17.01.2016
<-назад в раздел
Епископ Маркелл: «Демократические „ценности“ – фантики, прикрывающие грех»
Греция стала первой православной страной, легализовавшей т. н. однополые браки. 23 декабря минувшего года закон о «свободном сожительстве» содомитов был принят большинством голосов на пленарном заседании греческого парламента. Привести законодательство в соответствие с аморальными нормами Евросоюза потребовал Европейский суд по правам человека.
Это событие в очередной раз доказывает крайнюю необходимость духовного и материального укрепления России, чтобы в нынешнее апокалиптическое время иметь возможность противостоять
диктату строителей «нового мирового порядка». Как в прежние века, призвание нашей Родины – защищать и поддерживать другие, более слабые страны, народы которых тоже не желают отступать от веры Христовой. Слава Богу, в нашей Церкви, в том числе и в ее самоуправляемых частях, есть стоящие на страже веры архиереи и священники. Один из них – епископ Маркелл (Михэеску), глава Бельцкой и Фэлештской епархии Православной Церкви Молдовы (Московского Патриархата), активный противник пропаганды содомии.
– Владыка, в братской Греции совершено историческое преступление против Православия, против общечеловеческой морали. Греческий парламент принял закон о юридическом приравнивании «однополых союзов» к традиционным семьям. Вы имеете многолетний опыт борьбы с навязыванием православным странам различных антиценностей. Закономерно ли,
на Ваш взгляд, то, что произошло в Греции? Угрожает ли это событие нравственным устоям других православных стран, в том числе Молдавии?
– Насчет закономерности не могу ответить однозначно, но случившееся было вполне ожидаемо, буквально витало в воздухе, и это можно сказать не только о Греции. Географически Молдавия расположена очень близко к Европе, а потому мы чувствительны к веяниям этой антихристианской моды. И приближение таких бед, как произошла в Греции, для нас особенно ощутимо.
– Но как же так? Ведь Молдавия исторически известна особой религиозностью, набожностью своих жителей...
– Действительно, молдавский народ глубоко религиозен. О молдавской государственности впервые упоминается в 1359 году, но уже за тысячу лет до этого люди, населявшие наши земли, исповедовали Христа. Так, в Первом Вселенском Соборе 325 года участвовал представитель в архиерейском сане наших мест. Но сегодня в Молдавии пытаются уничтожить христианские нормы, христианскую нравственность, а все протесты против этого пресекаются. В частности, меня неоднократно вызывали в суд за то, что я называл грех грехом. Это стремление закрыть рот Церкви. И на моем месте может оказаться любой священнослужитель. Судебный процесс против меня стал попыткой маргинализировать, вытеснить из жизни молавского общества Православную Церковь. Но в конечном итоге нашим противникам это не удалось. Первая и вторая судебные инстанции усмотрели в моих словах дискриминацию, унижение достоинства представителей т. н. секс-меньшинств, однако третья – Высшая судебная палата Республики Молдова – ничего незаконного в них не нашла. И потому отказала представители ЛГБТ-сообщества получили отказ в просьбе рассмотреть мои выступления в защиту традиционных ценностей как призывы к ненависти и дискриминации. Но, к сожалению, – и я вынужден говорить это вновь и вновь – непосредственная близость Молдавии к Европе ставит нашу страну и ее общество в весьма уязвимое положение.
– Как Вы считаете, связана ли борьба Запада против христианских ценностей с русофобией, с теми антироссийскими настроениями, которые сегодня навязываются на Украине и в Молдавии?
– Я на сто процентов уверен: не будь Молдавия канонической территорией Русской Православной Церкви, с нами обходились бы значительно мягче. Можно провести сравнение с Румынской Православной Церковью, на которую европейские чиновники оказывают показательно меньшее давление. Нас же, молдаван, совсем не щадят – не жалеют ни средств, ни сил для того, чтобы внедрить, распространить свои демократические «ценности» – красочные фантики, прикрывающие грех и полное отсутствие морали. Их цель, целевая аудитория – не мы, люди, уже устоявшиеся в моральном отношении, имеющие ориентиры в жизни, а подрастающее поколение. Именно поэтому они так настырно пробиваются в школы и даже в детские сады. И никто их не может остановить, кроме борющихся за свой народ священнослужителей Православной Церкви, противостоящих им на свой страх и риск. Лишь благодаря пастырям у нас пока еще воспитание детей осуществляется в исторически сложившемся православном духе. Но, повторюсь, то, что сегодня происходит в Греции, скоро аукнется и в Республике Молдова.
– Город Бельцы, центр Вашей епархии, в значительной степени русскоязычный. А случаются ли между молдаванами и русскими конфликты на национальной почве?
– В Бельцах без малого 60% молдаван, около 20% украинцев и около 16% русских. Но более чем на 70% бельчане – русскоговорящие. Наверное, восемь из десяти молдаван в нашем городе в основном общаются на русском. А потому Бельцы могут служить эталоном мирного сосуществования представителей разных национальностей. У нас нет никаких конфликтов не то что с русскими и украинцами, но даже с румынами, которые составляют очень малый процент населения, но все-таки тоже живут в нашем городе.
– Недавно Вы освятили в Бельцах памятник преподобному Сергию Радонежскому, духовному отцу и небесному заступнику земли Русской. Расскажите вкратце об этом событии, в чем его значение для Православной Церкви Молдовы?
– Преподобного Сергия Радонежского у нас очень почитают. И даже сегодня, когда общество охвачено модой на новые, порой весьма странные, нехристианские имена, многие называют своих детей в честь этого святого. Наша Бельцкая епархия вместе с общественным движением «Люблю Молдову» в 2015 году воздвигли в Бельцах гранитный памятник преподобному Сергию. Мы чувствуем, что великий подвижник земли Русской молится за православную Молдову – у нас часто служатся ему молебны и даже строятся новые церкви. Одним словом, это наш святой, а мы – его духовные чада. Хочу сказать, что именно в процессе установления и освящения памятника преподобному в Бельцах зародилась идея воздвигнуть еще один большой храм в его честь – в Кишиневе.
– Какие молдавские святыни Вы в первую очередь посоветуете посетить православным паломникам из России?
– У нас есть замечательная чудотворная икона Божией Матери Гербовецкая, прославившаяся в Гербовецком Успенском монастыре. И всем, кто приезжает в Молдавию, обязательно нужно найти возможность поклониться этой святыне. Кроме того у нас много древних монастырей – например, Каприянский монастырь, основанный в XV веке, куда тоже хорошо бы попасть паломникам; там – намоленное место, древние иконы. Именно в этой обители, кстати, покоится первый митрополит Молдавский, ставший членом Святейшего Синода Русской Православной Церкви, – Гавриил (Бэнулеску-Бодони).
– И в заключение – Ваше архиерейское напутствие читателям, а также всем братским православным народам.
– На стыке старого и нового года традиционно подводятся итоги и строятся планы. И я бы хотел пожелать всем православным обрести
радость и утешение души в наступившем году, большие, чем мы имели в прошедшем. Пусть все наши намерения и дела будут прославлять Бога. И я сердечно желаю, чтобы русский и молдавский православные народы, наконец, ощутили уверенность в завтрашнем дне. Также призываю молиться друг за друга. Нам необходимы ваши молитвы, духовная поддержка русских святых! И мы в свою очередь обещаем, т. к. это наша прямая обязанность, молиться за русский народ. Пусть радость и помощь Божия неотступно пребывают со всеми нами!
Это событие в очередной раз доказывает крайнюю необходимость духовного и материального укрепления России, чтобы в нынешнее апокалиптическое время иметь возможность противостоять
диктату строителей «нового мирового порядка». Как в прежние века, призвание нашей Родины – защищать и поддерживать другие, более слабые страны, народы которых тоже не желают отступать от веры Христовой. Слава Богу, в нашей Церкви, в том числе и в ее самоуправляемых частях, есть стоящие на страже веры архиереи и священники. Один из них – епископ Маркелл (Михэеску), глава Бельцкой и Фэлештской епархии Православной Церкви Молдовы (Московского Патриархата), активный противник пропаганды содомии.
– Владыка, в братской Греции совершено историческое преступление против Православия, против общечеловеческой морали. Греческий парламент принял закон о юридическом приравнивании «однополых союзов» к традиционным семьям. Вы имеете многолетний опыт борьбы с навязыванием православным странам различных антиценностей. Закономерно ли,
на Ваш взгляд, то, что произошло в Греции? Угрожает ли это событие нравственным устоям других православных стран, в том числе Молдавии?
– Насчет закономерности не могу ответить однозначно, но случившееся было вполне ожидаемо, буквально витало в воздухе, и это можно сказать не только о Греции. Географически Молдавия расположена очень близко к Европе, а потому мы чувствительны к веяниям этой антихристианской моды. И приближение таких бед, как произошла в Греции, для нас особенно ощутимо.
– Но как же так? Ведь Молдавия исторически известна особой религиозностью, набожностью своих жителей...
– Действительно, молдавский народ глубоко религиозен. О молдавской государственности впервые упоминается в 1359 году, но уже за тысячу лет до этого люди, населявшие наши земли, исповедовали Христа. Так, в Первом Вселенском Соборе 325 года участвовал представитель в архиерейском сане наших мест. Но сегодня в Молдавии пытаются уничтожить христианские нормы, христианскую нравственность, а все протесты против этого пресекаются. В частности, меня неоднократно вызывали в суд за то, что я называл грех грехом. Это стремление закрыть рот Церкви. И на моем месте может оказаться любой священнослужитель. Судебный процесс против меня стал попыткой маргинализировать, вытеснить из жизни молавского общества Православную Церковь. Но в конечном итоге нашим противникам это не удалось. Первая и вторая судебные инстанции усмотрели в моих словах дискриминацию, унижение достоинства представителей т. н. секс-меньшинств, однако третья – Высшая судебная палата Республики Молдова – ничего незаконного в них не нашла. И потому отказала представители ЛГБТ-сообщества получили отказ в просьбе рассмотреть мои выступления в защиту традиционных ценностей как призывы к ненависти и дискриминации. Но, к сожалению, – и я вынужден говорить это вновь и вновь – непосредственная близость Молдавии к Европе ставит нашу страну и ее общество в весьма уязвимое положение.
– Как Вы считаете, связана ли борьба Запада против христианских ценностей с русофобией, с теми антироссийскими настроениями, которые сегодня навязываются на Украине и в Молдавии?
– Я на сто процентов уверен: не будь Молдавия канонической территорией Русской Православной Церкви, с нами обходились бы значительно мягче. Можно провести сравнение с Румынской Православной Церковью, на которую европейские чиновники оказывают показательно меньшее давление. Нас же, молдаван, совсем не щадят – не жалеют ни средств, ни сил для того, чтобы внедрить, распространить свои демократические «ценности» – красочные фантики, прикрывающие грех и полное отсутствие морали. Их цель, целевая аудитория – не мы, люди, уже устоявшиеся в моральном отношении, имеющие ориентиры в жизни, а подрастающее поколение. Именно поэтому они так настырно пробиваются в школы и даже в детские сады. И никто их не может остановить, кроме борющихся за свой народ священнослужителей Православной Церкви, противостоящих им на свой страх и риск. Лишь благодаря пастырям у нас пока еще воспитание детей осуществляется в исторически сложившемся православном духе. Но, повторюсь, то, что сегодня происходит в Греции, скоро аукнется и в Республике Молдова.
– Город Бельцы, центр Вашей епархии, в значительной степени русскоязычный. А случаются ли между молдаванами и русскими конфликты на национальной почве?
– В Бельцах без малого 60% молдаван, около 20% украинцев и около 16% русских. Но более чем на 70% бельчане – русскоговорящие. Наверное, восемь из десяти молдаван в нашем городе в основном общаются на русском. А потому Бельцы могут служить эталоном мирного сосуществования представителей разных национальностей. У нас нет никаких конфликтов не то что с русскими и украинцами, но даже с румынами, которые составляют очень малый процент населения, но все-таки тоже живут в нашем городе.
– Недавно Вы освятили в Бельцах памятник преподобному Сергию Радонежскому, духовному отцу и небесному заступнику земли Русской. Расскажите вкратце об этом событии, в чем его значение для Православной Церкви Молдовы?
– Преподобного Сергия Радонежского у нас очень почитают. И даже сегодня, когда общество охвачено модой на новые, порой весьма странные, нехристианские имена, многие называют своих детей в честь этого святого. Наша Бельцкая епархия вместе с общественным движением «Люблю Молдову» в 2015 году воздвигли в Бельцах гранитный памятник преподобному Сергию. Мы чувствуем, что великий подвижник земли Русской молится за православную Молдову – у нас часто служатся ему молебны и даже строятся новые церкви. Одним словом, это наш святой, а мы – его духовные чада. Хочу сказать, что именно в процессе установления и освящения памятника преподобному в Бельцах зародилась идея воздвигнуть еще один большой храм в его честь – в Кишиневе.
– Какие молдавские святыни Вы в первую очередь посоветуете посетить православным паломникам из России?
– У нас есть замечательная чудотворная икона Божией Матери Гербовецкая, прославившаяся в Гербовецком Успенском монастыре. И всем, кто приезжает в Молдавию, обязательно нужно найти возможность поклониться этой святыне. Кроме того у нас много древних монастырей – например, Каприянский монастырь, основанный в XV веке, куда тоже хорошо бы попасть паломникам; там – намоленное место, древние иконы. Именно в этой обители, кстати, покоится первый митрополит Молдавский, ставший членом Святейшего Синода Русской Православной Церкви, – Гавриил (Бэнулеску-Бодони).
– И в заключение – Ваше архиерейское напутствие читателям, а также всем братским православным народам.
– На стыке старого и нового года традиционно подводятся итоги и строятся планы. И я бы хотел пожелать всем православным обрести
радость и утешение души в наступившем году, большие, чем мы имели в прошедшем. Пусть все наши намерения и дела будут прославлять Бога. И я сердечно желаю, чтобы русский и молдавский православные народы, наконец, ощутили уверенность в завтрашнем дне. Также призываю молиться друг за друга. Нам необходимы ваши молитвы, духовная поддержка русских святых! И мы в свою очередь обещаем, т. к. это наша прямая обязанность, молиться за русский народ. Пусть радость и помощь Божия неотступно пребывают со всеми нами!
Беседовали
Алексей КРАВЧЕНКО и Михаил ТЮРЕНКОВ
Источник: Газета «Православный крест» № 146
Алексей КРАВЧЕНКО и Михаил ТЮРЕНКОВ
Источник: Газета «Православный крест» № 146