Письмо в редакцию. «Стяжи дух мирен!»: О преодолении страха грядущих испытаний
Минувший 2015 год выдался сложным. Не единожды и от разных людей приходилось слышать, что в последнее время ощущается особое внутреннее напряжение, некая нарастающая угроза. Как будто близится чтото трагическое... И многие, на первый взгляд случайные, события, встречи, разговоры, указывают на то, что впереди нас ожидают серьезные испытания.
Так, одна моя подруга, которая около 30 лет трудится на научнопроизводственном предприятии, где выпускают радиолокационные станции для надводных кораблей и береговых ракетных комплексов, недавно поделилась: «За все эти годы такого никогда не было. Постоянно проводятся различные учения, занятия, даются указания, как переорганизовать производство под условия военного времени. Вплоть до четких инструкций, что вот, когда все начнется, вы получите сообщение, должны будете прийти тудато, сделать такието распоряжения, выполнить тото и тото…»
Об угрозе масштабной войны рассуждают ныне не только политики, аналитики и журналисты, но говорят и священники с амвонов. В нашем храме на днях батюшка сказал проповедь об очистительных бедствиях. «Ну, как еще спасать русский народ, Россию?! – пытался он достучаться до наших зачерствелых сердец. – Миллионы абортов, распад семей, дети и молодежь погибают в сетях греховных соблазнов… А ведь есть пророчество, что в конце времен Русь возродится. Как это возможно? А так – только через скорби, через страдания! Иначе мы не сможем, подобно блудному сыну из евангельской притчи, прийти в себя и обратиться к Богу, осознать свое плачевное состояние. Потому что вот оно, то время, предвиденное святым Серафимом Вырицким, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвращают людей от веры, и в ад идет намного больше душ, чем во времена открытого богоборчества…»
Претерпевый же до конца, той спасется (Мф. 10, 22); внидите узкими враты: <…> узкая врата, и тесный путь вводяй в живот (Там же. 7, 13);многими скорбьми подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14, 22); иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет(Мк. 8, 34)… Верующие люди слышат эти и другие подобные им по смыслу слова в церкви, читают в Священном Писании и духовных книгах. Они – так просты и понятны, естественны и безспорны… на бумаге. А в жизни, на деле? Когда постигают искушения, трудности, несчастья, болезни – разве мы не смущаемся, не скорбим, не ропщем, не предаемся унынию?.. Так как же мы сможем выдержать серьезные бедствия, если они действительно начнутся?!
Этот вопрос волновал меня на протяжении нескольких последних лет, я никак не могла найти на него ответ и обычно, когда приходили такие мысли, старалась отгонять их, не думать о будущем. Но недавно проблема разрешилась для меня чудесным образом, и после этого на душе воцарились сладостные мир, покой и радость, которыми теперь хочется делиться со всеми братьями и сестрами во Христе!
Недавно я сподобилась побеседовать с удивительным батюшкой – молитвенником, подвижником, старцем, твердо стоящим в истине Православия. До этого меня посетили нежданные скорби, которые, казалось, невозможно было терпеть, и я нигде не могла найти утешения. Размышляя в этих страданиях о еще более суровых испытаниях, возможных в дальнейшем, я стала бояться, что не выдержу их, не смогу «претерпеть до конца», сойду с креста. Ведь если так трудно нести по сути своей незначительные неурядицы, то что же будет, когда Господь попустит большую войну и придется испытать сильную боль, голод, холод, разруху, тюрьмы, лагеря, пытки и издевательства?..
И вот, я пожаловалась старцу на свои «великие» скорби, а он спросил: «Знаешь ли ты, что такое скорбь? Смотри, ведь бывает, люди не терпят и малейших неприятностей, раздражаются, злятся, ропщут и унывают по всякому поводу и без повода… А другой раз глядишь: у человека вся жизнь – страдание, такие несчастья, такие трудности… А спросишь у него: „Ты скорбишь? Тяжело тебе?" – „Да нет, батюшка, – отвечает, – у меня все слава Богу!" И правда: он как будто всего этого не замечает, радуется и благодарит Господа... Можно, значит, и в теснейших, жесточайших обстоятельствах глубоко и искренне радоваться. „Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе" (1 Фес. 5, 16–18), – ведь это заповедь Божия! А Господь не мог заповедать нам неисполнимое! Пойми, моя хорошая, скорбь – это не внешнее событие, а внутреннее состояние. Источник скорби – внутри нас, и, следовательно, скорбеть или не скорбеть – решаем мы сами! Царствие Божие внутрь нас есть (см.: Лк. 17, 21), родненькая!»
Для меня эти простые слова были удивительными! «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!», – ликовала душа. Ведь теперь мне не страшны никакие скорби, потому что только от меня зависит, будут ли они тяжелыми или нет, нарушат ли мой внутренний мир или, наоборот, станут источником радости о Господе.
«Также и счастье, – продолжил батюшка. – Если спросить у разных людей, что такое счастье, то каждый ответит посвоему. Один скажет, что счастье – это когда родные и близкие живы и находятся рядом. Другой вспомнит про карьеру, творчество, самореализацию... Третьему нужно материальное благополучие, уверенность в завтрашнем дне… Четвертому – здоровье… Пятому – доброе имя, общественное признание… Ответы могут быть разные, но на самом деле каждый человек, говоря о счастье, имеет в виду одно: состояние мира и радости на сердце. Помнишь, как преподобный Серафим Саровский наставлял? – „Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен!.." Стяжание мирного духа, Духа Святаго – это и есть счастье, и это – цель нашей жизни на земле».
«А как стяжать такую мирность, внутреннюю радость, благодать?» – спросила я у батюшки. – «Нужно упражняться, родненькая. В чем человек упражняется – в том он и преуспевает. Значит, надо молиться, стараться в сердце всегда быть с Господом. Святые Отцы говорили, что в последние времена спасутся только те, кто будет иметь непрестанную молитву. Научись молиться – и никакие скорби не будут тебе страшны, сможешь всегда радоваться и ликовать с Воскресшим Господом, по Его слову: „Возрадуется сердце ваше, и радости вашея никтоже возмет от вас" (Ин. 16, 22). Нужно и стараться подоброму относиться ко всем, делать добро, источать любовь. Как тело, если получает какуюто рану, отзывается на это болью, так и душа болезнует в ответ на всякое исходящее от нее зло, и радуется, совершив чтолибо доброе. И потому чем больше ты творишь добра, даже и для себя – например, помолился дома, в храм сходил, – тем больше радости испытываешь и тем более приближаешься к этому состоянию –„всегда радуйтесь"».
Как же раньше я этого не понимала! Ведь действительно скорби становятся скорбями именно потому, что причиняют нам страдания, уязвляют наше сердце. После этого разговора я прочла в книге духовных поучений преподобного Амвросия Оптинского: «Креста для человека (т. е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца».
Значит, надо очистить свое сердце, крепко возлюбить им Господа и прилепиться к Нему в молитве, и тогда, что бы ни случилось, в какие бы суровые внешние обстоятельства мы ни попали – нашу горестную земную жизнь будет услаждать неизреченная райская радость!
Татьяна Надеждина