Русский календарь
Русский календарь
Русский календарь
Новости
Сербы – народ Божий 19.12.2015

Сербы – народ Божий

В начале ХХ века святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский». Что означают эти патриотичные слова святого? К чему они нас побуждают и обязывают? Приснопамятный подвижник благочестия и доктор церковной истории митрополит Иоанн (Снычев) пояснял их смысл так: «Россия как вселенская хранительница и защитница святого Православия есть „подножие Престола Господня". Это понимание зрело в русском религиозном самосознании на протяжении многих веков, а наиболее четко его сформулировал перед самой революцией наш великий святой – всероссийский праведник и молитвенник Иоанн Кронштадтский. Родиться русским, говорил он, есть дар определенного служения. <…> Русское служение – одновременно жертвенное и героическое, высокое и скорбное, общечеловеческое и вселенское – заключается в том, чтобы до конца времен стоять преградой на пути зла, рвущегося к всемирной власти. Стоять насмерть, защищая собой Божественные истины и спасительные святыни веры. Доколе мы помним об этом – жива Святая Русь, неодолима и страшна врагам – нашим и Божиим!»

Итак, мы, русские православные люди, веруем, что Господь имеет особый замысел о нас, о всемирной сакральной миссии нашего Отечества. Однако «понятие „русский" <…> не является исключительно этнической характеристикой, – отмечает владыка Иоанн. – Соучастие в служении русского народа может принять каждый, отождествляющий себя с русским народом по духу, цели и смыслу существования».

Пожалуй, наиболее близкий нам во всех отношениях народ – сербы. И примечательно, что в сознании этих южных славян, наших братьев по крови и вере, также живет особое понимание своего исторического предназначения как православного народа­богоносца. Именно поэтому в Сербии, как ни в какой другой стране, чают исполнения пророчеств Святых Отцов о предапокалиптическом возрождении России. «Наступает время, и настало уже, когда в России не просто будут обновляться иконы, как это происходит сегодня, но когда войско живых русских святых, от святого Владимира и святого Серафима до последних мучеников Христовых с Царем­Мучеником во главе, возвестит Небу и земле, что весь русский народ обновлен Христом, заново в муках рожден, заново во крови крещен и готов теперь помочь всему миру», – исповедовал эту надежду от лица своего народа сербский святитель Николай (Велимирович).

В представленном ниже интервью обсуждается проблема национальной идентичности сербов в контексте противостояния «новому мировому порядку».

Антрополог доктор Ивица Тодорович родился в 1971 году в Подгорице (столица Черногории, – примеч. ред.). Начальную школу и гимназию он окончил в Шабаце (город в западной части Сербии, – примеч. ред.) и Белграде. Учился на философском факультете Белградского университета, на отделении этнологии и антропологии, защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертации. Сегодня Ивица Тодорович – ведущий научный сотрудник Этнографического института Сербской академии наук (САНУ). Также наш собеседник – член редакций ряда научных журналов; известен он и как руководитель нескольких международных и отечественных проектов и редактор «Энциклопедии сербского народа» в разделах, посвященных этнологии; участник многочисленных исследований и научных конференций. В частности, И. Тодорович провел масштабные этнологические исследования в Сербии, Черногории и Республике Сербской. Главные темы его трудов: типы культур и научные парадигмы, мифология и сакральные тексты, традиционная и современная духовная культура сербского народа, сербская идентичность, проблемы происхождения и этногенеза, базовые структурные модели... Ивица Тодорович – автор книг «Ритуал ума», «Мифологическая правда сербов», «Святая структура», «Этнология и генетика» и более 150 научных статьей. Поводом к нынешней беседе послужило появление его новой книги «Сербская тайна», выпущенной Этнографическим институтом САНУ совместно с белградским издательством «Невен».

ЭТНОЛОГИЯ И ЭСХАТОЛОГИЯ

 – Господин Тодорович, как этнолог и антрополог Вы занимаетесь, в числе прочего, и вопросами происхождения и идентичности сербского народа. В своей книге «Мифологическая правда сербов» Вы попытались объективно исследовать нашу историю, не прибегая к мистификациям, свойственным некоторым лжеученым, но, напротив, указав ключевые моменты процесса формирования сербской идентичности. На чем основаны Ваши выводы о сербах как древнейшем народе?

 – В исследованиях сербского этноса я использовал метод строгого структурного анализа, стараясь рассматривать различные детали этнического контекста в рамках сразу нескольких научных дисциплин, включая сюда и проблемные вопросы, не имеющие однозначного толкования и даже вызывающие неприятие в кругах, ошибочно относящих себя к элите. В основу книги «Мифологическая правда сербов» положен всесторонний детальный анализ известной идеи о сербах как древнейшем народе. Хотя некоторые читатели могут не согласиться, что указанная проблематика достаточно сложна, но она требует объемного продолжительного исследования и нестандартного подхода. Поэтому книгу рекомендую читать очень внимательно – во избежание всяческих недоразумений и неправильного восприятия. В отличие от этого труда, основанного на научном исследовании различных идей и представлений, другая книга – «Этнология и генетика» – посвящена непосредственно происхождению сербов, для изучения которого я применил самые современные методики и достижения.

Однако вернемся к сути Вашего вопроса. Различные представления о значении сербов, об их этногенезе, а также об особой роли нашего народа в глобальных исторических процессах, появившиеся сравнительно недавно, главным и непосредственным образом связаны с идеей т. н. «пранарода», сформировавшегося много веков назад. Эта идея заключается в том, что сербы были коренным этносом на Балканах и по сути представляли собой «пранарод», от которого в дальнейшем произошли остальные народы индоевропейской расы. Идея «пранарода» позволяет в каком-­то смысле уподобить сербов «новому израилю», избранному народу Божию. Уже в эпоху средневековья это представление становится основой сербской идеологической системы, самый известный элемент которой – т. н. «Косовский завет», документ со строго определенными правилами и формами коллективного социального поведения. Эта же идея получила свое развитие в течение последних столетий и даже десятилетий; возникли ее многочисленные новые интерпретации, начиная с произведений владыки Николая (Велимировича). Но, говоря кратко, вся суть обсуждаемой концепции в том, что совершенный, т. е. избранный народ может существовать, только соизмеряясь с высшим идеалом, представленным в Богочеловеке – Господе нашем Иисусе Христе.

 СЕРБЫ – НАРОД БОЖИЙ

 – Что это означает?

 – Это культурный, исторический, миссионерский образ, особое представление в лучших традициях сербской философской мысли, которое можно понимать, трактовать как непрерывное воплощение в жизнь христианских ценностей, начало чему было положено святым Саввой. Необходимо подчеркнуть и то, что сербская идея в этом смысле становится универсальной и – полностью противоположна концепции современного глобализма с его безумным футуристическим сценарием установления власти мирового правительства.

 ОБ АЛБАНЦАХ, ИЛЛИРИЙЦАХ И ПРАВДЕ

 – Недавно наша общественность была неприятно удивлена информацией, появившейся в одном учебнике по истории для начальных школ, согласно которой сербы на Балканах – якобы народ пришлый, отбиравший земли у исконно проживавших здесь иллирийцев и их потомков – албанцев. Проблемы истории сегодня нередко становятся скандальными новостными событиями, а в науку вмешивается политика. Если к этому прибавить и последние открытия генетиков, такие, например, как исследования русского ученого Анатолия Клесова, утверждающего, что место появления индоевропейцев – сербские области современного Балканского полуострова, то что можно сказать о генетическом происхождении сербского народа?

– Что касается иллирийцев, то много раз неопровержимо научно доказано, что албанцы не являются их потомками, и этот вопрос с точки зрения реальной науки считается решенным. Иными словами, миф о связи албанцев с иллирийцами –идеологический и политический прием, чаще всего используемый для оправдания насильственного изъятия сербских этнических территорий и геноцида сербов. Албанцы на Балканах впервые упоминаются лишь в XI веке. Кроме того, науке хорошо известно, что «естественной и четкой этнической границей между сербским и албанским народами до XVII века были реки Черный и Большой Дрим»(«Энциклопедия сербского народа»), а увеличение численности албанцев на сербском этническом пространстве происходило только в конце XVII века и сопровождалось этнической чисткой и насилием по отношению к нашему народу. Все эти факты общеизвестны.

С другой стороны, широкая общественность пребывает в неведении, что многие авторы еще в XIX веке приводили массу доказательств, подтверждавших, что прежде все славяне именовались «сербами» (Шафарик, Суровецкий, Кобычев, Будимир, Руделев и др.) и что мх прародина – именно дунайско­балканское пространство (Трубачев, Пипер, Толстой, Янкович и др.), как и прародина индоевропейцев (Рыбаков, Горнунг, Трбухович, Клесов и проч.). Эти теории высказали ведущие в своих отраслях ученые. Однако на т. н. официальном уровне нередко доминирует парадигма, сформировавшаяся под влиянием идеологии, которая, несмотря на доказательства специалистов, не позволяет научным институтам равноправно заниматься исследованиями в рамках этих теорий, не говоря уже о том, чтобы ознакомить с ними всех нас и внести эти данные в школьные учебники истории.

ДУНАЙ И СЛАВЯНСКИЙ ВОПРОС

 – Что Вы можете сказать о дунайской прародине славян?

 – Раньше считалось, что сербы пришли на территорию современных Балкан в начале VII века, во времена Царя Ираклия. Однако, как я уже отметил, теперь появились достаточно аргументированные свидетельства о дунайско-­балканской прародине славян. Согласно им, «сербы», т. е. все славяне, в ретроспективном плане имеют общую прародину, близ границ которой (согласно некоторым авторам – в рамках этих границ) они когда-­то поселились. Существуют и доказательства раннего присутствия славян на Дунае (Приск, Псевдо­Цезарий и др.). «Дунайская концепция» – одна из трех основных точек зрения на происхождение славян (две другие – висло­одерская и среднеднепровская концепции). Академик П. Пипер считает ее наиболее достоверной.

Дунай и иные дунайско­-балканские географические названия упоминаются в преданиях славянских народов, живущих далеко от этих земель (русских, белорусов), что вместе с остальными многочисленными фактами, по мнению ряда ученых (филологов, археологов, этнологов), подтверждает теорию о дунайско­-балканской прародине. В отличие от некоторых иностранных, самый важный славянский документ о нашем происхождении – Несторова летопись (начало XII в.), вкупе с другими источниками (о которых, к примеру, подробно пишет Седов) место славянской прародины определяет совершенно четко: вдоль Дуная. А среди самых древних славянских племен эта летопись упоминает и сербов. В ней также говорится о нашествии волохов, которые отняли землю у славян и оттеснили их к северу.

НАУКА И НАУКООБРАЗИЕ

 – Вы исследовали самые общие, типовые образцы традиционной культуры, в которых весьма неожиданно и даже почти таинственно открывается глубинное родство с универсальными космическими законами. По православному учению, человек является микрокосмосом, маленькой вселенной, вобравшей в себя и материальный, и духовный миры. Что же, по Вашему мнению, представляет собой эта «святая структура» (такое название носит одна из книг автора, – примеч. ред.)?

 – Задача настоящей науки – основанное на строгих принципах исследование в рамках существующих научных парадигм и отсечение различных идеологических влияний, скрывающихся за наукообразными мифами. Выдающиеся ученые и мыслители всех времен в своей исследовательской работе и выводах зачастую противостояли идеологическим догмам, ломая границы навязываемых концепций. Суть этой проблемы в том, что о какой бы из научных дисциплин ни шла речь, на пути к знаниям и истине всегда возникает конфликт между «заранее определенным» и собственно изучаемым; диспропорция между тем, что в научной парадигме, основанной на атеизме, считается «научно допустимым», и тем, что реально, без всякой идеологии, наблюдается.

В книгах «Святая структура», «Сербская тайна» и «Ритуал ума» я указал на некоторые весьма красноречивые свидетельства разумного Источника возникновения нашего мира, начиная с многократных повторений сходных структурных и семантических элементов в различных искусственных и естественных природных объектах. Во многих случаях речь идет о существовании гармоничных и симметричных моделей. Вопрос творческого замысла при их создании вряд ли имеет однозначный ответ с точки зрения формальной логики, однако несомненно, что столь сложные и совершенные системы подразумевают разумного Проектировщика и Создателя. Учитывая, что генетический код, периодическая система химических элементов, универсальные принципы математики и Библия не созданы и не могли быть созданы каким-­то отдельным человеком, то очевидно, что за всей этой универсальной упорядоченностью стоит не человеческий разум, а что-­то другое. Если мы примем подобные факты и присмотримся к тому, на что они нам указывают, перед нами откроется новая и совершенно иная картина действительности, где центр всего – Разумный Замысел, проявляющийся и в культуре, и в природе, и в самой истории человечества.

 СЕРБСКАЯ ТАЙНА – ПУБЛИЧНАЯ

 – В своей новой книге «Сербская тайна» Вы подняли некоторые нестандартные темы, например, соотношение между сербскими и универсальными ценностями, феномен Косова как первичной и исконной земли «сербского завета», сербскую идею и т. п. Что Вы можете сказать об этой «сербской тайне» в общем?

 – Многие задаются вопросом: «Почему наш народ такой многострадальный?» Ответ на это – в своеобразной «публичной тайне», т. е. он вполне доступен и понятен почти каждому человеку, особенно ученым, которые стремятся к объективности, какой бы она ни была. Отчасти причина наших скорбей – в особом геополитическом положении сербского этнического пространства. Кроме того, эта «страшная тайна» связана с самой идейной основой сербской цивилизации и исторической миссии, о которой писали многие авторы. Среди них были и весьма авторитетные ученые, объективно доказавшие свои тезисы о том, что являлось прежде и что теперь составляет основу сербской культуры и подлинно сербского мировоззрения.

Как я уже говорил, нам, сербам, все происходящее ныне и в прошлом следует рассматривать в свете представлений о «новом израиле», об избранном народе Божием. Именно на этом основывалась идеология средневекового сербского государства Неманичей, что убедительно показано академиком, историком Милошем Благойевичем в работе «О национальных и государственных интересах в произведениях Доментиана; сербы – избранный народ». Об этом же писали и Димитрий Богданович, Коста Николич и другие авторы.

Однако речь идет не только о теоретическом и научном, но и о практическом вопросе, касающемся настоящего и будущего всего пространства, на котором живет сербский народ, судьбы всей сербской цивилизации. Каждый человек, понимающий суть нашей национальной идеи, непосредственно влиявшей на жизнь народа в течение всей его истории, четко и без труда сможет определить предварительные условия сербского возрождения. Но пока, к сожалению, тема культурно­-цивилизационных ценностей в Сербии – область интересов лишь небольшого круга специалистов, а в общественной среде она находится фактически под негласным запретом. Поэтому сегодня об исконно сербской традиции можно говорить как о запрещенной. Но именно это вытеснение привело к ее проявлению какими-­то совершенно новыми и неожиданными способами, подтверждая существование сербской идентичности в качестве неоспоримого факта.

ИДЕЯ «СЕРБСКОГО ЗАВЕТА»

 – Как понять сербскую идею?

– В серьезных фундаментальных научных статьях и книгах показано, что в основу сербской коллективной психологии, т. е. «сербской идеи» и понимания исторической миссии сербского народа, положена мысль о «новом израиле». Результаты проведенных исследований доказывают, что без представлений о сербах как избранном народе Божием наше коллективное сознание не может воспринимать свое прошлое, также как и осознавать свою миссию и цель жизни в настоящем и будущем.

 СЕРБЫ В ЭПОХУ АПОКАЛИПСИСА

 – Мы – современники всемирного процесса глобализации. На наших глазах формируется новый уродливый мир, в котором люди должны стать киборгами. Идет война против всех традиционных ценностей, особенно против христианского Завета. Как все это скажется на сербском народе? Устоим ли мы в вере и правде в эту апокалипсическую эпоху?

 – В подобных условиях, как уже заметили некоторые авторы, понятия «сербский» и «всечеловеческий» совпадают. Прежде в истории сербский мир и сербская цивилизация уже разрушались одновременно с человеческим миром и цивилизацией, но и возрождались вместе с человечеством в целом.

По мнению ряда аналитиков, критически относящихся к современности, в основе многих нынешних процессов лежит тоталитарная и кровожадная борьба против идентичности всего существующего, начиная с национальной, религиозной, культурной и общественной идентичностей, вплоть до семейной, половой и даже человеческой. Основной источник происходящих изменений – т. н. современный мондиалистский фашизм, т. е. выстраиваемый мировой тоталитарный культ, или либеральный фашизм. Например, многие авторы и в том числе ученые, поддерживающие идеи установления мирового правительства, стремятся на символическом уровне отождествить людей и животных (о чем свидетельствует зоологический эволюционизм­-дарвинизм, возведенный до уровня догмы и приведший к возникновению нацизма), или уравнять людей с машинами. Кроме того, они пытаются переосмыслить значение и важность таких понятий, как пол, семья, народ, культура, традиция. А основная антропологическая правда состоит в том, что без семьи и родственных отношений нет человека! Таким образом, по мнению критиков подобных процессов и тенденций, антихристианские властители пытаются на глобальном уровне овладеть миром, при этом современный либеральный фашизм есть только новое оружие Запада (нередко подкрепляемое силами исламского экстремизма, по крайней мере на сербском этническом пространстве), по сути современный аналог нацизма и фашизма времен Второй мировой войны. Такой вывод несколько лет назад отнесли бы к «теории заговора», но сегодня это уже всем доступная и очевидная реальность, подтверждаемая в трудах выдающихся ученых, писателей, философов и других общественных деятелей.

 

Беседовал Владимир Димитриевич

Перевод с сербского языка Майи Йончич

Печатается в сокращении

Источник: газета «Православный Крест», № 24 (144) (от 15 декабря с. г.)


<-назад в раздел

Русский календарь