Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Как надо православному христианину относиться к инославным учениям? 29.12.2015

Как надо православному христианину относиться к инославным учениям?

Сегодня много ведется разговоров о том, как надо православному христианину относиться к инославным учениям. На вопросы по этой теме мы попросили ответить иеромонаха Василиска.

Отец Василиск, бытует мнение, что все религии ведут к Богу и что Бог один, только имена у него разные – Аллах, Иисус, Кришна и т.д. Так ли это на самом деле?

Обычно такого мнения придерживаются две категории людей. Первая – это добропорядочные искренние люди, пока не изучившие истин православного вероучения, и вторая – люди, придерживающиеся экуменических взглядов, стремящиеся к размыванию границ между религиями. Их задача заключается в том, чтобы установить такое всеобщее либерально-демократическое согласие, т.е. признание всех религий равными между собой.

А для чего им необходимо такое согласие?

Внешняя политика экуменизма – якобы объединение с целью проповеди секулярному миру Божественного учения, на самом же деле, это желание многих еретиков утвердиться. Зачем, скажите, к примеру, объединяться с еретиками для борьбы с другими еретиками? Это все равно, что вступить в согласие с бесами для войны с другими бесами. Никогда в Церкви не было союзничества с темными силами. Тайная же цель экуменизма – объединение всех религий (не ущемляя при этом свободы и разнообразия в догматах) для встречи мессии, т.е. антихриста.

Не могли бы Вы подробнее разъяснить это?

Экуменическую сторону данного вопроса, думается, нет необходимости разъяснять, поскольку это направленное широкомасштабное деяние, подогреваемое закулисными структурами, а вот для искренне заблуждающихся необходимо разъяснение.
Безусловно, почти во всех религиозных учениях не малое место уделяется нравственному закону. Отсюда и возникает в добрых, по сути, людях, узкое понимание того, что все конфессии служат единому Богу. Однако если внимательно присмотреться, то можно обнаружить деготь в бочке нравственного меда каждого вероисповедания, кроме Православного. Православие – это чистый нектар, не имеющий в себе изъяна или порока.

Часто приходится слышать из СМИ о неблаговидных поступках именно православных людей. Как это понимать?

Здесь надо понять, что существует два положения – это православное учение и последователи учения. И я в данном случае говорю о чистоте и непогрешимости самого учения, а не о людях, которые могут ему следовать или же нарушать.
Если внимательно рассмотреть все религиозные практики, то станет ясным как дважды два, что всесовершенным является только Православие. Поверьте, поиск истины всегда приводит человека в православный храм и он познает, что только православная религия от Бога.

А каким образом Вы бы посоветовали искать истину?

Для начала необходимо утвердиться в мысли, что Бог один, а не много богов, т.е. надо отвергнуть для себя примитивное язычество. Одним из основных качеств Божества является всесовершенство. А если два Бога, то возникает вопрос, кто из них более совершенный? Отсюда и вытекает, что не может быть двух или более богов. Есть только Единая всесовершеннейшая Сила, управляющая всем видимым и невидимым миром. Это первый этап поиска.

А что бы Вы посоветовали почитать по данному вопросу?

Хорошо бы почитать «Синопсис» святителя Димитрия Ростовского, а также «Точное изложение православной веры» преп. Иоанна Дамаскина.
Вообще советую читать Святых Отцов, а не современных богословов, потому что святоотеческое учение, хотя и кажется иногда сложным, но оно содержит в себе полноту истины. Знаешь твердо, что не отравишься.

А каков следующий этап?

Как известно, в единого Бога верят всего четыре религии: Православие, иудаизм, ислам и католицизм, не говорим о протестантах и прочих сектах, потому что о них особый разговор. Остается только рассмотреть, насколько верно эти религии проповедуют Божество и понять, что все они, кроме Православия, находятся в заблуждении.

Не могли бы Вы коротко объяснить, в чем заключаются эти заблуждения?

Вообще, для рассмотрения духовных понятий мы имеем два критерия – добро и зло. Как человеческий глаз устроен так, что он ориентируется контрастом света и тьмы, так и в духовном зрении необходимо рассматривать все через призму смирения и гордыни.
Если брать во внимание иудейское исповедание, то его заблуждение, прежде всего, в этническом факторе. Талмудическое учение призывает евреев считать все остальные народности «скотами с человеческими лицами». Конечно, такая трактовка не может претендовать на Божественную истину.
Более того, иудейская религия отжила свой век. После пришествия на землю Христа Спасителя миссия иудаизма, как свода пророчеств о пришествии Христа, закончилась. С этого времени новый иудаизм становится богоборческой религией. Как говорит апостол Иоанн Богослов: спасение от Иудеев (Ин. 4, 22), но не от этнических евреев, которые почему-то до сих пор считают себя избранным народом, а от древней веры иудейской, т.е. от учения, которое Бог давал людям в ветхозаветные времена. И кто следовал этому учению, незвасимо от национальной принадлежности, тот исповедал Иисуса Христом Богом.
Известно, что добрый самарянин, не будучи евреем, но исполняя заповеди, был похваляем Богом, а тот же еврей-левит осуждаем. В Священном Писании сказано, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф. 3, 9), а камни, как известно, не имеют этнической принадлежности.
На данную тему советую прочитать свт. Иоанна Златоуста «Слово против иудеев».

А в чем заблуждение мусульманского вероисповедания?

Мусульманское учение – это своеобразный синтез нового иудаизма и одной из христианских ересей – арианства. Если не касаться догматики, то заблуждения исламистов ярко выражено в так называемом описании мусульманского рая, куда попадая, душа умершего мужчины совокупляется с юными отроковицами, которые на следующий день снова становятся девственницами. Это безнравственное сладострастное учение также не может считаться Божественным. Кроме того, призывы корана убивать всякого неверного, то есть того, кто не принадлежит к вере Магомета, абсолютно лишены смирения.
О магометанстве советую почитать преподобного Максима Грека, который подробно изложил зловредность этого учения.

Теперь о католиках. В чем их неправота?

Здесь одним из главных заблуждений является признание безгрешности римского папы. Каким образом, избираемый конклавом кардиналов глава Ватиканского государства, вдруг признается наместником Бога. Судя по тем делам, которые совершали и продолжают совершать папы, они далеко не без греха. Да и кто из живущих на земле может быть без греха? В Священном Писании сказано: Кто говорит, что не имеет греха, тот лжец и истины в нем нет (Ср.: 1 Ин. 1, 8).

А как относится Церковь к протестантам?

Протестанты произошли из католической ереси и если там только папа признан безгрешным, то здесь проповедуется безгрешность вообще всех своих адептов. Потому у них есть заветный код.

Как это понять?

Это такая кодировка сознания. На своих проповедях протестантский пастор внушает адептам мысль: «Если вам будут говорить, что вы не спасены, то знайте, что это говорит вам диавол». В результате человек впадает в прелестное состояние и когда ему начинают говорить, что мы спасаемые (Деян. 2, 47), а не спасенные, что человек даже святой жизни может согрешить и погибнуть, то такой начинает видеть в своем собеседнике врага и естественно противится – закрывает сердце от истинной проповеди смирения и покаяния.


А вот, говорят, что и в Православии есть грех. Часто вспоминают нашумевший случай с Народным Банком России, учредителем которого является известный иерарх РПЦ, который пытался провезти через границу сигареты и водку.

Православие здесь не причем. Вы же сами говорите, что это делали люди из Народного Банка. И если они, имея возможность выбирать между добром и злом, встали на путь беззакония, то они нарушители учения, а не его последователи. Разве виновен президент в том, что кто-то из граждан страны, нарушив закон, совершил злодеяние? - Нет. Так и Церковь не может быть обвиняема в том, что кто-то из ее членов ослушался и преступил каноны. Мы говорим о святости учения Православной Церкви, а не о тех людях, которые его нарушают. Бог им Судия.

Вы не назвали среди религий, исповедующих единого Бога, буддизм. Что Вы можете сказать о нем?

Буддизм – это религия без Бога. В ней нет места Божеству, там основной целью последователей является обретение состояния «нирваны», т.е. некоего безразличия ко всему окружающему. Поэтому его относить к единобожным или многобожным учениям не следует.

Простите, за нескромный вопрос. Вы не боитесь, что, проповедуя исключительность Православия, Вы тем самым нарушаете Конституцию РФ, в 29 статье которой запрещается пропаганда религиозного превосходства?

Во-первых, каждый христианин знает, что необходимо бояться прежде всего Бога, а не людей. Во-вторых, превосходство скорее имеет место в учениях других религий, а не в Православии. Это и этнический статус иудеев, и мусульманский призыв корана к уничтожению «неверных», и непогрешимость римского первосвященника и т.д.

В Православии нет исключительности в отношении горделивого превосходства. Напротив, это смиреннейшая истина. Когда мы подходим к Святой Чаше, то говорим: «Верую, Господи, и исповедую, Яко Ты еси воистинну Христос, Сын Бога Живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз». Как видите, мы считаем себя самыми первыми грешниками. Если такое смиренное отношение кому-то угодно считать враждебным превосходством, то это их дело. Для здравомыслящего человека смирение, безо всякого сомнения – основание мирного духа. Православная вера указывает нам путь, ведущий ко спасению – это покаяние, а не горделивое превосходство, которое осуждается даже светской конституцией.


Беседовала Елена Васильева


<-назад в раздел

Русский календарь