Символ России
Восстановленный храм Христа Спасителя
Кафедральный собор Русской Православной Церкви храм Христа Спасителя имеет богатую историю – с ним связаны многие памятные события, праздничные и трагические. Предлагаем вам небольшой экскурс в летопись этого рукотворного чуда из белого камня и золота.
Храм Христа Спасителя впечатляет любого паломника и просто прохожего еще на расстоянии, до того, как человек войдет под его величественные своды или даже приблизится к нему. Уже издалека, особенно в погожий солнечный день, он поражает своей невероятной красотой – золотые купола ярко горят на солнце; а в пасмурную погоду их сияние озаряет и украшает серую пелену неба. Силуэт храма, его архитектура – это застывшая в камне музыка; звон колоколов – плавный, тягучий – как-то по-особенному умиротворяет и восхищает одновременно. Весь храм – удивительно ладный, гармоничный – ложится на сердце единым образом.
Но когда заходишь под его своды, испытываешь эмоциональный всплеск, чувствуешь волну внезапно заполнившей все пространство храма и собственной души какой-то небесной мелодии, трепет и восторг – и порой даже слезы наворачиваются на глаза… И действительно, внутреннее пространство собора впечатляет размерами и величием, а щедрость убранства и оформления завораживает.
Восставший из руин храм Христа Спасителя, наверное, воплощает дивную красоту и величие возрожденной в покаянии человеческой души. Но вся эта огромность и благолепие столь очевидны, что некоторым людям могут показаться избыточными – тут же вдруг вспомнится какой-нибудь маленький сельский храм с его почти домашним уютом и семейным теплом… Да и в самой, мол, Москве столько древних монастырей, великолепных и просто красивых храмов, чудотворных икон и мощей святых…
Однако храм Христа Спасителя имеет особое достоинство. В духовном, историческом и символическом смыслах он уникален, и другого такого в России нет и не будет. И дело даже не в том, что это крупнейший православный храм страны, а согласно официальному статусу – кафедральный собор Русской Православной Церкви и Патриаршее подворье. Конечно, нельзя сопоставлять вещи несравнимые – главный храм России и храм из сельской глубинки. Пожалуй, таким величественным и надлежит быть первому собору самого большого православного государства, и какие-то перегибы, связанные с его административным положением, тут неизбежны. Более того, от некоторых критиков, особенно из числа недоброжелателей Православия, можно услышать, что, мол, какой же это храм Христа Спасителя? Это, де, лишь «новодел», современная копия, а того, исторического, больше не существует. Воистину, так говорят люди недалекие, привыкшие мыслить материальными категориями, признающие только то, что можно «потрогать руками». Им трудно объяснить, почему даже восстановленный после 70-летнего небытия собор – именно «тот самый», настоящий храм Христа Спасителя.
Но любой православный человек, у которого душа хоть немного открыта для восприятия нетленного, способен почувствовать, что этот храм есть некая метафора России, зеркало ее истории, барометр ее духовного состояния. Скептикам сложно постичь, что храм Христа Спасителя – это не столько архитектурное сооружение из нового или древнего камня, но – образ храма. Потому и уничтоженный старый, и воссозданный нынешний – он все тот же единый храм в сердце нашей Родины, запечатлевший в себе ее насыщенную летопись. Когда Россия духовно падала, разрушался и храм, когда возрождалась – храм восставал вместе с нею. Как сегодня многострадальное Отечество наше, сделанное из «нового камня», не перестает быть той же самой хранящей истину Православия Святой Русью, так и восстановленный храм остается «тем самым», настоящим. И «возраст камня» в данном случае не играет никакой роли.
…Уместно рассказать немного о его истории, трагической нитью вплетенной в судьбу России в 20 столетии.
Внутреннее убранство
Храм Христа Спасителя был построен как знак благодарности всего русского народа – от простого жертвователя-купца до Императора – за Божию помощь и заступничество в Отечественной войне 1812 года против Наполеона, прозванного современниками предтечей антихриста. Давайте представим себе Россию того времени, когда последний французский солдат покинул ее пределы. Древняя славная Москва лежала в руинах после грандиозного пожара, являя собой картину всеобщего хаоса и запустения. Но уже 25 декабря 1812 года, когда еще буквально угли пожара не остыли, Император Александр I подписал Манифест о возведении храма во имя Христа Спасителя, идея которого была выражена в словах: «В сохранение вечной памяти того безпримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в Первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа. <…> Да благословит Всевышний начинания наши! Да простоит сей храм многие века, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов вместе с любовью и подражаньем к делам их предков!»
Государь Александр I был убежден, что Родина, ее возрождение, начинается с храма. Промысл Божий и определил этим дальнейшую судьбу и историю храма Христа Спасителя – быть символом и знаком возрождающейся России, духовно умирать и воскресать вместе с ней.
Последовательность событий проектирования и возведения этого собора опять же отражала все перипетии истории нашей Родины, а именно – противоречия в умонастроениях высшего общества, которое даже после войны 1812 года не избавилось от пристрастия ко всему французскому, масонства и влияния модернистского европейского мировоззрения в целом. Но Господь благословил начинание Императора («Да благословит Всевышний начинания наши!»), и Своим премудрым Промыслом выправил неверный ход строительных работ.
Первоначально на объявленном Императором конкурсе победил проект А.Л. Витберга. Формально этот архитектор был православным, но по воспитанию – лютеранином, а по убеждению масоном. Его проект в архитектурном плане, вероятно, показался «меньшим из зол» на фоне буйства тогдашнего подражания греко-римской античности. Возвести храм предполагалось на Воробьевых горах, однако при закладке в 1817 году обнаружилось, что почва на этом месте «плывет». После смерти Александра I новый самодержец России Император Николай I приказал приостановить работы, и в 1826 году проект Витберга был отклонен. Господь не допустил Своих врагов к участию в возведении благодарственного храма, но Император Николай I не оставил начинание своего брата.
В апреле 1829 года состоялся второй конкурс на лучший проект собора Христа Спасителя. К этому времени сложилось всеобщее убеждение, что храм-памятник нужно создавать в национальных формах. Победителем смотра стал молодой и малоизвестный тогда архитектор Константин Андреевич Тон. На этот раз Николай I поставил обязательное условие, чтобы новый величественный собор имел старинный русский стиль. Император лично избрал место для его сооружения на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля.
В проекте К. Тона за основу было взято традиционное русское храмовое зодчество XVI–XVII веков с элементами архитектуры древней Византии. Порвав таким образом с греко-римским засильем Запада, автор положил начало новому направлению в отечественной архитектуре и стилю, названному «русско-византийским».
В украшении храма принимали участие лучшие мастера Академии художеств – В. Суриков, Н. Кошелев, Г. Семирадский, И. Крамской, В. Верещагин, П. Плешанов, В. Марков. Авторами фасадных скульптур стали П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Расположение и содержание росписей определяли московские святители – сначала Филарет, затем Иннокентий. Все работы по возведению собора осуществлялись по благословению также святителя Филарета и епископа Леонида (Краснопевкова).
Сюжетная канва росписей была уникальной и подчинялась основной цели – создать национальный храм-памятник. Изображения из ветхозаветной и новозаветной истории чередовались с картинами о прошлом России. Библейские пророки и праведники соседствовали с русскими святыми. Были представлены все праздники и угодники Божии, в дни памяти которых происходили значимые битвы с Наполеоном. Во внутренней террасе, окружавшей храм, разместили мраморные доски с именами героев Отечественной войны 1812 года.
Освящение собора, приуроченное к торжествам коронации Александра III, состоялось 26 мая 1883 года, в праздник Вознесения Господня, с участием до 800 священнослужителей. На чин были принесены чудотворные иконы Смоленская, Иверская, Владимирская и еще несколько особо чтимых образов. Возглавлял священнодействие в присутствии всей Царской Семьи митрополит Московский Иоанникий (Руднев).
Колокол, сброшенный с храма Христа Спасителя в 1931 году
В храме Христа Спасителя праздновались коронации, отмечались всенародные торжества и юбилеи: 500-летие со дня смерти преподобного Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятника Александру III и др. Собор имел несколько престолов, но главный был посвящен Рождеству Христову, которое чествовалось всей православной Москвой и как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года.
В 1917–1918 годах в храме Христа Спасителя состоялся Поместный собор, восстановивший Патриаршество и избравший Святейшего Тихона на Первосвятительский Престол. Как известно, этот собор предварил восхождение Русской Церкви на Голгофу. В нем приняли участие многие новые мученики и исповедники. Поэтому неслучайно ныне в центре храма напротив правого придела находится ростовая икона святителя Тихона. Знаменательно, что именно здесь, в воссозданном храме, в 2000 году состоялось прославление Собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Написанную к этому торжеству икону можно увидеть в правом переднем углу собора, около солеи.
Опять же, забегая вперед, стоит сказать, что в наше время в храме покоятся мощи святителя Филарета Московского (1782–1867). Выше уже упоминалось о роли святого в его строительстве. Но, руководя возведением стен видимой церкви, он одновременно созидал и свой внутренний храм. Николаевская эпоха в церковной жизни получила имя Филаретовской. Святитель неизменно был в центре ключевых церковно-политических событий, оказывая на всех и вся благотворное влияние. Обладая даром красноречия и достигнув духом высот богословия, он по праву стяжал славу русского Златоуста. Его Катехизис, востребованный и сегодня, остается непревзойденным мерилом Православной истины, охраняющим ее чистоту.
…Однако помнит храм и трагические времена – когда Господь попустил захватить власть в России большевикам-безбожникам. Советские годы стали печальной страницей в летописи собора, отражением новой жизни страны без Бога и Царя. Если по замыслу Императора Александра I возрождение православного Отечества началось с храма, то безверное государство могло быть создано только после его разрушения, после отказа от истории и уничтожения традиций Святой Руси. И в этом нельзя не узреть вопиющего знамения! Если храм Христа Спасителя строился по благочестивому обычаю в знак благодарения Богу за военные победы, то большевики по моральной безплодности символом своего триумфа могли избрать лишь разрушение великого памятника. Нужно было нанести православной России удар как можно болезненнее, стереть с лица земли именно то, что для нее особенно дорого и свято. В большинстве сел и деревень советской страны коллективизация началась закрытием храма и расправой над «попом», а остальные вопросы, даже насущные бытовые, были для безбожников второстепенными. Если сооружением храма императорская Россия оставила по себе монумент благодарности Господу Богу за избавление от нашествия Наполеона, то его взрыв 5 декабря 1931 года символизировал реванш духовного Наполеона, временную победу сил зла, попрание Святой Руси. В 1932 году исполнялось 120-летие Отечественной войны 1812 года и 100-летие выхода Манифеста Николая I о строительстве храма по проекту Тона. Большивики считали, что православный и национальный символ «старой» России не должен дожить до этого времени и отметить свой юбилей.
Храм поначалу планировали не взрывать, а разобрать, но эта затея не удалась. Тогда его начинили взрывчаткой, но после взрыва он устоял. И только еще большее неимоверное количество динамита превратило собор в руины.
15 мая 1932 года в стране объявили начало «антирелигиозной пятилетки». План предусматривал, что к «1 мая 1937 года на всей территории СССР не должно остаться ни одного молитвенного дома и само понятие Бога должно быть изгнано как пережиток средневековья, как орудие угнетения рабочих масс». Однако перепись 1937 года имела невероятные результаты – в графе о религиозности граждан, которой хотели проверить успешность безбожной пятилетки, 70% советских людей объявили себя верующими. Поэтому в области борьбы с религией новые власти шли на любые идеологические ухищрения (не говоря уже о прямых репрессиях), чтобы истребить в душах людей веру в Бога и насадить чаяние «светлого будущего». Символ Православия нужно было заменить враждебным ему, сатанинским. На месте взорванного храма решили построить гигантскую «вавилонскую башню», которая служила бы постаментом исполинской фигуре Ленина. Внутри нее планировалось обустроить Дворец Советов для съездов и заседаний правительства.
Но Промысл Божий не дал врагам Христовым осуществить эту задумку. Открытие Дворца Советов намечалось на 1933 год, но вандалы только разбирали обломки взорванного храма до 1937-го. К 1939-му смонтировали каркас нижнего уровня «вавилонской башни» из металлических конструкций, но Господь снова внес свои коррективы. Начавшаяся война вынудила разобрать его и использовать материалы как детали для противотанковых ежей.
Уже после войны строители и архитекторы «нового мира» обратили внимание, что над этим проектом словно висит какое-то проклятье – возведение грандиозного здания встречало все новые и новые препятствия. При этом силы и средства у СССР были – в это же время, например, успешно продвигалось сооружение известных семи московских высоток. В итоге стройка на святом месте взорванного храма Христа Спасителя пришла в запустение, и безнадежную идею похоронили.
И здесь, как и ранее, тоже можно отыскать символическую параллель: православная Россия была разрушена – не осталось камня на камне и от храма. Но Святая Русь не умерла – и храм, хоть и уничтоженный, продолжал жить в памяти русских людей, на старинных открытках и в фотоальбомах, в произведениях писателей и художников, в мемуарах и устных преданиях. Храм незримо существовал, олицетворяя попранную, но таинственно сохранившуюся великую Империю.
Эти символы и параллели неиссякаемы – после падения коммунистического режима и идеологии одним из первых решений Правительства России по согласованию с Московской Патриархией был Указ о восстановлении храма Христа Спасителя – словно в память и подтверждение все тех же слов Императора Александра I, что восстановление России должно начинаться с храма.
На праздник Рождества Христова, 7 января 1995 года, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил торжественный молебен с закладкой камня в фундамент воссоздаваемого собора, а уже в ночь с 6 на 7 января 2000 года Православная Россия встретила юбилей Рождества Христова Божественной Литургией под сводами возрожденного храма.
Слава Богу, что храм Христа Спасителя вновь украшает Москву, но о его полном духовном восстановлении, равно как и о духовном преображении нашей Родины, говорить пока рано. Однако это чудо из белого камня и золота, этот величественный собор, своей историей повторяющий судьбы России и русского народа, дает светлую надежду на возобновление во всей святости и чистоте наших Православных традиций – религиозных, государственных, культурных. И сердце согревает вера, что когда-нибудь в нем, видевшим и смерть, и воскресение, Россия все-таки вернется к единственно гармоничному для нее образу существования – с Государем Императором во главе и единым в любви к Царю и Отечеству русским православным народом.
Алексей ФЕДИН