Сербская Церковь восходит на крест
Сотрудники газеты "Православный крест" уже неоднократно беседовали с редакторами сербского православно-патриотического сайта «Борьба за веру» (http://borbazaveru.info). В №№ 6 (78) и 7 (79) было опубликовано интервью о нестроениях в Сербской Церкви из-за распространения в ее ограде еретических учений и внедрения антиканонических новшеств. Также сербы-журналисты делились с нами своими рассуждениями по поводу намеченного на 2016 год т. н. «Всеправославного собора» и роли СМИ в противостоянии реформации церковных устоев (№№ 14 (110) и 15 (111)).
Сегодня вновь попросили сербских коллег рассказать о происходящем в СПЦ – в частности о том, как и почему стоящие в истине епископы массово отстраняются от епархиального управления. Эта проблема уже отчасти затрагивалась в статье «О гонениях на архиереев-консерваторов в Сербской Церкви» (№ 11 (83)), где сообщалось о снятии с кафедр владык Средне-Европейского Константина (Джокича) и Зворницко-Тузланского Василия (Качавенды). Но в последние месяцы ситуация обострилась настолько, что Сербия стоит буквально в шаге от масштабного церковного раскола…
– Братья и сестры, сотрудники интернет-портала «Борьба за веру»! Из публикаций на вашем сайте нам стало известно о новых случаях отстранения от управления епархиями епископов СПЦ – о почислении на покой Архиерейским собором в мае с. г. владык Канадского Георгия (Джокича) и Милишевского Филарета (Мичевича), а также о недавнем смещении владыки Нишского Иоанна (Пурича). Расскажите, пожалуйста, нашим читателям об этих иерархах. Каковы их взгляды и по каким причинам, праведно или неправедно, они были удалены с кафедр?
– За пять лет с момента интронизации Патриарха Иринея модернистско-экуменическое священноначалие СПЦ отстранило от управления епархиями шесть архиереев – такого еще не случалось ни в одной Поместной Церкви! Все смещенные Владыки – противники модернизма и патриоты. Это епископы: Рашско-Призренский Артемий, Зворницко-Тузланский Василий, Средне-Европейский Константин, Милишевский Филарет и Канадский Георгий. Совсем недавно этот список пополнил епископ Нишский Иоанн, ученик приснопамятного митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Примечательно, что все Владыки устранялись без каких-либо церковно-судебных разбирательств, которые бы доказали их вину. На последнем Архиерейском соборе епископов Канадского Георгия и Милишевского Филарета лишили епархий в результате простого голосования. Они, как и снятые прежде архиереи, обвинялись в финансовых махинациях и аморальных поступках, но ни один навет фактически не подтвердился.
Здесь нужно отметить существенную деталь, указывающую на необычайность беззакония экуменическо-новаторского священноначалия СПЦ. Владык обвинили и сместили, но Собор, несмотря на якобы имевшиеся с их стороны нарушения, не лишил их сана, т. е. они остались в своем епископском достоинстве и продолжают совершать богослужения. Это не только неканонично, но и абсурдно. Так соборное большинство по сути засвидетельствовало о неправоте собственного решения. Епископы не извержены за те преступления, в которых обвинялись, их вина не доказана, и, следовательно, они были сняты незаконно!
Епископ может быть отстранен от своих обязанностей только в случае смерти или канонических прещений. Но деяния, предполагающие наложение запрета или извержение из сана, всегда подлежат суду (который, повторим, не производился!) и делают епископа недостойным служения (святоотеческое правило гласит: «Если достоин, то должен служить…»). Поэтому возникает недоумение: на каком основании у Владык отобрали епархии? Исходя из каких канонов? И, опираясь на какие правила, Собор назначил на их места новых архиереев? Ведь известно, что это возможно лишь в случае смерти епископа, либо его извержения, т. е. когда епархия становится вдовствующей. Существует еще третья причина – добровольный уход на покой (16-е правило Девятого Поместного Собора). Но смененные православные иерархи Сербской Церкви не изъявляли желания добровольно покинуть кафедры. Именно поэтому после Собора мы подняли все эти вопросы.
Святые каноны свидетельствуют о теснейшей и неразрывной связи между епископом и его епархией. Это единение Святые Отцы уподобляют брачным узам, отчего лишившаяся епископа кафедра и именуется «вдовствующей» (см., например, 25-е правило Четвертого Вселенского Собора). Еще с IV века существует толкование апостольских слов о епископе одной жены муж (1 Тим. 3, 2), гласящее, что под «женой» нужно понимать епархию, которую епископ не имеет права оставлять. На Западе эту интерпретацию упоминал блаженный Иероним, а на Востоке о ней говорили епископ Экумений и блаженный Феофилакт Охридский (Болгарский). Такое изъяснение отражает взгляд древней Церкви на взаимоотношения епископа и епархии. Аналогично и беззаконный захват тем или иным архиереем чужой кафедры в церковных памятниках часто именуется прелюбодеянием.
Чтобы было понятно, какие архиереи подвергаются гонениям, скажем вкратце о взглядах недавно отстраненного Нишского епископа Иоанна. Этот архипастырь всегда выступал за сохранение литургического предания, оставленного нам Патриархом Павлом, и не водил дружбы с римо-католиками. Например, в 2013 году, во время празднования 1700-летия Миланского эдикта, он не принял ватиканского посланника кардинала Анджело Содано. Епископ Иоанн был удален именно потому, что не пожелал примкнуть к клану экуменистов и модернистов. И нужно отметить, что способ его смещения – новый прецедент: он лишился епархии практически в одночасье! Информационная служба СПЦ, которой руководит Бачский епископ-экуменист Ириней (Булович), опубликовала сообщение о болезни владыки Иоанна (что, судя по его публичным выступлениям, не соответствует действительности). Сразу после этого Владыку сняли, поставив на его место временно управляющего епархией.
– А как регулирует смену епископов Устав СПЦ?
– В нашем Уставе существует положение о почислении архиереев на покой – статья 111, которая гласит: «Святой Архиерейский собор имеет право удалить епархиального архиерея только после канонического осуждения или освободить его от должности из-за очевидных физических недостатков, препятствующих служению, или в том случае, когда было нарушено одно из условий статьи 104, а также и на основании прошения об уходе на покой». (Статья 104 Устава СПЦ: «Епархиальным и викарным архиереем может быть избран отвечающий следующим требованиям: а) удовлетворяющий каноническим требованиям для принятия епископского сана в Православной Церкви; б) окончивший Православную духовную академию или Православный богословский факультет; в) являющийся гражданином Югославии (это условие не распространяется на сербских православных архиереев за границей); г) своей ревностью к церковному служению и безупречной жизнью в трудах на благо Церкви и народа заслуживший всеобщее уважение, показав себя достойными возведения в архиерейский чин». – Примеч. пер.)
Но в святоотеческих канонах нет упоминания о каких-либо уважительных предлогах для добровольного оставления епископом епархии, т. е. уклонения от епархиального служения, в том числе и болезнях. Правила ясно указывают: «Единожды приявшему на себя священноначальственное попечение подобало удержать оное с духовною крепостию, как бы вооружиться на труды и охотно переносить пот, обещающий воздаяние». Так Отцы Третьего Вселенского Собора писали о епископе Евстафии, человеке престарелом и устрашившемся множества трудностей, который, «не ведаем как, – говорят Отцы, – представил письменное отречение от своей епархии», куда был избран другой – Феодор (см. Послание Третьего Вселенского Собора к Священному Собору Памфилийскому о Евстафии).
– Как смещение стоящих в вере Владык отразилось на их кафедрах?
– В Милишевской и Канадской епархиях началась смута. В Канаде, например, православные сербы массово перестают посещать храмы СПЦ и переходят в другие Поместные Церкви. Канадский владыка Георгий – пламенный патриот и противник любых новшеств в богослужении. Ранее он безбоязненно говорил во всеуслышание, что епископ Рашско-Призренский Артемий был смещен по настоянию американских властей и наших доморощенных предателей.
Милишевский владыка Филарет также не угодил экуменистам своей верносттю Священному Преданию и выступлениями против вхождения Сербии и Черногории в Европейский Союз (его епархия охватывает как сербские, так и черногорские территории). Владыка не шел на поводу у митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, лукаво подталкивающего СПЦ на путь евроинтеграции.
Вот как об этом пишет известный черногорский журналист, сотрудник портала «Принцип» Владимир Вукович: «От чьего имени наш митрополит как глава Православной Церкви в Черногории положительно высказывается об антирусском неоимпериалистическом и антихристианском объединении под названием ЕС? От имени верующих он этого делать, конечно, не может, если только не хочет представить Церковь своим личным учреждением. Потому что опросы общественного мнения показывают, что более 40% граждан Черногории – противники вступления в ЕС. Известно, что членство в этой организации одобряют в основном приверженцы исламского религиозного объединения (боснийцы и албанцы) и римо-католической „церкви" в „независимом Монтенегро" (западноевропейское название Черногории, – примеч. пер.) (албанцы и хорваты), но их, согласно последней переписи, у нас лишь около 25%. Значит, упомянутые 40% граждан Черногории, не одобряющие вступление в ЕС, – большая часть православных верующих нашего государства, т. е. это и есть словесное стадо митрополита Амфилохия. И эти люди – самые лучшие, самые честные и верные чада Церкви, готовые на жертву и борьбу за то, что владыка Раде (Петр II Петрович Негош, в миру Радивой (Раде); правитель Черногории в 1830–1851 гг. и митрополит Черногорский и Бердский, выдающийся сербский государственный, общественный и культурный деятель. – Примеч. пер.) называл „алтарем правым на камне кровавом". Таким образом, если более 50% православных Черногории явно не симпатизируют возрожденному Четвертому Рейху под названием ЕС, то на каком основании наш дорогой митрополит с такой легкостью и радостью заявляет, что „мы никогда не скрывали, что поддерживаем членство Черногории в ЕС"? Возникает вопрос: почему митрополит Амфилохий, вопреки духу Православной Церкви, а также воле и заветам святого Петра Цетинского и Негоша, упускает из вида и забывает, что ЕС противостоит единственной истинной вековой союзнице нашей страны – православной Матушке-России?! Мы испытываем гнев, смешанный с горечью: наследник престола святого Петра Цетинского предал святопетровский завет о вечной верности Святой Руси. Именно сейчас, в то время, когда ЕС последовательно ужесточает санкции против нее и грохочет оружием на границах нашей славянской Матери, Цетинский Владыка, наш митрополит перед Богом и людьми, заявляет, что он, православный епископ Черногории, Берды и Приморья, „никогда не скрывал, что поддерживает членство в ЕС"?! Неужели мы в самом деле дожили до исполнения пророчеств Апокалипсиса?»
– Предпринимают ли верные истине клирики, монашествующие и миряне Сербской Церкви какие-либо действия для исправления сложившейся ситуации? Что вы думаете о будущем? Насколько вероятна опасность раскола? Какой выход нашла для себя и предлагает своим читателям «Борьба за веру»?
– К сожалению, верные чада СПЦ, за редкими исключениями, открыто не выступают против антиправославных апостасийных явлений. Нашу Церковь сковал страх, мы будто живем в тоталитарном государстве, где каждое действие человека контролируется и любой неугодный экуменистам поступок или слово могут повлечь за собой суровое наказание. Видя примеры различных прещений и гонений, архиереи, клирики и монашествующие опасаются разделить участь попавших в опалу.
Главная задача противоборствующих нам сил – уничтожить СПЦ как исторического союзника России и Русской Церкви, подчинив ее ватиканско-вашингтонской Константинопольской Патриархии. Агенты Константинополя – владыки Амфилохий (Радович), Афанасий (Евтич), Ириней (Булович), Григорий (Дурич), Максим (Василевич) и прочие – ныне занимают в СПЦ все ключевые посты. А Патриарх Ириней (Гаврилович) – лишь послушный слуга этой мощной группы модернистов, сосредоточивших всю власть в своих руках.
Что же касается раскола, он реален и близок как никогда. Однако мы всеми силами стараемся держаться пути святого Иустина Челийского, который, противостоя экуменизму и модернизму, оставался верным сыном Сербской Православной Церкви. Он не покидал ее, несмотря на все трудности и искушения, через которые она проходила. Мы веруем в Бога, в Небесную Сербию и в то, что еще придет время, когда все сербство обновится. Это должно произойти с помощью сестринской России, чья победа на Ближнем Востоке увенчается походом на Балканы и созданием Союза православных народов, как писал выдающийся сербский философ доктор Марко Маркович и пророчествовали святые.
– Но пока, увы, лишь единицы православных верующих в России следят за событиями в сестринских Поместных Церквах и знают о ситуации в СПЦ. Как вы полагаете, в чем причина этой неосведомленности и молчания, царящего в русскоязычных православно-патриотических СМИ в то время, когда Сербская Церковь, если можно так выразиться, восходит на крест? Чем мы, русские православные, можем помочь вам, братья, в вашей беде?
– Россия – это великая страна. Да, у вас множество собственных проблем, как духовных, так и материальных. Но все же не забывайте, что Сербия – это уменьшенная копия России, это государство, ценящее свою христианскую историю и помнящее о миссии свидетельства Православной веры; это земля, украшенная мощами Божиих святых. Поэтому православные русские люди должны внимательно следить за всем происходящим в оккупированной НАТО Сербии и знать, что их ожидает то же самое, если они не сохранят свою драгоценную духовную свободу.
Самая необходимая и существенная помощь, которую вы можете нам оказать, дорогие братья и сестры, – это молитва за сербский народ. Кроме того, мы будем вам благодарны, если вы донесете до русской православной общественности правдивую информацию о реальном положении дел в СПЦ. И, конечно, первостепенное значение имеет ваша личная борьба, противостояние модернистам в лоне Русской Православной Церкви. Храните Православную веру в полноте ее догматического и литургического Предания, не уклоняясь на погибельные пути обновленцев Антонина (Грановского), Никодима (Ротова), Александра Шмемана и прочих еретиков! Не допустите торжества экуменизма и модернизма на «восьмом вселенском соборе» в 2016 году! А когда, даст Бог, придет время и Россия одержит победу над сатанизмом альянса НАТО, вспомните своих братьев-сербов, которые в 90-х годах XX века ценой собственной крови сдерживали НАТО на Балканах, чтобы его войска не ступили на землю Матушки-России, пока она, этот Третий Рим, не восстановится и не укрепится для предстоящей борьбы.
Трудно нам, братья, и с каждым днем все труднее – у нас отнимают наше сердце – Косово и Метохию, вынуждают вступать в ЕС и НАТО, навязывают содомию и прочие «прелести» «Белой демонии», как святитель Николай (Велимирович) называл Европу, отступившую Христа. Не забывайте нас, братья, и Бог вас не забудет! Помогайте, когда, как и чем можете, и вы не лишитесь награды от Господа, Которому вкупе служили святой Савва и святой Сергий Радонежский, игумен земли Русской; святой мученик князь Лазарь Косовский и святой мученик Император Николай II, великий защитник сербов!
Да вознаградит вас Бог за вашу любовь к Сербии и Сербской Церкви!
Беседовала и перевела с сербского языка Мария Деркачева
Источник: газета «Православный Крест», № 22 (142) (от 15 ноября с. г.)
Фото: 1 – Епископ Нишский Иоанн; 2 – Епископ Милишевский Филарет; 3 – Свт. Николай Сербский: «Не бойся одиночества без людей, бойся одиночества без веры»