29.01.2016
<-назад в раздел
О церковном благочестии
Благоговейное отношение к храму, к святыням, к богослужению – так в Православии понимается церковное благочестие. Но люди, приходящие в церковь, часто не знают или просто игнорируют установленные правила. Эта тема и легла в основу беседы с митрополитом Даниилом.
Настроиться на таинство Благодарения
Потеря церковности, к сожалению, – это болезнь православных христиан. Почему мы говорим: человек должен воцерковиться? Что это значит? В живом организме каждая клеточка выполняет свою функцию, не подавляя других и тем самым создавая баланс и гармонию в целом. Вот и человек должен стать клеточкой организма – Церкви, которая являет собой общество людей, объединенных Духом Святым, определенными законами, заповедями Божиими.
К сожалению, такое положение вещей во многом было потеряно в советский период, когда священникам запрещали вести работу с людьми. Не все священнослужители могли проповедовать, многие говорили неярко, поскольку за сильную проповедь уполномоченный по делам религии чиновник имел право запретить им служение в храме. Сейчас мы пожинаем плоды: люди приходят в церковь, не понимая, как себя там вести.
Если человек неправильно пользуется лекарствами, в лучшем случае эффект от них окажется нулевым, в худшем — отрицательным, можно нанести вред организму. Так же и в отношении церковных таинств. Можно навредить себе молитвой, и не Бог тебе вредит, а ты сам себе. В Евангелии есть замечательный пример, когда неправильная молитва дает результат со знаком минус, – притча о мытаре и фарисее, когда первый ушел из храма оправданным, а второй осужденным.
На богослужение принято приходить заблаговременно. Сначала мы настраиваем свое сердце. Нужно избавиться от мыслей и впечатлений, которые рождались в голове, пока мы шли в храм. Перед Литургией читают Часы – это своего рода настройка к величайшему таинству Благодарения Бога.
Что мы делаем во время чтения Часов? Поминаем живых и усопших родственников, близких, знакомых. В это время совершается проскомидия, когда священнослужитель вынимает частички из просфор. Его молитва соединяется с нашими, независимо от того, где мы стоим, – в метре от алтаря или в конце храма, главное – мы совершаем молитвенное поминовение и правильно настраиваем свои сердца.
По окончании Часов священнослужитель провозглашает: «Благословенно Царство...» – и далее: «Миром Господу помолимся… О свышнем мире и о спасении душ наших, Господу помолимся... О мире всего мира, благосостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся». Эти прошения о мире, чтобы в первую очередь он пребывал в наших сердцах. Такое состояние называется еще состоянием равновесия. Все великие дела совершаются в состоянии равновесия, когда есть время осознать, продумать свои действия. Так же и здесь, в храме, наше сердце приготовилось.
Далее начинаются антифоны, и человек впитывает, повторяет про себя то, что он слышит. «Благослови, душе моя, Господа», «Хвали, душе моя, Господа». Мы пришли благодарить Бога. У нас нет ничего своего, все, что мы имеем, таланты, удачные проекты, как сейчас говорят, – все это милость Божия. Господь помогает, и у нас получается. Он настолько милостив, что помогает и тем, кто отрицает Его бытие, от Него отворачивается. Бог нас любит больше, чем любит ребенка мать.
Если человек опаздывает на Литургию, он пропускает и поминовение своих близких. А это «посылки», которые мы им передаем. Мы потеряли традицию поминать усопших. Раньше на панихиду приносили самое лучшее. Одна женщина, отошедшая в мир иной, приснилась своей дочери, а та была весьма небрежна в поминовении – на канон приносила только сахар. Дочь спросила у своей мамы: как там? И она ей ответила, что всем присылают посылки с богатыми яствами, а мне приходит лишь сахар…Человек приносит для поминовения что-то хорошее, чтобы другие, вкушая, помолились за тех, за кого это принесли.
Храм Божий – место молитвы. До начала богослужения нужно подойти к иконам, поставить свечки. Если во время службы, когда читают Евангелие, человек начинает пробираться к подсвечнику, он волей-неволей касается других и тем самым отталкивает от молитвы, отвлекает. Можно ведь и после богослужения приложиться к иконе, если не успел до начала. Но во время Литургии не надо ходить!
Нужно сказать и несколько слов об Исповеди. На ней называем сам грех: гневаюсь и ругаюсь. Не надо рассказывать, при каких обстоятельствах произошел тот или иной инцидент, с кем он произошел. На Исповеди мы говорим о факте, одним словом. Главное, чтобы при этом было сожаление, скорбь. Скорбь ради Бога приводит человека к покаянию. А мирская печаль приводит к смерти. Если тебя чего-то лишили, ты переживаешь. Но разве это что-то дает? Ничего. Что такое печаль? То, что пришло в результате греха. А грех родил двух сыновей: смерть и страдание. Но Господь сделал так, что дети убивают своего отца. Смерть заглаживает многие грехи. А печаль вменяется даже вместо делания. Не исполнил что-либо человек, но печалится, что не совершил этого: «Господи, прости!» И Господь через эту печаль, через переживание прощает грех.
А есть ли мир в сердце?
Так что Исповедь – это переживание в первую очередь. Молитвы, которые читаем перед Причащением, – плач о грехах. Нужно читать их, чтобы пропитаться духом покаяния. Этот дух усиливается, когда человек приходит на службу. Самая сильная молитва Иисусова: «Господи, помилуй!», – которую мы произносим не просто на уровне сознания, а так, чтобы сердце откликалось. Когда молитвы проходят через сердце, они приносят нам Божественную благодать.
Перед Причастием Святых Христовых Тайн звучат слова: «Ты Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». То есть я самый большой из грешников, первый из них. И еще звучит молитва: «Помяни мя», Господи, во Царствии Твоем». Так говорил не святой, а разбойник – негодный человек, который до этих слов был преступником, а после стал угодником Божиим.
Теперь о причащении детей. Конечно, это необходимо. Ребят следует приучать к благоговейному, внимательному поведению в храме, ведь это не игровая комната, расписанная красивыми образами. При этом невозможно воцерковить ребенка, если родители сами не будут жить церковной жизнью. Храм – место встречи с Богом, Дом Божий, Бог везде, но здесь Он особенно пребывает, поскольку Его Тело и Кровь находятся на престоле постоянно. Если кому-то становится плохо, кто-то попал в аварию, лежит в больнице, священнослужитель берет Святые Дары и причащает больного человека.
Правильное поведение в храме, правильный настрой способствует усилению наших молитв и тому, что благодать Божия свободно входит в нас. Если же на богослужении мы осуждаем кого-то, испытываем неприязнь, разговариваем – это крайне нехорошо.
Херувимы предстоят во время Литургии Богу со страхом и трепетом. А у нас страха нет… «Со страхом Божиим и верою приступите», – перед Причастием говорит священник. А перед Евхаристическим каноном: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое Возношение в мире приносити». Нужно себя вопрошать: «Есть ли у меня страх? А есть ли мир?» Если нет, укорить себя от всего сердца: «Господи, прости меня, помяни меня во Царствии Твоем…» Вот правильное поведение в храме. И тогда человек уходит со службы одухотворенный. А можно выйти еще в худшем состоянии, чем пришел.
Очень важно – никого не осуждать и все прощать. В храме много всяких мыслей посещает, сложно с ними совладать, а еще наши разговоры… О чем разговаривать? Что может быть выше? Здесь находится Сам Христос. Часто сетуем: вот, Бог ничего не дает… Так ты сам не собрал мысли, себя не укорил, а наоборот, укоряешь кого-то… Помню, бабушка одна мне пожаловалась:
– Все меня обижают, я жертва.
Спрашиваю:
– Вы молчите или отвечаете?
А она:
– Ну как же молчать-то! Вообще заклюють!
Се, стою у двери
Нередко люди говорят: всю службу мысли улетали то туда, то сюда. А ты пожалуйся на себя Богу: «Сегодня что-то совсем плохо мне, помоги, Господи!» Человек должен осознавать качество (своей) молитвы, один раз хорошо помолился, другой хуже. Это как небо, оно не всегда в одном состоянии: бывает, солнце светит, облачка бывают маленькие, бывают свинцовые, а бывает так, что все небо обложило и никакого просвета. Так же и наша молитва. Мы хотим принять самого дорогого гостя в мире, во вселенной — Христа — в свое сердце. Мы должны приготовиться. Частое причащение Христовых Тайн должно быть. Раз в месяц причащайтесь, а когда праздники, еще чаще. И нужно себя хранить после Причастия. Особенно враг нападает гневом и раздражительностью. Нужно опять же просить помощи Божией: «Господи, помоги мне удержаться».
«Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20), — говорит нам Господь. Человек приходит в храм, это начало. Святому Исааку Сирину принадлежат слова: «Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную». Царствие Божие внутри нашего сердца, которое нужно настроить, очистить, и тогда входить на молитву. Божественная благодать – «подзарядка», которую мы в изобилии получаем на богослужении. Когда молимся дома, благодать подается по капельке, а когда в храме – изливается потоками.
Настроиться на таинство Благодарения
Потеря церковности, к сожалению, – это болезнь православных христиан. Почему мы говорим: человек должен воцерковиться? Что это значит? В живом организме каждая клеточка выполняет свою функцию, не подавляя других и тем самым создавая баланс и гармонию в целом. Вот и человек должен стать клеточкой организма – Церкви, которая являет собой общество людей, объединенных Духом Святым, определенными законами, заповедями Божиими.
К сожалению, такое положение вещей во многом было потеряно в советский период, когда священникам запрещали вести работу с людьми. Не все священнослужители могли проповедовать, многие говорили неярко, поскольку за сильную проповедь уполномоченный по делам религии чиновник имел право запретить им служение в храме. Сейчас мы пожинаем плоды: люди приходят в церковь, не понимая, как себя там вести.
Если человек неправильно пользуется лекарствами, в лучшем случае эффект от них окажется нулевым, в худшем — отрицательным, можно нанести вред организму. Так же и в отношении церковных таинств. Можно навредить себе молитвой, и не Бог тебе вредит, а ты сам себе. В Евангелии есть замечательный пример, когда неправильная молитва дает результат со знаком минус, – притча о мытаре и фарисее, когда первый ушел из храма оправданным, а второй осужденным.
На богослужение принято приходить заблаговременно. Сначала мы настраиваем свое сердце. Нужно избавиться от мыслей и впечатлений, которые рождались в голове, пока мы шли в храм. Перед Литургией читают Часы – это своего рода настройка к величайшему таинству Благодарения Бога.
Что мы делаем во время чтения Часов? Поминаем живых и усопших родственников, близких, знакомых. В это время совершается проскомидия, когда священнослужитель вынимает частички из просфор. Его молитва соединяется с нашими, независимо от того, где мы стоим, – в метре от алтаря или в конце храма, главное – мы совершаем молитвенное поминовение и правильно настраиваем свои сердца.
По окончании Часов священнослужитель провозглашает: «Благословенно Царство...» – и далее: «Миром Господу помолимся… О свышнем мире и о спасении душ наших, Господу помолимся... О мире всего мира, благосостоянии святых Божиих Церквей и соединении всех, Господу помолимся». Эти прошения о мире, чтобы в первую очередь он пребывал в наших сердцах. Такое состояние называется еще состоянием равновесия. Все великие дела совершаются в состоянии равновесия, когда есть время осознать, продумать свои действия. Так же и здесь, в храме, наше сердце приготовилось.
Далее начинаются антифоны, и человек впитывает, повторяет про себя то, что он слышит. «Благослови, душе моя, Господа», «Хвали, душе моя, Господа». Мы пришли благодарить Бога. У нас нет ничего своего, все, что мы имеем, таланты, удачные проекты, как сейчас говорят, – все это милость Божия. Господь помогает, и у нас получается. Он настолько милостив, что помогает и тем, кто отрицает Его бытие, от Него отворачивается. Бог нас любит больше, чем любит ребенка мать.
Если человек опаздывает на Литургию, он пропускает и поминовение своих близких. А это «посылки», которые мы им передаем. Мы потеряли традицию поминать усопших. Раньше на панихиду приносили самое лучшее. Одна женщина, отошедшая в мир иной, приснилась своей дочери, а та была весьма небрежна в поминовении – на канон приносила только сахар. Дочь спросила у своей мамы: как там? И она ей ответила, что всем присылают посылки с богатыми яствами, а мне приходит лишь сахар…Человек приносит для поминовения что-то хорошее, чтобы другие, вкушая, помолились за тех, за кого это принесли.
Храм Божий – место молитвы. До начала богослужения нужно подойти к иконам, поставить свечки. Если во время службы, когда читают Евангелие, человек начинает пробираться к подсвечнику, он волей-неволей касается других и тем самым отталкивает от молитвы, отвлекает. Можно ведь и после богослужения приложиться к иконе, если не успел до начала. Но во время Литургии не надо ходить!
Нужно сказать и несколько слов об Исповеди. На ней называем сам грех: гневаюсь и ругаюсь. Не надо рассказывать, при каких обстоятельствах произошел тот или иной инцидент, с кем он произошел. На Исповеди мы говорим о факте, одним словом. Главное, чтобы при этом было сожаление, скорбь. Скорбь ради Бога приводит человека к покаянию. А мирская печаль приводит к смерти. Если тебя чего-то лишили, ты переживаешь. Но разве это что-то дает? Ничего. Что такое печаль? То, что пришло в результате греха. А грех родил двух сыновей: смерть и страдание. Но Господь сделал так, что дети убивают своего отца. Смерть заглаживает многие грехи. А печаль вменяется даже вместо делания. Не исполнил что-либо человек, но печалится, что не совершил этого: «Господи, прости!» И Господь через эту печаль, через переживание прощает грех.
А есть ли мир в сердце?
Так что Исповедь – это переживание в первую очередь. Молитвы, которые читаем перед Причащением, – плач о грехах. Нужно читать их, чтобы пропитаться духом покаяния. Этот дух усиливается, когда человек приходит на службу. Самая сильная молитва Иисусова: «Господи, помилуй!», – которую мы произносим не просто на уровне сознания, а так, чтобы сердце откликалось. Когда молитвы проходят через сердце, они приносят нам Божественную благодать.
Перед Причастием Святых Христовых Тайн звучат слова: «Ты Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз». То есть я самый большой из грешников, первый из них. И еще звучит молитва: «Помяни мя», Господи, во Царствии Твоем». Так говорил не святой, а разбойник – негодный человек, который до этих слов был преступником, а после стал угодником Божиим.
Теперь о причащении детей. Конечно, это необходимо. Ребят следует приучать к благоговейному, внимательному поведению в храме, ведь это не игровая комната, расписанная красивыми образами. При этом невозможно воцерковить ребенка, если родители сами не будут жить церковной жизнью. Храм – место встречи с Богом, Дом Божий, Бог везде, но здесь Он особенно пребывает, поскольку Его Тело и Кровь находятся на престоле постоянно. Если кому-то становится плохо, кто-то попал в аварию, лежит в больнице, священнослужитель берет Святые Дары и причащает больного человека.
Правильное поведение в храме, правильный настрой способствует усилению наших молитв и тому, что благодать Божия свободно входит в нас. Если же на богослужении мы осуждаем кого-то, испытываем неприязнь, разговариваем – это крайне нехорошо.
Херувимы предстоят во время Литургии Богу со страхом и трепетом. А у нас страха нет… «Со страхом Божиим и верою приступите», – перед Причастием говорит священник. А перед Евхаристическим каноном: «Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое Возношение в мире приносити». Нужно себя вопрошать: «Есть ли у меня страх? А есть ли мир?» Если нет, укорить себя от всего сердца: «Господи, прости меня, помяни меня во Царствии Твоем…» Вот правильное поведение в храме. И тогда человек уходит со службы одухотворенный. А можно выйти еще в худшем состоянии, чем пришел.
Очень важно – никого не осуждать и все прощать. В храме много всяких мыслей посещает, сложно с ними совладать, а еще наши разговоры… О чем разговаривать? Что может быть выше? Здесь находится Сам Христос. Часто сетуем: вот, Бог ничего не дает… Так ты сам не собрал мысли, себя не укорил, а наоборот, укоряешь кого-то… Помню, бабушка одна мне пожаловалась:
– Все меня обижают, я жертва.
Спрашиваю:
– Вы молчите или отвечаете?
А она:
– Ну как же молчать-то! Вообще заклюють!
Се, стою у двери
Нередко люди говорят: всю службу мысли улетали то туда, то сюда. А ты пожалуйся на себя Богу: «Сегодня что-то совсем плохо мне, помоги, Господи!» Человек должен осознавать качество (своей) молитвы, один раз хорошо помолился, другой хуже. Это как небо, оно не всегда в одном состоянии: бывает, солнце светит, облачка бывают маленькие, бывают свинцовые, а бывает так, что все небо обложило и никакого просвета. Так же и наша молитва. Мы хотим принять самого дорогого гостя в мире, во вселенной — Христа — в свое сердце. Мы должны приготовиться. Частое причащение Христовых Тайн должно быть. Раз в месяц причащайтесь, а когда праздники, еще чаще. И нужно себя хранить после Причастия. Особенно враг нападает гневом и раздражительностью. Нужно опять же просить помощи Божией: «Господи, помоги мне удержаться».
«Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20), — говорит нам Господь. Человек приходит в храм, это начало. Святому Исааку Сирину принадлежат слова: «Потщись войти во внутреннюю свою клеть и узришь клеть небесную». Царствие Божие внутри нашего сердца, которое нужно настроить, очистить, и тогда входить на молитву. Божественная благодать – «подзарядка», которую мы в изобилии получаем на богослужении. Когда молимся дома, благодать подается по капельке, а когда в храме – изливается потоками.
Подготовила Людмила Селиванова