Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
27.12.2015

О званных на вечерю

 

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! «Христос раждается: славите! Христос с Небес: срящите! Христос на земли: возноситеся!»

В день Рождества Спасителя мы с сердечной радостью будем славословить появление в нашем темном и жестоком мире Светлого Разума, Который озаряет наш жизненный путь дарованием нам ясной и благой цели. Ибо Христос грядет скоро, чтобы судить землю, впустив на Свою вечерю любви только избранных, ожидавших в терпении Его Второго Пришествия. Время устремляется к вечности. И путеводная Вифлеемская звезда, сияющая над миром вот уже более двух тысяч лет, продолжает вдохновлять нас на подвиги поста и молитвы. Не изведав вкуса самоограничения, не испытав тяготы воздержания, мы не сможем почувствовать и праздника. А впереди у нас большое искушение – светский Новый год, который может лишить нас светлой радости Рождества Христова. Уже сегодня нам надо продумать до последних мелочей, как отстраниться в эту ночь от всеобщего пьянства и безумия.

Наши прародители Адам и Ева сразу же после грехопадения, еще в Раю, получили Божие обетование, что в их потомстве родится Спаситель, Который избавит людей от бедственного положения. Он победит врагов рода человеческого – диавола и смерть, и освободит всех от рабства греху. А затем призовет, уже свободных, на вечерю любви – в Царство Божие. Бог пообещал прародителям, что семя жены сотрет главу змия (см.: Быт. 3, 15). Со страхом и трепетом согрешившие люди внимали этим таинственным словам Творца Вселенной, они запали им памяти, проникли в их сердца и стали своего рода маяком, светочем, смыслом жизни. И вот сегодня мы вспоминаем потомков Адама и Евы, которые хранили обетование Господне в своей памяти, терпеливо ожидая его исполнения. Это были святые праотцы, научающие нас твердой вере в Бога.

Но, кроме сих святых избранников Христовых, сегодняшняя евангельская притча повествует и о других людях – званых, но не избранных. Восхищаясь верой и мужеством ветхозаветных праведников, святых праотцев, через которых исполнялось слово Божие, Евангелие показывает нам и их современников, избравших иной путь. Эти люди, хотя и считали себя верующими и ожидали обетованного Спасителя, однако, когда Он пришел, не вняли Его зову в Царствие Небесное, потому что слишком возлюбили царство земное. Итак, в нынешнем чтении один и тот же ветхозаветный Богоизбранный народ разделяется на верующих и неверующих в обетование Божие о Спасителе и в свое избранничество – служение Божественному Закону.

Сказал Господь притчу: Один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! Исполнено, как ты приказал, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных (Лк. 14, 16–24).

Мессианское приглашение на Божественную трапезу в Царство Вечное отвергнуто иудеями. Отвергнуто, как сказано в притче, из-за «уважительных» причин – земных дел.

В основание всей жизни Бог положил таинство любви между Собой и Своим Творением. Отказавшись от любви Божией, человек неизбежно теряет и смысл жизни, и свое счастье. Но, в отличие от людей, Бог от Своей любви не отказывается. И, хотя Он был оскорблен таким отвержением, но это не умалило Его безпредельного милосердия к Своему падшему созданию. Господь начал заново учить людей истинной любви, и для ее стяжания дал заповеди, исполнение которых возвращает потерянное счастье. Наиглавнейшая из них – возлюби Господа Бога Твоего… (Мф. 22, 37) – стала краеугольной, без которой жизнь невозможна.

Как же люди ответили на Божий призыв? Об этом рассказывает притча, где под Человеком, сделавшим ужин, подразумевается Сам Господь Бог, а его верный слуга – это и есть святые праотцы и пророки Ветхого Завета. Люди же, званные на вечерю – это иудеи, книжники, фарисеи, законники, богатые начальники, – те, кто считал свое место на трапезе обезпеченным по праву избранничества. А те, кто пришел на ужин – нищие, увечные, хромые и слепые, – это простой народ, и не только иудеи, но и множество язычников – все, кто искал правду и верил в справедливость. Вечерняя трапеза – ужин, который готовится в конце дня, означает завершение ветхозаветных времен. Звучит приглашение на Тайную Вечерю, в Царство обетованного Мессии.

И вот, мы видим, как гордость житейская, похоть плоти и похоть очей (см.: 1 Ин. 2, 16) приводят к пренебрежению Божественной любовью.

Один человек отказывается идти на трапезу любви Господней потому, что он купил землю, источник материального благополучия. И Бог Своим предложением только мешает ему, отвлекая от важных дел – теперь ведь нужно все рассчитать и распланировать, тут не до приглашений...

Другой купил пять пар волов: их надо испытать, накормить, обезпечить уход, чтобы они приносили пользу, прибыль, достаток. Он так увлечен стремлением к экономическому успеху, что для Бога у него просто нет времени.

А третий – он наконец-то женился, обрел долгожданное личное счастье. Он веселится на пиру земной любви и никакой другой любви знать не желает.

И вот все они, словно сговорившись, лицемерно отказываются от Божиего призыва и извиняются, оправдываясь  своими «вескими» причинами. Т. е. избранные люди отрекаются от избранничества и лишаются спасения. Диавол обманул и обольстил их земным благополучием, душевным или вещественным, и поэтому о чем-либо ином, даже вечном, они уже не помышляют. Земное им теперь ближе и дороже Небесного. И получается, что не Бог отвергает людей, а люди отвергаются Своего Создателя.

И вот, этот некогда избранный Богом народ избирается диаволом и становится богоубийцей. Великую тайну благочестия (см.: Тим. 3, 16) – явление Бога во плоти, Рождество Христово – отец лжи подменяет тайной беззакония (см.: 2 Фес. 2, 7) – подготовкой воцарения антихриста.

Так на примере греха богоотступничества израильского народа Христос предупреждает народ христианский об опасности диавольского искушения земными благами. А сатанинский обман всегда основан на гордыне. Разжигая эту страсть в человеческом сердце, будь то ветхозаветный служитель храма или христианский богослов, диавол всеми силами способствует падению, стремясь довести человека до отречения от Бога.

Далее, внимая притче Христовой, мы узнаем, что Хозяин дома, разгневавшись на званых, сказал Своему рабу: «Иди скорее по улицам и переулкам и приведи сюда нищих, хромых и слепых!»

Повеление «идти скорее» означает, что время не терпит, надо спешить, до начала великой трапезы осталось совсем недолго. Бог не хочет, чтобы человек разочаровался и проклял свою жизнь, когда опоздает откликнуться на призыв ко спасению и что-либо исправить будет уже невозможно. Он ждет нашего обращения и желает, чтобы мы наследовали Жизнь Вечную. А время течет, не останавливаясь, исчезая в океане вечности. И никому из нас не избежать окончания своих земных дней. На наших глазах оставляют эту скоротечную жизнь наши родные и близкие. Жизнь – одно мгновение, «и вся сия смерть приемлет» (Из погребальной стихиры). И уже не для них сегодня звучит глас Божий и голос святых праотцев, призывающий на вечерю Господню. Они были в числе званых, но кто из них стал избранным, нам пока не дано знать. Стоит задуматься и даже устрашиться: время убывает, а мы все еще не решаемся оторвать свое сердце от земного, от призрачного житейского счастья. Пока мы еще званые, но будем ли среди избранных? Ибо много теперь христиан по имени, но далеко не все они живут по-христиански.

Лишь малая часть Израиля, «остаток», приняли Мессию. Это были апостолы и их ближайшее окружение. Ненависть соплеменников ко Христу вынудила Его учеников покинуть синагоги, чтобы проповедовать Новый Завет и утверждать Церковь Господню в языческом мире. Уходя из иудейского сонмища, они унесли с собой и подлинный текст Священного Писания Ветхого Завета. И, таким образом, обетования Божии, данные Аврааму или семени его (Рим. 4, 13), перешли на новоизбранный народ Божий. Началась христианизация народов востока, юга и запада. И лишь северные страны еще долго оставались во тьме идолопоклонства.

Но дальнейшие события рассматриваемой сегодня притчи указывают как раз на тех, кто после прочих был просвещен верой в истинного Бога. Это – народ русский, позже других, но крепче всех полюбивший Христа. В притче мы слышим, как верный слуга, уже собравший на трапезу нищих, увечных, хромых и слепых, говорит своему Господину, что остались еще свободные места, и Тот велит: «Пойди по всем дорогам и „убеди прийти, чтобы наполнился дом мой“». Это относится к нам. Русские люди, некогда бывшие язычниками, приняли веру Христову. Нас убедили, и мы убедились настолько, что стали народом Богоизбранным. Русь соделалась Святой. Как и было заповедано, потомки Иафета вселились в шатры Симовы (см.: Быт. 9, 27).

Заключительные слова притчи подводят нас к открывающейся исторической перспективе, будущему всех народов, призываемых Богом. Апокалиптические слова о том, что никто из званых, отказавшихся от своего призвания, не вкусит от Божественной трапезы, указывают на ширящееся отступление от Бога, которое есть процесс возрастания в людях гордыни, разжигаемой врагом рода человеческого. В разные периоды земной истории Господь избирал определенные народы для того, чтобы они могли своим служением Ему привлечь и тех, к кому не прозвучало непосредственного обращения Хозяина Вселенной. Таким образом, Господь хочет спасти весь мир. У Него много званных на праздник, но конец всемирной истории, который Он предвидит, будет трагическим для народов, отказавшихся от приглашения. Лишь малый остаток сохранит верность Христу. И мы видим, как среди званых поочередно оказываются сначала иудеи, затем римско-византийский мир и, наконец, русский православный народ. И у всех перечисленных схожая история.

Что случилось с нами, с русским народом, в 1917 году, когда вдруг, буквально в одночасье, мы предали все самое дорогое и безценное – веру, Царя и Отечество? А случилось то же, что и с другими избранными: сначала приняли приглашение всем сердцем, но вскоре Божественные дары приписали себе, и это бросило семена гордыни, возросшей в итоге до внутреннего иссушения и отпадения. Возгордились внешними успехами, увлеклись материальными благами, земные дела предпочли небесным – и стали неугодны Богу! При внешнем церковном благолепии мы внутренне отреклись от призыва Господня к Его Небесной трапезе. И снова оказались нищими, увечными, хромыми и слепыми. И по сей день многие избранные искушаются диавольскими уловками и даже создают некое новое «богословие» – «богословие» отступления от Бога.

А святые праотцы и наши новомученики XX века продолжают нас убеждать, что никакие земные пиры не могут заменить трапезы Христовой. Душа человека, несмотря на склонность ко греху, никогда не насытится тленной пищей и потому подсознательно ищет вечного. Святые праотцы и все святые люди за свое исповедание истины терпели великие скорби и, прежде всего, клевету от соплеменников. Они принимали смерть ради Христа, чтобы убедить хоть кого-то, что место в доме Господнем все еще есть.

Дорогие мои! Я всем сердцем прошу вас взглянуть на себя предельно честно и смиренно и перестать лицемерно извинять себя трудностями жизни. Спасение души стоит того! Время бежит, и трапеза готова. Мы – званые гости, Бог ждет нас к Себе. Не будем смотреть на тех, кто хочет остаться на застолье антихриста. Их очень много. Так много, что Сам Господь говорит: много званых...

Да не прельстимся, не убоимся кратковременных бед! Лучше остаться здесь и сейчас больными, бедными, хромыми, голодными, как в притче Христовой, но оказаться в числе тех, кто все же пришел на ужин Господень и удостоился звания избранных Богом. Аминь.

 

Протоиерей
Георгий ВАХРОМЕЕВ
,


настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва


<-назад в раздел

Русский календарь