так определяет это понятие: «Отцами Церкви Христианской собственно именуются преемники духа апостольского, которые и могли по дарованиям богопросвещенного ума и хотели по благодатной чистоте души предлагать и предложили в писаниях чистую истину Христову, семя Божие, действующее во спасение».
Свидетельства из истории Церкви
Посмотрим теперь, кто из святых почитался наиболее великими в прошедшие века.
23 декабря / 5 января празднуется память Мучеников, иже в Крите: Феодула, Саторнина, Евпора, Геласия, Евникиана, Зотика, Помпия, Агафопуса, Василида и Евареста. Перед смертью они держали совет, кто из них наиболее велик. И они согласились, что тот всех превзойдет, кто мужественно перенесет зрелище казни собратьев и последним примет мученический венец.
Кроме того, мученикам, перенесшим наиболее тяжкие страдания, дается имя великомученик. Таковые Димитрий Солунский, Пантелеимон, Георгий Победоносец и другие.
Что касается других чинов святости, то обычно величайшим святым давались имена Великий. Таковы Василий епископ Кессарийский, Афанасий Патриарх Александрийский, преподобные Антоний, Макарий, Пахомий, Феодосий, Варсонофий, Иларион Великие.
В житии преп. Антония Великого повествуется, что его мучил тщеславный помысел, что он превзошел всех людей подвигами. Господь открыл ему, что есть в Александрии сапожник, который выше его. Он нашел ремесленника и спросил каково его делание. «Утром и вечером, – отвечал сапожник, – я говорю себе: «Поистине все в этом городе спасутся, один я погибну»». Из приведенных выше случаев видно, что в очах Божиих находились более великие подвижники, чем те, кого Церковь называет и почитает Великими.
Кстати, в России в ХХ в. был свой Афанасий Великий – святой епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) исповедник. Свт. Афанасий Великий из 47 лет пребывания на Александрийской кафедре 15 лет провел в изгнании, будучи вынужден скрываться от ариан. Так же дерзновенно и свт. Афанасий Ковровский писал о себе: «27 июня 1954 года исполнилось 33 года архиерейства. За это время: на епархиальном служении 33 месяца. На свободе не у дела 32 месяца. В изгнании 76 месяцев. В узах и горьких работах 254 месяца (т.е. 21 год)».
Если же говорить о священномучениках Российских ХХ в., тогда, наверное, самый тяжелый путь был у свт. Петра Крутицкого. Он был арестован в 1926 г. и с тех пор безвыходно пребывал в ссылках и заключении до 1937 г., когда был расстрелян.
Наиболее мучительная смерть была у сщмч. Сильвестра Омского. Его распяли на полу, терзали, а в конце раскаленным шомполом пронзили сердце. Уникальная в своем роде по мучительности была кончина у сщмч. Андроника Пермского, которого живьем закопали в землю, и сщмч. Фаддея Тверского, которого палачи утопили в выгребной яме. Кстати, именно его из всех русских архиереев своего времени выделил свт. Тихон Патриарх Московский, как одного из наиболее выдающихся аскетов: «Знаете ли вы, что владыка Фаддей святой человек? Он необыкновенный, редкий человек. Такие светильники Церкви – явление необычайное. Но его нужно беречь, потому что такой крайний аскетизм, полнейшее пренебрежение ко всему житейскому отражаются на здоровье. Разумеется, владыка избрал святой, но трудный путь, немногим дана такая сила духа».
Но вернемся к церковной истории. Наиболее выдающимися в русской истории являются следующие святые: св. равап. в. кн. Владимир, св. равап. в. кн. Ольга, св. благ. в. кн. Александр Невский, свтт. Петр, Алексий, Иона, Ермоген Московские, свт. Геннадий Новгородский, преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Александр Свирский, Паисий (Величковский), Серафим Саровский, Оптинские старцы, св. прав. Иоанн Кронштадтский.
Святые Владимир и Ольга просветили Русь светом Христовой Веры. Без них не было бы ничего. Св. Александра назвал солнцем земли Русской свт. Кирилл Владимирский. В дни татаро-монгольского погрома св. Александр защитил Православие на Руси от агрессии Ватикана и определил образ жизни Церкви и Русского государства в условиях татаро-монгольского ига, который предопределил победу Руси над поработителями и сохранение чистоты Православной Веры.
Святые Петр, Алексий, Иона и Ермоген – Московские первосвятители, которые в условиях татаро-монгольского ига, во время Флорентийской унии и Смутного времени (польского ига) отстояли Православие и неизменно являли Руси посмертное заступничество. В этом отношении также замечательны святые князья Борис и Глеб, сыновья Владимировы, которые в годину испытаний всегда приходили нашим пращурам на помощь.
Преп. Антоний и Феодосий – основатели монашества отшельнического и общежительного на Руси. Преп. Сергий воспитал до 70 святых учеников, основателей новых монастырей.
Сходным подвигом в XVIII в. просиял преп. Паисий (Величковский), возродивший умное делание и старчество. Онвоспитал десятки учеников, которые стояли у истоков возрождения монашеской жизни на Руси в XVIII-XIXвв.
Преп. Александр Свирский уникален тем, что один из немногих русских святых сподобился явления Святой Троицы.
Свт. Геннадий Новгородский и преп. Иосиф Волоцкий,по словам митр. Иоанна Петербургского,спасли Русь и Русскую Церковь от исчезновения в XV в. Их подвиг в XIXв. повторили свт. Иннокентий Пензенский и арх. Фотий (Спасский).
Преп. Серафим Саровский превзошел всех своими подвигами, чудесами и явился избранником Божией Матери, сказавшей о нем: «Сей от рода Нашего». В меньшей степени его подвиги повторили и стяжали дарования преподобные Оптинские Старцы. Они приняли под свое попечение осиротевшую паству преп. Серафима после его смерти.
Свт. Игнатий (Брянчанинов) – учитель современного монашества. Руководствуясь его писаниями, многие подвижники благочестия достигли духовного совершенства.
Святой Иоанн Кронштадтский просиял необыкновенным даром чудотворения еще при жизни.
Анализируя исторический материал о святых, как Русской Церкви, так и всей Вселенской Церкви, приходим к выводу, что величие того или иного святого определяется глубиной его смирения, его заслугами перед Церковью, высотой и тяжестью его подвигов, обилием благодатных дарований, чистотой и глубиной догматического и аскетического учения и тем влиянием, каковое оно оказало на современников и потомков.
А среди мучеников наиболее выдающиеся те, которые претерпели самые тяжкие мучения и если бывали казнимы в группе, то последними принимали муки.
Наиболее выдающиеся святые и подвижники ХХ века
Выяснив критерии определения высоты святости, попытаемся теперь ответь на главный вопрос, вынесенный в название нашей статьи – кто является наиболее выдающейся личностью в духовной истории ХХ века?
Из приведенного анализа видно, что некорректно говорить об одном каком-то подвижнике, поскольку различны пути угождения Богу. Поэтому правильнее было бы определять по каждому чину.
1. Нет никаких сомнений в том, что самый выдающийся равноапостол ХХ в. – основатель Японской Православной Церкви свт. Николай (Касаткин). Не было в ХХ в. ни одного миссионера, который бы сравнялся с ним по миссионерским успехам.
2. Если судить по обилию чудотворений, то наиболее выдающиеся святители ХХ в. это свт. Лука Крымский и свт. Нектарий Пентапольский. Они – Николаи Чудотворцы ХХ и ХХI в. Если же судить по аскетическому деланию – сщмч. Фаддей Тверской.
3. Наиболее выдающийся исповедник ХХ в. – свт. Афанасий Ковровский, уподобившийся в подвигах свт. Афанасию Великому. Он него, а также от Глинских старцев идет линия современного Радонежского старчества, наиболее ярким представителем которого является арх. Кирилл (Павлов) и его ученики.
4. Наиболее выдающийся священномученик ХХ в. – свт. Тихон Патриарх Московский, сердце которого обливалось кровью при виде мучений собратий, и который по свидетельству современников, сам претерпел насильственную смерть – был отравлен. Также, как выше было указано,рядом с ним, по нашему мнению,стоят сщмч. Петр Крутицкий, Сильвестр Омский и Андроник Пермский.
5. Самый выдающийся святой Отец ХХ в. – свт. Николай Сербский. «Каждое его слово – говорит разделивший с ним пальму богословского первенства другой сербский богослов преп. Иустин (Попович) – это малое Евангелие. Без преувеличений. Владыка Николай является пятым Евангелистом для рода сербского. Все сказанное им – Благовествование для человека. Все написанное им – Евангелие, Благая весть к Благой вести для каждого из нас. Да, это пятый Евангелист, самый большой Евангелист для рода сербского после святого Саввы».
Близки к ним по духу и чистоте учения русский Златоуст митр. Иоанн Петербургский, а также архиепископы Феофан Полтавский и Серафим Богучарский.
6. Самый выдающийся мученик ХХ – св.Царь Николай IIи его Семья. Свт. Николай Сербский говорит: «Долг Сербии перед Россией за помощь сербам в войне 1914 года огромен: все последующие поколения многие века не в состоянии будут возместить его. Это долг любви, без раздумий идущей на смерть, спасая ближнего. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя,–это слова Христа. Русский царь и русский народ, вступая в войну в защиту Сербии, будучи к ней не подготовленными, знали, что идут на верную гибель. Любовь русских к своим сербским братьям не убоялась смерти, не отступила перед ней. Разве можем мы когда-нибудь забыть, что русский царь, подвергая опасности и детей, и миллионы братьев своих, пошел на смерть ради сербского народа, ради его спасения?...Русские в наши дни повторили Косовскую трагедию. Если бы русский царь Николай II стремился к царству земному, царству мелких личных расчетов, себялюбия, он и по сей день сидел бы на престоле в Петрограде. Но он выбрал Небесное Царство, царство жертвы во имя Господне, царство евангельской духовности, за что и сложил свою голову, за что сложили головы его чада и миллионы подданных. Еще один Лазарь! Еще одно Косово!».
Другим великомучеником, не причисленным еще к лику святых, является воин Евгений Родионов, которого три месяца палачи пытали и заставляли отречься от Христа, снять крестик и потом жесточайшим образом умучили. Он почитается не только в России, но и в Сербии, Японии, в Греции и других странах.
7. Иосиф Исихаст, безусловно благодатная личность и великий подвижник. Однако, представляется что в ХХ в. были и более выдающиеся подвижники. Это и преп. Иосиф русский Исихаст – Оптинский, который еще при жизни сиял Фаворским светом, и преп. Нектарий, преп. Анатолий II, а также Варсонофий – великие представители Оптинской школы. Преп. Нектарий – смиреннейший и, видимо, величайший преподобный ХХ в.
Если же смотреть по подвигам, то наиболее удивителен преп. Феодосий Кавказский. Он соединил в себе подвиги преподобия (общежитие и пустынножительство), исповедничества и юродства Христа ради. По свидетельству современников также преп. Силуан Афонский достиг в меру преп. Антония Великого. Равен им по подвигам Афонский чудотворец преп. Паисий, одним из первых предупредивший мир об антихристовой глобализации.
8. Наиболее выдающимся праведником ХХ в. является св. прав. Иоанн Кронштадтский, а также блаж. Матрона Московская, которую он назвал «Восьмым столпом России». Матронушка просияла, наверное, уже миллионами чудес.
9. Наиболее выдающиеся Христа ради юродивые ХХ в. свв. блжж.Параскева и Мария Дивеевские и преп. Гавриил Тбилисский.
10. Наконец, самым выдающимся подвижником конца ХХ в. был прот. Николай Гурьянов. «В настоящее время нет ему равных на духовном пути», – рекла Пресвятая Богородица в видении одному монаху.
11. Наиболее уникальным духовным феноменом ХХ в. является массовый духовный героизма русского и сербского народа. «Настала в России великая жатва душ. В эти дни многострадальный русский народ наполняет рай больше, чем любой другой христианский народ на земле», - писал в I-й половине ХХ в. свт. Николай Сербский. Новых мучеников и исповедников – миллины.
Т.о. поражает «святое» неведение арх. Симеона и узость его кругозора, который, сосредоточившись на добродетелях одного подвижника, не узрел десятки других, которые не только не уступают по добродетелям и подвигам ст. Иосифу, но и превосходят его.
Конечно, наше обзор не может претендовать на истину в последней инстанции. Еще раз повторимся, что окончательный суд принадлежит лишь Богу. Но, по крайней мере, свидетельства святых, приведенные нами, говорят сами за себя.
Николай Светлов