Оккультизм пытается войти в доверие в «православной упаковке». НОВАЯ СПЕКУЛЯЦИЯ НА ИМЕНИ сщмч. СЕРАФИМА (ЧИЧАГОВА)
О книге «Физическое и духовное здоровье. По «Медицинским беседам» Леонида Михайловича Чичагова» под редакцией Т.Л. Киселевой
Популярные книги о медицине неуклонно проникают в православные магазины, их число растет с каждым днем. Одной из новинок стал сборник, изданный в «Сибирской благозвоннице» под названием «Физическое и духовное здоровье. По «Медицинским беседам» Леонида Михайловича Чичагова». Довольно объемная книга (735 страниц) допущена к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви.
К великому сожалению, один из основных авторов и научный редактор книги Т.Л. Киселева является сторонником так называемой «альтернативной медицины», компрометирующей православное издательство, медицинский центр в Троице-Сергиевой Лавре, а также Издательский совет, который одобрил эту сомнительную книгу для распространения в храмах.
Примерно половину тома составляет переиздание двух произведений Л.М. Чичагова («Что служит основанием каждой науки», и «Медицинские беседы» – в сильном сокращении). В конце — сборник рецептов, остальную часть составляют несколько статей проф. Т.Л. Киселевой и врачей-гомеопатов Бутениных.
Литература такого рода – всевозможные «лечебники» и популярные книги о медицине - всегда пользовались популярностью у населения и неизменно хорошо продаются. Первое впечатление от данной книги тоже свидетельствует о будущем успехе у массового читателя: солидный объем, качество печати, наличие оригинальных текстов – все говорит о проделанной работе. На успех работает и броский заголовок - «физическое и духовное здоровье», и известная фамилия - Чичагов, и даже авторское факсимиле как подтверждение «подлинности» текста.
К сожалению, читателя, хотя бы немного знакомого с медициной, ждет разочарование. Если проанализировать текст подробно, то можно прийти к неутешительным выводам.
Например, на стр. 422-423 читаем высказывание Т.Л. Киселевой: «многие читатели захотят воспользоваться настоящим изданием для того, чтобы применить непосредственно опыт митрополита Серафима (Чичагова)» – будут «сами искать в природе и собирать растения, готовить самодельные настойки и разводить их по каплям». Менее рьяным читателям предлагается закупать в аптеках гомеопатические препараты на основе «коротенького справочника», включенного в книгу.
Сборник рецептов. Представляет собой бессистемно, небрежно скопированный и сваленный в кучу «копипаст». Наугад взятые списки инструкций к препаратам украдены с сайта «Мосфарма». Редактор, по-видимому, не имеющий медицинского образования, просто выделял и копировал мышкой оригинальные чужие тексты, с целью заполнить определенный издателями объем книги. Как правило, такого рода рецепты предназначены только для врачей. Описано применения таких серьезных препаратов, как меновазин, гомеопатические средства, настойки, экстракты. Такие сборники малопригодны для профанного чтения, они предназначены профессионалам. Часть из перечисленных средств относятся к официально признанным лекарственным препаратам, а часть — гомеопатия, то есть пустая основа, не имеющая действующих веществ.
Интересен и стиль научного редактора книги, профессора Т.Л. Киселевой. На стр. 247 в комментарии к «Медицинским беседам» читаем: «… гомеопатическое лекарство из лука помогает при простуде…, если у ребенка (или у взрослого) течет из носа (т.н. сопли)…».
Книги Л.М. Чичагова. В сборник вошли две книги, вокруг которых в последнее время возникло много шума, большей частью в связи с попытками продвинуть лжецелительские методики под прикрытием имени святого. Церковный народ вводится в заблуждение, потому что не знает о том, что «Медицинские беседы» написаны не ученым, не врачом, не епископом или священником, а 35-летним артиллеристом, не имеющим отношения к медицине. Издатели только усугубляют сложившуюся проблему, публикуя на обложке факсимиле подписи не Леонида Михайловича Чичагова, а митрополита Серафима, хотя митрополитом он стал в 1928 году, спустя много лет. Обе книги представляют собой компиляцию различных идей того времени о православной антропологии, перемежающиеся проповедью, общими рассуждениями о душе, о Боге, о взаимоотношении науки и религии и прочей «лирикой». Леонид Михайлович транслирует заблуждения своего времени и более ранних периодов, так как ни для кого не секрет, что научное познание развивается, и то, что воспринималось очевидным в XIX веке, сейчас кажется наивным.
Сама по себе канонизация мученика не означает автоматического признания святости и непогрешимости всей его предшествующей жизни. Есть немало святых, которые в определенный период своей жизни были грешниками, еретиками, магами, атеистами. От написания наивных «Медицинских бесед» артиллериста Леонида Михайловича до мученической кончины митрополита Серафима прошло почти 50 лет. Медицинские воззрения молодого офицера, горячо желавшего помочь людям, не были результатом злого умысла, а просто соответствовали своему времени. В частности, среди заблуждений: учение о крови как первопричине болезни, отрицание микробиологической теории, умозрительные, недоказуемые догматы: «подобное лечится подобным», использование только местных и неядовитых растений и тому подобное. Никакой «фармакологии Чичагова», «метода оздоровления по Чичагову» попросту не существует. Леонид Михайлович использовал чистую воду, в которой, по ошибочному мнению, якобы присутствовали в малых дозах лекарственные вещества. Чичагов полагал, что капли воды должны были подействовать в течение нескольких секунд. В последующие годы метод больших разведений был окончательно разоблачен и признан шарлатанским. Гомеопатические шарики, пилюли, растворы — все это было многократно подвергнуто тщательным клиническим испытаниям, которые доказали, что эффект гомеопатии состоит во внушении, а сами средства не содержат никаких лекарственных субстанций.
Статьи гомеопатов Т.Л. Киселевой и Бутениных. Вторая, наименьшая часть книги — статьи гомеопатов, в том числе Т.Л. Киселевой – научного редактора всей книги «Физическое и духовное здоровье. По «Медицинским беседам» Леонида Михайловича Чичагова». По совместительству Киселева Татьяна Леонидовна является президентом общественной организации натуротерапевтов (http://www.naturoprof.ru/). Чтобы получить представление об этой ассоциации, читатель может ознакомиться с несколькими цитатами, взятыми с сайта организации:
«…Наряду со всеми существующими заболеваниями в традиционной тибетской медицинской (ТТМ) школе подробное изучение отведено психологии и психиатрии. Причинами подобных расстройств являются неполадки жизненной энергии Ветра (Лунг), а точнее самому главному его виду – Ветру держателю Жизни (Срог-Дзин Лунг). Он обитает в человеке с момента зачатия, в голове, соединяя ум и сердце. Тонкий ветер отвечает за раскрытие сознания, глотание, обеспечивает работу органов чувств, памяти и нервной системы. … С религиозной точки зрения, душевные расстройства необходимо исцелять с помощью дхармических практик. Санскритское «дхарма» (то, что удерживает на пути) тождественно слову из тибетского словаря – «чос» (врачевать, исцелять). Сопоставляя значения можно сделать вывод, что Дхарма излечивает душу и эмоции, блокирующие путь к просветлению».(http://www.naturoprof.ru/poleznaya_informaciya/tibetskaya_medicina/umstvennye_rasstrojstva/)
«Мантра подразумевает звуковую энергию в чистом виде. Дословный перевод с санскрита звучит как: «Спасти ум от страдания и болезни». Звук обладает бесконечным потенциалом и исполняемый в виде мантры позволяет синтезировать специфичные тонкие энергии. Компиляция сути природных звуков или использование слов из Санскрита и Тибетского языка оказывает высокий терапевтический эффект и занимает одно из главенствующих мест в медицине буддизма. … Бхайшаджья Гуру объяснял причины всех болезней в расстройстве сознания. Они зарождаются в ваджрном теле (энергетическая сфера) и эманируют на физиологическом уровне. Соответственно наиболее эффективной борьбой с недугом будет воздействие не на его телесные проявления, а на эпицентр энергетического разлада. Восстанавливать здоровье на уровне ума, необходимо придерживаясь Благой Дхармы, практикуя медитацию, осознавая корни причин углубляться в личностные аспекты и созерцанием избавлять сознание от напряженности. Естественно, что не каждому человеку под силу практиковать самоисцеление и пресекать появление новых проблем. Поэтому существует Тибетская медицина, врачи и методики, чтобы устранять и корректировать разлаженность в живых организмах. Человеческая энергия вполне осязаемая «вещь». Ее можно ощутить во время медитации, можно «пощупать» руками, а также влиять посредством передачи мантр».
«А теперь подумайте над тем, что целебная сила мантры «живет» и «здравствует» на протяжении нескольких тысячелетий. Вибрация голоса, исполненная корректным образом, с древних времен стабилизирует энергетические каналы, благотворно воздействует на чакры и сущность элементов внутри тела. Тибетские мантры по-прежнему являются могущественным методом исцеления и профилактики в тибетской медицине. В чем же дело? Разница взглядов ТТМ от западной в том, что она признает ваджрное тело на ровне с физическим» (сохранена орфография оригинала).
(http://www.naturoprof.ru/poleznaya_informaciya/tibetskaya_medicina/mantry/)
Все эти рассуждения авторы относят и к православной молитве, типично в ньюэйджевском духе приравнивая ее к чтению мантр.
С первых же страниц во вступительном слове составителя и главного редактора книги «Физическое и духовное здоровье по «Медицинским беседам» Леонида Михайловича Чичагова», Т.Л. Киселева предлагает еретическое «обоснование» продвигаемых авторами якобы «новых возможностей для профилактики и лечения всех болезней человека на основе религиозных представлений о целостности мира, созданного Творцом».
Так, на стр. 10-11 читаем: «Из Библии мы знаем, что «кровь есть душа», и отец Серафим путем своих практических наблюдений и изысканий приводит читателя к осознанию зависимости физического и духовного здоровья от состояния этой важнейшей жидкой ткани нашего организма, непрерывно движущейся по сосудам, проникающей во все органы и другие ткани и как бы связывающей их».
(На самом деле — не «отец Серафим», а «Леонид Михайлович»). Но самое главное, согласно православному учению и святым отцам, «Душа, не естество истребительного огня, не естество воздуха, не кровавый поток, пробегающий по телу, не гармония составных частей тела» [267].
Таким образом, Т.Л. Киселева, приравнивая кровь человека к его душе, по сути, использует стереотип, «широко распространенный в различных культах, оккультных действах, в магии, колдовстве и народном сознании. До сих пор в народном сознании живет и действует вера в магическую силу крови» (http://www.golden-ship.ru/_ld/20/2083_1718.htm).
Кроме того, преувеличенно мистическое значение крови человека придают адепты тоталитарной секты «Свидетелей Иеговы». Согласно комментарию прот. Максима Козлова, «это связано с их неадекватной с точки зрения исторического христианства антропологией…, в частности, с учением о душе как о субстанции, непосредственно связанной с человеческой кровью. Православная антропология, будь то дихотомическая антропология, различающая в человеке душу и тело, или трихотомическая, которая имеет более детальное деление на дух, душу и тело, относится с благоговением и уважением к телесному составу человека. Однако Православие не придает такого значения физическим элементам нашего естества, чтобы с каким-либо из них считать душу настолько непосредственно связанной, что, скажем, пересадка органов или переливание крови нарушает целостность личности человека и замысел Божий о творении». (http://archive.taday.ru/vopros/20373/85013.html).
Дальнейшие рассуждения Т.Л. Киселевой (стр. 11) развивают ту же абсурдную идею о достижении физического и духовного (!) здоровья с помощью «натуральных лекарственных средств», нормализующих качество крови и кровообращения. Заметим, что воздействием на тело пытаются получить какое-то духовное «усовершенствование» как раз адепты движения Нью Эйдж.
На стр.12 Т.Л. Киселева предстает как противник академической медицины и сокрушается о ее все возрастающей (!) неспособности, даже при использовании в полном объеме, помочь людям с хроническими заболеваниями. А также о том, что академическая медицина, якобы, лечит лишь симптомы и следствия болезней (стр. 417-418). И поэтому, в классическом стиле технологии манипуляции сознанием, предлагается выход из такой «безнадежной» ситуации: возврат «к истокам православной христианской медицинской мысли, … взрощенной (так в оригинале!) монастырской братией». Якобы монастырская фитотерапия и гомеопатия в сочетании с «величайшим мировым культурным и медицинским наследием» свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и митр. Серафима (Чичагова) откроет «новые возможности для профилактики и лечения практически всех болезней человека» - ни много, ни мало!
Такие тексты, насыщенные православной лексикой, но не несущие такой смысловой нагрузки, рассчитаны на некритичное восприятие читателя. Особый интерес они представляют при сопоставлении с той широкой деятельностью научного редактора Т.Л. Киселевой по продвижению ньюэйджевского сознания, о которой в книге, без сомнения, не упоминается.
Т.Л. Киселева, будучи одним из организаторов конференций по «интегративной медицине» (наукообразное название ньюэйджевской медицины), неоднократно способствовала распространению деструктивных тоталитарных сект и опасного для здоровья и жизни людей лжецелительства (оккультных сект Сахаджи Йоги, Рейки и Алля Аят).
Так, например, доклады, пропагандирующие эти секты под видом «народной медицины», были включены в Международный форум-выставку «Интегративная медицина 2007» (http://st.asvomed.ru/php/content.php?id=2979; Киселева – член дирекции Форума) и 4-й Международный форум «Интегративная медицина» (http://www.rimiexpo.ru/news/index.php?news=2603; http://ru.convdocs.org/docs/index-448467.html; Т.Л. Киселева – зам. председателя Организационного комитета Форума):
Названия докладов:
-
Сахаджа Йога как метод познания, излечения и совершенствования человека
-
Лечение эпилепсии методом Сахаджа Йоги
-
Интеграция Алля Аята с существующими методами оздоровления человека
-
Статистический обзор результатов оздоровления по методу Ф. М. Абдуллаева
Помимо пропаганды этих экстремистских сект, на указанных выше конференциях, организованных при деятельном участии Т.Л. Киселевой, активно продвигались шарлатанские и оккультные «методы оздоровления». Мы можем привести названия конференции и докладов:
-
Научно-практическая конференция «Технологии развития сознания, энергоинформационные технологии»
-
Информационная система воды и физического пространства как основа биоэнерготерапии
-
Способ приготовления, контроль качества и эффективности электронных копий гомеопатических лекарственных средств
-
Роль медикаментозного теста по Р. Фоллю
-
Понятие жизненной силы – перспектива традиционных систем целительства»
(http://www.rimiexpo.ru/news/index.php?news=2603)
Ранее сектоведы уже цитировали Т.Л. Киселеву в числе других последователей ньюэйджевской медицины – в статье «Гомеопатия: совместима ли она с православной верой? Судите сами!» на сайте Информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при новосибирском Соборе Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского (http://www.sektoved.ru/articles.php?art_id=42). В данной статье приведены цитаты, в том числе Т.Л. Киселевой, показывающие, что гомеопатия имеет явные корни в области оккультизма и восточных религий.
Материалы сайта Профессиональной Ассоциации натуротерапевтов (http://www.naturoprof.ru/), руководителем которой является Т.Л. Киселева, свидетельствуют об оккультно-шарлатанском характере натуропатии и гомеопатии, которые она собирается внедрять на приходы РПЦ под видом «православной медицины».
В качестве иллюстрации приведем некоторые цитаты:
«Сегодня с высокой долей вероятности можно утверждать, что через гомеопатические лекарства в организм вводится совокупность энергоинформационных характеристик микроэлементов и биомолекул лекарственного сырья, используемого при приготовлении матричных настоек. Биорезонансное взаимодействие гомеопатического препарата и биомолекул организма позволяет повысить энергетический статус клеток, тканей, органов и в целом организма, что позволяет комплексно избавиться от многих заболеваний, в том числе хронических» (http://www.naturoprof.ru/associaciya/chleny_i_partnery_associacii/edas/).
«Китайская медицина основана на учении о 1) взаимодействии внутренних органов по принципу пентаграммы Пяти Великих Элементов, 2) жизненной энергии ци, циркулирующей по энергетическим меридианам, и 3) биоактивных точках, которые на них находятся. Каждый из этих меридианов питает энергией тот или иной орган. Причиной заболеваний считается нарушение циркуляции энергии ци и ее застой в меридианах». (http://www.naturoprof.ru/associaciya/chleny_i_partnery_associacii/klinika_tibet/chem_tibetskaya_medicina_otlichaetsya_ot_kitajskoj/).
Напрашивается вывод, что к методикам «оздоровления» (гомеопатии, натуропатии, биоэнерготерапии), продвигаемым Профессиональной Ассоциацией натуротерапевтов во главе с Т.Л. Киселевой, вполне применимо заключение XXV Всеправославного совещания на тему «Еретические и оккультные подходы к проблеме болезни»: «В эзотерических группах течения «Нью Эйдж» и в культах восточного направления, болезнь понимается как «блокада» беспрепятственного потока энергии (типа Праны, Ци, Универсальной энергии и т.п.), движущегося по каналам человеческого тела. Так называемые «альтернативные методы лечения» представляет собой практическое применение мировоззрения культов восточного направления и движения «Нью Эйдж» («Эры Водолея») о Боге и человеке в области здравоохранения и поэтому правильнее будет называть их «ньюэйджевской медициной».
«Последователи этого подхода учат, что человек, …активизируя оккультные силы, которые якобы сокрыты внутри него, может исцелить себя сам. Под самолечением подразумевается «разблокировка» энергии».
«Многочисленные «альтернативные методы» лечения предлагают способы «разблокировки» этой энергии. Так, например, гомеопатия, предлагает потенцированное гомеопатическое лекарство».
«В некоторых методах «лечения» христианская терминология применяется в оккультной интерпретации… Большинство групп используют научную терминологию для того, чтобы произвести впечатление и ввести в заблуждение ничего не подозревающую публику»
(http://iriney.ru/sektyi-i-kultyi/sektovedenie/konferenczii/vyivodyi-xxv-vsepravoslavnogo-soveshhaniya.html).
Другой характерный компонент альтернативной, ньюэйджевской медицины – шарлатанские методики. Так, через свой сайт натуропроф.ру, журнал «Традиционная медицина» (http://www.tradmed.ru/) и конференции по интегративной медицине Т.Л. Киселева и ее коллеги активно навязывают «метод Р. Фолля» и «биорезонансную терапию». О том, что это такое, существует четкое разъяснение, данное председателем комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, академиком Эдуардом Кругляковым:
«Если вы столкнулись со словосочетанием «биорезонансная терапия» — можете дальше даже ничего не проверять — это шарлатанство чистой воды! Неважно, что вам обещают — вылечить все болезни, поставить любой диагноз или просто найти следы наркотиков. Не существует такой терапии, это обман, а те, кто занимаются её продвижением — мошенники, которыми должны заниматься правоохранительные органы» (http://nnm.me/blogs/sceptic78/medicinskaya-mafiya-kak-ya-rabotal-biorezonansnym-diagnostom/).
Далее, важно отметить, что П.А. Бутенин, статьи которого в соавторстве с братьями помещены в книге «Физическое и духовное здоровье. По «Медицинским беседам» Леонида Михайловича Чичагова», выступал на конференции в Троице-Сергиевой Лавре в декабре 2014 г. и в своем выступлении пытался интерпретировать Священное Писание через призму языческих представлений гомеопата-индуса Шанкарана (что вызвало протест аудитории). Кроме того, П.А. Бутенин в своем докладе приписывал гомеопатическим препаратам способность лечить страсти человека (имеется расшифровка доклада).
Как раз и эта опасность ньюэйджевского метода гомеопатии была отмечена в одном из Выводов XXV Всеправославного совещания: «Ряд методов, таких как гомеопатия, утверждают, что с помощью своих лекарств они врачуют даже страсти души, например, эгоизм, ревность, ярость, гнев и т.п., незаконно присваивая себе то, что может делать только Церковь – «лечебница духа»» (конец цитаты) (http://iriney.ru/sektyi-i-kultyi/sektovedenie/konferenczii/vyivodyi-xxv-vsepravoslavnogo-soveshhaniya.html).
Еще раз вернемся в Выводам XXV Всеправославного совещания, которые позволяют прогнозировать последствия попыток разрекламировать гомеопатию в качестве якобы «православной медицины» и проникнуть со своей продукцией на приходы РПЦ, чему служит и издание книги «Физическое и духовное здоровье…» Т.Л. Киселевой и «славной семьи Бутениных»: «Участники совещания пришли к выводу о том, что подобные методы «лечения» (аюрведа, … биоэнергетическая терапия, интерьертерапия, краниосакральная терапия, кристалл-терапия, гомеопатия, рейки, рефлексология, шиацу, псевдонаучные виды психотерапии и т.п.) основываются на «космических» теориях, которые противоречат православной вере и несовместимы с ней. Их широкое распространение превратилось в большую социальную проблему в области фармакологии и медицины, этические, социальные и духовные последствия которой иногда ставят под угрозу человеческие жизни. Кроме того, подобные методы являются источником серьезных проблем для пастырей в деле духовного окормления пасомых. Подобные методы «лечения» представляют собой угрозу для чистоты православия, так как они прокладывают «дорогу», следуя по которой, ничего не подозревающие православные христиане могут начать контактировать с восточными религиями и оккультизмом» (конец цитаты; http://iriney.ru/sektyi-i-kultyi/sektovedenie/konferenczii/vyivodyi-xxv-vsepravoslavnogo-soveshhaniya.html).
Сама ассоциация, возглавляемая Т.Л. Киселевой занимается продвижением БАДов, альтернативной медицины и различных псевдонаучных практик лечения, в том числе гомеопатии.У ассоциации есть абсолютно ясный и прозрачный коммерческий интерес: увеличение продаж своего товара. Одним из отличительных признаков псевдонауки является использование религиозных, мистических аргументов, апелляции к эмоциям, но не к фактам и достоверным объективным исследованиям.
Ассоциация натуротерапевтов и Троице-Сергиева лавра. Продавцы БАДов, сахарных шариков, распространители оккультизма прекрасно понимают, что завоевать рынок услуг в России можно только используя в своих целях наиболее распространенную конфессию в России — Православие. Разговоры о карме, дхарме, мантрах, пране может только отпугнуть православного покупателя, следовательно, нужно сделать все, чтобы проникнуть на «рынок суеверий» через Церковь. Т.Л. Киселева и ее ассоциация стали одним из организаторов и сопредседателем «Всероссийской научно-практической конференции «Возрождение святоотеческих традиций лечения и питания» в Троице-Сергиевой Лавре (21 декабря 2014 года). Конференция прошла с участием сторонников лженауки гомеопатии и самой ассоциации натуротерапевтов. В резолюцию конференции было включено следующее положение: «Во избежание неверных толкований святоотеческого наследия, просить издательство «Сибирская благозвонница» ускорить работу по подготовке и изданию избранных медицинских бесед священномученика митрополита Серафима (Чичагова), сопровождаемых научно обоснованными комментариями в части рациональности современного использования его медицинской системы и рекомендованных им растительных средств («Физическое и духовное здоровье по митрополиту Серафиму (Чичагову)» под научной редакцией доктора фармацевтических наук, профессора Киселевой Т.Л.). Включить в это издание краткий справочник растительных и гомеопатических безрецептурных препаратов, разрешенных к медицинскому применению в Российской Федерации».
Таким образом, издание книги и сомнительная конференция в Лавре с участием гомеопатов — звенья одной цепи, которая предполагает попытку дальнейшего внедрения псевдомедицинских практик в церковную жизнь. Конференция носила дискредитирующий Лавру характер, так же, как и незадолго до этого — лекции Ксении Кравченко. В частности, в выступлениях и в резолюции утверждалось, что гомеопатия поддерживается Церковью. Даже если не учитывать тот общепризнанный факт, что гомеопатия - это псевдонаука, конференция в Лавре не имеет полномочий выступать от имени Церкви, а церковная конференция дискредитирует себя тем, что вмешивается в вопросы медицины. В итоговой резолюции конференции, в которой сопредседателем была Т.Л. Киселева, внесено следующее: предложение: «Считать целесообразным изучение юридических и фармацевтических аспектов создания монастырских и приходских аптек (аптечных пунктов), разработку соответствующей методической и нормативной документации, а также издание методических пособий для церковнослужителей по обоснованному применению зарегистрированных растительных и гомеопатических препаратов и лекарственного растительного сырья в монастырской и приходской практике».
Сетевой маркетинг через Церковь? В данном случае речь идет не просто о завоевании рынка сбыта продавцами БАДов, но и об использовании огромной разветвленной общероссийской приходской сети для продажи их продукции. Естественно, ни о какой сети аптек не может быть речи: получить лицензию на открытие аптеки в храме почти невозможно, да и не нужно: у Церкви и аптеки совершенно разные цели. Кроме того, аптечный рынок имеет высокий уровень конкуренции. Даже министр здравоохранения говорит, что аптек слишком много - больше, чем необходимо! Аптека в приходе заведомо не сможет быть прибыльной, так как рядом всегда находится полноценное аптечное учреждение. О чем же идет речь? Очень просто. Продавцы БАДов и парамедицинских препаратов, псевдомедицинских оккультных и шарлатанских услуг хотят создать сеть распространения своего товара в приходах. БАДы и прочее не являются лекарственными средствами и не требуют для продажи аптечной лицензии. Учитывая огромную наценку при ничтожной себестоимости, они обеспечивают прибыль при небольшом объеме продаж. Как правило, такие магазинчики, кроме парафармацевтической продукции являются дистрибьюторами самых разных околомедицинских услуг. Такая сеть приходских «аптечных пунктов» будет эксплуатировать и впоследствии уничтожать потенциал доверия к Церкви. Кроме того, псевдомедицинские препараты и методики основаны на эффекте плацебо. Поэтому эксплуатация религиозных чувств многократно усиливает внушение. То есть готовая дистрибьюторская сеть, к тому же эксплуатирующая веру в коммерческих целях — золотое дно для всякого рода шарлатанов.
Изданная книга, казалось бы, является собственно логичным результатом существования приходского церковного магазина: это и не книга рецептов, и не пособие по самолечению. Приходится рассматривать ее как часть процесса создания приходской сети по продаже сомнительных товаров и услуг.
Самое печальное в том, что книга содержит благословение издательского отдела и допущена к распространению в храмах. В фармакологии есть такая методика. Если лекарственное средство слишком горькое или имеет неприятный запах или больному трудно его проглотить, то его или смешивают с сахаром, или помещают в специальную оболочку, позволяющую скрыть содержимое. В этом случае мы обманываем органы чувств, чтобы помочь человеку. Такой же прием используют оккультисты и продавцы лжелекарств. Они смешивают свои идеи с Православием для того, чтобы человек мог проглотить то, что завернуто в обертку.
Вызывает разочарование также и то, что в Троице-Сергиевой Лавре, которая является особым, сакральным местом не только для России, но и для всего православного мира, проходит настоящий шабаш оккультистов, верящих в карму, мантры, «энергоинформационное лечение» и целительную силу "жизненной энергии". Специалисты по сектантству и оккультизму хорошо знают, и это явление давно описано — оккультизм не борется напрямую с Церковью, а пытается встроиться в народные традиции, создать своего рода «православную магию». Оккультизм пытается войти в доверие в «православной упаковке».
Приходится сожалеть о том, что данная книга без должной проверки и профессиональной экспертизы была допущена к распространению Издательским Советом. Без сомнения, с книг авторства Т.Л. Киселевой должны быть сняты разрешения на продажу в церковных магазинах, а к экспертизе должны привлекаться специалисты.
Прот. Максим Обухов
Соколова Нина Александровна, к.б.н., ст.науч.сотр. ВИНИТИ РАН
Массино Юлия Сергеевна, к.б.н., ст.науч.сотр. Института вакцин и сывороток им. И.И.Мечникова
Дворкин Александр Леонидович, профессор ПСТГУ, президент Российской Ассоциации Центров изучения религий и сект (РАЦИРС)