«Гаванская уния»: Анализ Декларации папы и Патриарха
12 февраля с. г. в столице Республики Куба Гаване состоялась «эпохальное» событие – встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с папой римским Франциском. По итогам этого мероприятия была подписана совместная Декларация, содержание которой, в отличие от самого факта общения нашего Предстоятеля с главой Ватикана, пока не стало предметом острой полемики среди чад РПЦ. Но, думается, этот документ, главный плод безпрецедентной встречи, заслуживает особого внимания. Попытаемся оценить его в свете наследия наших святых и известных уроков истории.
Основавшие Церковь на Камне-Христе Святые Апостолы с самого начала предостерегали верующих от общения с еретиками, покушавшимися исказить Православную веру.
Умоляю вас, братия, – обращается святой Павел к римлянам, – остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим. 16, 17–18).
На церковно-славянском языке слова благовестника звучат еще выразительнее: Молю же вы, братие, блюдитеся от творящих распри и раздоры кроме учения, ему же вы научистеся; и уклонитеся от них. Таковии боГосподеви нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву; и благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых.
К сожалению, римляне не вняли предупреждению богомудрого Павла, не остереглись производящих раздоры и соблазны римских пап и уклонились в ереси, противные апостольскому учению.
После отпадения Рима от истины миссию хранительницы чистоты Православия во Вселенной переняла Византия, и Константинополь стал новым, «Вторым Римом». Однако в 1438 году, заключив унию с Римом древним, еретическим, греки отреклись от этого высокого призвания, и их государство было разрушено. Но тогда служение «удерживающего», блюстителя правой веры, взяла на себя Москва, «Третий Рим».
Поэтому приведенные выше слова первоверховного Апостола имеют особую важность для нас, православных верующих России, граждан «Третьего Рима» – согласно пророчествам Божиих угодников, последнего в мировой истории.
Итак, святой Павел призывает нас остерегаться еретиков, старающихся прельстить верных своим ласкательством и благословениями.
И именно с совместного благословения (!) начинается Декларация папы Франциска и Патриарха Кирилла: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами (2 Кор. 13, 13)».
В толковании на вышеприведенный отрывок из Послания к римлянам святитель Иоанн Златоуст поясняет: «[Апостол] называет их братиями и просит, говоря: „Молю вы, братиe". Потом предостерегает их, обнаруживая козни вредных людей. Но т. к. эти люди не действовали явно, то [Апостол] говорит: „Молю же вы, блюдитеся", т. е. тщательно исследуйте, узнавайте, испытывайте. Кого же именно остерегаться? „Творящих распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научистеся", потому что разделение всего более подрывает Церковь, это – диавольское оружие, им все ниспровергается. Пока единение соблюдается в Теле (Церкви), до тех пор диавол не может иметь доступа, но от разделения происходит соблазн. Отчего же разделение? – От учений, противных учению [Апостолов]. Откуда же такие учения? От служения чреву и прочим страстям».
Далее в Декларации сказано: «По воле Бога и Отца, от Которого исходит всякий дар, во имя Господа нашего Иисуса Христа, содействием Святого Духа Утешителя, мы, Франциск, Папа Римский, и Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, встретились ныне в Гаване. Мы воздаем благодарность в Троице славимому Богу за эту встречу, первую в истории».
Но неужели святой Павел, этот сосуд Духа Господнего, величайший из святых, был противником Святой Троицы? Помыслить такую хулу невозможно – напротив, он явился органом и свирелью Триипостасного Божества, возвещая всему человечеству Его волю – уклоняться от общения с еретиками, производящими разделения и соблазны в Церкви Христовой. Т. е., получается, отнюдь не по воле Бога, Отца, Сына и Святаго Духа, а по Их попущению произошла эта встреча римского папы-еретика с Московским Патриархом.
«С радостью, – продолжают «Святейшие», – мы встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы „говорить устами к устам" (2 Ин. 12), от сердца к сердцу, и обсудить взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации».
Но может ли русская православная паства разделить эту радость Предстоятеля? «Возлюбленные, – обращается к нам пламенный ревнитель Православия святой Златоуст, – много раз я говорил вам о безбожных еретиках и теперь умоляю не объединяться с ними ни в пище, ни в питье, ни в дружбе, ни в любви, ибо поступающий так отчуждает себя от Христовой Церкви. Если кто-либо и проводит житие ангельское, но соединяется с еретиками узами дружбы или любви – он чужой для Владыки Христа».
А папа Франциск – не еретик ли? Или, быть может, он уже покаялся в многочисленных богохульных мудрованиях, веками исповедуемых его лжецерковью? Наоборот, эти лжеучения лишь умножаются, и в настоящее время доктрина католицизма является смесью оккультизма, иудаизма, неоиндуизма, холокоста и веры не во Святую Троицу, а в некоего «Всевышнего», единого у римо-католиков с магометанами, язычниками, иудеями и представителями иных религий и сект.
«Мы радуемся тому, – отмечается в Декларации, – что сегодня здесь динамично развивается христианская вера. Мощный религиозный потенциал Латинской Америки, ее многовековые христианские традиции, реализуемые в жизненном опыте миллионов людей, являются залогом великого будущего этого региона».
Но можно ли говорить о развитии Христианства в Латинской Америке? В этом регионе распространена только ересь папизма, согласно учению Святых Отцов недостойная имени веры Христовой.
«Вы говорите: „Еретики те же христиане". Откуда Вы это взяли? – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). – Разве кто-нибудь именующий себя христианином и ничего не знающий о Христе по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру Христианскую не отличит от чада клятвы – богохульной ереси! Иначе рассуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейшие и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелью».
«Встретившись вдали от старых споров „Старого света", – пишут папа и Патриарх, – мы с особенной силой ощущаем необходимость совместных трудов католиков и православных, призванных с „кротостью и благоговением" дать миру „отчет" в нашем „уповании" (1 Пет. 3, 15)».
Поражает крайняя неуместность и противоречие цитаты Священного Писания общему смыслу Декларации! Приходит на ум замечание преподобного Феодора Студита о том, что «если мы неправильно употребляем слова святых, этим мы начинаем борьбу против Святых Отцов или, лучше сказать, богоборчество».
«Благодарим Бога за те дары, которые мы получили через явление в мир Его Единородного Сына, – гласит далее «историческое» послание. – Мы разделяем общее духовное Предание первого тысячелетия христианства <…>. Несмотря на общее Предание первых десяти веков, католики и православные на протяжении почти тысячи лет лишены общения в Евхаристии. Мы разделены ранами, нанесенными в конфликтах далекого и недавнего прошлого, разделены и унаследованными от наших предшественников различиями в понимании и изъяснении нашей веры в Бога, единого в Трех Лицах – Отца, Сына и Духа Святого. Мы скорбим об утрате единства, ставшей следствием человеческой слабости и греховности, произошедшей вопреки Первосвященнической молитве Христа Спасителя: „Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино" (Ин. 17, 21)».
Однако выше мы уже приводили апостольское учение о причинах разделений и отпадения еретиков от Церкви – страстях лжеучителей.
Но папа и Патриарх, «осознавая многочисленные препятствия, которые предстоит преодолеть», выражают надежду, что их «встреча внесет вклад в дело достижения того богозаповеданного единства, о котором молился Христос». «Пусть наша встреча, – пишут они, – вдохновит христиан всего мира с новой ревностью призывать Господа, молясь о полном единстве всех Его учеников. Пусть она – в мире, который ожидает от нас не только слов, но и деяний – станет знамением упования для всех людей доброй воли».
Ошибочно употребив слова первосвященнической молитвы Господа нашего Иисуса Христа, они приходят к неверным выводам.
«Чтобы кто-нибудь не подумал, что Он умер только за апостолов, – объясняет блаженный Феофилакт Болгарский, – прибавляет: „Не о них же только, но и о всех верующих в Меня по слову их". Здесь Он опять ободрил души апостолов тем, что они будут иметь много учеников».
Но можно ли еретиков, держащихся мудрований, противных учениям Святых Апостолов, считать их последователями? Разумеется, нет, ибо по слову святителя Игнатия (Брянчанинова) все еретики – чада и приверженцы изобретателей ересей и их отца – диавола: «Папа есть идол папистов, он – божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов, они преданы самим себе и сатане – изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма».
Кто-то может возразить, что мы цитируем лишь одного Святого Отца, а другие, более древние учители Церкви, возможно, объясняют этот текст иначе. Но, исследуя святоотеческое наследие, такие люди удостоверятся, что святые всех времен единогласно называют христианами только православных верующих и слова Христовы о единстве относят лишь к церковным чадам, держащимся веры истинной.
Святитель Василий Великий свидетельствует: «Хотя начало отступления произошло чрез раскол, но отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное [апостольское] преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцов и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали. Почему приходящих от них к Церкви, яко крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным Крещением».
А святитель Августин Иппонийский пишет: «О жизнь жизнодательная, жизнь вечная и вечноблаженная! Где радость без печали, покой без труда, честь без опасности, богатство без утраты, здоровье без болезни, изобилие без недостатка, жизнь без смерти, вечность без тления, блаженство без бедствия, где <…> свет немерцаемый, где самое настоящее величество Божие; и сим-то всем мысль небожителей тамо насыщается. Они видят то непрестанно и непрестанно видеть желают; желают без скуки и насыщаются без возгнушения, где истинное солнце правды видом чудным красоты своей всех услаждает, и так всех Небесного Отечества граждан освещает, что они сами сияют <…>, они, соединившись с безсмертным Божеством, сами стали быть безсмертными и нетленными по обещанию Господа Спасителя: „Отче! Их Ты дал еси Мне, хощу, да идеже есмь, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, да все будут едино, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, и они в Нас едино да будут"».
В 7-м, 8-м и 9-м пунктах Декларации говорится о долге православных христиан научиться нести свидетельство веры совместно с католиками. Однако, как замечал историк В.О. Ключевский, история – это суровая надзирательница, жестоко карающая тех, кто не усваивает ее уроки. Поэтому небезполезно будет напомнить буквально пару назидательных фактов из прошлого.
XIII век. Русь пала под ударами орд татаро-монголов, свободными остались лишь Новгородское, Псковское и Галицкое княжества. Князь Даниил Галицкий решается для спасения своего Отечества вступить в союз с Ватиканом. Но чем увенчался этот рискованный шаг? Великая Русь, сохранив верность Христу, выстояла, окрепла и одолела татаро-монголов, тогда как Русь Галицкая до их пор не может преодолеть духовную зависимость от «папского престола».
XV век. Территория Византийской Империи неумолимо сокращается, переходя под власть турок-османов. Император Иоанн V Палеолог и Патриарх Константинопольский Иосиф, желая спасти свою Родину, принимают решение признать власть папы римского ради получения военной помощи в борьбе с завоевателями. Но каков итог? Предательство Православия лишь ускорило гибель Византии, и вечным позором овеяны в истории имена вероотступников.
Так неужели же в веке ХХI-м свершится чудо, и встреча Патриарха Кирилла с папой римским действительно сможет как-то помочь гонимым во всем мире христианам? Логично заключить, что она, напротив, ухудшит положение страждущих православных на Киевской Руси, окончательно развязав руки подчиненным папе Франциску униатам. Их лжецерковь фактически легализуется рассматриваемой Декларацией: «Церковные общины, которые появились в результате исторических обстоятельств, имеют право существовать и предпринимать все необходимое для удовлетворения духовных нужд своих верных» (п. 25).
В пункте 14-м авторы пишут: «В эту тревожную эпоху необходим межрелигиозный диалог».
Но, как мы уже видели на примере Ферраро-Флорентийской унии XV века, а также многократно наблюдали в истории века ХХ, никакой экуменический диалог не способен предотвратить и остановить трагические мировые события. Как не угодный воле Божией, он, наоборот, лишь значительно ускоряет негативные процессы и ведет к печальным последствиям.
24-й пункт Декларации фактически запрещает апостольскую миссию, провозглашенную в пункте 7-м, где было выражено желание авторов совместно свидетельствовать миру Евангелие Христово. Это положение означает по сути запрет на обращение католиков в Православие и, следовательно, есть проявление самой страшной жестокости к заблудшим, которые лишаются таким образом надежды на спасение в лоне Единой истинной Церкви Божией – Православной.
30-й, заключительный, пункт документа содержит совместное обращение папы Франциска и Патриарха Кирилла к Пресвятой Богородице: «Исполненные благодарности за дар взаимопонимания, явленный на нашей встрече, обращаемся с надеждой к Пресвятой Матери Божией, взывая к Ней словами древней молитвы: „Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево". Пусть Преблагословенная Дева Мария Своим предстательством укрепит братство всех, Ее почитающих, дабы они в Богом определенное время были собраны в мире и единомыслии во единый народ Божий, да прославится имя Единосущной и Неразделимой Троицы!»
Но угодна ли Божией Матери эта молитва? Вернемся к святым урокам церковной истории. На Афоне есть чудотворная икона Божией Матери «Акафистная». Читая перед ней акафист Пресвятой Богородице, один зографский монах-отшельник услышал голос: «Старче, скажи игумену, что идут злые люди, враги Моего Сына и Мои враги. Пусть в монастыре останутся только те, кто твердо может сохранить веру». Это было в 1276 году, когда на Афон вторглись католики, покушавшиеся обратить святогорцев в свою богопротивную ересь.
Значит, суетно упование на Царицу Небесную авторов и составителей Декларации – Божия Матерь не может содействовать Своим лукавым врагам, тысячелетним противникам Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Ее возлюбленного Божественного Сына!
Итак, рассмотрев некоторые пункты совместной Декларации, мы приходим к выводу о ее несоответствии учению Святых Апостолов и Отцов Церкви. Надеемся, православные богословы, ревнующие о чистоте веры, в ближайшее время предоставят нам новые, более яркие и глубокие, анализы этого документа, дабы мы могли «заградить уста» лжецам-экуменистам и обманутым ими верующим, которые оправдывают эту «Гаванскую унию».
Источник: http://www.christian-spirit.ru